Глеб жеглов
Съемки
После выхода фильма Глеб Жеглов и Володя Шарапов стали настоящими кумирами своей эпохи. При этом Высоцкий ответственно подошел к работе, он тщательно выяснял у профессиональных сыщиков особенности их профессии.
Интересно, что облик Жеглова детально создавался костюмерами, которые скрупулезно подбирали его костюмы. Его внешний вид заметно отличался штатской одеждой, в которой основную роль играют сапоги, галифе и кепка. По контрасту с главным героем, Шарапов в фильме всегда ходит в военной форме.
Высоцкий многое добавлял в сюжет картины от себя. Например, именно он придумал повесить фотографию Вари на стену кладовой, даже подменял Говорухина в кресле режиссера, когда тому пришлось на время уехать в ГДР.
Комментарии
- В хронологически следующем романе Вайнеров, где упоминается Шарапов («Ощупью в полдень»), действие которого происходит в 1960-е годы, не фигурирует.
- «…написал что-то в дежурном журнале своим чётким прямым почерком, в котором каждая буковка стояла отдельно от других, будто прорисовывал он её тщательно тоненьким своим перышком „рондо“, хотя на самом деле писал он очень быстро, без единой помарки, и исписанные им страницы не хотелось перепечатывать на машинке».
- «…подписью слитной, наклонной, с массой кружков, крючков, изгибов и замкнутою плавным круглым росчерком»
- В книге анонсировано 6, а озвучено только 4 — Жеглов засыпает.
- «Когда мы писали сценарий, то делали его уже с определённым прицелом — на Володю. В нашем романе Жеглов имеет иные внешние характеристики. Он у нас там большой и плечистый красавец. Это надо было менять, потому что Володя был сухонький, не такого уж высокого роста. Так что некоторые вещи надо было перестраивать применительно и к типажу, и к характеру Володи Высоцкого, что мы и делали с нашим полным удовольствием».
- К 1979 году Пачино снялся в 9 лентах, однако понять, о чём идет речь в цитате, не удалось.
- Этого потребовал консультант ленты — заместитель министра МВД СССР генерал-лейтенант К. И. Никитин.
История создания
Книга о борьбе органов правопорядка с преступными элементами «Эра милосердия» была опубликована в 1975-м году, и это было не дебютное творение Аркадия и Георгия Вайнеров, которые к тому моменту уже успели утвердиться на вершине литературного Олимпа. Авторы сумели придумать остросюжетную фабулу и запоминающихся персонажей, основываясь на реальных прототипах.
Аркадий и Георгий Вайнеры
По утверждению журналиста Петра Вайля, прообразом следователя послужил некто Сергей Жеглов, который работал в уголовном розыске. Правдива эта информация или нет, остается только гадать, ибо другие почитатели романа уверены, что образ Глеба Жеглова собирательный. Также есть указание на то, что второй персонаж книги, оперуполномоченный МУРа Владимир Шарапов, «списывался» с Владимира Арапова, который из-за своего крутого нрава больше походил на «киношного» Жеглова, нежели на его интеллигентного и воспитанного коллегу.
Произведение авторов в мгновение ока стало бестселлером, поэтому уже в 1979 году за экранизацию взялся именитый режиссер Станислав Говорухин, который создал культовый детективный фильм «Место встречи изменить нельзя».
Режиссер Станислав Говорухин
Примечательно, что актер Владимир Высоцкий будто бы предугадал будущее романа. Дело в том, что артисту достался от братьев Вайнер первый экземпляр книги. После прочтения детектива Владимир Семенович твердо заявил авторам, что «застолбил» Жеглова:
Сказано – сделано. По утверждению Говорухина, именно Высоцкий, знакомый с режиссером еще со времен съемок фильма «Вертикаль», привел его в проект:
Таким образом, по утверждению Станислава Сергеевича, исполнитель роли Жеглова прочитал роман только во время съемок. А братьям Вайнер Владимир Высоцкий, оказывается, по-актерски врал, восхищаясь книгой и Глебом Жегловым. Как говорится, иногда ложь бывает и во благо, потому что образ следователя прибавил лицедею многомилионную армию поклонников.
Владимир Высоцкий в роли Глеба Жеглова
Нужно отметить, что образы литературного и экранного Жеглова значительно разнятся. Так, перед читателями книги предстает молодой человек лет 25-26, тогда как Владимиру Семеновичу на момент начала съемок исполнился 41 год.
Но артисту не пришлось соревноваться за место под солнцем, так как его утвердили в актерский состав практически сразу. Хоть артист и читал «Эру милосердия» второпях, к своей работе он подошел рачительно: по воспоминаниям современников, Высоцкий лично выяснял у следователей детали их работы, а также сам выбирал костюм на костюмерном складе «Одесской киностудии». В итоге в фильме Глеб Жеглов щеголял в брюках-галифе, сапогах и кепке.
Глеб Жеглов в фильме «Место встречи изменить нельзя»
Актер внес и режиссерский вклад, придумывая новые сценки. Однако не только Владимир Семенович импровизировал на съемочной площадке. Например, его напарница по фильму Лариса Удовиченко вспоминала, что фраза: «Облигация или Аблигация?», – ставшая крылатой, вырвалась у нее случайно.
Фильм, который строился на основе подлинных уголовных дел, получился из пяти серий, а не из шести, как указывалось в договоре между Гостелерадио СССР и Одесской киностудией.
Последнюю серию пришлось сократить по требованию Гостелерадио, поэтому заядлые киноманы не увидели сцен, где объясняется дружба межу Глебом Жегловым и Володей Шараповым. Зато у любителей телевизоров есть повод открыть печатный оригинал.
Помимо несравненного Высоцкого, который поражает талантом и харизмой, в криминальной киноадаптации сыграли Владимир Конкин, Армен Джигарханян, Александр Абдулов, Леонид Куравлев, Лариса Гузеева и другие звезды кинематографического небосвода.
Интересные факты
- В столице Украины возле МВД открыли памятник Шарапову и Жеглову. Произошло это событие 14 апреля 2009 года. Также скульптуру Владимира Высоцкого в образе Глеба Жеглова можно встретить в Мариуполе, неподалеку от ресторана «Место встречи».
- В репертуаре российской группы «Любэ» есть песня, посвященная главным героям фильма.
Памятник Шарапову и Жеглову в Киеве
- За создание запоминающегося образа Жеглова Высоцкий получил Государственную премию СССР посмертно.
- Первоначально продюсеры хотели назвать фильм аналогично книге, но чиновники были против «несоветского», «попсового» слова «милосердие».
Памятник Шарапову в Мариуполе
- Георгий Вайнер говаривал, что в образе Жеглова прослеживается «сталинский палач», не знающий ни человечности, ни жалости: во времена репрессий именно «Жегловы» отличались злоупотреблением служебными полномочиями. Но в фильме эта черта главного героя канула в лету благодаря обаянию актера, который решил упростить характер своего персонажа.
- В мире существует необъяснимое явление, так называемый «эффект Манделы» – массовые ложные воспоминания. Например, большая часть зрителей «помнит», что в эпизоде фильма Жеглов сказал: «Ну и рожа у тебя, Шарапов». Но истинная фраза звучит по-другому: «Ну и рожа у тебя, Володя».
Судьба Жеглова
Уже в XXI веке Георгий Вайнер неоднократно высказывался о личности своего персонажа, обозначая контуры его развития, подмечая, что кинотрактовка несколько упрощает его образ.
Писатель подчеркивал, что в сознании многих людей это балагур и весельчак, которому симпатизируют окружающие. При этом Вайнер рассказывал, как бы могла развиваться его судьба. По мнению автора, уже через достаточно короткое время он должен был бы превратиться в сотрудника МГБ, которому пришлось бы выбивать зубы и выворачивать руки подозреваемым, будучи уверенным в своей правоте.
Вайнер подчеркивает, что и реальные сотрудники МГБ послевоенного времени делали эту работу без злорадства и желания мучить людей.
При этом Жеглов, в отличие от Шарапова, карьера которого прослеживается вполне определенно вплоть до генерала, а далее — главы МУРа, больше не упоминается ни в одной другой книге. Жеглов участвует только в романе «Эра милосердия».
По словам Вайнера, Высоцкий еще во время съемок этого фильма настаивал, чтобы писатели начали создавать продолжение истории под рабочим названием «Место встречи нельзя изменить 2». Основу сюжету нашел сам актер, раскопав в недрах МВД какую-то историю, которая сильно его увлекла. Однако после его ранней и внезапной смерти Вайнерам показалось кощунственным снова обращаться к этой идее. По всей видимости, с этим связано и исчезновение Жеглова из всех последующих их романов.
Вернулись к этой идее они уже только в конце 2000-х, когда стали относиться к ней, как в некоему памятнику Высоцкому. Как утверждает Аркадий Вайнер, осталось такое количество неиспользованного материала, которого вполне могло бы хватить для начала полноценного сериала. Только пришлось кардинально изменить его сюжет, потому что в самом начале Жеглов погибает, став жертвой предательства одного из сотрудников. Все последующие серии посвящены раскрытию этого предательства и поиску виновных. В результате и эта идея так и осталась нереализованной.