Что важно знать о космодроме восточный
Содержание:
- Как попасть на космодром Куру во Французской Гвиане
- Космопорт «Америка»
- Мальта
- Интересные факты про Плутон
- Объявления о продаже ГАЗ 2752
- Как распрягать коня?
- Наказание за не постановку на первичный воинский учет
- На службе России
- Съёмочная группа
- Байконур
- Недострой и хищения
- Фальшион
- Как получить приписное свидетельство в военкомате?
- «Четыре стихии» покорили десантники горных подразделений ВДВ на полигоне Раевский под Новороссийском
- Эксплуатация космодрома
- Разновидности
- Охота за гелием-3
- Газон 3307: технические характеристики самосвала ГАЗ-3307, расход топлива, грузоподъемность
- Самый мобильный
- № 2 — космодром «Восточный»
- Космический центр Наро (Южная Корея)
- Выборщики в США (Коллегия выборщиков)
- Самый красивый
- Дорога на космодром
- ФРОНТОВАЯ БОМБАРДИРОВОЧНАЯ АВИАЦИЯ
- Утиноура. Япония
- УТК на грани фантастики
- История
- Автостопом по галактике
- Какие в РФ действуют космодромы?
- Запчасти и шины на ГАЗ Соболь, 1 поколение
- Самый украинский
- Недостатки модели
Как попасть на космодром Куру во Французской Гвиане
Космодром Куру открыт для туристов, правда для доступа на территорию необходимо запросить пропуск. Его придется заранее бронировать по телефону или по электронной почте (минимум за 48 часов до планируемой даты посещения). Справочная служба работает с понедельника по субботу с 08:00 до 17:00 (перерыв с 12:00 до 13:00).
Программа визита рассчитана на 3 часа. В тур входит поездка к центру управления космодрома Куру, к стартовым площадкам ELA-1, ELA-3, ELS и экскурсия по музею.
Туристов пускают на объект 2 раза в день: в 08:00 и в 13:00. При себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность (паспорт, либо справка о его утере или вид на жительство). Водительские права не принимают
Обратите внимание, что дети до 8 лет не допускаются на космодром, так как это объект повышенной опасности. Юные гости могут провести время в музее
Музей космоса, DK1974
Музей космоса
Музейная экспозиция космодрома Куру по большей части состоит из макетов ракет-носителей, спутников и других аппаратов. Есть восковые фигуры известных космонавтов в скафандрах и стенды с фотографиями и документами, рассказывающими историю развития космонавтики и космического центра Гвианы. Работают планетарий и сувенирный магазин. Кроме постоянной экспозиции в музее регулярно проходят временные выставки.
Музей космодрома Куру на google-панораме:
Музей космодрома Куру открыт с понедельника по субботу с 08:00 до 18:00. Выходные дни: воскресенье, первая неделя сентября и праздники. Ограничений по возрасту нет.
Виртуальный тур по музею космодрома Куру
Музей космоса, DK1974
Космопорт «Америка»
Пустыня Джордана-дель-муэрто штата Нью-Мексико – это место, где находится космодром США «Америка», ставший первой в мире специально построенной коммерческой стартовой площадкой и базой для частных аэрокосмических компаний Virgin Galactic, SpaceX, UP Aerospace и Armadillo Aerospace. Сертифицированный по системе LEED, объект охватывает около 62 тыс. кв. м и включает два ангара двойной высоты площадью 4400 кв. м и центр управления полетами. В космопорт можно добраться чартером из соседнего города Трут-ор-Консикуэнсес.
На ракетном полигоне Уайт-Сэндс испытывают все виды больших и взрывоопасных вещей, а иногда и запускают их в ближний космос. Кроме того, здесь располагался первый в мире ядерный полигон. Но это не очень интересное место.
Мальта
Интересные факты про Плутон
Объявления о продаже ГАЗ 2752
Как распрягать коня?
Лошади распрягаются всегда в обратной последовательности в зависимости от применяемого метода. А именно:
- отвязать и снять вожжи;
- убрать ремни с оглоблей и седёлки;
- развязать супонь;
- отсоединить дугу и снять;
- вывести животное из оглобли;
- отсоединить шлеи;
- снять хомут и седёлку.
Запрягать и распрягать коней – процесс длительный и сложный. Но освоить основную технику под силу каждому коневоду.
С течением времени данные манипуляции войдут в привычку, после чего человек будет выполнять каждый этап автоматически. Главное – не причинить боль и вред лошади, так как в следующий раз она станет протестовать.
Наказание за не постановку на первичный воинский учет
На службе России
В 1994 году с территории Плесецка была впервые запущена МБР РС-12М2, а в 2000 году – «Тополь-М» в составе мобильного комплекса.
С 1997 года начались старты конверсионной РН «Рокот», с помощью которой на орбиту выводились отечественные и зарубежные КА.
В 2001 году Плесецк был исключен из подчинения РВСН и вошел в состав Космических войск. А через несколько лет здесь приступили к реализации очень дорогой и амбициозной программы – к созданию инфраструктуры для запусков РН «Ангара». Предполагается, что эти ракеты будут иметь модульную конструкцию и собираться в зависимости от поставленной задачи. Для «Ангары» на космодроме был возведен универсальный пусковой стол с заправочной башней.
Кроме того, в ходе реформ к космодрому были приписаны другие объекты: полигон на Камчатке, куда падают головные части, и станции слежения за космосом.
В новейшее время здесь тоже случались серьезные аварии. Так, 15 октября 2002 года сразу после старта взорвалась РН «Союз-У», в результате чего погиб один человек. В 2013 году во время чистки топливных емкостей погибли два офицера, еще трое получили сильные отравления.
Министр обороны Шойгу прикрепляет орден Суворова к знамени космодрома. Плесецк — это часть Космических войск России
Сегодня с Плесецка в основном проводятся пуски военных и коммерческих спутников с помощью РН лёгкого класса «Союз-2.1». Также выполняются испытательные запуски МБР, причем как новых, так и старых, изготовленных еще в СССР. Таким образом выясняется, годятся ли они еще на что-то.
Возможно, что Плесецк в ближайшие годы станет популярным туристическим объектом. Об этом в 2015 году заявил руководитель «Ростуризма» Олег Сафонов. Можно добавить, что экскурсии на космодром уже осуществляются, но они носят скорее исключительный характер.
В планах руководства Архангельской области — превратить Плесецк в объект массового туризма. Неизвестно, удастся ли реализовать эти планы, возможно, через несколько лет фото космодрома появятся на популярных туристических сайтах.
Автор статьи:
Никифоров Владислав
Съёмочная группа
Байконур
Первый и самый крупный космический полигон в мире. Он расположен на территории Казахстана и занимает площадь 6717 кв. км. За время существования космодрома было запущено около 5 тыс. ракет. Именно отсюда отправили в космос первый в мире спутник. Также с данного космодрома совершил свой полет Юрий Гагарин.
Байконур. (spacegid.com)
Месторасположение космодрома выбиралось тщательно. Специальная комиссия рассмотрела несколько потенциальных территорий. Решающим стало мнение Михаила Рязанского — советского радиста и конструктора ракетно-космической техники. Он счёл лучшим вариантом район в Кызыл-Ордынской области Казахстана возле реки Сырдарья.
Создание Байконура было одним из самых масштабных строительств в СССР. Проект был засекречен, что создавало ряд сложностей. Строить нужно было так, чтобы зданий не было заметно с проходившей мимо железной дороги «Чкалов-Ташкент». Работами руководил Георгий Шубников — генерал-майор инженерно-технической службы. Первым начальником космодрома в день открытия 2 июня 1955 года стал генерал-лейтенант Алексей Нестеренко.
Космонавты сажают дерево. (www.gctc.ru)
Байконур обрел мировую славу 4 октября 1957 года, когда советские разработчики вывели на орбиту первый искусственный спутник Земли ПС-1. Меньше чем через 4 года с космодрома был запущен космический корабль «Восток-1» с Гагариным на борту.
На территории Байконура находятся 5 действующих комплексов для пусков ракет и 13 монтажных корпусов. Также в состав космодрома входит завод для изготовления специального топлива. В настоящее время функционирует два аэродрома, а вдоль территории проложено 470 км железнодорожных путей. На Байконуре есть особенная традиция: каждый космонавт перед полетом сажает именное дерево на аллее, которую заложил Юрий Гагарин.
Недострой и хищения
Серьезные проблемы возникли в преддверии первого запуска, когда объект оказался не готовым к работе. После тщательных проверок вскрылись массовые хищения госсредств со стороны директора строительной фирмы ЗАО «Тихоокеанская мостостроительная компания. По предоставленным данным, он покупал загородные дома и яхты на деньги, отведенные для возведения космодрома. В итоге злоумышленник был осужден на 3 года лишения свободы.
Однако за годы его бурной деятельности сильно пострадала сама конструкция объекта, для постройки которой использовались некачественные материалы. В итоге некоторые детали приходилось полностью переделывать. Такое неэкономное расходование средств сделало космодром «Восточный» одним из самых дорогих современных российских проектов.
Но откладывать работу строительные бригады не намерены, ведь объекты продолжают разрушаться. В настоящий момент готовность некоторых их них не превышает 10%. В основном речь идет о квартирных комплексах, предназначенных для работников космодрома, а также о котельных и инфраструктуре.
Фальшион
Чертеж для фальшион кстати тоже довольно сложный. Фотографии маленького размера для того, чтобы вам было удобно смотреть их с мобильного телефона. Чтобы посмотреть и распечатать реальные размеры чертежей вам нужно загрузить архив с Яндекс Диска.
Нож-бабочка или балисонг — компактный и очень красивый нож. Популярность данному ножу принес способ его открытия. Благодаря конструкции, существует большое количество способов открытия ножа, что делает этот процесс привлекательным.
До появления керамбита, нож-бабочку часто можно было заметить в фильмах и играх. Нож обладает отличной универсальностью, благодаря чему активно используется туристами и охотниками. Так же существует целая субкультура «флиппинга», где используются различные способы кручения ножа.
Как получить приписное свидетельство в военкомате?
«Четыре стихии» покорили десантники горных подразделений ВДВ на полигоне Раевский под Новороссийском
Эксплуатация космодрома
Первый запуск планировался на конец 2015 года, но из-за неготовности объекта он был перенесен на следующую весну. 28 апреля 2016 года РН «Союз-2.1а» c разгонным блоком «Волга» успешно вывела на орбиту три космических спутника.
Второй запуск («Союз-2.1б» и разгонный блок «Фрегат») состоялся 28 ноября 2017 года и закончился неудачей. В результате были потеряны девять космических аппаратов, включая тяжелый российский метеоспутник «Метеор-М». Причем сама ракета отработала штатно, а причиной провала стала проблема в полетном задании для разгонного блока.
Первый запуск с Восточного — апрель 2016 года
Третий и четвертый запуск с космодрома состоялись в 2020 году и завершились успешно. В обоих случаях для выведения полезной нагрузки на орбиту использовалась ракета «Союз-2.1а» с разгонным блоком «Фрегат». Нынешний год обещает быть для Восточного весьма насыщенным: запланировано целых восемь стартов, первый из которых намечен на лето.
Разновидности
Охота за гелием-3
Китайское понятие космонавтики весьма оригинально. Вместо слова космос они используют понятие 太空 tàikōng – не столько небо, сколько большая пустота, пространство. Китайские покорители безвоздушного пространства называются тайконавтами. Именно для них в Китае построено целых четыре космодрома.
Самый старый и самый известный из них — Цзюцюань. Центр занимает площадь 2800 кв. км и там могут разместиться 20 000 человек. И по нему, пожалуй, можно изучать историю китайской тайконавтики.
Отсюда был запущен первый китайский спутник Дунфан Хун-1 (1970), отсюда стартовал первый пилотируемый космический полет “Шэньчжоу-5” (2003). В августе 2016 года, с космодрома Цзюцюань, Китай запустил первый квантовый спутник связи.
В августе 2018 здесь состоялись первые коммерческие запуски суборбитальных ракет китайских частных ракетостроительных стартапов — I-Space и OneSpace. А 25 июля 2019 года состоялся и первый китайский частный орбитальный запуск, I-Space запустила свою ракету Hyberbola-1.
Самый известный китайский космодром — Цзюцюань
Сейчас Цзюцюань стал основным центром разработки китайской лунной программы. Китай всерьез готовится к космической гонке. Еще в 2014 году было заявлено, что ученые Республики разрабатывают вопрос добычи гелия-3 на Луне. За этим редким изотопом готовы буквально вести охоту все космические державы. Шутка ли сказать, одна тонна гелия-3 может заменить 15 млн тонн нефти.
Изотоп оседает на поверхности Луны, принесенный солнечным ветром и доступен там в изобилии. А вот на Земле вещество встречается очень редко — атмосфера и магнитное поле нашей планеты препятствуют его проникновению.
А жаль. Два полностью загруженных материалом космических челнока (около 40 тонн) могли бы обеспечить энергией страну вроде Соединенных Штатов на целый год. По оценкам экспертов, запасы всей Луны перекрывают потребности человечества в энергии на 10 000 лет вперед.
При этом гелий-3 чист. Термоядерный синтез не предполагает выделения радиации. Полученная в результате энергия экологически идеальна, а в качестве «отходов» на выходе образуется полезный довесок – обычный гелий-4. Работать с топливом будущего – одно удовольствие.
Именно к этому готовятся китайские товарищи. Но как принято современном Китае, хороших и больших строительных объектов должно быть много. Это касается и мостов и небоскребов. Так и космодром под лунные миссии «затачивается» не один.
В помощь Цзицюаню на курортном острове Хайнань был построен Центр запусков Вэнчан. Первый запуск состоялся в 2016 году. По планам космодром должен иметь три стартовые позиции. Из-за низкой широты (всего 19 градусов от экватора) именно он был выбран как основной космический центр для развития программы китайской орбитальной станции.
Положение на берегу моря также выбрано не случайно. В отличие от других центров с их узкими и слабыми рельсами, Вэнчану гарантирован морской подвоз, а значит, он может спокойно оперировать ступенями самой тяжелой китайской ракеты – CZ-5B.
И пока весь мир боролся с коронавирусом, 5 мая 2020 с Вэнчана был совершен первый полномасштабный пуск этой ракеты. Серьезная заявка в лунной гонке, ведь именно на таком ракетоносителе будет установлена роботизированная лунная миссия «Чанъэ-5». Кстати, запуск последней ожидается в декабре этого года. А уже в 2025 году «восточные братья» отправятся в первый пилотируемый полет к естественному спутнику Земли.
Наконец, 25 мая 2020 года Китай официально подтвердил запуск миссии на Марс в 2020 году. Уже в июле будет запущен межпланетный зонд Tianwen-1 и как раз с космодрома Вэньчан.
Газон 3307: технические характеристики самосвала ГАЗ-3307, расход топлива, грузоподъемность
Самый мобильный
Морской старт, Украина / США / Норвегия / РоссияПервый космический старт 27 марта 1999 г.Всего стартов 31
Идея плавучего экваториального космодрома была шикарной. Запуск с самой энергетически выгодной точки, под любым наклонением, из нейтральных вод. Кроме того, привлечение украинских и российских специалистов позволило бы США уменьшить текучку подготовленных инженеров-ракетчиков в Иран и Северную Корею, что было в интересах Госдепартамента. Так и появился «Морской старт» / Sea Launch – совместное аэрокосмическое предприятие США (40% акций), России (25%), Норвегии (20%) и Украины (15%). США обеспечивала системную интеграцию, высокоточное оборудование (сопряжение двух кораблей, передача ракеты с транспортера/командного судна на стартовую площадку – весьма деликатные операции), размещение полезной нагрузки, обтекатели. Норвегия построила собственно стартовую платформу Ocean Odyssey и командный корабль Sea Launch Commander. Украина, все тот же днепровский «Южмаш», готовила ракеты «Зенит-3SL», специальную версию «Зенита» для запуска с «Морского старта». Россия обеспечивала третью ступень – т.н. «разгонный блок Д».
Старты осуществлялись из акватории Тихого океана в точке с красивыми координатами 0°00′ с. ш. 154°00′ з. д., вблизи Острова Рождества. С 27 марта 1999 г. с «Морского старта» взлетело 36 ракет, правда, несколько запусков закончились авариями, приведшими к существенному повреждению стартовой платформы. В любом случае, на необходимое для самоокупаемости число запусков (3-4 успешных старта в эру до SpaceX) «Морской старт» так и не вышел и проект обанкротился в 2009 г.
В 2010 г. Украина вышла из консорциума, а 95% акций «Морского старта» перешли к России. Было совершено еще шесть запусков, вот только после начала российско-украинской войны доступ к ракетам «Зенит» для России был закрыт, а под другую ракету этот стартовый комплекс не приспособлен.
В 2016 г. «Морской старта» стал собственностью российской компании S7 Group, дочки авиакомпании S7 Airlines. Вот только договориться о поставке компонентов для «Зенитов» с Украиной так и не удалось. В 2019 г. корабли Ocean Odyssey и Sea Launch Commander с полностью демонтированным критичным для проведения запуска американским и украинским оборудованием были переданы России. Два абсолютно бесполезных сейчас компонента «Морского старта», дооборудование которых, скорее всего, невозможно, стоят на приколе в порту Славянка, расположенному в 50 км от Владивостока. Где скорей всего и сгниют.
Но идея морского старта не пропала. Прямо сейчас SpaceX переоборудует две нефтяные платформы для использования в качестве морских космодромов. Платформы, названные Phobos и Deimos в честь спутников Марса (Маск очень любит символизм), прямо сейчас переоснащаются в портах Браунсвиль и Паскагула. По словам главы SpaceX, к концу 2021 г. платформы будут готовы к частичной эксплуатации.
Впрочем, Китай уже опередил и SpaceX с запуском с платформы морского базирования: 5 июня 2019 г. Long March 11 совершила успешный старт с плавучей платформы в Желтом море, выведя на орбиту семь спутников. Повторный запуск был осуществлен 15 сентября 2020 г.
№ 2 — космодром «Восточный»
В 2007 году президент России Владимир Путин подписал указ о начале строительства нового объекта. Космодром «Восточный» в России начали возводить в 2012 году.
Он должен обеспечить стране независимый доступ в космос. Помимо этого он должен гарантировать выполнение всех обязательств по коммерческим и международным космическим программам, а также позволит существенно сократить затраты на содержание Байконура. В конечном счете, улучшится социально-экономическая обстановка в Амурской области, где ведется строительство.
Целым рядом преимуществ обладает территория, на которой строится космодром «Восточный. Россия получит возможность отправлять в космос ракеты, минуя густонаселенные районы страны и территории иностранных государств. Поблизости находятся автомагистрали и железная дорога, аэродромы. С появлением нового космодрома будут нейтрализованы политические риски, связанные с расположением Байконура в Казахстане.
Космический центр Наро (Южная Корея)
wikimedia.org/Korea Aerospace Research Institute
Космический центр Наро
Космодром расположен вблизи самой южной оконечности Корейского полуострова в уезде Кохын провинции Чолла-Намдо. Строительство, начатое в августе 2003 года, было завершено в 2009 году. После многочисленных отсрочек 25 августа 2009 года с космодрома был произведён запуск первой корейской ракеты-носителя, получившей название «Наро-1», и в первой ступени которой обкатывались наработки по российской РН «Ангара». Первый и второй пуски окончились неудачно, но третий запуск ракеты прошёл штатно, и после этого Корея решила создавать самостоятельно ракету-носитель KSLV-II.
Выборщики в США (Коллегия выборщиков)
Самый красивый
Махия, Новая Зеландия Первый космический старт 25 мая 2017 г.Всего стартов 19
Лично мне, как фанату космоса, все стартовые площадки кажутся невероятно красивыми, но, если бы нужно было выбрать только одну, я бы не раздумывая назвал Стартовый комплекс №1 компании Rocket Lab, расположенный на мысе Махия в Новая Зеландия. Дневные запуски на устремленном в бескрайний океан, как нос корабля или как ракета, мысе, выглядят действительно очень впечатляюще.
С Махия стартуют стильные черные карбоновые ракеты Electron Rocket Lab, которые компания Питера Бека в прямом смысле печет как горячие пирожки. А еще они их повторно используют. Так что у Маска появился достойный конкурент, тем более, что компания недавно представила среднюю ракету Neutron, первый запуск которой запланирован на 2024 г.
Дорога на космодром
Мы объехали Благовещенск, не въезжая в сам город. Удивительно, но я понял, что практически ничего не знаю об этом городе и, пока автобус петлял мимо загородной застройки, я читалВикипедию» и боролся со сном после посещенияМорского старта» и уже двух с лишним суток поездки. Дороги в Амурской области хорошие, на больших трассах есть освещение, кое-где идёт строительство, поэтому микроавтобус глотает десятки километров, а ты смотришь на пейзаж, который то удивительно похож на привычный, то вообще напоминает едва ли не саванну(автор не виноват, ему действительно напоминает).
(Фото: Михаил Котов / WARHEAD.SU)
(Фото: Михаил Котов / WARHEAD.SU) На ту же тему Экскурсия наМорской старт»: уникальный комплекс глазами редакции
Космодром находится достаточно далеко от Благовещенска — три с лишним часа езды. В целом космодром расположен достаточно компактно, в отличие от Байконура. Причина понятна: Байконур во время своего создания был во многом военным объектом и строился с расчётом на возможное выживание после ядерного удара предполагаемого противника. Здесь же практически всё рядом, не требуются длинные, почти часовые переезды с одного объекта на другой.
В административном центре нас напоили чаем и проверили, насколько точно мы внесли фотоаппараты и мобильные в список разрешённых для съёмки гаджетов. Я уже приготовился к привычному по Байконуруэто снимать нельзя, туда поворачиваться не стоит», но нам очень повезло. На самом деле разрешили снимать практически всё, кроме двух комнат на командно-измерительном пунктеВосточный», где как раз работали военные. В остальном если что-то интересное не попало в мой объектив, то это уже только моя вина, — снимать можно было свободно.
ФРОНТОВАЯ БОМБАРДИРОВОЧНАЯ АВИАЦИЯ
С 1977 года ОКБ Сухого велись работы над проектом Су-24БМ (Т-6БМ) (большая модернизация) – глубокой модернизации Су-24.Впрочем, иногда встречается обозначение данного проекта Су-30 (первый с таким названием).
При этом машина была увеличена в размерах (особенно это касалось её ширины, т.к. бомбоотсек предполагалось разместить между двигателями). Изменилась и конструкция воздухозаборников: они располагались под крылом. Машину планировались оснастить двумя ТРДД АЛ-31Ф. Должен был измениться состав её БРЭО, расшириться номенклатура применяемого вооружения, улучшиться характеристики ПНО. Эскизный проект Су-24БМ, выполненный под руководством ведущего конструктора В. Ф. Марова, был завершён в 1981 году. Тогда же построили и натурный макет будущего самолёта. Акт приёмки эскизный проекта и макета утвердил Главком ВВС СССР главный маршал авиации П. С. Кутахов. Оставалась только подпись И. С. Силаева, министра авиационной промышленности СССР.
Далее – слово о решающих моментах «биографии» Су-24БМ авиаконструктору О.С.Самойловичу, тогда работавшему в ОКБ Сухого:
Первоначальная версия Су-24БМ
Таким образом, в тот момент руководство ОКБ Сухого сделало «ставку» на абсолютно новый проект – Т-60, который стал «теснить» Су-24БМ. Кроме того, военные высказали ряд предложений по дальнейшему расширению возможностей глубокой модернизации. Поэтому в 1981 году работы развернулись с новой силой: сторонники модернизации Су-24 заменили крыло изменяемой стреловидности на фиксированное, однокилевое оперение стало двухкилевым, существенно изменился и состав БРЭО. В 1983 году был построен полноразмерный макет самолёта Су-24БМ2 (Т-6БМ2), успешно защитили и эскизный проект (1982 год), однако руководство ОКБ Сухого и МАП приняли решение «продвигать» проект Т-60…
Усовершенствованная версия Су-24БМ
С 1985 года ОКБ им. П. О. Сухого были начаты работы над дальнейшей модернизацией самолёта Су-24, в результате чего была создана модификация Су-24ММ (малая модернизация). Одним из её авторов был В. Р. Ковтун.
Су-24ММ
Новую версию Су-24 предполагалось оснастить новыми, более экономичными ТРДДФ АЛ-31Ф, что в сочетании с увеличенной на 2 тонны МВМ должно было привести к существенному росту дальности полёта машины. Характерная особенность внешнего вида машины – наличие третьего, дополнительного воздухозаборника, расположенного на верхней части фюзеляжа (он был необходим для новых двигателей). При этом состав БРЭО и номенклатура используемых вооружений изменились незначительно.
Второй его вариант, активно «продвигаемый» представителями ВВС, предполагал использование конформных баков.
В последующем работы над проектом были прерваны, т.к. он Заказчика особо не заинтересовал, а руководство ОКБ предпочитало развивать программу Су-27ИБ (будущего Су-34).
По воспоминаниям ветеранов ОКБ Сухого, если бы не прекращение работ по усовершенствованным версиям Су-24, то советские ВВС имели бы 150-200 новых машин, значительно превосходящих по своим возможностям Су-24М.
Утиноура. Япония
В 1961 году японские строители начали возведение собственного космодрома для реализации национальных космических проектов. В августе 1962 года был осуществлён успешный запуск ракеты «К150».
В 70-80-е годы японцы успешно реализовывали собственные космические программы, а также активно использовали «Утиноура» для запуска коммерческих космических аппаратов. Наиболее успешными были запуски ракетоносителей «L-4S-5». Именно этот ракетоноситель в 1970 году вывел на орбиту первый японский искусственный спутник «Осуми».
Всего на японском космодроме, расположенном на берегу Тихого океана, работает 5 пусковых установок под разные типы ракетоносителей. Японцы активно используют мощности своего космического центра для запуска твердотопливных ракет с целью научных исследований.
7
УТК на грани фантастики
Следом гордость Восточного — унифицированный технический комплекс(УТК): место, где ракеты и полезную нагрузку собирают в единое целое. Это целая система зданий. В неё входят два монтажно-испытательных комплекса(МИК): один для ракет, а второй для космических аппаратов и разгонных блоков — склад, куда составляющие привозят по железной дороге, и огромная трансбордерная галерея, соединяющая эти здания. По галерее ездит трансбордер — платформа размером с железнодорожную, которая движется не вдоль, а поперёк. Она нежно, словно мать спящего младенца, идеально точно, без рывков и дёрганий перевозит компоненты из склада в МИК и обратно.
(Фото: Михаил Котов / WARHEAD.SU)
(Фото: Михаил Котов / WARHEAD.SU)
(Фото: Михаил Котов / WARHEAD.SU)
После Байконура УТК Восточного смотрится словно какое-то чудо. Огромные помещения с высоким классом чистоты, работники в халатах. Больше всего это похоже на декорации к научно-фантастическому фильму. Чтобы понимать размеры: в одном из МИКов аккуратно, по углам лежали пять ракетСоюз» и казались совсем-совсем небольшими.
На ту же тему Хорошая плохаяАнгара», или Что случилось с главной российской ракетой?
Но чтобы не показалось, будто всё прекрасно, давайте немного поговорим о грустном. К настоящему времени Восточный недозагружен запусками. С 2016 года здесь провели всего пять пусков, это обидно и очень мало. Должны были сделать несколько пусков в этом году для проекта One Web, но из-за коронавируса и проблем самой One Web их отложили. Кстати, именно этих запусков и дожидаются ракеты-носителиСоюз».
Если уРоскосмоса» получится загрузитьВосточный» запусками, это будет очень здорово. Видны гигантские объёмы проделанной работы — мощнейший комплекс — и будет очень обидно, если он так и продолжит больше ждать запусков, чем реально работать.
Да, я очень хорошо знаю, что уРоскосмоса» огромное количество нерешённых проблем. Но у меня давнее и чёткое правило: ругаешь за плохое — хвали за хорошее. И я не могу не похвалить Восточный — современный, масштабный и классный комплекс, где работают сотни специалистов, любящих космос и свою работу. А это дорогого стоит.
История
Автостопом по галактике
Частные компании рвутся в космос, стремясь потеснить монополию SpaceX. Американская Rocket Lab производит сверхлегкую ракету Electron, ее двигатель — Rutherford создается с помощью трехмерного принтера. Из 11 пусков Electron только один (первый) оказался неудачным.
Компания Blue Origin в перспективе может стать основным конкурентом SpaceX. Ее возглавляет один из богатейших людей планеты, основатель Amazon Джеф Безос и планы у него грандиозные — туристическая New Shepard, тяжелая ракета New Glenn, также в планах посадочный модуль Blue Moon и ракетные ускорители собственного производства.
Для всего этого нужны новые космодромы. И они уже строятся. Например, новенький Центр полетов Уоллопс в Вирджинии, старты должны начаться уже в 2020 году.
Стартовый комплекс Кадьяк на Аляске
А вот стартовый комплекс Кадьяк – американский коммерческий космодром, расположенный на Аляске, уже готов. Правда, пока он предназначен для запуска лёгких ракет по суборбитальной траектории и вывод малых космических аппаратов на полярную орбиту.
Компания Astra, производящая носитель Rocket, уже работает на этом космодроме. Кстати, ее ракетоноситель позиционируется как самый дешевый в мире. Компания будет считать свою миссию выполненной тогда, когда при надежности пусков в 95 % стоимость запуска составит один миллион долларов (сейчас — примерно 2,5 млн).
Правда есть и оригиналы, которые не хотят использовать космодром вовсе. В калифорнийском SpinLaunch считают, что для запуска необходимо построить электромагнитную катапульту.
По мысли изобретателей модуль с полезной нагрузкой предлагается в течение часа разгонять до скорости почти 5000 км в вакуумной центрифуге, Последняя, кстати имеет размерения футбольного поля. После хорошего разгона – бросок и сила земного притяжения не устоит.
Это может вызвать улыбку, но технология уже «в металле» и первые испытательные пуски пройдут зимой 2020 года на полигоне в Нью-Мексико. Если дело выгорит, компания останется без конкурентов, каждый запуск будет стоить всего 500 тыс. долл.
Катапульта SpinLaunch
Какие в РФ действуют космодромы?
«Байконур», «Плесецк», «Капустин Яр», «Ясный», «Свободный» и строящийся «Восточный» — это современные космодромы России. Список соответствующих объектов, конечно, может корректироваться — в зависимости от того, каким образом будет распределяться инфраструктура, задействуемая в рамках реализации российской космической программы. Не исключено, что в силу большой площади тех или иных космодромов, а также сложности задач, решаемых на них, будут открываться новые пусковые площадки, закрываться текущие и переноситься в другое место. Но на данный момент космодромы России, указанные выше, в целом можно рассматривать как в достаточной мере устоявшуюся систему объектов соответствующего назначения. Рассмотрим теперь специфику каждого из них подробнее.
Запчасти и шины на ГАЗ Соболь, 1 поколение
Самый украинский
Кансо, Новая Шотландия, КанадаПервый космический старт запланирован на 2022Всего стартов еще нет
После выхода из проекта «Морской старт» у Украины нет собственного космодрома, как нет его и у Канады. Хотя у Канады было аж четыре испытательных полигона, с одного из которых, Churchill Rocket Research Range на берегу Гудзонова залива, было осуществлено более 3500 (!) суборбитальных запусков. Мало того, выкупленный гражданской компанией, с 1994 по 1998 г. полигон носил гордое имя SpacePort Canada. Увы, компания обанкротилась, осуществив только один суборбитальный запуск.
Впрочем, скоро у Канады появится новый космодром. Компания Maritime Launch Services приступила к строительству стартовой площадки и сборочного цеха недалеко от городка Кансо в Новой Шотландии. С 2022 г. компания планирует запускать отсюда по восемь ракет «Циклон-4М» украинского производства каждый год.
Выбор «Южмаша» в качестве партнера не случаен. «Циклон-4М» – это развитие идей ракет-носителей «Зенит» и «Циклон» (основана на конструкции печально знаменитой ядерной баллистической ракеты Р-36М «Сатана»), показавших свою надежность и успешность (более 250 запусков). Кроме того, одним из вице-президентов канадской компании Maritime Launch Services, занимающейся финансированием проекта, является украинский космонавт Ярослав Пустовый, дублер Леонида Каденюка, с 2007 г. проживающий в Канаде и одно время занимавший пост президента Canadian Space Commerce Association.
Очень хочется, чтобы этот проект увенчался успехом, и украинские ракеты — не отдельные блоки, как сейчас, а именно полноценные ракеты, снова начали летать. Так что пожелаем Maritime Launch Services и «Южмаш» удачи.
Недостатки модели
- У пистолета имеются две разновидности невзаимозаменяемых магазинов под патрон 9×19 мм Парабеллум.
- У магазинов к пистолету губки очень загнуты навстречу друг другу. Из-за этого патроны задерживаются в магазине при стрельбе. Иногда магазины вовсе разваливаются.
- Не очень удобный и надёжный. Состоит из множества мелких деталей, что повышает вероятность поломок.
- Большой вес.
- При стрельбе наблюдаются частые трудно устранимые задержки. Известны случаи, когда во время стрельбы стрелянная гильза застревала в патроннике и не давала сделать следующий выстрел.
- У некоторых моделей лопалась пластиковая рамка.