Для чего ширина железной дороги в россии отличается от европейской

История российского Генерального штаба

Почему в разных странах разная колея железной дороги

Отчасти мифом, а отчасти правдой является то, что разная ширина железнодорожной колеи в разных странах нужна для того, чтобы вражеские войска в случае вторжения не могли быстро захватить пути и перебросить свои войска вглубь страны. Тем более, что уже почти на заре становления железных дорог лошадь уступала паровозу в перемещении грузов на дальние расстояния.

На самом деле, это было скорее приятным дополнением и, например, при строительстве Николаевской железной дороги это не учитывалось. Тем более, что в Европе в то время вообще не было единого стандарта и разные страны делали свои варианты ширины колеи. Позже закрепилась единая ширина, которая применяется почти везде, кроме Финландии, Прибалтики и стран СНГ — 1435 мм. Такая же ширина используется в США, Китае, Корее и даже Австралии.

Примеры ширины ЖД колеи в Европе

Области применения узкоколейных дорог

Поезд прибывает на станцию железной дороги  — 891 мм узкоколейной пригородной железнодорожной системы в Стокгольме, Швеция.

Узкоколейный тепловоз ТУ2-008 на Детской железной дороге в Оренбурге

Узкоколейные (600 мм) горные железные дороги в Дарджилинге и в горах Нилгири (Индия) внесены ЮНЕСКО в список Всемирного наследия. Дарджилингская железная дорога

Промышленное и народнохозяйственное использование

Узкоколейные железные дороги строились для обслуживания торфоразработок, лесосек, шахт, рудников, отдельных промышленных предприятий или групп из нескольких смежных предприятий, районов целинных земель в пору их освоения.

Микроколейные железные дороги строились внутри цехов или по территории крупных предприятий для перемещения крупных заготовок, больших количеств материалов, станков, вывоза из цехов крупногабаритной готовой продукции, иногда для развоза рабочих в отдалённые цеха. В настоящее время для этих целей применяются автопогрузчики и электрокары.

Военное использование

Во время войн, при подготовке к крупным военным сражениям или при создании пограничных укрепрайонов строились военно-полевые узкоколейные дороги для обеспечения переброски войск и военных грузов. Для прокладки таких дорог часто использовались имеющиеся автодороги с грунтовым или асфальтобетонным покрытием. Протяжённость дорог составляла от нескольких до ста километров.

Кроме того, строились отдельные узкоколейные железнодорожные линии внутри фортификационных сооружений. Такие дороги использовались для транспортировки боеприпасов с большими габаритами.

Прочее

На острове Сахалин железная дорога также имеет узкую колею (1067 мм). Эта дорога вместе с подвижным составом осталась после периода владения островом Японией, где колея 1067 является стандартной для всей железнодорожной сети. С 2002 года линии перешиваются на колею 1520 мм.

Отдельные линии железных дорог строились как узкоколейные, делалось это для экономии средств. В дальнейшем, при увеличении грузопотоков, такие линии перешивались на нормальную колею. Примером такого подхода могут служить линии Покровская Слобода — Ершов — Уральск и Урбах — Красный Кут — Александров Гай Рязано-Уральской железной дороги. На Одесско-Кишинёвской дороге существовало целое отделение узкой колеи — Гайворонское.

Что такое ширина колеи железной дороги

На самом деле, понятие ”ширина колеи” является просто упрощенным названием более сложного термина ”расстояние между внутренними гранями головок рельсов”. Так говорить как-то не принято и это даже попахивает каким-то технофильством, поэтому такой показатель принято просто называть шириной колеи.

Зато существование развернутого определения полезно для общего понимания того, что же это вообще такое. Это действительно расстояние между верхними частями рельса. То есть это то место, с которым контактирует боковой гребень колеса.

Проблема мирового железнодорожного сообщения заключается в том, что в очень большом количестве стран ширина колеи отличается. Поэтому инженерам приходится решать непростую задачу. Они должны понимать, как быстро и безопасно поменять тележки под вагонами или и вовсе, сменить ширину колеи, не прибегая к таким сложным решениям. Новые поезда так уже умеют, а со старыми приходится действовать дедовским методом.

Ширина ЖД колеи выглядит так и измеряется при помощи этого инструмента.

Проекты 21 века

Станция Внешняя гавань с трансформируемыми шпалами ширины колеи в ноябре 2005 г.

В мае 2001 года правительство штата объявило о переоборудовании колеи на 2 000 километров пути в Виктории, но так и не было выполнено из-за сложности достижения какого-либо соглашения с тогдашним менеджером пути, Freight Australia . В 2010 году 200 километров северо-восточной линии в Виктории были преобразованы в ширину колеи между Сеймуром и Олбери . В том же году был предоставлен доступ к стандартной ширине колеи в порт Джилонга , через 13 лет после перехода на стандартную ширину колеи западной стандартной ширины колеи между Мельбурном и Аделаидой, которая проходит через северные пригороды Джилонга .

В 2009 году ветка в Оклендсе была преобразована в стандартную колею в рамках проекта стандартизации северо-восточной линии, чтобы предотвратить изоляцию этой ветки.

Чтобы позволить создание Nucleus Transmodal Hub в Бромелтоне, Квинсленд , участок от Акациевого хребта до Бромелтона на линии Северного побережья Нового Южного Уэльса был преобразован в систему с двумя колеями в 2009 году, однако он не использовался до 2017 года.

В ноябре 2012 года компания Brookfield Rail завершила модернизацию линии Морава — Джералдтон с установленными трансформируемыми шпалами ширины колеи, которые позволят осуществить переоборудование в будущем.

См. также

Колея железных дорог стран бывшего СССР, Монголии и Финляндии

Основная статья: Русская колея

С середины XIX века стандартом на железных дорогах Российской империи, позже — СССР и Финляндии, а впоследствии и Монголии, была выбрана ширина колеи 1524 мм (5 английских футов). С мая 1970 года до начала 1990-х годов железные дороги СССР были переведены на колею 1520 мм. Это было сделано с целью увеличения стабильности пути при эксплуатации грузовых поездов, повышения их скорости движения без модернизации самого подвижного состава. После распада СССР это — стандарт ширины колеи на железных дорогах всех стран, образовавшихся на его месте. Железные дороги Финляндии и метрополитен Хельсинки до настоящего времени продолжают использовать прежний стандарт — 1524 мм.

Разница в 4 мм не требует переоборудования подвижного состава, но на переходном этапе вызвала серьёзные проблемы с резко увеличившимся износом колёсных пар подвижного состава.

Впрочем, до конца взаимосвязь ширины колеи или, более корректно, зазора между внутренней гранью головки рельса и гребнем колеса (ребордой) колёсной пары с интенсивностью их износа установить не удалось.

Эта же ширина колеи (1520 мм) используется во всех метрополитенах России и СНГ. На большинстве трамвайных линий СНГ применяется колея 1520 мм (хотя есть и узкоколейные трамвайные системы с шириной колеи в 1 метр, например в Калининграде, Пятигорске, Львове, Виннице, Житомире, Евпатории, в селе Молочное и в Лиепае). Трамвай в Хельсинки также имеет метровую колею.

Трамвай в Евпатории

В Таллине ширина трамвайной колеи составляет 1067 мм. В Ростове-на-Дону для трамвая используется европейская колея 1435 мм.

Интересно отметить, что самая первая железная дорога России — Царскосельская — имела ещё более широкую колею: 1829 мм.

Ширина колеи в 1524 мм впервые стала использоваться в России в ходе постройки Николаевской железной дороги (середина XIX века). Существует мнение, что это было связано с работой на строительстве дорог консультантов из США, и прежде всего Дж. В. Уистлера (в то время эта колея была популярна в южных штатах США). Возможно также, что использовать эту ширину колеи предложили русские инженеры П. П. Мельников и Н. О. Крафт, посетившие Америку перед началом строительства Николаевской железной дороги. Кроме того, эта ширина колеи была удобна тем, что выражалась круглым числом — 5 футов.

Существует распространённое мнение, что при выборе ширины колеи сыграл роль и военный аспект — отличная от европейской ширина колеи затруднила бы гипотетическому противнику снабжение войск в случае вторжения в Россию (так было во времена Великой Отечественной войны, когда наступающим войскам приходилось менять ширину колеи для своего подвижного состава). С другой стороны, скорость колеи железнодорожными войсками составляет, по различным оценкам, до 20—50 км в сутки.

Кроме того, на момент установления в России стандарта на единую ширину колеи общеевропейский стандарт отсутствовал. Сама по себе колея 1520 мм не имеет больших преимуществ перед 1435 мм, кроме чуть большей устойчивости поездов, разница между ними невелика — 85 мм (≈6 %). Европейская колея пригодна для движения подвижного состава колеи 1520 мм с теми же габаритами, нагрузками и скоростями после замены колёсных пар (и наоборот). Кроме того, движение поездов в странах с евроколеёй зачастую происходит с гораздо бо́льшими скоростями, чем в СНГ.

До начала 1980-х годов второй по распространённости в СССР шириной колеи была 750 мм, использовавшаяся для промышленных, торфо- и лесовозных узкоколеек, а также на детских железных дорогах. Строительство и обслуживание железных дорог с узкой колеёй значительно дешевле. Кроме того, узкоколейная железная дорога позволяет делать более крутые повороты, однако скорости прохождения поездов на ней существенно ниже. Поэтому за последние десятилетия протяжённость железных дорог этой колеи резко уменьшилась. Некоторые, наиболее оживлённые, узкоколейки были перешиты на стандартную колею, но большая часть узкоколеек просто была закрыта, часто из-за банкротства обслуживающих предприятий или замены технологических железных дорог автотранспортом и промышленными конвейерами.

Изменение ширины колеи

Железная дорога в Хабаровском крае.

Начиная с мая 1970 г., железные дороги СССР начали изменение ширины колеи с 1524 мм на 1520 мм. Но Правила Технической эксплуатации допускают эксплуатацию существующей колеи 1524 мм до её капитального ремонта или реконструкции.

В Финляндии Финскими Государственными железными дорогами ширина колеи не изменена — 1524 мм.

После распада СССР и получения независимости Эстония вернулась к старой ширине колеи в 1524 мм для гармонизации параметров и документации с Финляндскими железными дорогами. Старое полотно не перешивалось, так как этого и не требуется, однако при покупке нового подвижного состава требования могут выставляться именно под 1524 мм.

Интересен факт, что метрополитены РФ и СНГ использует именно новый стандарт 1520 мм, а трамваи, для которых стандарт не менялся, используют старый стандарт 1524 мм. Однако на совместимости это не сказывается, и трамваи могут использовать пути с колеёй 1520 мм, например при использовании железнодорожной рельсо-шпальной решётки на выделенных участках.

Железные дороги США

В США до гражданской войны штаты стремились обособиться. Конечно, это не могло не отразиться на транспорте. Первые дороги очень различались расстоянием между рельсами. В Нью-Йорке был утвержден закон, который запрещал другим веткам соединяться с дорогами (ширина колеи у них составляла 1524 мм).

С 1865 по 1886 год происходило объединение американских магистралей. Штаты начинают находить пути взаимодействия, английский стандарт обретает все больше сторонников.

Только в феврале 1886 года приняли «Конвенцию», которая закрепила введение единой колеи в США. Магистрали продолжительностью 21000 км были перешиты всего за два дня. А подготовка заняла 79 дней. Ширина жд колеи в США была сведена к 1435 мм. Такой же размер у железнодорожных дорог Канады.

Железная дорога в Польше

Первая железнодорожная линия на территории Польши в составе Российской империи была построена с европейской колеёй. Это была Варшавско-Венская железная дорога, открытая в 1848 году. Железные дороги с колеей 1524-мм стали возникать в последующие годы: Петербурго-Варшавская ж/д (1862), Варшавско-Тереспольская ж/д (1867), Привислинская ж/д (1877) и Варшавско-Калишская ж/д (1902). Несмотря на это, в то же время были построены железнодорожные линии с использованием европейской ширины, как это было в Варшавско-Бромбергской железной дороге (1862). После обретения Польшей независимости начался процесс модернизации железнодорожной сети, и в конечном итоге к 1929 году все железнодорожные линии с русской широкой колеёй в Польше были переделаны на ширину 1435 мм.

Применение различной ширины колеи[править]

  • Широкая колея:

    • 3000 мм: Германия В конце 1930-х в Третьем рейхе был разработан проект строительства сети сверхширококолейных скоростных железных дорог, так называемый Breitspurbahn. Сеть эта была запланирована в Европе, а в будущем и в Азии, дороги должны были по замыслу связать Японию и Индию с Европой. Был построен демонстрационный участок, разрабатывались паровозы, тепловозы и вагоны. Проект не был осуществлён.
    • 2140 мм: Англия. Great Western Railway
    • 2000 мм: Англия. Cairngorm Mountain Railway(англ.)
    • 1945 мм: Нидерланды.
    • 1880 мм: Англия.
    • 1750 мм: Франция.
    • 1676 мм: Аргентина; Бангладеш; Индия; Канада; Пакистан; США; Чили; Шри Ланка. В Испании, Индии, Пакистане, Бангладеш и Шри-Ланке распространена колея 1676 мм; такая колея встречается также в Аргентине и Чили. Bay Area Rapid Transit(англ.)
    • 1668 мм: Португалия; Испания.
    • 1665 мм: Португалия.
    • 1600 мм: Австралия; Бразилия; Ирландия; Новая Зеландия. Canterbury Provincial Railways(англ.)
    • 1588 мм: США.
    • 1581 мм: США.
    • 1575 мм: Ирландия.
    • 1524 мм: Финляндия; США; Панамский канал.
    • 1520 мм: (Русская колея) Основная ширина колеи — В России, СНГ, Прибалтике, Монголии и в других странах. На практике подвижной состав железных дорог с шириной колеи 1524 мм и 1520 мм совместим.
    • 1495 мм: Канада.
    • 1473 мм: США.
    • 1435 мм: Европейская (нормальная, стефенсоновская или интернациональная) колея; Синкансэн, Австралия (17678 км)

Файл:Metro-kryar6.jpg Красноярская детская железная дорога имела колею всего 305 мм.


Детская Железная дорога в Польше (600мм: gauge) Kolejka Parkowa Maltanka(польск.)


603 мм колея

  • Узкая колея:

    • 1372 мм: Япония.
    • 1220 мм: Шотландия; Метрополитен Глазго
    • 1100 мм: Бразилия.
    • 1093 мм: Швеция.
    • 1067 мм: T.H. «Капская колея»: Снэфелльская горная железная дорога; Ангола; Австралия; Ботсвана; Гана; Эквадор; Индонезия; Япония (за исключением высокоскоростных линий Синкансэн); Южно-Африканская Республика; Канада (до 1880—1930); Конго; Коста-Рика; Малави; Мозамбик; Намибия; Новая Зеландия; Никарагуа; Нигерия; Россия (железные дороги южной половины острова Сахалин); Судан; Тайвань; Таллин; Танзания; Гондурас; Швеция. Снэфелльская горная железная дорога, Tanzania-Zambia Railway Authority(англ.);
    • 1050 мм: Иордания; Сирия. Хиджазская железная дорога
    • 1000 мм: т. н. метровая колея: Аргентина; Бангладеш; Бенин; Бразилия; Боливия; Буркина-Фасо; Бирма; Вьетнам; Индия; Камбоджа; Камерун; Кения; Лаос; Малайзия; Мали; Мьянма; Пакистан; Польша; Португалия; Сенегал; Танзания; Таиланд; Тунис; Уганда; Испания; Швейцария; Россия. Железная дорога Юнгфрау
    • 950 мм: Италия; Эритрея.
    • 914 мм: Колумбия; Перу; Канада; Сальвадор; Гватемала; США; Испания; Абхазия. Новоафонская пещерная железная дорога, Железная дорога острова Мэн, White Pass and Yukon Railway
    • 900 мм: Польша.
    • 891 мм: Швеция. Известна как «Шведская трёхфутовая колея» Roslagsbanan(англ.)
    • 800 мм: Обычно пром. линии — Уэльс; Швейцария. Сноудонская горная железная дорога
    • 785 мм: Польша.
    • 762 мм: Австралия; Чили; Индия; Сьерра-Леоне; США.
    • 760 мм: Бразилия; Австрия;Болгария(125 км)
    • 750 мм: Греция; Польша; Россия; Швейцария и в других странах. На практике подвижной состав железных дорог с шириной колеи 750, 760 и 762 мм зачастую совместим. Алапаевская узкоколейная железная дорога
    • 700 мм: так называемая «Декавилевская колея» Аргентина, Дания, Индонезия (сахарные заводы, солеварни), Испания, Нидерланды (промышленные линии), Франция (Chemin de fer d’Abreschviller),
    • 686 мм: Уэльс. Corris Railway(англ.), Талиллинская железная дорога
    • 610 мм: Австралия ; Индия; Южно-Африканская Республика — две дороги: 248 км и 122 км; Англия; США. Cleethorpes Coast Light Railway(англ.), Leighton Buzzard Light Railway(англ.), Дарджилингская Гималайская железная дорога
    • 603 мм: Уэльс; Бреконская горная железная дорога
    • 600 мм: Военные и пром. линии в XIX веке и первой половине XX века: Франция; Греция; Польша; Швеция; Англия. Yaxham Light Railway (англ.), Vale of Rheidol Railway (англ.)
    • 597 мм: Уэльс; Фестиниогская железная дорога, Валлийская нагорная железная дорога, Валлийская нагорная музейная железная дорога, Приозёрная железная дорога Лланбериса
    • 578 мм: Уэльс; Penrhyn Quarry Railway (англ.)
    • 508 мм: Россия; Красноярская детская железная дорога (с 1961 года)
    • 457 мм: Англия; Steeple Grange Light Railway (англ.)
    • 410 мм: Германия; Детский трамвай Франкфурта-на-Майне
    • 381 мм: США в Висконсин Деллс, Riverside and Great Northern Railway(англ.), Англия, (Bure Valley Railway(англ.), Cleethorpes Coast Light Railway(англ.), Железная дорога Хус-Дангнесс)
    • 305 мм: Россия; Красноярская детская железная дорога (с 1936 по 1961 год)

Как поезда ездят в другие страны

Пассажирское и грузовое сообщение стало в наши дни нормой, если не считать последние полгода, когда коронавирус рассадил нас по домам. Я сам пересекал границу на поезде и застал процесс, когда поезда подготавливаются для движения по железной дороге другой страны.

Примерно так выглядит смена колесных пар.

Так получилось, что я ехал на современном скоростном поезде из Москвы в Берлин (Германия). В моем случае это произошло максимально быстро и просто. Поезд лишь снизил скорость до достаточно медленной и в этот момент под составом творилась магия — на ходу менялась ширина колесных пар.

Более старые составы не могут похвастаться такими возможностями и приходится менять под ними тележки. Для этого вагоны приподнимаются, из-под них строем выкатываются одни тележки и в нужном количестве на их место устанавливаются другие. Процедура получается существенно более долгая, чем в первом случае. При этом время простоя на границе это не только дискомфорт пассажиров, но и трата денег для эксплуатирующей состав компании. В итоге, даже переоборудование пропускного пункта с установкой на него оборудования для смены ширины колесных пар окупается очень быстро. Сами поезда тоже получаются очень выгодными, как для пассажиров, так и для перевозчика.

Есть еще случаи универсальной колеи, когда поезду не надо долго ехать по территории страны. Для этого просто укладывается два комплекта рельс. При этом они укладываются не рядом, а как бы в перемешку. То есть, если смотреть на них сверху и считать слева направо, то первый и третий рельс предназначены для одних поездов, а второй и четвертый — для других. Так не надо готовить землю для прокладки дополнительного пути и получается бюджетно сделать универсальную колею. И поезда выигрывают от того, что не стоят на границе.

Вот так монументально выглядят колесные пары. Каждая весит больше тонны.

Можно еще, конечно, перегрузить товар на границе из одного поезда в другой. Этот метод используется, но он очень затратен по времени.

С учетом роста грузопотока и относительно невысокой стоимостью использования железных дорог, они и дальше будут укрепляться в роли массового средства доставки пассажиров и грузов. Самолет дорог, корабль не всюду доберется, а для каждой машины нужен свой тягач и водитель. Поезд цепляется за один локомотив с одной бригадой машинистов и едет через всю страну почти 24 часа в сутки. Бригады меняются на станциях, обеспечивая бесперебойность процесса.

Так получилось, что колея везде разная, но способы обходить это уже найдены, поэтому железная дорога не потеряет своей привлекательности и романтического образа.

Областной прокурор

Областной прокурор – это лицо, которое руководит деятельностью находящихся на вверенной ему области прокуратур городов и районов, опираясь на законы, действующие на всей территории РФ, и акты вышестоящего начальства. Он издает приказы, распоряжения и указания, обязательные для исполнения абсолютно всеми следственными органам, которые действуют на вверенной ему территории. Прокурор области может вносить изменения в расписание рабочего графика. Также в его обязанности входит изменение оплаты труда и численности подчиненных.

Борьба за размер колеи

Инженер Изамбарт Брунель, живший в 1806-1859 годах, всегда высказывался за расширение колеи. В 1835 году было окончено строительство Большой Западной дороги. Расстояние между рельсами составило 2135 мм.

Разногласия по вопросу относительно того, какая же ширина жд колеи должна приниматься за стандарт, продолжались до 1845 года. За время споров были тщательно изучены эксплуатационные характеристики дорог различного типа. Для принятия единственно правильного решения в Англии создали специальную парламентскую комиссию, которая должна была установить единые размеры жд колеи. Таким образом, в 1845 году появился закон о строительстве железных дорог с колеей в 1435 мм. А существующие пути, которые не соответствовали этим данным, обязаны были реконструировать. Нарушителям грозил штраф в 10 фунтов стерлингов за каждую милю за 1 день существования незаконной дороги.

Снайперская винтовка Steyr-Mannlicher SSG 04 (Австрия)

Винтовка SSG 04 (ScharfSchützen-Gewehr 04- снайперская винтовка модели 2004 года) была разработана и производится с 2004 года известной австрийской компанией Steyr-Mannlicher AG. Она создана в дополнение к весьма популярной, но уже не очень «модной» и «современной» винтовке SSG 69 этой же компании. В основу винтовки SSG04 положена система SBS 96, разработанная компанией Штайр-Маннлихер в середине 1990х годов для новой линейки охотничьих и спортивных винтовок. В настоящее время винтовки SSG 04 уже имеются на вооружении ряда служб безопасности и полицейских формирований европейских стран. При использовании соответствующих боеприпасов, винтовки SSG 04 стабильно обеспечивают кучность менее одной угловой минуты на практических дальностях стрельбы.

Снайперская винтовка Steyr-Mannlicher SSG 04 имеет продольноскользящий поворотный затвор с четырьмя боевыми упорами, расположенными попарно в передней части затвора. Высокоточные стволы выполнены методом холодной ротационной ковки и оснащаются дульным тормозом. Ударно-спусковой механизм регулируемый, спуск без предупреждения. Питание патронами осуществляется из отъемных коробчатых магазинов. Ложа винтовки выполнена из ударопрочного полимера и имеет регулируемые по высоте гребень приклада и затыльник. Открытых прицельных приспособлений винтовка не имеет, на ствольной коробке установлена направляющая типа Picatinny rail, допускающая быструю и точную установку любых оптическихи ночных прицелов на соответствующих креплениях.

Поиск по сайту

Изменение ширины колеи

Железная дорога в Хабаровском крае.

Начиная с мая 1970 г., железные дороги СССР начали изменение ширины колеи с 1524 мм на 1520 мм. Но Правила Технической эксплуатации допускают эксплуатацию существующей колеи 1524 мм до её капитального ремонта или реконструкции.

В Финляндии Финскими Государственными железными дорогами ширина колеи не изменена — 1524 мм.

После распада СССР и получения независимости Эстония вернулась к старой ширине колеи в 1524 мм для гармонизации параметров и документации с Финляндскими железными дорогами. Старое полотно не перешивалось, так как этого и не требуется, однако при покупке нового подвижного состава требования могут выставляться именно под 1524 мм.

Интересен факт, что метрополитены РФ и СНГ использует именно новый стандарт 1520 мм, а трамваи, для которых стандарт не менялся, используют старый стандарт 1524 мм. Однако на совместимости это не сказывается, и трамваи могут использовать пути с колеёй 1520 мм, например при использовании железнодорожной рельсо-шпальной решётки на выделенных участках.

Распространённые колеи

Распространённые колеи по странам

Колея, мм Название Протяжённость, км Используют
1676 Индийская колея более 78 500 Индия (Проект «Unigauge» — 42 000 км), Пакистан, Шри-Ланка (1508 км), Аргентина (24 000 км), Чили. (5-е место по распространённости в мире — 6 % общей длины всех железных дорог.)
1668 Иберийская колея 15 394 Португалия, Испания
1600 Ирландская колея 9 800 Ирландия, частично Австралия — «Викторианская колея» (4017 км), Бразилия (4057 км).
1524 Русская колея 7 000 Финляндия, частично Эстония (также используется 1520 мм).
1520 220 000 Страны СНГ, Грузия, Латвия, Литва, частично Эстония (также используется 1524 мм), Монголия, Финляндия. (Русская колея занимает 2-е место по распространённости в мире — 17 % общей длины всех железных дорог.)
1435 Европейская колея 720 000 Центральная и Западная Европа, США, Канада, Китай, Корея Северная, Корея Южная, Австралия, Ближний Восток, Северная Африка, Мексика, Куба, Панама, Венесуэла, Перу, Уругвай. (1-е месте по распространённости в мире — до 60 % общей длины всех железных дорог.)
1067 Капская колея 112 000 Южная и Центральная Африка, Индонезия, Япония, Тайвань, Филиппины, Новая Зеландия, частично Австралия, Сахалинская железная дорога (Россия). (3-е место по распространённости в мире — 9 % общей длины всех железных дорог.)
1000 Метровая колея 95 000 Юго-Восточная Азия, Индия (17 000 км), Бразилия (23 489 км), Боливия, север Чили, Кения, Уганда. (4-е место по распространённости в мире — 7 % общей длины всех железных дорог.)

История[править]

Ширина колеи в 1524 мм впервые стала использоваться в Российской империи в ходе постройки Николаевской железной дороги. Возможно, это было связано с тем, что на строительстве работали консультанты из Америки, и прежде всего Дж. В. Уистлер (в то время такая колея была популярна в южных штатах США). Возможно также, что использовать эту ширину колеи предложили русские инженеры П. П. Мельников и Н. О. Крафт, посетившие Соединённые Штаты перед началом строительства Николаевской железной дороги. Кроме того, эта ширина колеи была удобна тем, что выражалась круглым числом — 5 футов или 60 дюймов. Существует распространённое мнение, что при выборе ширины колеи сыграл роль и военный аспект — отличная от европейской ширина колеи затруднила бы гипотетическому противнику снабжение войск в случае вторжения в Россию (так было во времена Великой Отечественной Войны, когда немецким войскам пришлось менять ширину колеи для своего подвижного состава). Существующий миф о том, что именно такая ширина колеи является личной прихотью императора Николая I, несостоятелен и не имеет под собой никаких исторических оснований.

Ширина колеи и километров пути

В отчете Бюро инфраструктуры, транспорта и региональной экономики правительства Австралии и Австралийской железнодорожной ассоциации оценивается, что по состоянию на сентябрь 2019 года по всей стране было открыто 32 894 км (20 439 миль) железнодорожных линий тяжелого транспорта.

Ширина трех основных железнодорожных колеи в Австралии составляет 1067 мм ( 3 фута 6 дюймов ), 1435 мм ( 4 фута 8 дюймов).  1 / 2  в ) стандарт, и 1600 мм ( 5 футов 3 в ) широкий; медленное продвижение к унификации до стандартной колеи происходит с 1930-х годов.

Около 4000 км (2500 миль) длиной 610 мм ( 2 фута ) поддерживают производство сахарного тростника ; они не включены в следующую таблицу.

Расчетный километраж открытых магистральных железных дорог Австралии, сентябрь 2019 г.
Штат или территория Узкий Стандарт Широкий Двойной Другой Общее
Квинсленд 8 146 117 36 4 8 303
Новый Южный Уэльс 8 7,128 73 1 7 202
территория столицы Австралии 6 6
Виктория 16 1 912 2357 32 4 317
Тасмания 611 7 618
Южная Австралия 184 2,561 253 22 3020
Северная территория 3 1,690 1,693
Западная Австралия 2 970 4,558 207 7 735
Общее 11 930 17 972 2,683 297 12 32 894

Распространённые колеи

Распространённые колеи по странам

Колея, мм Название Протяжённость, км Используют
1676 Индийская колея (5½ ft) более 78 500 Индия (Проект «Unigauge» — 42 000 км), Пакистан (7500 км), Шри-Ланка (1508 км), Аргентина (24 000 км), Чили, Бангладеш (950 км). (5-е место по распространённости в мире — 6 % общей длины всех железных дорог.)
1668 Иберийская колея 15 394 Португалия, Испания
1600 Ирландская колея (5¼ ft) 9 800 Ирландия, частично Австралия — «Викторианская колея» (4017 км — пригородные и местные дороги штата Виктория), Бразилия (4057 км).
1524 Русская колея (5 ft) 7 000 Финляндия, частично Эстония (также используется 1520 мм).
1520 220 000 Страны СНГ, Грузия, Украина, Латвия, Литва, частично Эстония (также используется 1524 мм), Монголия, Финляндия, частично Афганистан. (2-е место по распространённости в мире занимает «русская колея» — 17 % общей длины всех железных дорог.)
1435 Европейская колея 720 000 Центральная и Западная Европа, частично Литва и Грузия, США, Канада, Китай, Корея Северная, Корея Южная, Австралия (кроме местных дорог колеи 1600 мм штата Виктория), Ближний Восток, Северная Африка, Мексика, Куба, Панама, Венесуэла, Перу, Уругвай. (1-е месте по распространённости в мире — до 60 % общей длины всех железных дорог.)
1067 Капская колея (3½ ft) 112 000 Южная и Центральная Африка, Индонезия, Япония, Тайвань, Филиппины, Новая Зеландия, частично Австралия. (3-е место по распространённости в мире — 9 % общей длины всех железных дорог.)
1000 Метровая колея 95 000 Юго-Восточная Азия, Индия (17 000 км), Бразилия (23 489 км), Боливия, север Чили, Кения, Уганда. (4-е место по распространённости в мире — 7 % общей длины всех железных дорог.)

Железнодорожная колея в Российской империи

Российская империя является одной из первых стран, где появилась железная дорога на паровой тяге. Она была построена на Урале отцом и сыном Черепановыми для перевозки руды из карьера к металлургическому заводу. Но этот почин не получил развития, в отличие от истории железных дорог в развитых западных странах, где очень быстро создавалась сеть железнодорожных путей для перевозки грузов и пассажиров.

В середине XIX в. в Российской империи существовали всего три железные дороги, все они имели разную ширину колеи. Самая новая из них — Николаевская (между Петербургом и Москвой) — строилась при участии американских консультантов и имела ширину колеи 1524 мм, что соответствует ровно 5 футам или 60 дюймам. Август Васильевич Петцольт, «Николаевский вокзал в Петербурге. Дебаркадер»Фото: ru.wikipedia.org

Такая колея в то время применялась на некоторых железных дорогах Англии и была популярна в южных американских штатах. Этот размер стал стандартным для России, но со временем перестал применяться в Англии и США в результате унификации под «колею Стефенсона».

С конца 1960-х годов в СССР стандарт ширины колеи был заменён на 1520 мм. Уменьшение на 4 мм произошло без замены ширины колёсных пар вагонов и локомотивов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector