Музей касок
Содержание:
- Серьёзная модернизация советской каски в 1968 году
- Какие каски были в СССР после революции
- Новый российский шлем 6Б47 «Ратник»
- Возвращение стального шлема
- Операторы
- Упадок защитного вооружения в XVIII–XIX веках
- Каски XXвека
- Примечания[ | ]
- См. также
- Первые радиолокационные устройство
- Осуществление актов геноцида с помощью химического оружия
- США
- Английские солдатские шлемы
- Серьёзная модернизация советской каски в 1968 году
- Румыния
- Литература[ | ]
- Появление боевых шлемов во Франции
- Классические каски
- Швейцария
- Новый российский шлем 6Б47 «Ратник»
- Франция
- Военные шлемы в Германии
- Италия
- Шлем ЗШ-1-2
- «Отношение было пренебрежительное»
Серьёзная модернизация советской каски в 1968 году
Серьёзная модернизация СШ-39(40) произошла только в 1968 году. Новый шлем действительно был основательно переработан, а не стал очередной модернизацией СШ-39. Отличия новой модели заключались в следующих нюансах:
- Металл был заменён на более прочный броневой сплав;
- Наклон лобовой стенки был увеличен;
- Бортики укоротили.
Хотя СШ-68 не совсем соответствует уровню современных военных шлемов, их огромное количество на складах заставляет делать модернизации именно на его базе. Так появились следующие, более современные модели:
- СШ-68М;
- СШ-68Н.
Данные модернизации получили усиление конструкции изнутри арамидом и современные подтулейные устройства. В результате, вес новых модернизаций возрос до 2 кг, зато их прочность значительно возросла.
Какие каски были в СССР после революции
Если посмотреть хроники или старые фотографии первых лет после появления Советской России, то можно увидеть, что основным головным убором красноармейца была шапка-будёновка. Небольшое количество металлических шлемов сохранилось на военных складах, доставшихся Советской республике «в наследство» от царской власти, но чаще всего они мелькали на различных военных смотрах и парадах.
Политическая ситуация в Европе в 30-х годах 20 века показала СССР, что солдатам необходим массовый металлический шлем. Так возникла первая массовая советская каска СШ-36. Солдаты в них прошли через множество военных конфликтов:
- Польский поход;
- Халхин-Гол;
- Финская война;
- Гражданская война в Испании;
- Битвы на озере Хасан.
Данная каска была создана на основе немецкого шлема М-16 «Stahihelm», но значительно уступала ему по тактико-техническим характеристикам. Шлем получился слишком тяжёлым, его вес достигал 1,3 кг. Вместе с тем, толщина металла каски, равная 1,1 мм, была недостаточной для защиты от пуль и крупных осколков. Форма шлема, который имел широкие поля, мешала обзору, да и ветер иногда мог просто сдуть такую каску с головы бойца.
Вскоре он был заменён на новую модель, которая получила название СШ-39 (СШ-40 с 1940 года). Данная каска является настоящей легендой, так как именно в них бойцы СССР смогли победить фашизм. Новая армейская каска обладала следующими преимуществами:
- Он изготавливался из легированной броневой стали;
- Толщина стенок равнялась 1,9 мм;
- При этом вес был даже немного меньше, чем у СШ-36 и составлял 1,25 кг;
- Каска выдерживала лобовой выстрел на расстоянии 10 метров из нагана.
В 1940 году СШ-39 была модернизирована. Произошла замена подтулейной системы, после чего каска была переименована в СШ-40. Именно под этим именем её знают во всём мире. Даже в настоящее время данные варианты защиты не сняты с вооружения и в большом количестве хранятся на российских военных складах.
Новый российский шлем 6Б47 «Ратник»
Хотя новейшая российская экипировка «Ратник» до сих пор проходит испытания, один из её элементов уже выпускается серийно — это защитный шлем 6Б47 «Ратник». Он отличается от предыдущих российских разработок своим весом, который составляет менее 1 кг и небольшими габаритами. Вместе с тем, данный шлем намного крепче, чем его более тяжёлые «собратья». Подобных характеристик удалось добиться за счёт использования новейших композитов для его производства.
Данный шлем имеет трёхслойную систему защиты. Внешний и внутренний слой сделаны из твёрдых композитов, между которыми помещён слой из арамидного материала. Данная каска по своей функциональности больше напоминает современный шлем лётчика. Она снабжена системой связи и монитором, на который проецируется изображение с оптического прицела.
Возвращение стального шлема
Первая мировая стала временем, когда армии столкнулись с невиданной раньше мощью стрелкового и артиллерийского огня. Ливень стали и свинца, обрушивающийся на позиции, заставил все враждующие стороны зарыться в землю. Но потери всё равно оставались слишком высоки. Особенно страдали головы солдат. Ведь голова — то, что чаще всего торчит над укрытием. Да и когда над окопом взрывается снаряд, летящие сверху вниз осколки в первую очередь поражают именно голову.
Первыми позаботились о защите французы и англичане. В 1915 году первые приняли на вооружение стальнуюкаску Адриана», а вторые —каску Броди»(она жешлем от осколков», она жешлем модели 1»). Французский образец стал столь популярным, что его скопировали более десятка других государств. В том числе Российская империя, где применялась каска с тиснёным в металле или накладным двуглавым орлом.
Каска Адриана»
Немцы долгое время отказывались признать, что их знаменитая пикельхаубе никуда не годится. Германский штальхельм(стальной шлем) был разработан лишь в 1916 году. Однако он сразу стал одним из символов немецкой армии и даже своеобразной эмблемой милитаризма.
Операторы
Упадок защитного вооружения в XVIII–XIX веках
По мере совершенствования огнестрельного оружия и развития линейной тактики европейские армии отказались от защитного вооружения. Металлические каски стали атрибутом лишь дворцовой почётной стражи и некоторых полков тяжёлой кавалерии. Голову пехотинца теперь защищала лишь шляпа-треуголка, на смену которой затем пришёл кивер.
Кивер был неплохой защитой в эпоху, когда схватки с применением холодного оружия стали редкостью на поле боя. Этот головной убор из кожи и плотного фетра мог спасти голову солдата от слабого удара саблей. А удар штыком могла отвести или ослабить прочная кожаная амуниция.
Но в середине XIX века шлемы вновь вернулись в военный обиход. В 1842 году в прусской армии появился новый головной убор — кожаная каска с пикой, называемая пикельхельм или пикельхаубе.
Её придумывали на волне увлечения средневековой романтикой, модной в эту эпоху. Получилась некаяфантазия на тему», впрочем очень хорошо вписавшаяся в военную моду. К тому же каска оказалась более удобной и лёгкой, чем кивер, но при этом обладала неплохими защитными качествами — отчего завоевала популярность и сохранилась в некоторых европейских армиях(в том числе и в русской) до Первой мировой войны.
Каски XXвека
Всё изменила Первая мировая война. Суровые окопные противостояния и необходимость высовывать голову, пережидать артиллерийские обстрелы требовали чего-то более серьёзного на головах бойцов, нежели фуражки или немецкие кожаные «Пикельхаубе», годившиеся только для парадов.
Советский и русский варианты шлема Адриана
Армии приступают к разработке стальных шлемов для защиты от шрапнели, осколков, твердых частей земли или камней, разлетающихся при взрывах. Пулю они, конечно, не «держали». В Русской армии с подачи военного атташе во Франции полковника А.А. Игнатьева принимают в качестве экипировки французский шлем Адриана. Характерной формы с гребешком и развитым козырьком и назатыльником каска отличалась от французской только гербом. Горящую гренаду заменили на фигурку двуглавого орла. Однако революционные события и Гражданская война не дали «адрианке» прижиться в наших войсках.
Шлемы СШ-36 на бойцах
И следующим стал лишь стальной шлем (СШ) образца 1935 года – знаменитый «ушастый» СШ-36 (маркировка по году поставки в армию), который сам Будённый на испытаниях рубил шашкой, проверяя на прочность. СШ-36 имел элементы, унаследованные от предыдущих моделей (например, гребешок), но стал символом довоенной РККА. Его развитая защита ушей и шеи чем-то напоминала немецкий Штальхельм 16-го года. Однако шлем был тяжеловат и сильно «парусил» при езде на коне, мотоцикле или машине.
Офицеры в шлемах СШ-40
Потому в 1940 году ему на смену пришел новый, очень удачный, созданный из хорошей стали СШ-40 – знакомый нам всем символом наших солдат в Великой Отечественной войне. Этот шлем спас немало жизней нашим солдатам. Шлем прошел немало тестов и просуществовал практически без изменений в нашей армии вплоть до 2000-х годов. Кстати, лишь незначительно измененные его более поздние варианты (например, СШ-68 и его аналоги) стояли на вооружении не только СССР, но и стран Варшавского договора и других стран мира.
Примечания[ | ]
- Каска // Советский энциклопедический словарь. редколл., гл. ред. А. М. Прохоров. 4-е изд. М., «Советская энциклопедия», 1986. стр.555
- ↑ 123 Helmet // The New Encyclopedia Britannica. 15th edition. Micropaedia. Vol.5. Chicago, 1994. pages 817—818
- Шлем // Советская военная энциклопедия. / ред. Н. В. Огарков. том 8. М., Воениздат, 1980. стр.522
- ↑ 123 Каска // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ 12 Французская конница // «Военный сборникъ», № 9, 1914. стр.51-60
- Ian Drury, Gerry Embleton. German Stormtrooper, 1914-18. London, Reed International Books Ltd., 1995. pages 8-9
- Martin Pegler, Mike Chappell. British Tommy 1914—1918. Weapons, armour, tactics. London, Osprey Publishing Ltd., 1996. pages 13-14
- Дерябин А.И., Паласиос-Фернандес Р. Гражданская война в России 1917—1922. Белые армии. — М.: АСТ, 1998. — 46 с. — (Солдатъ). — ISBN 5-237-00041-X.
- ↑ 12 А. А. Игнатьев. Пятьдесят лет в строю. том II (кн. 4-5). М., «Правда», 1989. стр.218-219
- ↑ 12 Форма военного времени // В. Н. Шунков, А. Г. Мерников, А. А. Спектор. Русская армия в Первой мировой войне 1914—1918. М., АСТ, 2014. стр.48-51
- А. Б. Асташов. Русский фронт в 1914 — начале 1917 года: военный опыт и современность. М., «Новый хронограф», 2014. стр.102
- Юстров. К спору о каске // «Военный зарубежник», № 2 (19), 1936. стр.105
- Н. Соболев. Из прошлого: металлический шлем // журнал «Техника молодежи», № 1, 1940. стр.62
- Электроудар и стальные шлемы // журнал «Наука и жизнь», № 2, 1941. стр.63
- За рубежом // журнал «Техника молодёжи», № 7, 1942. стр.41
- Дмитрий Купрюнин, Александр Егоров, Евгений Чистяков. Шлем будущего // «Арсенал», № 2, 2012. стр.42-45
- П. Могутов. Разработка в США нового комплекта индивидуальной защиты // «Зарубежное военное обозрение», № 3, 1980, стр.36-37
- Мамонтов Д. Чугунный лоб: Берегите голову // Популярная механика. февраль 2007
- О. В. Чернозубенко (ЦНДІ ОВТ ЗС України). Шляхи розвитку захисних шоломів // Перспективи розвитку озброєння та військової техніки Сухопутних військ. Збірник тез доповідей Міжнародної науково-технічної конференції (Львів, 14-15 травня 2020 року). Львів: АСВ, 2020. стор.96-97
- Строительная каска как головной убор
- Защитная каска жёлтая — кому она принадлежит? Архивная копия от 4 марта 2020 на Wayback Machine
См. также
Первые радиолокационные устройство
Идея радиолокации немногим моложе идеи радиосвязи. 30 апреля 1904 года немецкий инженер Кристиан Хюльсмайер из Дюссельдорфа получил от Императорского бюро по патентам удостоверение на своё изобретение, названное телемобильскопом. Хюльсмайер предложил двухантенное устройство для обнаружения кораблей на большом расстоянии. Излучённый прибором сигнал отражался от объекта, принимался обратно и соответствующим образом обрабатывался. В состав аппарата входили радиопередатчик, вращающиеся антенны направленного действия, радиоприёмник со световым или звуковым индикатором, воспринимавший отражённые предметами волны.
При всём своем несовершенстве устройство Хюльсмайера содержало в себе основные элементы современного локатора. И уже 18 мая 1904 года аппарат был впервые испытан на кельнском железнодорожном мосту, а 10 июня — в роттердамской гавани.
Идея развивалась и в других заявках, многие из которых очень интересны. Так, в 1919 г. был выдан патент Л. Махтсу, в котором описывалось устройство со спиральной развёрткой и визуальной индикацией положения обнаруживаемого с помощью радиоволн объекта. Однако из-за несовершенcтва излучающих и принимающих устройств того времени возможностей практического осуществления предложенных идей не было.
В сентябре 1922 г. в США два экспериментатора, служившие в ВМФ, — Хойт Э. Тейлор и Лео К. Янг проводили опыты по радиосвязи на декаметровых волнах (3-30 МГц) через реку Потомак. В это время по реке прошёл корабль, и связь прервалась. Это натолкнуло их на мысль о применении радиоволн для обнаружения движущихся объектов. Несмотря на предположение Тейлора, что этот метод может быть использован в темноте и при плохой видимости, флот не сразу продолжил работу в этом направлении. В США именно Х. Тейлору и Л. Янгу приписывают открытие явления отражения радиоволн.
Спустя два года английские физики Э. Эпплтон и М. Барнетт по отражённому непрерывному сигналу измерили высоту слоя Хэвисайда. В этих опытах производилось измерение высоты ионосферы (слоя Кеннели-Хевисайда) путём наблюдения интерференции радиоволн, распространяющихся вдоль поверхности Земли, и волн, отражённых от ионосферы. Их работа считается первой публикацией описания опытов по определению положения отражающего радиоволны объекта.
Ещё через год американцы Г. Брейт и М. Тьюв провели эти измерения импульсным методом, а советские учёные Н. Мандельштам и Л. Папалекси к 1930 г. разработали теорию радиоинтерференционного измерения расстояний.
Осуществление актов геноцида с помощью химического оружия
США
Конструкция этого шлема была предложена американскому военному ведомству ещё в 1928 году Робертом Паттерсоном. Она состояла из двух частей – непосредственно стального шлема и подшлемника, изготовленного, как правило, из картона. H. G. Sydenham развил эту идею, изменив при этом форму шлема. В начале 1941 года прошли первые испытания, показавшие эффективность шлема. В ноябре 1942 года шлем был принят на вооружение. Новый шлем получил маркировку «Helmet steel M I». Стальной шлем изготавливался из из сплава стали и марганца. Лёгкий подшлемник – из прессованного картона. С внутренней стороны подшлемника устанавливались тканевые ленты, выполнявшие амортизационные функции, закреплённые специальными латунными держателями. Эта система была сконструирована Джоном Риделем, предприятие которого выпускало экипировку для американского футбола, в т.ч. и шлемы.
Каска М I, США.Лысьвенский музей (Пермский край)
Применение шлема на фронте внесло в его первоначальную технологию значительные коррективы. Изменился состав сплава, т.к. марганец, придававший шлему прочность, одновременно делал его хрупким. Так же вскрылся серьёзный недостаток картонных подшлемников – под воздействием влаги они быстро приходили в негодность. Их стали изготавливать из более прочных синтетических материалов. Внутри подшлемника устанавливался амортизатор из тканевых лент песочного цвета. Лента, определяющая размер, обшивалась полоской из кожи. Подбородочный ремень изготавливался из ткани и состоял из двух частей, скрепляющихся между собой оригинальной застёжкой. К концу Второй Мировой войны общее число выпущенных касок достигло 22.363.015 штук.
Английские солдатские шлемы
Военное руководство Великобритании, которое закупило большую партию французских шлемов, осталось весьма недовольным их защитными качествами. Была создана комиссия по разработке своего шлема , который был бы лучше, чем французский аналог. Возможно, что данное решение было принято из-за гордости британской военной аристократии, которая считала зазорным пользоваться на войне шлемами, которые придумали «лягушатники».
В отличие от французской модели, английский шлем был цельным и имел широкие края по всему периметру. Он прекрасно подходил для защиты в окопе, так как широкие поля защищали от попадания шрапнели и осколков сверху. Зато каждая атака в нем была очень рискованной, потому что шлем совершенно не защищал затылок, виски и уши. Так как в атаку английские войска ходили не слишком часто, данная каска не только понравилась английским военным, но и была принята на вооружение нескольких весьма дружественных Великобритании стран. Это были:
- Соединённые Штаты Америки;
- Канада :
- Австралия .
Понятно, что у этих 3-х стран, в связи с тем, что они практически не участвовали в боевых действиях, каски были только для «порядка».
Серьёзная модернизация советской каски в 1968 году
Серьёзная модернизация СШ-39(40) произошла только в 1968 году. Новый шлем действительно был основательно переработан, а не стал очередной модернизацией СШ-39. Отличия новой модели заключались в следующих нюансах:
- Металл был заменён на более прочный броневой сплав;
- Наклон лобовой стенки был увеличен;
- Бортики укоротили.
Хотя СШ-68 не совсем соответствует уровню современных военных шлемов, их огромное количество на складах заставляет делать модернизации именно на его базе. Так появились следующие, более современные модели:
- СШ-68М;
- СШ-68Н.
Данные модернизации получили усиление конструкции изнутри арамидом и современные подтулейные устройства. В результате, вес новых модернизаций возрос до 2 кг, зато их прочность значительно возросла.
Румыния
После вступления на престол в 1930 году короля Кароля II в стране началось усиление армии, оснащение её современным оружием и экипировкой. В 1936 году начались переговоры с правительством Нидерландов о поставке 500.000 стальных шлемов. В 1938 году поставка стальных шлемов была осуществлена. Шлемы, поставленные для румынской армии, практически полностью соответствовали голландской модели М 28.
Каска М 28, Румыния.Лысьвенский музей (Пермский край)
Весил шлем примерно 1100 граммов. Внизу задней части шлема располагалась прямоугольная канавка, предназначенная для крепления шлема к рюкзаку. Подшлемник состоял из трёх двойных кожаных язычков чёрного цвета, соединённых в верхней части шнуром. С внутренней стороны под каждым кожаным язычком устанавливалась войлочная подкладка рыжего цвета. В задней части подшлемника устанавливался дополнительный ремешок с застёжкой, предназначенный для регулирования размера подшлемника.
Каска М 28, Румыния.Лысьвенский музей (Пермский край)
Отличались румынские каски от своих голландских собратьев немногим. Во-первых, они были окрашены в цвет хаки, имевший более тёмный оттенок. Во-вторых, на большинстве шлемов устанавливалась фронтальная эмблема с королевским вензелем. В 1944 году, после перехода Румынии на сторону союзников, оставшиеся в румынской армии шлемы лишились фронтальных эмблем. Отныне на месте вензеля рисовался сине-жёлто-красный триколор национального флага. После окончания войны румынское правительство отказалось от введения советского СШ-40 и сохранило для своей армии старые шлемы.
Литература[ | ]
- Шлем // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Петров Э., Чусов С., Щербаков А., Яньков В, Егоров А. Проблемы создания шлемов с высоким уровнем защиты (рус.) // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра. — 2012. — Август (№ 08). — С. 2—6.
- Brian C. Bell, Kevin Lyles. Wehrmacht combat helmets, 1933—1945. London, Osprey Publishing Ltd., 2004.
- Купрюнин Д., Егоров А., Чистяков Е. Шлем будущего (рус.) // Арсенал : журнал. — 2012. — Т. 32, № 02. — С. 42—45.
- Martin J. Brayley. Tin Hats to Composite Helmets: A Collector’s Guide. — The Crowood Press, 2008.
Появление боевых шлемов во Франции
Вплоть до начала Первой мировой войны солдаты европейских государств обходились без защитных касок. От доспехов армия отказалась уже давно, поэтому шлем, защищающий голову, рассматривался как элемент старинного доспеха, которому не место в современной армии. Однако Первая Мировая война, которая получила неофициальное название «окопная», показала, что отказ от солдатских шлемов был опрометчивым решением.
Первые шлемы специального назначения были разработаны во Франции. До их появления французские солдаты носили суконные кепи, которые могли защитить голову только от непогоды. Первый французский шлем получил название «Адриана» и начал выпускаться серийно уже в 1915 году. Он был нецельнолитым и состоял из следующих частей:
- Колпака;
- Гребня;
- Юбки.
Сразу же после появления шлемов потери французской армии существенно сократились. Например, общее количество раненых уменьшилось на 30%, а убитых – на 12-13%. При этом стоит учитывать тот немаловажный факт, что французский шлем был предназначен вовсе не для защиты от пуль. Он, конечно, мог отрикошетить пулю, которая попадала в него по боковой траектории, но прямое попадание не выдерживал. Зато шрапнель и осколки от гранат его не пробивали.
Видя неожиданный успех по «реанимации» такого, казалось бы, устаревшего элемента защиты как шлем, страны-союзники поспешили закупить для своих армий огромное количество «Адриана». Закупили такую защиту следующие страны:
- Россия;
- Румыния;
- Италия;
- Португалия;
- Великобритания.
Классические каски
В «классический боевой» XVIII век каска почти пропадает с поля боя. Она остается лишь в кавалерии, в варианте из кожи – присутствует в драгунских полках. Русские кавалергарды также носят очень оригинальную каску.
Кожаная кирасирская каска
К XIX веку железные каски остаются только у кирасиров, карабинеров и тех же кавалергардов, кстати, наряду и с кирасой – нательной тяжелой броней. Таранные удары элитных тяжелых кавалерийских полков были опасными для всадников, поэтому их скрывали под броней как могли. Каски продолжают носить и некоторые драгунские полки.
Пехотная кожаная каска
В основном же до Первой мировой каска несла церемониальные функции и использовалась как часть униформы. Известен ряд вариаций русских пехотных касок в годы Крымской войны. Однако позже их вытесняют фуражки и шапки. Опять же лишь в элитных кавалерийских полках как в России, так и за рубежом продолжают носить металлические каски. Повсеместно их украшают плюмажем или двуглавым орлом, например. Кстати, в это время металлические каски активно входят в обиход пожарных всех ведущих держав мира.
Церемониальная каска с двуглавым орлом
Швейцария
В 1918 году в швейцарской армии был введён шлем М18. Эскиз шлема выполнил скульптор Пауль Боеш. Характерной чертой М18 является выдвинутый козырёк и расширенное основание. Вес шлема составлял 1220 граммов. Подшлемник состоял из трёх двойных кожаных язычков, каждый из которых имел с обратной стороны подушечку, набитую конским волосом. Подшлемник крепился к шлему с помощью кожаного обруча, который держали металлические скобы.
Каска М 18, Швейцария.Лысьвенский музей (Пермский край)
Шлем, используемый в армии, окрашивался в тёмно-зелёный цвет, а шлемы, используемые силами ПВО, могли быть окрашены в сине-серый или чёрный цвета. Иногда к шлему прикреплялась кокарда с изображением швейцарского креста.
Шлемы этой модели были совсем немного модернизированы в 1940 году и получили индекс М18/40. Их отличал слегка изменённый наклон козырька и незамкнутый обруч подшлемника, который стал синтетическим. Подбородочный ремень стал застёгиваться на застёжку-карабин, изменилась технология покраски.
Новый российский шлем 6Б47 «Ратник»
Хотя новейшая российская экипировка «Ратник» до сих пор проходит испытания, один из её элементов уже выпускается серийно — это защитный шлем 6Б47 «Ратник». Он отличается от предыдущих российских разработок своим весом, который составляет менее 1 кг и небольшими габаритами. Вместе с тем, данный шлем намного крепче, чем его более тяжёлые «собратья». Подобных характеристик удалось добиться за счёт использования новейших композитов для его производства.
Данный шлем имеет трёхслойную систему защиты. Внешний и внутренний слой сделаны из твёрдых композитов, между которыми помещён слой из арамидного материала. Данная каска по своей функциональности больше напоминает современный шлем лётчика. Она снабжена системой связи и монитором, на который проецируется изображение с оптического прицела.
Франция
Первыми на фронтах Первой мировой войны использовать стальные шлемы в массовом порядке стали французы. Модель каски М-1915 в честь автора проекта генерал Аугуста Луи Адриана называлась «шлем Адриана». До появления каски Адриана французы пытались защищать голову своих солдат шлемом Cerviere. Он представлял собой стальную полусферическую «шапочку» толщиной 0,5 мм, которая одевалась под кепку или другой головной убор.
Каска Адриана (модель М-1915). Франция.Лысьвенский музей (Пермский край)
Каска Адриана состояла из четырёх частей:
- полусферический свод шлема;
- составной козырёк (передняя и задняя части);
- гребень, прикрывающий вентиляционное отверстие и одновременно усиливающий защитные свойства шлема.
Каска изготовлялась из мягкой стали толщиной 0,7 мм. Процесс изготовления шлема включал в себя более 50 операций, из них треть – это изготовление и установка гребня. Вес шлема составлял 700-800 граммов. Характерной чертой каски Адриана, использовавшейся французской армией, было наличие эмблемы каждого рода войск, а объединяли их литеры RF — République Française. В конце 1915 года было выпущено и поставлено на фронт более 3 миллионов касок.
Каска Адриана (модель М-1915). Франция.Лысьвенский музей (Пермский край)
Несмотря на невысокие защитные свойства каска Адриана оставалась самой распространённой моделью стального шлема в период Первой мировой войны. Только во Франции было изготовлено более 20 миллионов касок Адриана. Кроме Франции каска была принята Бельгией, Италией, Грецией, Польшей, Румынией, Сербией, Чехословакией, Мексикой, Бразилией, Болгарией и другими странами. К концу 1915 года 1 миллион касок был поставлен и в русскую армию. На них помещался рельефный двуглавый орёл. В 1926 году каску Адриана усовершенствовали. Форма шлема стала более круглой. Упростилась технология изготовления. Шлем стал изготавливаться из двух частей – непосредственно раковины шлема и гребня. Модель 1926 года делали из более прочного сплава стали и марганца, в результате чего его вес увеличился до 1000 граммов. Значительные изменения затонули и подшлемник.
Военные шлемы в Германии
Когда противники Германии уже более года использовали защиту для головы, германские солдаты по прежнему обходились без нее. Только в 1916 году появились первые немецкие каски , которые достаточно сильно отличались от того, что носили представители блока «Антанта». Вероятнее всего, немцев просто не устраивала конструкция французских и английских касок тем, что они не выдерживали лобового попадания пули.
В начале 1916 года Германия разработала свою каску под названием М-16 «Stahihelm», которая значительно отличалась от защиты противника. Специфические «рожки», расположенные по бокам, делали внешность нового военного шлема легкоузнаваемой. Они не только прикрывали собой вентиляционные отверстия, но и служили элементом крепления бронированного щитка, который прикрывал лобную часть Подобная броня делала пробитие каски винтовочной или пулемётной пулей практически невозможным.
Среди солдат существовала интересная техника, которая позволяла сохранить шею целой при лобовом попадании пули. Для этого ремешок на каске не застёгивался, и она просто слетала с головы солдата. В результате подобной хитрости многим удалось выжить после получения пули в голову.
Дальнейшие попытки создать более прочный шлем также не увенчались успехом, потому как увеличение толщины брони придавало каске лишний вес, а шея всё равно ломалась.
Италия
В начале 30-х годов итальянская армия была экипирована французскими касками Адриана модели 1915 года и итальянскими шлемами модели 1916 года. Однако растущие потребности армии, а так же создание более совершенных моделей стальных шлемов в европейских странах вдохновили итальянское правительство на разработку собственных касок. Первая экспериментальная модель появилась в Италии в 1931 году. Несмотря на то, что шлем понравился Муссолини, он не был принят в армии, так как имел массу недостатков и технических недоработок. Однако он стал прототипом для создания в 1933 году основного боевого шлема итальянской армии, который оставался в вооружённых силах страны вплоть до 80-х годов ХХ в.
Каска М 33, Италия.Лысьвенский музей (Пермский край)
Шлем имел официальную маркировку «Шлем стальной модели 1933 года», но поставки его начались в армию в 1937 году. Новый шлем имел оригинальную, слегка вытянутую вперёд форму, как у легионеров древнеримской армии. М 33 изготовляли из сплава стали и никеля (были также шлемы из алюминия, которые предназначались для чиновников и полиции). Вес шлема составлял 1100-1200 граммов в зависимости от размера, толщина стенок 1,2 мм. Подшлемник делали из цельного куска овечьей кожи (в последние годы войны в связи с экономическими трудностями кожа была заменена пропитанной воском тканью). Он состоял из восьми язычков, скреплённых в верхней части шнуром. Сшивался подшлемник в затылочной части. С внутренней стороны подшлемника устанавливалась войлочная подкладка. Кожаная полоска подшлемника крепилась к нижней части двойного обруча, которая не соприкасалась со шлемом, что обеспечивало хорошую амортизацию при ударах, а также циркуляцию воздуха. Второй обруч крепился к раковине шлема с помощью трёх клёпок с вентиляционными отверстиями. Между собой обручи соединялись пятью вертикальными металлическими полосами. Шлемы, поставляемые в подразделения, воевавшие в Африке, имели дополнительное вентиляционное отверстие. Подбородочный ремешок изготавливался из кожи и состоял из двух частей, соединяющихся прямоугольной застёжкой.
Каска М 33, Италия.Лысьвенский музей (Пермский край)
В разное время итальянский шлем М 33 окрашивался в разные цвета. С 1936 по 1940 год – в серо-зелёный цвет светлого оттенка или в серый цвет, с 1940 по 1945 год в серо-зелёный цвет только тёмного оттенка, с 1947 года в хаки, с начала 50-х годов – в оливковый. Итальянские шлемы модели 1933 года экспортировались в Испанию в период гражданской войны, где они и получили первое боевое крещение. Кроме того, шлемы данной модели были поставлены в Финляндию в период Зимней войны 1939-1940 годов.
Шлем ЗШ-1-2
Эксплуатация: 2007 ― настоящее время
Производство: производится НПП КлАСС
Корпус: бронеалюминий с арамидным подпором
Забрало: бронестекло на стальных креплениях
Конструкция: купол цельный
Масса: 3,5/3,8 кг (приведены значения для 2-х размеров)
Класс защиты: купол ― 2-й
забрало ― 1-й
Площадь защиты: 13,6/15,0 кв. дм (приведены значения для 2-х размеров)
светопропускающая часть забрала ― 3,5 кв. дм
Модификации: радиофицированная модель
Использование: МВД, Внутренние войска
Примечание: Шлем ЗШ-1-2 создавался для замены «Маски-1». Оба этих шлема являются продукцией НПП КлАСС, которые в своей последней разработке полностью сохранило форму ранней модели. Однако за счет применения новых материалов шлем ЗШ-1-2 обладает куда большим запасом прочности.
«Отношение было пренебрежительное»
Многие солдаты каски не надевали принципиально. Ветеран ВОВ Александр Шумилин в книге воспоминаний «Ванька-ротный» пишет, что на войне ходил без каски и ни разу не пожалел об этом, даже когда подвергался обстрелам. Его политрук по этому поводу говорил: «Дуракам закон не писан, пусть подставляют головы под пули».
Были даже части, где ношение касок расценивалось как «трусость». Высшее командование знало об этом и не скрывало своего недовольства.
«К каскам во всей советской армии отношение было пренебрежительное. И восьмая наша дивизия не составляла исключения. Объезжая и обходя части, в том числе на переднем крае, я не встречал ни одного человека, кто носил бы каску», – писал генерал Петр Григоренко, воевавший на 4-м Украинском фронте.
Критикуя такую «расхлябанность», военачальник ссылается на военных медиков, по данным которых 80% погибших и умерших от ран на войне были поражены в голову. Если бы они носили каску, это, возможно, спасло бы им жизни.
Однако у солдат были причины не любить каски. В полевых условиях они причиняли много неудобств. Особенно трудно приходилось разведчикам.
«Каска звенела на голове, цеплялась за сучки, мешала думать и сосредоточиться», – утверждал Шумилин.
Советская каска была тяжёлой – она весила 0,8 кг, и при постоянном ношении шея начинала болеть. Ещё одно неудобство, вероятно, состояло в том, что СШ-40 требовал много времени на снимание и надевание. Подтулейник из трёх лепестков имел целых 6 заклёпок (из-за чего и был прозван «шестиклёпкой», в то время как модель 1939 года именовалась «трёхклёпкой»). Кроме того, несмотря на усовершенствования, конструкция подшлемника оставляла желать лучшего, особенно в холодное время года. Как вспоминал писатель Василь Быков, однажды он пытался надеть каску на шапку, но не сумел её приладить.
«Без пользы она! Брось ее, младшой, к чёртовой матери», — посоветовал тогда Быкову помощник командира взвода.
Летом, когда происходили основные боевые действия, в советской каске было слишком жарко. В отличие от немецких касок в СШ-40 не было отверстий для вентиляции. Фронтовики вспоминают, что многие надвигали каску на затылок или напротив, «на нос».