Оруженосец: слуга, помощник или верный друг?
Содержание:
- Содержание
- Содержание
- Рыцарское воспитание
- Посвящение
- Машины на базе
- Литература
- Кто они — рыцари?
- Главное для рыцаря — это быть верным
- См. также
- А было время: обзор первого Boeing 727 в музее авиации Сиэтла
- Эпоха рыцарства
- Снаряжение, обмундирование и вооружение рыцарей
- Какие качества рыцарей уже утрачены
- Качества рыцаря и идолы для поклонения
- За подснежником
- Рыцарство Мэлори
- Обряд посвящения
- Поиск отличий
- Звания в ФСБ
- Ричард Львиное Сердце — король-рыцарь
- История появления рыцарства
- Слишком долго плавал
Содержание
Содержание
Рыцарское воспитание
Прохождение обучения добродетелям — это то, что нужно, чтобы стать рыцарем. Воспитание воина из мальчика начиналось в 7 лет и заканчивалось в возрасте 21 года. Если юноша успешно прошел службу пажом, оруженосцем и справился со всеми предложенными ему испытаниями, сюзерен посвящал его в рыцари.
Член ордена должен был безупречно владеть мастерством фехтования и верховой езды, соколиной охоты и плавания. Также рыцари обладали даром стихосложения, игры в шахматы и владели всеми правилами этикета при дворе.
С ранних лет в мальчике воспитывали такие качества, как храбрость, доблесть, галантное отношение к дамам. Юношам также прививали любовь к музыке, поэзии, танцам и религии.
Посвящение
Рассказ о жизни рыцарей в Средние века будет неполным без обряда посвящения. К 15 годам мальчишки, мечтавшие о славе и богатстве, становились оруженосцами. Оруженосцы следовали за хозяином безмолвной тенью, поили, кормили, меняли лошадей, чистили оружие, носили щит, а в боях подавали господину запасное оружие.
Через 4-5 лет службы паж уже досконально знал обычаи, образ жизни, принципы рыцарского братства и сам претендовал на членство в нем. Перед посвящением он усердно молился всю ночь, а утром исповедовался и совершал ритуал омовения.
Затем неофит в праздничных белых одеждах давал клятву братству. Как только он ее произносил, отец или один из посвященных трижды касался его плеча мечом. Посвящение состоялось. В подарок новообращенный получал собственный меч, с которым он никогда не расставался.
Дальше был пир, а по его окончании начиналась суровая жизнь рыцаря. В Средневековье она была полна опасностей, тягот и лишений.
Машины на базе
Литература
Кто они — рыцари?
В течение долгих пяти веков Европа представляла собой арену ожесточенных войн, битв и сражений. Одни королевства сменяли другие, о постоянных границах государств говорить не приходилось. Ни один правитель Европы не мог похвастаться стабильностью своих владений. Быть воином, уметь владеть оружием и знать приемы ведения боя становилось важнейшим элементом формирования культуры человеческих отношений. Знать, правящая верхушка стремилась быть не только богатой и зажиточной, но и сильной в военном плане. Феодальные отношения способствовали развитию личностных качества человек. Жестокость приняла форму личной храбрости человека, пренебрежением к опасности. Оружие возводилось в ранг культа, которому поклоняются и которое определяет статус его владельца. Война стала ремеслом, турниры считались самым любимым развлечением среди дворян, гражданское общество превратилось в арену постоянных вооруженных конфликтов, интриг и заговоров.
Если рассматривать рыцарство как обряд, то его истоки, безусловно, уходят корнями в эпоху Римской Империи. Уже тогда молодые люди, готовившиеся к военной службе, проходили ритуал посвящения с правом ношения оружия. Всадники составляли основу римского воинства. В раннем средневековье эту традицию продолжили Вестготы, основавшие свои королевства в Италии и в Испании. Продолжил эту затею и Карл Великий. Дети зажиточных семей имели своего коня, полный комплект боевого снаряжения и представляли главную силу своего сюзерена. С этого момента посвящение в высшее воинское сословие становится обязательным среди дворянских фамилий и членов королевских семей Европы. В германских княжествах и в графствах дворян, состоящих на военной службе и хорошо вооруженных, называют — ritter, буквально всадник. Это название укрепилось в Центральной и в Восточной Европе.
Если рассматривать рыцарство как звание, то в военной иерархии тех времен рыцари занимали самые верхние позиции. Рыцарство сопровождалось определенным ритуалом посвящения, который ориентировался главным образом на религиозные обряды и торжественное принесение клятвы. На первых порах, в основу рыцарства, как военного сословия, были заложены моральные и этические мотивы. Рыцарь давал клятву служить Богу и своему сюзерену. Уже после, когда рыцарство стало обязательным атрибутом привилегированного общества, появились нормы поведения, традиции и обязанности. К военной присяге и к клятве добавились обязанности защищать даму, больных и страждущих. Человек в звании рыцаря был в любой ситуации символом власти, олицетворял собой закон, силу и веру. Видя, с каким почтением, относятся к их ратным подвигам, к деяниям и к поступкам, рыцари стремились удвоить свое усердие и рвение. Невольно появившееся военное сословие стало двигателем прогресса гражданских общественных отношений того времени.
Со временем рыцарство стало приобретать разные формы, делясь на два направления:
- радикальное направление (религиозные рыцарские ордены);
- военно-гражданское (государственная служба, военное дело).
Главное для рыцаря — это быть верным
Главным в рыцарском кодексе чести была верность своему сеньору. Предательство и вероломство считались для рыцаря тягчайшим проступком и могли повлечь за собой лишение звания рыцаря. Процедура, сама по себе очень неприятная и напоминавшая скорее похороны. Считалось, что подлый рыцарь, который отказывает в помощи своему истинному господину, когда тот в ней нуждается, не достоин звания рыцаря. Поэтому за неявку в поход можно было прослыть изменником и сдохнуть. Собственно, в Англии, после завоевания ее Вильгельмом рыцарями назывались те, кто получил земельный надел, но не платил ренту, он платил за него своим участием в походах.
Так что верность — краеугольный камень рыцарства.
См. также
А было время: обзор первого Boeing 727 в музее авиации Сиэтла
Эпоха рыцарства
Эпоха рыцарства являлась идеализированной фантазией, выросшей из превосходства физической силы и военного умения вооружённого всадника. Это время закончилось с приходом пороха в военную сферу. Найджел Саул провёл исследования истории средневековых королевских семей и знатных семей. Он пользовался популярными книгами о их жизни. В своей работе он пишет, что у средневековой английской знати были собственность и богатство. Их они выставляли напоказ. Рыцарство являлось кодексом поведения. Также оно было и стилем, отточенным как острое лезвие. Такое поведение было принято не только во время битвы, но и в резиденциях знатных особ. Особенно это стало видным в XI веке в северной Франции. Согласно этому кодексу должны были вести себя в богатых резиденциях французские аристократы.
В Англии рыцарская история берёт начало с нормандских завоеваний, когда столкнулись совершенно разные технологии войны. Всадники, сопровождавшие герцога Уильяма, были в основном нормандцами, французами и представителями Фландрии. Они приняли эту новую форму ведения войны, несмотря на то, что она выдвигала строгие требования и была дорогостоящей. Скоро эти воины захватили земли Англии. Мальчики из аристократических семей с детства обучались искусству конной войны. Все их владения работали для пополнения доходов, направленных на военные траты для совершения подвигов их хозяина.
Снаряжение, обмундирование и вооружение рыцарей
С момента своего появления рыцарство прошло долгий и трудный период, в результате которого сформировалось новое сословие, олицетворявшее собой лучшие слои гражданского общества того времени. Блестящие военные подвиги, участие в государственных вопросах позволили рыцарям занять едва ли не самое привилегированное положение в обществе. Рыцарь в средневековой Испании имел право сидеть за одним столом с королевской четой. Только идальго могли официально носить оружие. Подтверждением высокого положения человека рыцарского достоинства, стали новые титулы. Так появились don, sire, monsienr и monsire титулы, характеризующие людей, принадлежащих к высшей касте.
Такое положение вещей накладывало отпечаток на образ жизни лиц в рыцарском звании. Формировалась определенная культура поведения, появились новые манеры, возникли определенные знаки отличия в одежде, костюм. Многое из перечисленного имеет отношение к военному делу, которое вместе рыцарями стало неотъемлемой частью жизни знатных особ того времени. В Англии предпочтение отдавалось военной атрибутике, тогда как испанский двор тяготел больше к гражданскому платью. Для тех времен, когда военный мундир отсутствовал как таковой, основным элементом рыцарского костюма было личное оружие. Меч или шпага стали постоянными спутниками идальго. Английские рыцари предпочитали носить облегченные рыцарские доспехи, подчеркивая свое высокое положение.
Во Франции в моду вошли мужские платья, олицетворяющие сразу два образа — военную выправку и гражданский костюм состоятельного господина и ценителя женской красоты. В дополнение к броне, надетой на тело, рыцари носили в качестве украшения шляпы с перьями, плащи и накидки, украшенные дорогими мехами. К кольчуге, к латам, к щиту и шлему, добавились металлические шпоры, которые в дальнейшем носились повседневно.
В техническом оснащении главным элементом рыцарской экипировки считался конь, который стал символом рыцарской доблести. Положение в военной иерархии обязывало каждого господина, имевшего рыцарский титул иметь своего боевого коня, в совершенстве владеть копьем и мечом. Основное вооружение рыцарей средневековья включало традиционные образцы холодного оружия. В отличие от любого другого воина, бронированные всадники должны были в совершенстве владеть многими приемами боя. Любое холодное оружие в руках воина становилось смертельно опасным оружием. В обязанности рыцаря входило умение управлять войсками на поле боя, поэтому немало внимания уделялось обучению тактическим вопросам.
Рыцари средневековой Европы представляли собой самые боеспособные и технически подготовленные воинские подразделения. В каждом войске имелся сводный отряд тяжеловооруженных всадников, основная задача которых заключалась в нанесении первого и сокрушительного удара по противнику. Кавалерию тех времен можно смело сравнивать с современными танковыми войсками, которые выполняют функцию стального тарана. Рыцарская конница действовала аналогичным образом, представляя собой ударную силу армии.
Самой многочисленной рыцарской ратью обладали французские короли, Императоры Священной Римской Империи Германской нации. В Англии и в Испании в силу определенных экономических факторов, рыцарское сословие было не таким масштабным. У англичан рыцарство носило несколько иной характер, чем в континентальной Европе. Британские дворяне, графы и герцоги больше тяготели к государственной службе и составляли в войсках незначительное число. В Испании прослеживалась аналогичная ситуация. Количество рыцарской конницы, состоящей на службе испанских королей, всегда было ограничено. Более воинственные германские народы, сделали рыцарство основной военной силой, поэтому здесь появляются крупные воинские формирования рыцарей, ставшие впоследствии хорошо известными рыцарскими орденами — Тевтонским и Ливонским.
Эпоха рыцарства в том виде, в котором мы привыкли его воспринимать, продолжалась вплоть до XIV века, когда на поле боя вышло огнестрельное оружие. Отпала необходимость в тяжеловооруженной кавалерии. Соответственно в военном в плане рыцарство утратило свои лидирующие позиции. Появилась официальная государственная военная служба, вместо рыцарей основное место в армии заняли офицеры.
Какие качества рыцарей уже утрачены
Рыцарство создано не как простое сообщество благородных воинов. Это определенная группа людей, которые были объединены едиными моральными ценностями. Такие положительные качества средневековых рыцарей следует рассмотреть более подробно:
- безусловная честность. Рыцарь не мог соврать, а совравший рыцарь не мог носить это звание. Это было бесчестьем, ведь вранье расценивалось, как трусость, желание избежать честного противостояния4
- верность слову ценилась очень высоко. Недопустимо было предавать свои же убеждения и отказываться от обещаний. Тем более, что обещания и клятвы имели религиозную основу. И их нарушение было недостойно рыцаря. Такого человека могли лишить рыцарского звания и изгнать из благородного общества;
- смелость. Рыцарь не должен был уступать перед опасностью. Он обязан был быть бесстрашным. Более того, рыцари специально отправлялись в походы, чтобы сражаться во имя Бога и добра. То есть они сами искали опасностей для себя;
- покровительство бедным и обиженным. Рыцарь обязан был помогать бедным и защищать обиженных. Целью многих рыцарских предприятий была имена защита нуждающихся.
Все перечисленные качества приветствуются и в настоящее время. Но все они являются относительными.
Качества рыцаря и идолы для поклонения
На пике расцвета рыцарства, в XII веке, знатные воины полагали, что их родословная восходит к графам Карла Великого. Также часто упоминались в семейной истории рыцарей франкские воины эпохи Меровингов. Особенно сильно это проявилось во времена крестовых походов: средневековые авторы проводили связь между суровостью и справедливостью в бою франкских дружинников и деяниями рыцарей креста в Святой земле. «Песня об Антиохии» рассказывает нам подобную историю.
Крестоносцы высаживаются. (Pinterest)
Обращение к античному наследию дало свои плоды — сочинения Тацита во многом помогли углубить «корни» рыцарства. Военная знать раннего Нового времени нашла себе других предков — древних германцев. Их традиционный уклад жизни, представления о войне, доблести и преданности делу оказал влияние на культуру конных воинов средневековой Европы. Скажем так, германцы немного не дотягивали до шевалье: им явно не хватало чувства меры и порядочности. Хотя и этот тезис по отношению к отдельным представителям рыцарского сословия можно оспорить.
За подснежником
Ворвавшейся в жизнь Артура Джин Лекки было двадцать четыре, ему самому — почти тридцать восемь. Джин абсолютно не походила на скромную «серую мышку» Тьюи. Как и сам Конан Дойль, мисс Лекки принадлежала к древнему роду. Она, казалось, была рождена для того, чтобы блистать: отлично музицировала, обладала изумительным голосом, прекрасно держалась в седле. В Джин Артур нашел и те качества, которых ему не хватало в Тьюи: острый ум, любовь к чтению, образованность, умение поддержать беседу.
Статья по теме
Богиня гроз и молний. Мадонне не удалось укротить «монстров под кроватью».
Артур сразу же сказал Джин, что развод в его обстоятельствах невозможен, решив хранить супружескую верность до конца жизни Луизы, — как и у его героя Холмса, сердце Конан Дойля было полностью подчинено разуму и принципам. «Тьюи все так же дорога мне, просто теперь часть моей жизни, прежде свободная, оказалась занята, — писал Артур матери. — Я не чувствую к ней ничего, кроме уважения и приязни. За всю нашу семейную жизнь мы ни разу не поссорились, и впредь я также не намерен причинять ей боль».
После смерти Луизы он погрузился в глубочайшую депрессию. Спасала писателя работа. Более того, сэр Артур и сам нередко вживался в роль великого сыщика, оказывая помощь Скотланд-Ярду. Так, он помог оправдать некоего молодого человека, который был осужден за то, что якобы зарезал множество лошадей и коров. Конан Дойль доказал, что зрение парня было настолько плохим, что он физически не смог бы совершить это ужасное деяние.
Выждав положенный срок траура, Конан Дойль женился на Джин Лекки. Она родила ему еще троих детей: дочь и двоих сыновей, один из которых – Адриан – позднее сам стал писателем и биографом отца.
Свадьбу праздновали дважды. История любви Юрия и Валентины Гагариных
Подробнее
В 1930 году сэр Артур тяжело заболел. Но 15 марта – это была важная для него дата: в этот день он впервые встретил Джин — писатель встал с постели и вышел в сад, чтобы принести своей любимой подснежник. Там, в саду, его и обнаружили: обездвиженного инсультом, но сжимающего в руках любимый цветок Джин. Скончался Артур Конан Дойль 7 июля 1930 года, в окружении всей своей семьи. Последние слова, которые он произнес, были обращены к жене: «Ты самая лучшая…»
Рыцарство Мэлори
Рыцарство Мэлори – это не ритуал, и не этнос Круглого стола, который он описывал, сидя в тюрьме за изнасилования, поджоги и грабежи. Этот рыцарь умер в тюрьме, не заплатив налоги.
Настоящие рыцари, это не те, благородные воины, как Артур и Ланселот, они далеко непрозаичны. Об этом пишет в своей работе Саул.
Кредиторами Мэлори были торговцы. Один из них заказал Мэлори написание книги о рыцарстве и распространил её в печати. В своих историях Мэлори описывает благородное рыцарство, дружбу и предательство, смелость и трусость, ненависть и благодетель, грех и целомудрие.
Один из рыцарей- крестоносцев писал в своих работах о том, что мир помнит только великих воинов, которые уничтожают много земель и живут в праздности и непринуждённости, лени и других грехах.
Но в легендах существует и благородный герой Робин Гуд. Он существовал наравне с рыцарями короля Артура. Рыцарский кодекс полон противоречий. Его содержание и наследие очень богато. Интерес к рыцарям возродился в викторианскую эпоху. Это проявлялось в эстетике и нравственности. Изображения рыцарей появились на стенах домов и дворцов.
Обряд посвящения
«Акколада», Эдмунд Блер Лейтон (1853—1922)
Уже во времена Тацита вручение оружия молодому германцу в присутствии народного собрания обозначало его совершеннолетие. Оружие вручал кто-нибудь из вождей племени, либо отец, либо родич молодого человека. Карл Великий в 791 году торжественно опоясал мечом своего 13-летнего сына Людовика, а Людовик, в 838 году — своего 15-летнего сына Карла. Этот немецкий обычай лег в основу средневекового посвящения в рыцари, как члены воинского клана. Посвящение в рыцари в средневековых латинских текстах обозначалось словами «надеть воинский пояс».
Рыцарем на протяжении долгого времени мог стать каждый. Сначала рыцарство давалось, по немецкой традиции, в 12, 15, 19 лет, однако в XIII столетии заметно желание отодвинуть его до совершеннолетия, то есть до 21-го года.
Каждый рыцарь мог посвящать в рыцари, но чаще это делали родственники посвящаемого, сеньоры, короли и императоры стремились оставить это право за собой.
В XI—XII веках к немецкому обычаю вручения оружия присоединился обряд подвязывания золотых шпор, надевания кольчуги и каски, принятия ванны перед одеванием. Сolée, или удар ладонью по шее, вошел в употребление позднее. Он был для рыцаря проверкой смирения и распространился с севера. Некоторые исследователи связывают его с Римским актом освобождения (для несвободного всадника принятие в рыцари было фактически освобождением). Это единственный удар за всю жизнь рыцаря, который он мог получить, не возвращая. Ближе к концу обряда рыцарь вскакивал, не касаясь стремен, на коня, скакал галопом и ударом копья поражал манекены, установленные на столбах. Иногда сами рыцари обращались за освящением оружия к церкви, таким образом стали проникать в обряд христианские обычаи.
Однако вначале церемония посвящения носила светский характер. Тем не менее, влияние церкви на военное сословие было ощутимым, вначале через присягу на верность, потом через присягу Земному или Божественному свету, наконец — через обряд освящения оружия перед вручением его воину при достижении зрелости. «Верность» включает исполнение христианского долга служить Богу, защищать церковь, вдов, сирот, обязательство придерживаться справедливости и т. д.
Так церковь включила посвящение в религиозные рамки, превратила в религиозную церемонию. Посвящение чаще всего совершалось в праздники: Рождество, Крещение, Пасху. Возник обычай «ночной стражи»: перед посвящением, вечером, посвящаемый должен был отправиться в церковь и провести в храме у алтаря всю ночь. Он должен был не спать и молиться. На рассвете ночная стража заканчивалась, и церковь наполнялась людьми. Посвящаемый должен был выстоять мессу, исповедоваться, причаститься, потом положить своё оружие на алтарь и опуститься на колени перед священником, который благословлял его меч и потом, с молитвой, вручал его. Благословляя оружие, церковь вселяла мысль, что рыцарь должен быть христианским воином и защитником церкви. Потом проводилась светская часть: опоясывание мечем, «удар», «чучело», иногда священник не только освящал меч, но и опоясывал рыцаря.
Поиск отличий
Оружие получено — потеря его равносильна смерти. Величайший позор для германских воинов. Следующий шаг — вступление в дружину. Состязание в силе и присяга, с последующим приобретением звания от вождя. Но всё же главные критерии в отборе — это знатность и доблесть. Положение в обществе, престиж семьи, репутация и заслуги отца воина — всё это сказывается на положении новоиспечённого дружинника. Нельзя не соответствовать уровню храбрости и доблести своего вождя. Выйти из боя с потерей главы дружины — позор и непростительная вещь.
Как содержать такое боевое подразделение? Конечно же, хорошим жалованием и долей в грабежах, лошадьми и обильными пирами.
Вопросы в плоскости кровнородственных отношений решались в обязательном порядке. Воин никогда не манкировал честью семьи. Подобные характеристики также можно отнести к рыцарским фамилиям Средневековья.
Кавалерия Карла Великого. (medievalmuseum.ru)
Звания в ФСБ
Ричард Львиное Сердце — король-рыцарь
Английский король придавал этой идее действительно большое значение. Двор Плантагенетов почитал традиции героев древней Трои и королевства Артура. Сыграл свою роль и крестовый поход Ричарда, который как бы объединил мир рыцарей Круглого стола с героями библейских рассказов.
Смерть Артура. (pinterest.ru)
Сам Ричард не только подражал героям Артуровского цикла, но и популяризировал такой стиль. Считается, что король-крестоносец взял с собой в Третий крестовый поход Эскалибур. По мнению крупнейшего специалиста по истории Ричарда I Джона Джилингема, подобный факт говорил о полном соответствии короля миру эпоса об Артуре. В этом свете остаётся неясным, почему Ричард подарил меч королю Сицилии Танкреду — человеку, который внёс сумятицу в ряды крестоносцев и с которым были натянутые отношения из-за невыплаченной вдовьей доли сестре короля Иоанне Английской. Возможно, ответ в том, что Танкред заплатил Ричарду за меч 20 тыс. тысяч унций золотом, возмещением наследства его сестры и ещё 20 тыс. унций золотом за бракосочетание племянника английского короля Артура I, герцога Бретонского, с дочерью Танкреда.
Артур Бретонский. (pinterest.ru)
Авторы панегириков английскому венценосному крестоносцу сравнивали его с героями античной мифологии и средневекового эпоса. Геральд Камбрийский на страницах своего сочинения делает Ричарда достойным потомком Гектора, Ахилла и даже самого Александра Македонского. Речь идёт о доблести и военной храбрости. Хронист Амбруаз в «Истории святой войны» ставит Ричарда практически в один ряд с Роландом.
Так или иначе, английский монарх получил славу храброго короля-рыцаря, а рыцарство как явление нашло в нём символ, знаменосца. Представитель дома Плантагенетов стал легендой.
Битва Ричарда с Саладином. (pinterest.ru)
Дэнни Хьюстон в роли Ричарда в фильме Ридли Скотта «Робин Гуд», 2010. (pinterest.ru)
Исторический король-крестоносец и легендарный английский монарх стали в какой-то мере неразделимы. Легенда превзошла жизнь: к 13-му веку за Ричардом I закрепилось реноме храброго и доблестного рыцаря, бесстрашного и яростного, щедрого и справедливого монарха, а также талантливого поэта и обольстителя. Образ оказался долговечным: голливудский кинематограф использует его по сей день.
История появления рыцарства
Высшие военные сословия были сформированы во многих регионах. Например, клан самураев в Японии или сипахи в Османской Империи. Однако такое понятие как рыцарство связывают только с Европой периода VIII-XV веков. Зародившись в Испании и Франции, оно быстро распространилось на остальные европейские государства, и достигло своего расцвета в XII-XIII веках, во времена крестовых походов.
Рис. 1. Средневековый рыцарь.
Рыцарство возникло в результате развития системы феодального землевладения. Передавая собственные земли во временное или постоянное пользование, их владелец становился сеньором, а их получатель – вассалом. В обязанности вассала входила не только защита земельных угодий своего сеньора, но также активное участие в его совете, суде, спасение его из плена и прочее. Рыцарь мог быть предан только одному сеньору, и не мог одновременно состоять на службе даже у выше стоящего феодала.
Слишком долго плавал
Окончив университет, молодой доктор располагал следующим достоянием: отсутствием средств, честолюбием и непомерной гордостью средневекового рыцаря. Все эти качества подтолкнули Конан Дойля отправиться в качестве корабельного врача в нелегкое плавание сначала в Арктику, а потом к берегам Африки, чтобы раздобыть денег: как раз накануне плавания у него появилась девушка. «У меня все благополучно, но я переболел африканской лихорадкой, а еще меня чуть не проглотила акула», — писал он семье из очередного порта.
Мать Артура уверяла возлюбленную сына, мисс Элму Уэлден, что несколько лет ожидания сослужат молодым людям добрую службу, только укрепив их чувства. Девушку это не убедило. Да и сам Конан Дойль, измученный экстремальным климатом, решил зарабатывать средства на жизнь в более цивилизованных местах земного шара.
Момент истины наступил, когда молодому врачу исполнилось двадцать четыре: журнал «Корнхилл мэгэзин», наиболее авторитетное литературное издание страны, взялся опубликовать один из рассказов Конан Дойля. После первого успеха Артур решил, что пришла пора осуществить и давно задуманный замысел – создать собственную семью.
Наследники Конан Дойля судятся с авторами фильма о преклонных годах Холмса
Подробнее