Кто такие варяги. роль викингов в истории руси
Содержание:
- Куда делись викинги?
- [править] Анализ
- Черняховская культура
- Секрет происхождения варягов и Руси
- Участие руси в призвании
- Предыстория и события 862 года
- Семья и личная жизнь
- Как варяги появились в русских землях
- Основные особенности военного искусства викингов
- Литература
- Примечания
- Когда хотя бы один из этих самолетов поднимается в воздух, противовоздушная оборона стран НАТО замирает у экранов локаторов в тревожном внимании…
- Призвание
- Призвание
- Примечания
- Князь Олег Вещий: великий завоеватель и объединитель восточнославянских земель
- Предыстория призвания варягов
- Журнал
Куда делись викинги?
В первой половине XI века грабительские походы викингов в Западную Европу начали сходить на нет. Скандинавские королевства стали христианскими, на смену родовому строю приходил феодализм, и норманны все больше встраивались в общее течение европейской жизни.
На Руси же варяги быстро усвоили местные обычаи и язык, перестали ассоциировать себя с исторической родиной. Первые русские князья носят скандинавские имена: Рюрик, Олег (Хельги), Игорь (Ингвар). Однако уже сын князя Игоря Старого и княгини Ольги назван по-славянски — Святослав. Получается, что викинги никуда не исчезли, а лишь растворились в славянской среде, оставив немалый след — хотя бы в виде династии Рюриковичей.
Связи Руси со Скандинавией сохранялись и в дальнейшем — это подтверждают, в частности, династические браки. Например, в XI веке киевский князь Ярослав Мудрый взял в жены шведскую принцессу Ингигерд (Ирину). А правнук Владимира Мономаха в XII веке стал датским королем под именем Вальдемар I Великий.
Контакты с Северной Европой резко сократились лишь в результате монголо-татарского нашествия в XIII веке. Гораздо большее значение для русских князей и населения приобрели отношения с ордынским ханом, а не с северо-западными соседями.
[править] Анализ
Сообщение о призвание варягов содержит много неясностей. Например, непонятно, почему призываемый народ называется двумя именами (варяги и русь).
Непонятно также зачем вообще славянам в правители понадобились варяги.
Многие историки считали, что призвание варягов — миф, что никто варягов не звал, они сами пришли, как приходили норманны в Англию и Францию.
Нельзя, однако, забывать, что славяне не были независимы, они платили дань хазарам.
А.П. Новосельцев считает, что призвание варягов-руси словенами, кривичами и другими племенами Севера было вызвано хазарской угрозой, Однако, хазары, как пишет Масуди, нанимали русь в свою армию:
Можно предположить, что славяне по приказу хазар призвали себе в управители варягов.
С точки зрения властей Хазарии, более рационально было контролировать славянские племена с помощью русов, а не с помощью гвардии ал-Ларисия, так как славяне жили по берегам рек, и проще было на них нападать с ладей русов, чем с помощью конницы.
О связях русов с хазарами говорят арабские авторы. Так, Ибн Русте в первой половине 10 века отмечал, что русы продавали в Хазарию захваченных славян в рабство:
Ибн Хордадбех в 9 веке называет русов и еврейских купцов рахданитов торговыми партнёрами, и сообщает о том, что русы торговали через Хазарию.
Характерно, что в 9 веке русы назвали своим правителем кагана, что может указывать на их службу хазарам.
Недаром хазарский царь Иосиф считал своими данниками даже северное прибалтийско-финское племя весь (ныне Карелия), то есть Иосиф считал все славянские земли «исконно» хазарским владением.
Однако, вскоре отношения призванных варягов и хазар начали портиться, так как русы посчитали, что лучше славяне будут платить дань им, а не хазарам.
Впрочем, может быть хазары дали в управления русам славян в качестве «бартерной» платы за военную службу — недаром «призвание» варягов почти совпадает с временем крупного совместного похода русов и хазар на Византию.
Недаром же, после утверждения Рюрика в Новгороде два его «боярина» (дружинника) — Аскольд и Дир — «испросились» идти на Византию. Они пошли по Днепру, где увидели Киев, население которого платило дань хазарам, а затем обрушились на византийцев, одновременно с нападениями хазар на византийские города Крыма.
Константин Багрянородный в 9 главе трактата «Об управлении империей» сообщает, что росы собирают ладьи-однодеревки, которые приводят на Днепр и продают славяне из Новгорода, Смоленска, Любеча, Чернигова и Вышгорода. Однодеревки сходятся в крепости Киева, называемой Самватас (очевидно, еврейско-хазарский ойконим) и отправляются в Византию.
Таким образом, если хазары стояли за призванием варягов, то они хотели решить этим несколько задач: сбор дани со славян (особенно захват рабов), угрозы для Византии и, возможно, кочевников, угрожавших каганату. Хазары стремились к тому, чтобы русы с их флотом были ближе, и могли по требованию хазарского царя наносить удары по мусульманам южного Каспия и по Византии.
Однако, варяги-русы имели собственные интересы. Заняв путь из варягов в греки русы стали заинтересованы в торговле с Византией, а не в войнах с ней. Сама логика сбора дани со славян неизбежно создавала конфликты с Итилем, а походы русов на Каспий могли обернуться и против хазар, что и произошло.
Переселение руси в славянские земли привело также к тому, что постепенно русы ассимилировались славянами.
Черняховская культура
Если можно поставить под сомнение достоверность «Сказания о Словене и Русе», то факт существования «Северных архонтств» историками признан. Так византийцы называли непокорные земли-государства, расположившиеся в Северном Причерноморье, которые в VI и VII веках являлись для Константинополя серьезной угрозой.
Раскопки в центральной Украине подтвердили существование здесь некогда развитых территорий. Эти протогосударственные образования историки объединяют под понятием «Черняховская культура». Установлено, что на этих землях развивались железообрабатывающее, бронзолитейное, кузнечное, камнесечное производство, а также ювелирное дело и чеканка монет.
Историки отмечают высокий уровень хозяйствования и активную торговлю представителей «Черняховской культуры» с крупными античными центрами. По мнению академика В. В. Седова, основным населением этих мест были славяне-анты и скифо-сарматы.
Секрет происхождения варягов и Руси
Древнерусские варяги, скорее всего, не являлись славянами. Это было какое-то родственное скандинавам племя. Если опять обратиться к Повести временных лет, то там под варягами понимаются все германские народы, такие как:
- Нореги;
- Даны;
- Готы;
- Англы и так далее.
Скорее всего, варягами назывались племена, которые жили на южных и северных побережьях Варяжского (Балтийского) моря. В 11 веке византийцы называли варягами наёмников, которые служили в качестве личной гвардии императора.
По другой версии, которая тоже не подтверждена, первые варяги были названы так от того, что они почитали волка своим покровителем. Причём это название было дано им другими народами. Варг – это чудовищный волк Фенрир из скандинавской мифологии. Варгами также назывались и его сыновья – Сколь и Хати. Получается, что варяги – это дети варгов. В отличие от славянских народов, которые относились к лесному волку, как к вору, скандинавы почитали полярных волков, которые были значительно крупнее лесных.
О неславянском происхождении варягов говорят и немецкие источники 11 века, повествующие о польском походе на русские земли. Немецкие воины рассказывали летописцам, что на Руси множество людей, которые являются данами. Можно быть уверенными, что немцы точно не перепутали бы своих соплеменников данов с другими народами. Кроме того, в Швеции часто находят древние могильные камни, на которых имеется информация о военных морских путешествиях на славянские земли.
https://youtube.com/watch?v=H4OfEOk9kxo
Наиболее распространённые древние скандинавские источники и саги, которые можно сравнивать с русскими летописями о варягах, прямо указывают на то, что скандинавы часто ходили на Гардарику. Интересно то, что Гардарикой, то есть «царством городов» саги называют древнюю Русь. Это косвенно указывает на то, что большие торговые славянские города закладывались именно варягами.
Кроме того, все легенды о призвании варягов на Русь утверждают, что именно они основали государство, именуемое Русью. Первый варяг, призванный на княжение со своей дружиной и братьями Синеусом и Трувором, известен всем под именем Рюрика. Если сравнить это имя со скандинавскими источниками, то становится ясно, что это никто иной, как Хрёрек. Другие русские князья тоже имеют искажённые скандинавские имена:
- Трувор – это Thorvardr;
- Олег – Helgi;
- Ольга – Helga;
- Оскольд – Hoskuldr;
- Дир – Dyri.
Участие руси в призвании
В Лаврентьевском, Ипатьевском и Троицком списках «Повести временных лет», а также в русской редакции XIII века «Летописца вскоре» патриарха Никифора, помещённой в Новгородской Кормчей книге (1280 год), русь названа в числе племен, приглашавших варягов: «придоша русь, чюдь, словене, кривичи к варягом, реша: земля наша велика и обилна» или как в «Повести временных лет»: «реша Русь, Чудь, Словени и Кривичи» — на что указывали И. Г. Нейман, Д. И. Иловайский, А. А. Потебня, М. Н. Тихомиров и Г. В. Вернадский. Разночтение состоит в склонении слова «русь» во фразе «сказали руси чудь, словене, кривичи и весь» или «сказали русь, чудь, словене, кривичи и весь». В остальном тексте сказания о призвании варягов прямо говорится о руси как варяжском народе за морем.
Участие руси в призвании варягов фиксируется и в более поздних, чем «Повесть временных лет», источниках: «Владимирском летописце» и «Сокращённом Новгородском Летописце», а также в Степенной книге митрополита Макария: «послаша русь к варягом… и придоша из-за моря на Русь» и в Летописце Переславля Суздальского (Летописец Русских Царей): «Тако реша русь, чудь, словене, кривичи, и вся земля реша…» и некоторых других.
А. А. Шахматов, разбирая измененный текст «призвания варягов» (по Лаврентьевскому списку) «Реша Руси Чудь Словени и Кривичи», в примечании делает существенное уточнение: «вносим несколько поправок, предложенных издателем».
По мнению В. В. Фомина, русь, участвовавшая в призвании, связана с названием города Старая Русса. «Старорусскую русь», существовавшую, по его мнению, ещё до призвания Рюрика, Фомин локализует на территории всего Южного Приильменья, «где встречаются мощные соляные источники, в изобилии дающие соль, без которой невозможна сама жизнь». Предположение о существовании Старой Руссы в IX веке не подтверждается археологическими данными. Но в последние годы в двух актах научно-исследовательской экспертизы Института российской истории РАН было отмечено, что «вопрос о времени возникновения города Старая Русса Новгородской области до сих пор не может считаться решённым… археологически Старая Русса изучена крайне недостаточно». По исследованным памятникам археолог Г. С. Лебедев датировал возникновение Старой Руссы рубежом X—XI веков. Кроме того, название этого поселения (Руса) известно только с середины XI века, которой датируется берестяная грамота № 526: «На Бояне въ Роусе гр(и)вна, на Житоб(о)уде въ Роусе 13 коуне и гр(и)вна истине…». О более раннем названии поселения ничего не известно. Лингвисты Р. А. Агеева, В. Л. Васильев и М. В. Горбаневский считают, что первоначальное название города (Руса) происходит от гидронима — реки Порусья, которая в древности называлась Руса. Имя реки, в свою очередь, осталось от ранее проживавших здесь балтийских племен. Однако вне зависимости от связи со Старой Руссой «варяги-русь» могли участвовать в призвании других «варягов-руси», поскольку в летописях упоминается о том, что местное население и до призвания Рюрика платило дань неким варягам, а археология фиксирует скандинавское присутствие в Старой Ладоге уже с середины VIII века.
Предыстория и события 862 года
Древнейшая русская летопись, «Повесть временных лет», сообщает, что в 859 году варяги собирали дань со славянских и финно-угорских племен, которые проживали на территории между Ладожским озером и Западной Двиной.
Рис. 1. Призвание варягов.
К таковым относились:
- славяне: кривичи и словене ильменские;
- финно-угры: меря, весь, чудь.
В 862 году произошло изгнание варягов, но потом племена решили снова позвать их. Согласно летописям, причиной были разногласия между племенами и отсутствие порядка в их богатой земле. Призванных варягов в летописях называют «русью», а также шведами, англами и готами. От этого названия они выводят термин «Русская земля».
Варяжским морем средневековые летописцы называли Балтийское. Из него шел путь на юг, в Черное море. Он получил название «путь из варяг в греки». Путь проходил по рекам: Западная Двина, Днепр, Нева, Волхов, Ловать.
Рис. 2. Призвание варягов картина.
Семья и личная жизнь
Неизвестно, сколько было у Рюрика жён и детей. Летописи сообщают только об одном сыне — Игоре. По Иоакимовской летописи, Рюрик имел несколько жён, одной из них и матерью Игоря была «урманская» княжна Ефанда. Татищев, ссылаясь на Иоакимовскую летопись и, возможно, используя какие-то поздние несохранившиеся источники, рассказывает о женитьбе Рюрика на Ефанде, дочери новгородского посадника Гостомысла, инициатора приглашения Рюрика.
Кроме Игоря, у Рюрика, возможно, были и другие дети, поскольку в русско-византийском договоре 944 года упомянуты племянники Игоря — Игорь и Акун. Есть версия, что Игорь Младший был от сына Рюрика, а Акун — от дочери.
Как варяги появились в русских землях
1-е записи о варягах встречаются в «Повести временных лет». Варяги появились на Руси приблизительно в 9-м столетии. Тогда варяги являлись богатыми торговцами, которые в больших количествах прибывали в русские земли. В крупнейших городах славян этих торговцев было так много, что они формировали общины, преобладавшие над местными жителями.
После того, как в 10-м и 11-м столетиях правители Руси стали нанимать дружины варягов в свои войска, число чужеземцев начало возрастать. Дело дошло до того, что Новгород, который всегда считался городом славян, стал считаться городом варягов. Большое число чужеземных торговцев и воинов было многократно зафиксировано в древних документах, найденных в Киеве.
Даже один из походов княжеских дружин на столицу Византии состоялся благодаря варяжским наемникам, из которых киевские князья Аскольд и Дир сформировали ополчение. Кроме того, есть теория, что Киев основали варяжские племена. Культ Перуна, являвшегося главным божеством варяжских племен, выступает доказательством данной теории.
Варяги, образовав в землях славян торговые общины, стали со временем получать все больше власти. Города, управляемые князьями варягов, превратились в военные пункты. Ввиду того что до этого славяне уплачивали дань хазарскому каганату, варягов начали считать чуть ли не избавителями. Они не занимались грабежом местных жителей. Соответственно с летописями, Аскольд и Дир, приблизившись к Киеву с моря, узнали, что его жители находятся под игом хазар, и стали правителями города. Затем они собрали мощное войско (по большей части из варягов) и начали нападать на расположенные поблизости полянские городки. Со временем жители этих земель согласились принять власть варягов.
В это время в Новгороде уже правил Рюрик (был Новгородским князем с 862 по 879 год). Считается, что славяне сами призвали его на княжение. Именно он положил начало династии Рюриковичей. Соответственно с летописями, славяне призвали на княжение 3 варягов: Синеус стал править в Белоозере, Трувор в Изборске, Рюрик в Новгороде. Благодаря этому был положен конец междоусобным войнам славян и финно-угров.
Основные особенности военного искусства викингов
Викингам никогда не удалось бы достичь каких-либо побед на поле боя, если бы они были просто бандами вооруженных грабителей. Возможно, летописцы и не вполне правы, называя многочисленных северных воинов, терроризировавших Европу почти двести лет, «великой армией», но всё же приходится признать, что это была достаточно организованная сила, пусть и не имевшая никогда единого командования.
Формирование дружины
Большую часть викингов составляли так называемые «бонды»
Так в Скандинавии обозначали свободных землевладельцев, а также, что немаловажно, их детей, которым, возможно, и не доставалось собственного надела. Все они имели право на ношение оружия и участие в тингах – особых собраниях, ближайшим аналогом которых можно считать, в частности, хорошо известное новгородское вече
Самые первые набеги на Англию совершались, видимо, исключительно превратившимися в мореплавателей бондами, ярлы и тем более конунги присоединились к этому «движению» позже. Когда это случилось, на некоторых кораблях, наряду с добровольными участниками походов стали появляться и наемники, получавшие за свою помощь жалование.
Атакующие викинги
Отдельно нанимались берсерки – довольно странные люди, которые даже с точки зрения рядового викинга, привыкшего ко всякого рода жестокостям, являлись крайне опасными и полубезумными маргиналами. Воевали они не ради денег и добычи, а только для того, чтобы как можно скорее попасть в Вальгаллу и встретиться там с Одином.
Тактика боя
В большинстве случаев викинги сражались в пешем строю, похожем на древнегреческую фалангу. Называлось такое построение «стеной щитов». Берсерки, выполнявшие роль штурмового отряда, сражались чаще всего за пределами строя. Они атаковали первыми и, видимо, часто добивались успеха. Впрочем, планомерное продвижение вперед «стены щитов» позволяло смести какого угодно противника.
Злейшим врагом викингов являлась тяжелая кавалерия. Иногда ей удавалось пробить строй, и тогда поражения избежать становилось очень трудно. Сами же викинги сражались на конях редко. Такие эпизоды происходили чаще всего уже в X веке, как в Англии, так и во Франции. Лошади захватывались у противника, поскольку никаких способов их транспортировки на драккарах не существовало – в лучшем случае можно было перевезти только одного-двух коней.
Бои на море викинги вели абордажным способом – корабли соединялись и возникало единое поле сражения. Маневрирование осуществлялось при помощи весел – паруса спускали, чтобы случайные порывы ветра не помешали. При этом корабли, идя на сближение, выстраивались линиями и осуществляли интенсивный обстрел противника из луков. На коротких дистанциях в ход шли метательные копья и камни, запас которых специально создавался перед сражением.
Современное воспроизведение «стены щитов»
Чтобы защитить гребцов от всего этого, по бортам драккара устанавливались круглые щиты. Использовать их в рукопашном бою было нельзя из-за большого веса и размера, однако свою основную функцию они выполняли неплохо.
Основные виды оружия
Вооружение викингов в целом мало отличалось от «общеевропейского». Правда, сегодня уже трудно судить о его качестве. Обычный «набор» состоял из следующих элементов:
- Копья. Скорее всего, это было главное оружие. Сохранившиеся до наших дней копья викингов обладают довольно длинным наконечником с хорошо развитыми боковыми лезвиями. Это обозначает, что их могли применять для рубящих ударов;
- Мечи. Наиболее универсальный вид оружия. Средняя длина клинка — от 90 см до метра. Имеются также сведения об использовании мечей с односторонней заточкой (т.е. фактически палашей);
- Топоры. Именно этот вид оружия обычно находится в руках у викинга на современных изображениях. Основания для этого есть – топоров археологи обнаружили больше всего. По сравнению с мечами топоры дёшевы и к тому же позволяют наносить более концентрированный удар.
Из метательных видов оружия использовались луки и укороченные копья. Сведений о них немного, несмотря на то, что в свите некоторых конунгов имелись настоящие «снайперы», уверенно поражавшие цели на огромных дистанциях.
Защитным снаряжением могли быть кожаные доспехи различных типов, несколько реже – кольчуга, которая с годами становилась всё более длинной. Кроме того, каждый викинг непременно имел деревянный щит. Вначале форма его была круглой, а ближе к началу второго тысячелетия щиты стали миндалевидными.
Типичный боевой топор викингов – бродекс
Литература
- Викинги и славяне. Ученые, политики, дипломаты о русско-скандинавских отношениях: Сб. / Под ред. Андерса Хедмана, А. Н. Кирпичникова. — СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 1998. — 96 с. — ISBN 5-86007-095-0
- Гедеонов С. А. Варяги и Русь. Разоблачение норманнского мифа. — М.: Эксмо; Алгоритм, 2012. — 288 с. — Серия «Подлинная история Руси». — ISBN 978-5-699-56960-1
- Джаксон Т. Н. Исландские королевские саги как источник по истории Древней Руси и её соседей. X-XIII вв. // Древнейшие государства на территории СССР. 1988-1989 гг. — М.: Наука 1991. — С. 5-169.
- Ласкавый Г. В. Викинги: Походы, открытия, культура. — Минск: МФЦП, 2004. — 322 с. — Серия «Народы Земли».
- Леонтьев А. И., Леонтьева М. В. Биармия. Северная колыбель Руси. — М.: Алгоритм, 2007. — 256 с.
- Леонтьев А. И., Леонтьева М. В. Походы норманнов на Русь. Истоки Руси Изначальной. — М.: Вече, 2009. — 320 с. — Серия «Тайны Земли Русской».
- Ловмяньский Хенрик. Русь и норманы / Пер. с пол. под ред. В. Т. Пашуто. — М.: Прогресс, 1985. — 304 с.
- Мавродин В. В. Образование древнерусского государства. — СПб. Изд-во С.-Петербург. ун-та, 2008. — 2-е изд. — 591 с.
- Мюссе Люсьен. Варварские нашествия на Западную Европу: Волна вторая. — СПб.: Евразия, 2001. — 352 с. — Серия «Barbaricum».
- Никитин А. Л. Королевская сага // В кн.: Никитин А. Л. Костры на берегах: Записки археолога. — М.: Молодая гвардия. 1986. — С. 333-493.
- Петухов Ю. Д. Норманны — Русы Севера. — М.: Вече, 2008. — 368 с. — Серия «Тайны Земли Русской».
- Пчелов Е. В. Рюриковичи. История династии: 1000 лет одного рода. — М.: Олма-Пресс, 2001. — 479 с. — Серия «Архив».
- Пчелов Е. В. Рюрик. — М.: Молодая гвардия, 2010. — 316 с. — Серия «Жизнь замечательных людей».
- Рыдзевская Е. А. Древняя Русь и Скандинавия в IX — XIV вв. Материалы и исследования. — М.: Наука, 1978. — 240 с. — Серия «Древнейшие государства на территории СССР».
- Седов В. В. У истоков восточнославянской государственности. — М.: УРСС, 1999. — 144 с.
- Тиандер К. Ф. Поездки скандинавов в Белое море. — СПб.: Тип. И. Н. Скороходова, 1906. — 464 с.
- Фетисов А. А., Щавелев А. С. Викинги. Между Скандинавией и Русью. — М.: Вече, 2009. — 336 с. — Серия «Terra Historica». — ISBN 978-5-9533-2840-1
- Филиппов В. В., Елисеев М. Б. Русь против варягов. «Бич Божий». — М.: Яуза, Эксмо, 2015. — 384 с.: ил. — Серия «Запрещенная Русь». — ISBN 978-5-699-81213-4
Примечания
- Шахматов А. А. Сказание о призвании варягов: (Посвящается памяти А.Н. Пыпина) // Известия Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. — СПб., 1904. — Т. IX, Кн. 4 — С. 284—365.
- Повесть временных лет. Ч. 1 М., 1950, стр. 18
- Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М., 1950, стр. 106
- Послание Спиридона-Саввы//Сказание о князьях Владимирских п/р Дмитриевой Р. П. М.-Л., 1955, стр. 162
- , Никоновская летопись, с. 154-156.
- Неточный перевод. Смотрите первоисточник — Повесть временных лет
- , с. 148-149.
- Фомин В. В. «Варяги и Варяжская Русь. К итогам дискуссии по варяжскому вопросу» М., 2005. с. 278, 282 и 295.
- Шахматов А. А. «Разыскания о русских летописях» изд. «Кучково Поле». 2001. с.11.
- «Владимирский летописец». М., 2009. с. 14.
- «Новгородская Четвёртая Летопись» М., 2000. с. 581.
- Фомин В. В. «Варяги и Варяжская Русь. К итогам дискуссии по варяжскому вопросу» М., 2005. с. 278.
Когда хотя бы один из этих самолетов поднимается в воздух, противовоздушная оборона стран НАТО замирает у экранов локаторов в тревожном внимании…
Призвание
Согласно «Повести временных лет» (в переводе Д. С. Лихачёва):
Призвание варягов. В. М. Васнецов
Существует точка зрения, впервые высказанная А. Куником, что Синеус и Трувор — это вымышленные имена, возникшие под пером летописца в результате буквального перевода древнешведских слов «сине хус трувор», что означает «с домом и дружиной». Однако специалисты по скандинавистике считают данный вариант маловероятным и указывают на то, что данные личные имена встречаются в скандинавских источниках.
Знаменитые слова послов: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет» являются одним из возможных вариантов перевода текста летописи на современный язык. Выражение «порядка нет» часто понимается буквально, как указание на хаос от безвластия. Однако в первоисточнике слово «порядок» отсутствует. В летописи по Ипатьевскому списку на древнерусском языке написано: «земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет». В ряде других списков (например в Четвёртой Новгородской летописи) написано «земля наша добра и велика есть, изобильна всем, а нарядника в ней нет». При этом под словом наряд исследователями (например, И. Я. Фрояновым) понимаются полномочия на определенную деятельность, в данном случае на осуществление властных функций, а под нарядником — судья, правитель княжества.
В то же время в древних языках одно слово несло больше значений, чем сегодня. Так слово «наряд» можно понимать и как «порядок», в смысле «благополучие», «благообразность» и даже ещё проще и ближе к современному значению — «красота».
Княжеская власть подразумевала сбор дани для обеспечения дружины, которая должна обеспечить защиту подвластных племен от внешнего нападения и внутренних усобиц. В средневековом Новгороде существовал обычай приглашать князей со стороны в качестве наёмных правителей города, однако не известно о такой практике среди славян в более раннее время. В свидетельстве арабского писателя X века Ибн Русте описываются как народ, который совершает набеги на славян и продаёт их хазарам и булгарам.
Некоторые исследователи отмечали значительное смысловое совпадение летописного «Призвания варягов» с цитатой из сочинения «Деяния Саксов» Видукинда Корвейского, в которой бритты обращаются к трем братьям-саксам Лоту, Уриану и Ангуселю с предложением о передаче им власти над собой: «Обширную, бескрайнюю свою страну, изобилующую разными благами, готовы вручить вашей власти…»
Д. С. Лихачёв полагал «призвание варягов» вставкой в летопись, легендой, созданной печерскими монахами с целью укрепления независимости Древнерусского государства от византийского влияния.
Призвание
Согласно «Повести временных лет» (в переводе Д. С. Лихачёва):
«В год 6370 (862 по современному летоисчислению). …И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене…» |
Часть историков, например академик Б. А. Рыбаков, считают, что Синеус и Трувор — вымышленные имена, возникшие под пером летописца в результате буквального перевода с древнешведского слов «сине хус трувор», что означает «с домом и дружиной». Однако специалисты по скандинавистике считают данный вариант маловероятным и указывают на то, что эти личные имена встречаются в скандинавских источниках.
Более поздняя (XIII—XIV век) «Новгородская первая летопись младшего извода» в целом повторяет версию призвания варяга Рюрика на княжение союзом славянских и финно-угорских племен.
Знаменитые слова послов — «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет» являются только одним из возможных вариантов перевода текста летописи на современный язык. Выражение «порядка нет» часто понимается буквально, как указание на хаос от безвластия. Однако в первоисточнике слова «порядок» нет. В ПВЛ по Ипатьевскому списку на старославянском языке написано: «земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет», более того, ряде других списков (например в Новгородской Четвёртой летописи написано «земля наша добра и велика есть, изобилна всем, а нарядника в ней нет». При этом под словом наряд исследователями (например, И. Я. Фрояновым) понимаются полномочия на определенную деятельность, в данном случае на осуществление властных функций, а под нарядником — правитель княжества.
Княжеская власть подразумевала сбор дани для обеспечения дружины, которая должна обеспечить защиту подвластных племен от внешнего нападения и внутренних усобиц. В средневековом Новгороде существовал обычай приглашать князей со стороны в качестве наёмных правителей города, однако неизвестно о такой практике среди славян в более раннее время. В некоторых свидетельствах арабских писателей IX—X вв. русы описываются как народ, совершающий набеги на славян и покоривший часть славян.
Некоторые исследователи отмечали значительное смысловое совпадение летописного «Призвания варягов» с цитатой из сочинения «Деяния Саксов» (см. Видукинд Корвейский), в которой бритты обращаются к 3 братьям саксам с предложением о передаче им власти над собой: «Обширную, бескрайнюю свою страну, изобилующую разными благами, готовы вручить вашей власти…»
Д. С. Лихачев полагал «призвание варягов» вставкой в летопись, легендой, созданной печерскими монахами с целью укрепления независимости Киевской Руси от византийского влияния. По его мнению, как и в случае с призванием саксов в Британию, легенда отразила средневековую традицию искать корни правящих династий в древних иноземных правителях, что должно повышать авторитет династии среди местных подданных. Другие историки считают, что «варяжская» легенда вполне соответствует традиционному фольклорному сюжету о происхождении государственной власти и правящей династии. Истоки таких сюжетов прослеживаются у разных народов.
Примечания
- Шахматов А. А. Сказание о призвании варягов: (Посвящается памяти А.Н. Пыпина) // Известия Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. — СПб., 1904. — Т. IX, Кн. 4 — С. 284—365.
- Повесть временных лет. Ч. 1 М., 1950, стр. 18
- Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М., 1950, стр. 106
- Послание Спиридона-Саввы//Сказание о князьях Владимирских п/р Дмитриевой Р. П. М.-Л., 1955, стр. 162
- , Никоновская летопись, с. 154-156.
- Неточный перевод. Смотрите первоисточник — Повесть временных лет
- , с. 148-149.
- Фомин В. В. «Варяги и Варяжская Русь. К итогам дискуссии по варяжскому вопросу» М., 2005. с. 278, 282 и 295.
- Шахматов А. А. «Разыскания о русских летописях» изд. «Кучково Поле». 2001. с.11.
- «Владимирский летописец». М., 2009. с. 14.
- «Новгородская Четвёртая Летопись» М., 2000. с. 581.
- Фомин В. В. «Варяги и Варяжская Русь. К итогам дискуссии по варяжскому вопросу» М., 2005. с. 278.
Князь Олег Вещий: великий завоеватель и объединитель восточнославянских земель
Краткая справка
Олег Вещий – князь Новгородский (годы правления: 879-912) и Великий князь Киевский (882-912). Известен объединением Северной и Южной Руси, захватом Киева с последующим вокняжением в нём, а также легендарной Русско-Византийской войной 907 г.
Что известно о жизни Олега
Дата рождения Олега неизвестна. Не сохранилось и точных сведений о его происхождении. Согласно одной из версий, Олег был братом королевны Ефанды, любимой жены князя Рюрика. В частности, об этом упоминает знаменитый российский историограф В.Н. Татищев. По данным «Повести временных лет» Олег был соплеменником (или родичем) Рюрика. Некоторые предания о князе можно найти также в скандинавской саге об Одде Орваре, которую, однако, принято считать полумифической.После смерти Рюрика в 879 г. Олег Вещий становится правителем Новгородским, выполняя функции попечителя и регента при малолетнем Игоре Рюриковиче. В 882-м в результате захвата Киева стал княжить в нём. Обстоятельства смерти князя противоречивы, однако наиболее распространённой версией остаётся укус ядовитой змеи, что нашло отражение в знаменитой исторической балладе А.С. Пушкина. По разным данным похоронен на киевской горе Щековица, либо в Ладоге.
Захват Киева и объединение Северной и Южной Руси
882 год ознаменовался для Олега захватом Киевских земель, о чём упоминается сразу в нескольких источниках (в частности, в «ПВЛ» и Никоновской летописи). После взятия Смоленска и Любича в 882-м Олег разработал тайный план действий, в результате которых убил киевских князей Аскольда и Дира. Став Великим князем, перебрался в Киев, поскольку посчитал, что город имеет гораздо более удобное стратегическое месторасположение, чем Новгород. Именно Олегу принадлежат слова «Да будет это мать городов русских». После вокняжения Олега в Киеве произошло фактическое объединение северного и южного центров восточнославянских земель. В последующие три года, князь совершил несколько стратегических военных походов, подчинив себе ряд восточнославянских племён и племенных союзов: древлян (883 г.); северян (884 г.); радимичей (885 г.) В будущем Олег Вещий сосредоточил усилия на дальнейшем расширении территорий, которому посвятил более 25 лет.
Византийская война
Одно из самых известных военных предприятий Вещего Олега – легендарный поход на Константинополь, также известный как Русско-Византийская война 907 года. Согласно летописным источникам (в частности «ПВЛ»), князь отправился на Царьград, заручившись поддержкой дружины, в состав которой входило более 80 тысяч воинов. Для похода было снаряжено около 2 тысяч ладей, а также многочисленная конница. Прибегнув к необычному штурму, Олег взял Константинополь, прибив на его врата собственный щит в знак громкой победы. Стоит отметить, однако, что многие описанные в летописях моменты считаются преданиями и легендами, и установить точный ход исторических событий русско-византийской войны невозможно. Как бы там ни было, результатом похода стало заключение мирного торгового договора 907 года, условия которого были крайне выгодны для Киева (в частности, Русь получила право на беспошлинную торговлю в Византии). В 911 году в Константинополе был заключен новый договор, в тексте которого Олег упоминается как «Великий князь Русский». Таким образом, Олег вошёл в историю не только как один из величайших полководцев времён Киевской Руси, но и как предусмотрительный политик, что нашло отражение в его прозвище (Вещий – способный предугадывать будущее).
Предыстория призвания варягов
Согласно «Сказанию», в середине IX века славянские и финские племенные союзы словен, кривичей, чуди и мери платили дань варягам, приходившим из-за «Варяжского» моря. В 862 году эти племена изгнали варягов, и после этого между ними самими начались усобицы — по сообщению Новгородской первой летописи, «въсташа сами на ся воевать, и бысть межи ими рать велика и усобица, и въсташа град на град, и не беше в нихъ правды».
Для прекращения внутренних конфликтов представители славянских и финских племён решили пригласить князя со стороны («И реша себе: князя поищемъ, иже бы владелъ нами и рядил ны по праву»). В ряде поздних источников появление варягов, их последующее изгнание и начало межплеменных усобиц связывается со смертью новгородского князя (или посадника) Гостомысла, после смерти которого в конфедерации племён наступил период безвластия. Согласно этим же источникам, на межплеменном сходе предлагались разные кандидатуры — «от варяг, или от полян, или от хазар, или от дунайчев». По изложению Иоакимовской летописи, достоверность которой является дискуссионной, Гостомысл перед смертью указал, что наследовать ему должен сын его средней дочери Умилы, выданной замуж за князя одного из племен западных славян Гоцлава. Этот сын и был Рюрик. По краткому и наиболее авторитетному изложению «Повести временных лет», было решено пойти искать князя за море, к варягам-руси.