Строение вселенной
Содержание:
- Содержание
- Содержание
- Распорядок дня на МКС
- Источники
- Почему Ан-2 «Кукурузник»?
- Искусственная гравитация и первый космический город
- Что он собой представляет
- «Спектр-УФ» с ультрафиолетовым спектром работы для поиска жизни
- Хотите узнать о космосе больше? Начните заниматься прямо сейчас
- Космонавтика сегодня завтра и всегда
- Возвращение на Землю
- Облет Луны
- Комментарии:
- История названия
- Национальные предприятия космической отрасли
- Каким будет космоцентр в Калифорнии
- Искусственный спутник Земли
- Зачем люди придумали созвездия
- Характеристики основных элементов:
- Стыковка «на автомате» и контакт с «мертвой» станцией
- ***
- Спутниковые программы
- Борьба соседей за воду и землю
- Конструкция китайской орбитальной станции
- Успешная высадка на Марс
Содержание
Содержание
Распорядок дня на МКС
Можно еще долго перечислять все отрасли науки, которые получили существенный рывок благодаря космическим исследованиям. Но как это все выглядит на практике? Из чего состоит жизнь космонавта на орбите?
Распорядок дня космонавтов составлен таким образом, чтобы предусмотреть не только максимальную рабочую загрузку, но и полноценный отдых людей. Пять дней в неделю – рабочие, причем рабочий день продолжается 10 часов и включает плановые исследования, а также ремонтно-профилактические работы на станции.
Подъем у космонавтов ежедневно в 7 утра, затем гигиенические процедуры, физкультура и завтрак, после которого начинается их рабочий день. Всего в день отводится 2 часа на приемы пищи и 2,5 часа на тренировки – это время космонавты распределяют между собой так, как им удобно. Сон по расписанию занимает 8 часов, но на практике многие отдыхают всего 4-5 часов, и этого им достаточно. Спать приходится с берушами, чтобы не мешал шум многочисленных механизмов.
Ежедневно полтора часа отводится на сеанс связи с Центром управления полетом. Космонавты передают на Землю результаты исследований, получают новые данные, координируют свою работу с наземными специалистами и, конечно, периодически общаются с семьями.
Тяжелый, кропотливый труд требует постоянного напряжения воли, нервов и громадной внутренней дисциплины. Но мы можем гордиться нашими космонавтами – смелыми людьми и прекрасными профессионалами, приносящими огромную пользу свое стране.
Источники
Почему Ан-2 «Кукурузник»?
Когда в 1950 году (первый полет в 1947) начал выпускаться Ан-2, первоначально предназначенный для сельского хозяйства (разрабатывался под «именем» СХ-1 или СХА) звание «кукурузник» перешло от По-2 к нему по наследству. И хотя в судьбе Ан-2 принимал участие и Никита Хрущев, все же «кукурузником» самолет Ан-2 прозвали скорее-всего не из-за его увлечения кукурузой.
Ан-2 проектировался таким образом, что мог взлетать и садится практически с любого более-менее ровного поля. Что еще интересно, так это то, что самолет совершенно не подвержен сваливанию (и не входит в штопор, соответственно), чрезвычайно устойчив, да еще и ко всему прочему, при отказе двигателя на кукурузнике можно просто безопасно планировать.
Наш Кукурузник попал в книгу Рекордов Гинесса как самый долго эксплуатируемый самолет в мире (производится больше 65 лет), к тому же, это большой одномоторный биплан в мире и самый массовый многоцелевой самолет. Сейчас Ан-2 выпускается только в Китае под именем Фонг Шу-2.
Так что получается, прозвище «кукурузник» еще надо заслужить. И прозвище это — уважительное.
Здравствуйте, уважаемые дамы и господа. Сегодня у нас суббота 4 августа 2018 года, на Первом канале идет телеигра «Кто хочет стать миллионером?». В студии находятся игроки и ведущий Дмитрий Дибров.
В статье мы рассмотрим один из интересных вопросов сегодняшней игры, а чуть позже выйдет и общая статья со всеми вопросами и ответами в этой телеигре.
Искусственная гравитация и первый космический город
Строительство первого города в космосе — это моя долгосрочная мечта. По сути, космический город представляет собой большую космическую станцию с искусственной гравитацией и инфраструктурой. Сейчас основная проблема в освоении космоса — это отсутствие гравитации. Такие условия плохо влияют на организм человека и все живые формы. Но за счет искусственной формы мы сможем находиться там длительное время и даже сажать деревья или цветы. Чтобы ее создать, необходимо заставить станцию вращаться вокруг своей оси; то же самое происходит с Землей, но естественным образом. Именно над этим мы сейчас работаем вместе с группой инженеров. Наш космический город будет находиться недалеко от планеты, в точке Лагранжа L1 (системы «Земля — Луна»). Он может стать идеальным пересадочным пунктом между Землей и Луной. Корабль, запущенный из L1, достигнет любой точки на поверхности Луны в течение нескольких часов, максимум — одного дня. Поэтому она очень удобна для создания «антикризисной станции» в случае необходимости решения неотложных проблем, возникших в космосе. Кроме того, там можно построить сборочный и ремонтный центр для космических кораблей в Солнечной системе. И, конечно, использовать его в туристических целях. Изначально он будет рассчитан на 10 человек, а со временем вырастет до 100 и до 10 тыс. жителей. И, кстати, этот проект абсолютно некоммерческий — пока что мы все работаем за идею.
Есть те, кто переживает, что сегодня путешествие в космос стоит десятки миллионов долларов и в будущем никто не сможет позволить себе такой полет. Думаю, в реальности прогнозы будут более позитивные и транспортный вопрос начнет решаться, как только мы двинемся в эту область. Когда что-то появляется, оно всегда стоит дорого. Но со временем изобретаются новые технологии, растет спрос и цена начинает снижаться. То же самое произойдет с космическими кораблями — тогда у нас появится больше возможностей добраться до космоса.
Многие вещи, которые предсказывали писатели-фантасты еще сотню лет назад, осуществились. И все же я не сторонник сценария глобальных катастроф и катаклизмов. Космические города нужны нам для того, чтобы эволюционировать и изучать мир вокруг. Что касается инопланетных форм жизни, они однозначно есть, поскольку во вселенной существуют биологически близкие к Земле планеты. Но с ними совершенно необязательно воевать «за место под солнцем». В этом аспекте писатели все же приукрасили реальность.
.
Что он собой представляет
Научная точка зрения гласит, что космос – это определенные участки вселенной, которые окружают собой небесные тела и их атмосферы. Однако полностью пустым это пространство назвать нельзя. Было доказано, что оно содержит некоторое количество водорода и имеет межзвездное вещество. Ученые также подтвердили существование электромагнитного излучения в его пределах.
Сейчас науке не известны данные о конечных пределах космоса. Астрофизики и радиоастрономы утверждают, что приборы не в состоянии «увидеть» весь космос. Это несмотря на то, что их рабочее пространство охватывает 15 миллиардов световых лет.
Научные гипотезы не отрицают возможного существования вселенных подобно нашей, однако подтверждения этому также нет. В целом космос – это вселенная, это мир. Его характеризует упорядоченность и материализация.
«Спектр-УФ» с ультрафиолетовым спектром работы для поиска жизни
Третий аппарат серии, обсерватория «Спектр-УФ», предназначен для точечного слежения с помощью УФ-телескопа Т-170М за конкретными объектами в ультрафиолетовом диапазоне и задуман ещё в 1990 году.
За это время несколько раз поменялся и сам проект, и его участники: сегодня предполагается существенный вклад не только России, но и Великобритании, Испании, Мексики и Японии.
Его основа, уникальное 170-сантиметровое зеркало, уже готово и ждет своего часа. Бортовое оборудование (в числе которого необходимые для функционирования спектрографы) стран-партнеров будет поставлено к 2022 году.
Основная задача аппарата – подробные исследования ключевых объектов космоса: ядер галактик, экзопланет.
Ультрафиолетовый обзор позволит оценивать спектр объектов и получать данные о изотопном составе, что позволит уточнить модели космоса, узнать состав атмосфер планет и, возможно, найти следы жизни.
Дополнительная задача аппарата – поиск скрытого диффузного барионного вещества, межгалактических облаков из горячих пыли и газа, которые практически невидимы для существующих телескопов.
Первоначальный запуск орбитальной составляющей комплекса в связи с последовательными сокращениями бюджета с 1997 года плавно перетек на 2021, а следом, из-за санкций 2014 года – на 2025-2026 год.
На данный момент ожидается, что телескоп будет запущен в конце 2025 года на тяжелой «Ангаре» с космодрома Восточный и отправится на геостационарную орбиту.
Хотите узнать о космосе больше? Начните заниматься прямо сейчас
Космонавтика сегодня завтра и всегда
С уверенностью можно сказать, что в освоении ближайшего космического пространства реальной задачей для текущих 10-20 лет считается колонизация Марса. К тому же, учёные демонстрируют красивые ролики с трёхмерной анимацией, запускают беспилотные летательные аппараты. Кроме того, они высаживают исследовательские самоходные роботизированные машины, собирающие данные.
Несколько простых истин
Здоровье астронавтов. Мы являемся сложной биологической структурой. Которая, в конце концов, привыкла миллионы лет функционировать в определенных условиях. К тому же, постоянный уровень магнитного поля и гравитации, этого достаточно. Если осанка человека нарушается, то в результате неправильно работают все внутренние органы. Однако, на красной планете искаженное притяжение заставит все системы работать в другом ключе. Другими словами, последствия этого не изучены. Также пагубно будут влиять магнитные поля, разность давлений. Скафандр и поселения в капсулах не являются панацеей. Получается, что Сатурн и Юпитер освоить не получится, ведь там на человека будет действовать чудовищное притяжение.
Успешная посадка возможна, но что делать с обратным стартом? Пока на Земле человечество строит сложнейшие космодромы для запуска. Однако на Марсе сделать это физически невозможно. Получается, что любая миссия будет иметь билет в один конец.
Энергия и материалы, еда и гигиена окажутся большой проблемой. Вероятно, можно топить марсианский лёд. Но нет гарантии, что полученная вода не убьёт первого человека, ступившего на эту планету.
Возвращение на Землю
ТАСС  / Валентин Черединцев
В ходе полета космонавты произвели запланированные программой эксперименты и собирались вернуться на Землю. Однако из-за «отстреливания» шлюзовой камеры произошел сбой, «Восток-2» ушел еще на один виток, а затем начал посадку в ручном режиме. Это был первый случай, когда космонавтам пришлось возвращаться на Землю с использованием ручной системы управления. Тогда же выяснилось, что с рабочего кресла космонавта невозможно заглянуть в иллюминатор и оценить расположение корабля по отношению к Земле.
В результате Леонов и Беляев приземлились далеко от расчетной точки посадки в тайге в 180 километрах от Перми. Найти космонавтов удалось не сразу, им пришлось провести ночь около костра, кутаясь в парашюты и скафандры. На следующий день экипаж обнаружили, но еще день потребовался, чтобы расчистить площадку для небольшого вертолета. 21 марта Леонов и Беляев прибыли в Пермь, откуда официально сообщили о завершении полета.
Облет Луны
Луна всегда была целью номер один в мировой космонавтике. Полеты «Апполонов» на долгие годы стали предметом споров — были ли американцы на спутнике Земли.
Хотя пилотируемый полет СССР осуществить не смог, первые достижения именно на этой стороне: спустя 4 неудачных попытки, запущенный 2 января 1959 года космический аппарат «Луна-1» достиг окрестностей Луны.
Агитационный полет должен был завершиться ударом о спутник для того, чтобы оставить на его поверхности различные металлические эмблемы, включая советский герб.
Увы, космический аппарат пролетел в 6000 километрах от лунной поверхности. Однако яркий след, сформированный натриевым газом, позволил отследить орбитальный полет астрономам всего мира.
Примитивность конструкции не позволила достичь каких-либо дополнительных результатов, поэтому спустя 3 суток не имеющий двигателя аппарат перестал передавать сигнал и рекорд быстро забылся.
Тем не менее, Советский Союз не оставлял попыток освоить Луну.
Но забыта оказалась даже вернувшаяся на Землю после облета спутника Земли экспедиция аппарата «Зонт-5» с живыми существами на борту, стартовавшая 15 сентября 1968 года.
Комментарии:
История названия
«Адмирал Кузнецов» — далеко не первое название корабля, ему предшествовало еще три варианта. Первое – «Рига», которое было присвоено еще во время строительства. Но после смерти Леонида Ильича Брежнева, корабль решают переименовать в его честь. «Леонид Брежнев» — второе название.
Авианосец назван в честь адмирала Николая Кузнецова
Третье же появилось в 1989 году перед выходом крейсера в море – «Тбилиси», прослужившее ему до 1990 года. После авианесущий крейсер был переименован в четвертый раз, и название это сохранилось до сих пор — «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» или же сокращенно – «Адмирал Кузнецов».
Национальные предприятия космической отрасли
Ракета Зенит-2 готова к запуску
Большинство предприятий находится в Днепре или Киеве.
- Днепр
- Государственное предприятие им. Макарова Южный машиностроительный завод (Южмаш)
- ГП Янгель Южное ГКБ
- Государственное предприятие «Днепрокосмос»
- Государственное предприятие «Днепровский проектный институт»
- Национальный центр аэрокосмического воспитания молодежи имени Макарова
- Государственное предприятие «Центр стандартизации ракетно-космической техники»
- Государственное предприятие » Никопольский трубный завод»
- Государственное предприятие » Павлоградский химический завод»
- Киев
- ГП » Завод Арсенал »
- Государственное предприятие « Укркосмос »
- Государственное предприятие «Научный центр точного машиностроения»
- Государственно-акционерная холдинговая компания «Киевский радиозавод» (бывший Производственный комплекс)
- Открытое акционерное общество «Киевский радиозавод»
- Открытое акционерное общество «РСБ-Радиозавод»
- Открытое акционерное общество «НПЦ Курс»
- Государственный научно-производственный центр «Природа»
- Государственное научно-производственное предприятие «Украинские инновации промышленной техники»
- Харьков
- Научно-исследовательский технологический институт приборостроения (ННИТИП)
- Общественное Акционерное Общество « Хартрон »
- Крым
Национальный центр контроля и испытаний космических средств
Каким будет космоцентр в Калифорнии
Масштабный проект, над которым мы сейчас активно работаем, — это образовательно-развлекательный и научный хаб Cosmos Center в Лос-Анджелесе. Он полностью посвящен теме устойчивого развития, раскрытия творческого потенциала человека, освоению космоса и тому, каким благодаря всему этому станет наше будущее. Сейчас мы готовим к строительству огромный комплекс в Калифорнии, который займет площадь в 200 тыс. кв м. Архитектором проекта выступает мой близкий друг Хани Рашид из бюро Asymptote Architecture. Это ведущая архитектурная компания из Нью-Йорка, которая уже построила более 30 проектов по всему миру, и многие из них стали известны именно благодаря своим визионерским и футуристическим идеям. Открытие центра запланировано на 2025 год, но я не исключаю, что из-за карантина сроки могут немного сдвинуться. Главное, что мы успели полностью подготовить проект, наполнение и сценарии образовательных программ.
Концепция центра построена вокруг идеи микро- и макрокосма, где «макро» представлено интерактивными выставками и развлечениями, олицетворяющими будущие космические миры, а «микро» создается вокруг идеи эволюции и внутреннего развития человека. Для посетителей будут доступны интерактивные программы, направленные на работу с сознанием и телом, а также на изучение прикладных навыков по физике, химии, робототехнике, инженерии, которые позволят человечеству освоить новые пространства во Вселенной.
В основном здании будет находиться мультимедийно-развлекательный центр, который представляет собой научно-фантастический мир для детей и взрослых. Для него мы разработали сценарий путешествия по открытому космосу с иммерсивными элементами и решили показать посетителям всевозможные миры, а также города и платформы, которые мы хотели бы построить в будущем. С инсталляциями можно будет взаимодействовать, например, попробовать нарисовать свою планету или создать космический корабль. Вторая зона Cosmos Center будет посвящена образованию. Там мы расположим экспериментальные лаборатории для детей, где они смогут заниматься робототехникой, математикой, конструированием и 3D-принтингом. Пока что это будет проходить в формате дополнительного образования, направленного на развитие hard и soft skills. И конечно, в центре обязательно будут проходить мастер-классы и воркшопы для взрослых. А в третьем корпусе откроется коворкинг для инженеров и молодых стартапов, которые занимаются темой развития будущего, космоса и человека. А еще на территории будут магазины, кафе, отель и апартаменты.
Искусственный спутник Земли
По сей день дата запуска «Спутника-1», 4 октября, является началом космической эры человечества. Имя аппарата стало нарицательным, используясь сегодня во многих языках мира.
Запуск «ПС-1» («Простейший Спутник-1») осуществлялся с 5-го научно-исследовательского полигона Министерства обороны СССР «Тюра-Там», которому суждено было получить название «Байконур» в далеком будущем.
Ракета-носитель «Спутник» на базе межконтинентальной баллистической ракеты «Р-7» стала самой известной в истории, отправив в космос множество аппаратов, включая «Восток-1» с Гагариным на борту.
Но это было после. А в 1957 радиолюбители всего мира слушали позывные аппарата с помощью обычной радиолюбительской аппаратуры на расстоянии до 2–3 тысяч километров.
Вопреки общепринятому мнению, «Спутник» не был доступен для наблюдения невооружённым глазом, но его вторая ступень отлично просматривалась в темное время суток наравне со звездами.
Зачем люди придумали созвездия
Люди с древних времен смотрели на небо и видели на нем зверей, птиц и героев из своих мифов и сказок. Они были как будто нарисованы с помощью звезд, и такие фигуры на небе называют созвездиями. У каждого созвездия были названия, например: Малая Медведица и Большая Медведица, Лебедь, Рыбы, Малый Пес. А еще названия есть у ярких звезд: Альтаир, Вега, Бетельгейзе. Звезды в одном созвездии не обязательно находятся близко друг к другу, между ними могут лежать огромные расстояния, просто с Земли кажется, что они рядом.
Каждый народ находил свои узоры-созвездия на небе и называл их по-своему. Мы сегодня пользуемся теми названиями, которые придумали древние греки. Созвездия нужны были людям не просто для красоты — они помогали ориентироваться во время путешествий, когда еще не было ни навигатора, ни компаса. Например, люди знали, что Полярная звезда в хвосте Малой Медведицы всегда указывает на север.
Что посмотреть и почитать: сериал ВВС «Наблюдение за звездами». Книга А.Ганери «Легенды ночного неба»
Потрясающие фотографии из реальной жизни космонавтов, подборка фотографий Земли из космоса, выход в открытый космос, эксперименты, стыковка космических кораблей — на сайте Роскосмоса
Характеристики основных элементов:
Ходовая часть:
- гусеница – армированная стержнями, резинотканевая;
- движитель – гусеничный с передним расположением основных звездочек;
- подвеска гусеницы – пружинно-гидравлическая;
- рама – металлическая с откидным капотом;
Трансмиссия:
- вариатор – автоматический бесступенчатый клиноременный;
- коробка передач – 1-скоростная с реверсом (переключение скоростей – ручное).
Механизмы управления:
- тормозная система – дисковая фрикционного механического типа с ручным приводом;
- управление – руль мотоциклетного типа.
Стыковка «на автомате» и контакт с «мертвой» станцией
В будущем человечеству придется не раз столкнуться с космическим мусором, в том числе с брошенными кораблями и орбитальными станциями.
Впервые тему научной фантастики удалось воплотить в жизнь 30 октября 1967 года, когда корабли «Космос-186» и «Космос-188» состыковались друг с другом в полностью автоматическом режиме.
«Космос-186» был запущен 27 октября 1967 года, за ним вдогонку отправили «Космос-188» таким образом, чтобы расстояние между ними не превышало 24 километра во время выхода на орбиту второго аппарата.
«Активный» «Космос-188» смог запеленговать, приблизиться и состыковаться с ранее выпущенным кораблем, объединив системы.
Впоследствии подобная операция происходила не раз. Полученный опыт пригодился и при восстановлении поврежденной космической станции «Салют-7», после полугодового отсутствия на станции людей оставшейся на орбите в состоянии радиомолчания 11 февраля 1985 года.
В попытке спасти станцию, Советский Союз отправил двух ветеранов космонавтики для ремонта «Салюта-7». Автоматизированная система стыковки не работала, поэтому космонавтам нужно было подойти достаточно близко, чтобы осуществить ручную стыковку.
Космонавты смогли пристыковаться, впервые продемонстрировав возможность стыковки с любым объектом в космосе, даже с мертвым и неконтактным.
К 16 июня космонавтам удалось прогреть и восстановить работоспособность станции, а 23 июня к ней в автоматическом режиме пристыковался «Прогресс-24» с запасом воды и материалами для дальнейших восстановительных работ.
***
П. Беляев и А. Леонов
20 октября 1965 года Международная авиационная федерация (FAI) отметила рекорд пребывания человека в открытом космическом пространстве вне корабля — 12 минут и 9 секунд. Алексей Леонов получил высшую награду FAI — золотую медаль «Космос» за первый выход в открытое космическое пространство в истории человечества. Командир экипажа Павел Беляев также получил медаль и диплом.
Леонов стал пятнадцатым человеком в космосе, и первым человеком, совершившим следующий принципиальный шаг после Гагарина. Остаться один на один с бездной, самым враждебным пространством для человека, посмотреть на звезды лишь через тонкое стекло шлема, услышать стук своего сердца в абсолютной тишине и вернуться назад — это настоящий подвиг. Подвиг, за которым стояли тысячи ученых, инженеров, рабочих и миллионы простых людей, но совершил его один человек — Алексей Леонов.
Спутниковые программы
Украина произвела спутники наблюдения Земли « Сич» и « Океан , а также несколько других типов спутников и солнечную обсерваторию « Коронас» в сотрудничестве с Россией.
- 1995–2001 Сич-1 (Циклон-3 из Плесецка)
- 1999 — ???? Океан (Зенит-2 с Байконура)
- 2004 г. — действующий Сич-1М (Циклон-3 г. Плесецк).
- 2004–2007 МС-1-ТК (Циклон-3 г. Плесецк)
- 2011–2012 Сич-2 (Днепр из Домбаровского)
- 2014 г. — активен ПолиИТАН-1 ( спутник типа CubeSat , Днепр из Домбаровского)
- 2017 г. — активен ПолиИТАН-2 ( спутник типа CubeSat от Atlas V с мыса Канаверал)
- подвесной Лыбидь 1 (планируется к запуску в 2018 г. Зенит-3Ф с Байконура)
- подвесная Сич-2М (планируется к запуску в 2018 г. на Днепре)
- отменили Укрселена (планируется к запуску Днепром в 2017 г .; в стадии доработки)
В настоящее время НКАУ работает над дальнейшими спутниками серии «Сич»: Сич-2М, Сич-3, Сич-3-О и Сич-3-П; Лыбидь М и спутник Укрселена совершат облет Луны в 2017 году (отложено).
Борьба соседей за воду и землю
Конструкция китайской орбитальной станции
Впоследствии к базовому модулю будут присоединены два лабораторных модуля «Вэньтянь» и «Мэнтянь». После этого станция будет выглядеть как огромная буква Т. К созданной конструкции будут пристыковываться пилотируемый корабль «Шэньчжоу» и грузовой корабль «Тяньчжоу». Не исключено, что впоследствии китайская станция станет еще больше, потому что всего она имеет 5 стыковочных узлов. Станция будет всего лишь третьей по счету орбитальной станцией, которая состоит из множества частей. Двумя другими являются выведенная с орбиты в 2001 году станция «Мир» и нынешняя Международная космическая станция.
Схематичное изображение будущей станции
Также в конструкцию станции хотели включить телескоп «Сюньтянь», но потом его решили сделать автономным модулем. Он не будет прикреплен к станции, однако они будут двигаться по одной орбите. Иногда телескоп будет приближаться к одному из стыковочных узлов и у тайконавтов будет возможность вручную настраивать и чинить встроенное оборудование.
Примерный внешний вид телескопа «Сюньтянь»
Ожидается, что китайская орбитальная станция прослужит около 10 лет, но если она по-прежнему будет исправно работать, срок службы вполне могут увеличить. Масса станции без учета космических и грузовых кораблей составит 60 тонн, то есть он будет меньше Международной космической станции аж в 7 раз. Для выработки энергии будут использоваться солнечные панели. Впрочем, они используются почти во всей космической технике, даже в марсианском вертолете Ingenuity.
Успешная высадка на Марс
Одновременно с венерианской программой, Советы разрабатывали комплексную программу по достижению и исследованию Марса.
Первым достижением в ней стал выход на орбиту четвёртой планеты Солнечной системы аппаратов-близнецов «Марс-2» и «Марс-3», запущенных почти одновременно в мае 1971 года.
Оба космических аппарата были предназначены для орбитального картографирования и кроме того, несли спускаемые посадочные модули.
Посадочный модуль «Марс-2» разбился, «Марс-3» успешно приземлился и начал передачу данных. К сожалению, пылевая буря на поверхности прекратила передачу спустя 20 секунд.
Это не помешало получить подробные снимки поверхности планеты с орбиты и стать им первыми аппаратами, достигшими Красной планеты.