Шапка моряка как называется
Содержание:
- Содержание
- Содержание
- Примечания[править | править код]
- Для чего у французских моряков на бескозырке красный помпон
- Бескозырка в современных морских традициях
- Как выглядит морская бескозырка
- Большая популярность
- Повседневная женская форма одежды ВМФ
- Как нарисовать ровную звезду с семью лучами
- Почему моряки носят бескозырку — что она символизирует
- История
- Парадная форма для офицеров и мичманов ВМФ
- Современное значение
- Примечания[ | ]
- Документы
- Костюм для мальчика «морячок»
- Исторический экскурс
- Что представляет собой чрезвычайная ситуации техногенного характера
- Большая популярность
- Рубаха
- Бескозырка во Франции
- Матросская повседневная форма
- Бескозырка во Франции
- Источники
- Учебные заведения Гражданской авиации
- Использование
- Обратная связь
- Ссылки
- Названия кораблей на ленточках
- История возникновения кастетов
Содержание
Содержание
Примечания[править | править код]
- (англ.). reuters (20201016). Дата обращения: 20 октября 2020.
- . РИА Новости (20190925T2024+0300Z). Дата обращения: 25 сентября 2019.
- (англ.). IMF. Дата обращения: 8 декабря 2019.
- . www.imf.org. Дата обращения: 12 марта 2019.
- . Коммерсантъ (2 июля 2019). Дата обращения: 18 июля 2019.
- ↑
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 мая 2010.
- ↑
Для чего у французских моряков на бескозырке красный помпон
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
История флотской бескозырки французских матросов начинается с истории бонета, небольших войлочных шапочек, которые носили еще в средневековой Скандинавии. Уже тогда на бонетах были помпоны. Шапочки были просты в изготовлении и очень удобны в сырую, холодную погоду. Стоит ли удивляться тому, что всего за столетие бонет просочился и в армии разных стран.
Наиболее широкое распространение шапки с помпоном получили в 1725 году после Первого якобитского восстания, когда в Великобритании сформировали горский полк из лояльных короне шотландских кланов. Главным головным убором этих бойцов был бонет с помпоном. К концу XVIII столетия воинский головной убор с помпоном можно было увидеть в самых разных армиях мира: Британия, Франция, Португалия и даже Россия.
Путь к бескозырке на французском флоте начался в 1825 году. Именно тогда для матросов и младших флотских офицеров был принят головной убор «bonnet de travail», который по сути являлся фуражкой с небольшим козырьком. Никакого помпона на ней тогда еще не было. Примечательно, что изначально внешний вид «bonnet de travail» почти не регламентировался, а потому многие матросы шили шапки на заказ на свой лад с разной расцветкой и небольшими ленточными украшениями.
К 1830 году козырек с «bonnet de travail» исчез. Спустя еще два года французское командование приняло жесткий регламент в отношении внешнего вида матросов, в том числе их головных уборов. Бескозырки были приведены к единому стандарту. Каждый моряк должен был иметь две шапки, одна из которых в обязательном порядке должны была быть синего цвета без украшений. Единственное что позволялось добавить – шерстяная прядь (небольшая кисточка) на макушке бонета. Уже к 1840 году наличие пряди стало обязательным.
Учитывая тот факт, что в морском регламенте о воинской форме 1832 года морякам дозволялось оставлять на своем бонете эту саму прядь, логично будет предположить, что придумали ее сами моряки, которые хотели как-то украсить свою форму сразу после появления «bonnet de travail». Очередные значительные изменения с головным убором французских матросов произошли в 1871 году. Было установлено, что шапка должна быть двух цветов (один из которых синий), а прядь на макушке должна быть как можно более густой и исключительно красного цвета.
Совой современный вид французская флотская бескозырка обрела к началу первой Мировой войны. Пышная прядь на макушке для удобства и большей практичности решили заменить на лаконичный помпон. На этот счет, к слову, есть красивая легенда о том, что во время смотра флота императрицей Евгенией один из матросов разбил голову до крови, и монаршая особа подала ему свой шелковый платок, который окрасился в красный цвет. В память об этом месте на флоте и стали носить ту самую красную прядь, а позже – красный помпон.
Источник
Бескозырка в современных морских традициях
Сегодня бескозырку считают одним из важных элементов флотской формы, она является уставным головным убором. Ее сохраняют после службы на флоте, надевают на праздники, посвященные ВМФ. Это предмет гордости моряков. Тем более, что это изобретение, которое зародилось в российском флоте, нашло признание и в других странах мира.
Таким образом, моряки носят бескозырки, так как этот головной убор стал традиционным для российского флота. Бескозырка удобнее всех прочих решений, она не сдувается ветром, так как не имеет козырька. Традиция ее ношения сохранилась по сей день.
Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Как выглядит морская бескозырка
Этот головной убор, как мы уже и говорили, общепринятая на флоте форма фуражки, не имеющей козырька. В армии такая фуражка стала использоваться с 1811 года, причем изначально ее носили также и пехотинцы, артиллеристы. В результате реформы 1850 года право исключительное ношения перешло к морфлоту, а с 1874 года фасон, обязательное наличие ленточек и их длина (не менее 40 см) была законодательно утверждена. С 1878 года на них стали делать надписи с указанием места службы или корабля, на парадной форме использовали черно-золотые георгиевские ленточки.
Советская Россия внесла в форму лишь формальные изменения, касающиеся шрифта и белой окантовки. Отметим, что это исключительно русское изобретение, хотя впоследствии во флоте многих стран стали копировать удобный и практичный головной убор.
Современный вариант, который мы будем делать для ребенка, выглядит так и имеет разные формы для мужчин и женщин.
Большая популярность
Фуражка морская (белая) – излюбленный атрибут членов разнообразных яхт-клубов и хозяев маленьких судов. В портовых городах такая «капитанка» давно уже превратилась в традиционный туристический сувенир. Многие производители наносят на эти головные уборы и свои собственные знаки отличия. Изготавливаются фуражки, как правило, из хлопка и оснащаются нашивками с вышивками, сделанными на автоматических машинах. Кокарда украшается золотым шнуром и пуговицами с якорями. Само собой, стирать такие вещи необходимо только вручную.
Аксессуар популярен также и среди организаторов и участников морских вечеринок. Иногда их декорируют дополнительной металлической фурнитурой.
Повседневная женская форма одежды ВМФ
Представляет собой комплект из пилотки, пошитой из черной шерсти, черной же шерстяной юбки, кремового цвета блузки, традиционного галстука с золотой закрепкой и поясного ремня, черных туфель (или же ботинок) и телесных колготок. Также в комплекте присутствует жакет.
Зимняя повседневная форма предполагает ношение каракулевого черного берета, пальто из шерсти, юбки, блузки, ремня, галстука и колгот из вышеописанного летнего комплекта, черного кашне и перчаток. Обувью служат сапоги или ботинки. Жакет также присутствует в зимнем варианте формы. Разрешено ношение свитера, демисезонного плаща, пилотки и шапки-ушанки.
Стоит отметить, что некоторые элементы, существующие в комплекте формы сейчас, были введены в 2014.
Теперь, рассмотрев повседневное флотское одеяние, перейдем к другим различным видам морской формы. Их существует несколько видов, среди которых такие, как:
- Парадная.
- Офисная.
- Дембельская.
Также еще со времен СССР существует разделение на зимнюю и летнюю формы.
Как нарисовать ровную звезду с семью лучами
Почему моряки носят бескозырку — что она символизирует
Кто-то может сказать, раз носят, стало быть того требует УСТАВ, служите, а не задавайте глупые вопросы. На самом же деле всё намного интересней. Ведь не зря же на день военно-морского Флота, все, кто причастен к морю одевают не только тельняшки, но и матросские бескозырки, ведь именно они символизируют причастность человека к флотской службе, к хождению на кораблях по морям. Все эти люди гордятся своей жизнью на кораблях, своей службой и до конца жизни будут хранить как память для детей и внуков свою морскую бескозырку, которую украшают ленты с якорями.
Первые бескозырки
Большой и довольно тернистый путь прошёл головной убор моряков, прежде чем превратился в ту самую, привычную всем бескозырку. Давайте попробуем его проследить.
Изначально мореманы обзавелись мягкой шляпой с полями. Шляпы эти валялись, как и валенки из шерсти. Ввели эту шляпу в состав флотской формы в самом начале XVIII века. Это был очень удобный и простой головной убор. Моряки, с такой шляпой, больше походили на крестьянина. Более ста пятидесяти лет такие уборы входили в состав форменной одежды. Конечно были и некоторые изменения.
Окончание девятнадцатого века, ознаменовалось вводом на флоте, по указу императора Павла I — гренадёрок. Это очень громоздкий убор. Такая шляпа, была примерно тридцать сантиметров высотой. Был введён ещё один головной убор — кивер. И он тоже был неудобен. Представьте, что вы носите на голове небольшое ведро, которое расширяется ко дну. Вот и представьте, как такое убранство на голове мешало матросам, выполнять их основную задачу, стесняя их движения.
Примерно в начале XIX века, появляется и первая фуражка. В составе войсковых соединений, вводится должность фуражира. Это специальный человек, который должен запасать фураж для конных войск. Носили такие фуражиры — фуражные шапки, которые выглядели как колпак с острым верхом. Примерно по центру он был перегнут пополам и походил своим видом на современную пилотку.
Ленты на бескозырках
Шло время, фуражная шляпа меняла покрой и постепенно становилась похожей на бескозырку наших дней. С 1811 года эта фуражка становится повседневной, как в армии, так и на флоте. А вот крепить ленты на свои фуражки моряков научили средиземноморские рыбаки, которым родные и близкие давали ленты. На лентах вышивались молитвы, когда те уходили в море, на своих парусных суднах. Изначально лентами подвязывали волосы, с надеждой, что теперь то высшие силы будут их оберегать.
На военных кораблях моряки ленты не носили до 1806 года. Традицию носить ленты, заложили моряки английского капитана Брисбена, во время осада голландской крепости.
Есть у лент и практическая сторона. Ей можно закрепить фуражку на ветру и сохранить её. Если на воде находили фуражку — это говорило о том, что её владелец погиб.
На русском же флоте ленты впервые вводятся в 1857 году. До того времени прорезались лишь буквы и цифры, их закрашивали, либо под них подкладывали сукно жёлтого цвета.
История
Парадная форма для офицеров и мичманов ВМФ
Существует несколько типов парадной формы для разных погодных/климатических условий. Головным убором в комплекте парадного образца служит белая/черная фуражка (летняя либо зимняя/шерстяная) или же шапка-ушанка, пошитая из черного меха (полковники, высшие офицеры и капитаны первого ранга носят каракулевую шапку с козырьком).
Обязательным элементом любого типа парадной формы офицера и мичмана является черный галстук, с золотистой закрепкой. Также в комплекте имеется шерстяная тужурка: черная (парадная) либо белая (летняя). Черные шерстяные брюки, белая рубашка и золотистый пояс – основа любой парадной формы.
Обувь – черные или белые ботинки/сапоги либо полуботинки/полусапоги. Также может присутствовать белое кашне или съемный воротник (в зависимости от погодных условий). В качестве верхней одежды – черное пальто из шерстяной ткани. На нем носятся нашивные погоны, так же как и на тужурках. На рубашках – съемные. Зимняя парадная форма предусматривает теплые черные перчатки. Также разрешается ношение демисезонных плаща или куртки, белых перчаток.
Современное значение
Раньше основным практическим применением лент было фиксирование их вокруг шеи во время непогоды. При шторме удержать бескозырку было довольно сложно, поэтому моряки завязывали ее под подбородком
Также во время боя сохранить головной убор было довольно важно. В случае гибели моряка по бескозырке можно было его идентифицировать
В настоящее время ношение лент — это больше дань традиции. Моряки сохраняют бескозырку после службы на флоте, надевают ее во время праздников. Она является своеобразной визитной карточкой моряков и является поводом для гордости.
Видео: Почему у моряков на бескозырке две ленточки
https://youtube.com/watch?v=_R7XqeJLydI
Примечания[ | ]
- Буквально «ломает голову», произносится «касс-тэт», переводится на русский как «головоломка», при этом на французский язык русское слово «кастет» переводится как poing américain — буквально «американский кулак»
- ГОСТ Р 51215-98 Оружие холодное. Термины и определения.
- А. Петров. «Словарь холодного оружия и доспехов»
- (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 8 октября 2010. 5 марта 2016 года.
- Факты о кастетах
- Памятная книжка для дворников и швейцаров : Сост. по распоряжению С.-Петерб. градонач., ген.-лейт. Н. В. Клейгельс, и. д. нач. Полиц. резерва, ротм. Галле. — Санкт-Петербург : тип. С.-Петерб. градоначальства, 1902. — 79, с., 5 л. ил.; 25.
- Омичи пытаются провезти в багаже кастеты под видом сувениров
- Пассажир «Толмачёво» привез из отпуска смертоносный кастет (фото) — НГС.НОВОСТИ
- ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ — Уголовный екс РФ (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ \ Консультант Плюс
- Кузбасские таможенники изъяли у туристки кастеты » Новости Кузбасса
Документы
Костюм для мальчика «морячок»
Одна из важнейших деталей данного наряда для мальчика — головной убор. Для его создания потребуется синий и белый твердый картон и белая ткань.
Из куска твердого синего картона вырезаем полоску, которая послужит основанием. Ее ширина должна быть около семи сантиметров, а длину нужно определить, измеряя обхват головы мальчика, и отступить еще пару-тройку сантиметров, чтобы оставить место для склеивания.
Склеиваем полосу, чтобы получился кружок. Подгибаем сантиметр ее верхнего края вовнутрь.
Из белого картона вырезаем ровный круг, диаметр которого будет шире склеенной синей полоски. Нужно сделать так, чтобы края круга отступали от краев полоски примерно на четыре сантиметра.
Кладем белый картонный круг на ткань и обрисовываем его, отступая от краев шесть сантиметров. Приклеиваем краешки ткани к внутренней стороне картонного круга, не обтягивая его. Далее, склеиваем синюю полоску с белой верхушкой.
Обязательный атрибут этого костюма — воротничок. Из синей ткани вырезаем квадрат сорок на сорок сантиметров. Визуально отмеряем половину квадрата. Отступаем от ее нижних краев по пять сантиметров, и вырезаем полукруг до ее вершины.
Далее, отступаем от краев всего кусочка сантиметр и обшиваем его белой лентой такой же ширины. Отступаем сантиметр от ленты и пришиваем еще одну белую ленту по всему периметру воротничка.
Шить брюки не обязательно, достаточно найти любые черные прямые детские штанишки и ремень с заметной пряжкой. Но, если вы отлично владеете техникой шитья и горите желанием сшить их своими руками, берите атласную ткань черного или темно синего цвета и отдайте предпочтение фасону клеш.
Для блузки понадобится белая атласная ткань. Сшить ее просто — вырежьте две широкие детали и соедините их с помощью швейной машинки, оставляя промежутки для рук, головы и тела. Обязательное условие — верхний вырез должен быть широким, чтобы блузочку можно было просто одевать через голову.
Исторический экскурс
Военно-морской флот появился у России довольно поздно. В самом концеXVIIвека, когда страны Европы уже успели исследовать почти весь земной шар, открыть большинство континентов и завоевать обширнейшие колонии. Появлением флота мы обязаны инициативе и неукротимой воле молодого императора Петра I, с детства влюбленного в романтику морских странствий и осознавшего, что без выхода в мировой океан Империя рискует превратится в колонию более развитых стран.
Первая военно-морская форма была разработана самим Петром, по образцу формы голландских матросов, с которыми он тесно общался во время Великого Посольства 1697-1698 годов. Костюм состоял из коротких серых панталонов, нитяных чулок, куртки серого или зеленого цвета и широкополой шляпы-треуголки. В холодное время года поверх блузы надевался камзол зеленого цвета.
Форма флотских офицеров была более разнообразной и нарядной. В ней сочетались красные панталоны, белые чулки, зеленый камзол с широкими обшлагами на рукавах. Украшением служил белый шарф, завязывавшийся на шее в виде банта и украшенная перьями шляпа-треуголка. На ногах носили тупоносые башмаки с большой металлической пряжкой. Обязательным атрибутом офицерской формы была шпага на перевязи, постепенно трансформировавшаяся в кортик, ввиду того, что пользоваться длинным клинковым оружием в рукопашных схватках во время абордажа было неудобно.
Подобная форма просуществовала с небольшими изменениями почти полвека. Только в серединеXVIIIвека красные панталоны уступили место белым.
К концу правления Великой Императрицы Екатерины II треуголки, панталоны и чулки в мужской одежде вышли из моды. Флотская форма начала приобретать более традиционные формы. В началеXIXвека короткие штаны были заменены на брюки прямого кроя. У моряков появилась роба – повседневная форма одежды,шившаясяиз грубой парусины серого цвета. Для выхода на берег матросы поверх робы (или вместо – в теплое время года), надевали белый блузон с широким отложным воротником лазурного цвета.
По мере развития флотов, несколько видоизменялась форма одежды. Для матросов Черноморского флота был утвержден белый парусиновый костюм для повседневного ношения. Матросы всех остальных флотовобмундировывалисьв робы лазурного цвета, во второй половинеXIXвека замененные на темно-синии.
К середине 60-х годов позапрошлого века в форменном обмундировании военных моряков появляется тельняшка – хлопковая или полушерстяная нательная рубаха без воротника, с нанесенными на неё горизонтальными темно-синими полосами.
Не смотря на свое более чем сомнительное происхождение – одеяние маргинальных слоев населения и каторжников, тельняшка впервые была утверждена в качестве элемента морской формы НаполеономIIIв 1859 году. Через несколько лет тельняшка была заимствована русскими моряками и стала самым узнаваемым элементом военно-морской формы.
В эти же годы были заимствованы у французских моряков бушлаты, заменившие собой длиннополые шинели, неудобные при работе на судах, блуза с отложным воротником и глубоким вырезом на груди и брюки-клеш.
К началу XX века форменное обмундирование матросов и офицеров приобрели черты, схожие с современной военно-морской формой. Были узаконены цвета офицерских кителей: черные и белые – парадно-выходные, блуза матросов была предписана белого (летняя) или темно-синего цвета. Неизменным оставался широкий накладной воротник (гюйс) на котором исторически имеется кайма из трех белых полос. Миф — в память о трех великих морских сражениях:Гагунтское,СинопскоеиЧесменсое, в которых Российский флот разгромил врага (турок). На самом деле три полосы на отложных воротниках-подкладках под длинные парики, были уже при Петре I, когда до знаменитых побед было еще далеко. Количество полос означало принадлежность к одной из трех флотилий, существовавших на Балтике. Три полосы украшалигюйсыматросов, входивших в состав гвардейского флотского экипажа – личной гвардии императора. Последним по времени утверждения форменным элементом военно-морской формы, стали ленты к фуражке-бескозырке, которые появились не позднее 1872 года.
Что представляет собой чрезвычайная ситуации техногенного характера
Большая популярность
Фуражка морская (белая) – излюбленный атрибут членов разнообразных яхт-клубов и хозяев маленьких судов. В портовых городах такая «капитанка» давно уже превратилась в традиционный туристический сувенир. Многие производители наносят на эти головные уборы и свои собственные знаки отличия. Изготавливаются фуражки, как правило, из хлопка и оснащаются нашивками с вышивками, сделанными на автоматических машинах. Кокарда украшается золотым шнуром и пуговицами с якорями. Само собой, стирать такие вещи необходимо только вручную.
Аксессуар популярен также и среди организаторов и участников морских вечеринок. Иногда их декорируют дополнительной металлической фурнитурой.
Рубаха
Рубаха флотского костюма (введена приказом РВСР № 2443 от 27 октября 1921 года и по своему покрою современная рабочая рубаха полностью повторяет вид старой «матросской рубахи». Покрой рубахи подтвержден приказами РВС СССР № 006 от 5 января 1925 года и по ВМС РККА № 52 от 16 апреля 1934 года) первоначально пошивалась из серой парусины или отбеленной рогожки. Состояла из цельных переда и спинки без швов с прямым стоячим воротником с застёжкой на пуговицу и петлю, и прямых рукавов без обшлагов и манжет. Передний разрез рубахи заделывался планками с застёжкой на две пуговицы и петли. На левой стороне груди находился настрочной карман без клапана. Рубаха носится с пристежным форменным синим воротником.
Приблизительно с середины 70-х годов XX века вид рубахи незначительно изменяется. Перед и спинка цельные. Перед с верхним накладным карманом на левой стороне и внутренним карманом с изнаночной стороны. В верхней части переда, посредине, разрез, застегивающийся одной петлёй на пуговицу. В конце разреза, с внутренней стороны, две пуговицы, а на спинке, у горловины, петля для пристёгивания форменного воротника. Воротник широкий отложной. Рукава втачные, прямые. Погончики простые тканевые нашивные соответственно воинскому званию.
Во все времена на верхний накладной карман рубахи нашивалась матерчатая бирка белого цвета. В боевых частях флота на эту бирку несмываемой краской чёрного цвета наносится боевой номер, а в кармане всегда должна находиться книжка, так и называемая «Боевой номер», в которую записываются обязанности по всем корабельным расписаниям военнослужащего в соответствии с его боевым номером, а также номера закреплённого за ним личного оружия. Что-либо иное носить в нагрудном кармане запрещено. В тыловых частях флота боевой номер военнослужащего может отсутствовать.
Рубаха рабочая повседневно носится навыпуск, на время несения вахтенной службы заправляется в брюки под ремень. Поверх рабочего платья в холодную погоду надевается бушлат или флотская шинель.
Бескозырка во Франции
Появление бескозырки во Франции
Ну, а что же французские моряки? История французской бескозырки началась в 1825 году, когда для нижних чинов в качестве рабочего головного убора была принята фуражка (bonnet de travail)… с козырьком и без всякого помпона, с чередующимися красными и синими поперечными полосами на околыше и красной выпушкой на тулье. Не смотря на то, что в документах это не отразилось, судя по рисункам того времени, уже к концу 20х годов козырёк с этой фуражки исчез, а чередующиеся полосы на околыше имели самый разнообразный вид (например, в шахматном порядке).
Французские моряки в рабочих фуражных шапках уже без козырька и с красно-синим околышем, напоминающем околыши шотландских шапок (ок. 1830 г.)
Связано это может быть с тем, что фуражка была рабочей, нигде строго её вид не регламентировался, а изготавливалась она либо самостоятельно моряками, либо шилась на заказ. В 1832 года внешний вид «bonnet de travail» несколько регламентируется – в указе от 1 марта говорится, что матрос должен иметь два рабочих бонета, один из которых должен быть синего цвета с красным околышем, без каких бы то ни было украшений, но при этом допускается шерстяная прядь на макушке в виде небольшой кисточки!
Из этого можно сделать вывод, что подобная прядь на тот момент уже была в какой-то мере распространена на самодельных матросских шапках. В 1836 козырёк на фуражках окончательно отменяется и начинается централизованное снабжение такими шапками. Есть все основания считать, что к 1840 году шерстяная прядь на макушке матросских шапок уже повсеместно распространена.
Рабочий головной убор французских моряков образца 1858 г.
Наконец, декретом от 27 марта 1858 года окончательно утверждена и чётко описана повседневная шапка-бескозырка (bonnet) для матросов и квартирмейстеров: «Шерстяная трикотажная шапка с тульей в виде берета. На околыше две красные полосы толщиной 15-17 мм; расстояние между полосами – 7 мм; расстояние от нижней полосы до нижнего края околыша – 22 мм. На макушке прядь из смеси синих и красных шерстяных нитей – 112 синих нитей и 76 красных нитей длиной 65 мм. Высота шапки – 108-135мм; диаметр тульи – 243-285мм; размер – 516-605мм; вес – 140-190 г….»
Рабочий головной убор французских моряков образца 1871 г.
В 1870 году бескозырка (bonnet de marin) претерпела некоторые изменения: в околыш стал вставляться шнурок, выходящий наружу в задней части, для подгонки размера бескозырки под голову. Кроме этого, красные полосы стали тоньше – по 10 мм, и расстояние между ними увеличилось до 40 мм. В 1871 году прядь на макушке стала целиком красной и пышнее. Циркуляром от 25 марта 1872 года на околыш бескозырки была помещена чёрная шёлковая лента с наименованием корабля и якорями на концах.
Французские моряки (1872 г.)
В 1876 году чёрный кожаный подбородочный ремень был заменён на белый шнурок, который носился поверх тульи. В 1878 году появилась вышитая на тулье эмблема в виде золотого якоря. В 1891 году длина лент была сокращена и свободные концы исчезли. С 1901 года бескозырку стали изготавливать не из трикотажа (вязаного материала), а из сукна; в 1902 году был введён белый полотняный чехол, надеваемый в жаркую погоду. Примерно с этого времени за бескозыркой закрепилось неофициальное наименование «bachi» («полотнянка»). К Первой мировой войне французская бескозырка обрела свой современный вид. Помимо ВМС, аналогичную бескозырку, только с помпоном синего цвета, носят французские морские скауты.
Матросская повседневная форма
Что же представляет собой самый обычный флотский костюм нового образца на 2019 год? Флотский костюм, или выражаясь жаргоном военнослужащих ВМФ, рабочее платье (также матросская роба) – форма рабочей спецодежды для матросов, курсантов военно-морских училищ, а также старшин ВМФ России. Костюм моряка состоит из следующих предметов одежды:
Рубаха.
Брюки.
Матросский воротник.
Обувь.
Головной убор.
Рубаха моряка
Рубаха, носящаяся, как правило, со специальным пристежным воротничком, выкроена по образцу классической рубахи матроса. Спинка ее и цельный перед — без швов, с широким отложным воротником. Впереди расположен накладной карман, с изнаночной стороны — внутренний карман . Имеется разрез, который застегивается на пуговицу. Рукава рубахи прямые, втачные; простые погончики, соответствующие званию. Обязательным элементом матросской одежды является белая бирка с несмывающимся боевым номером. Носится такая рубаха навыпуск, а во время службы на вахте должна заправляться в штаны. В холод поверх комплекта надевается шинель, бушлат либо пальто.
Брюки моряка
Рабочие брюки матроса шьются из темно-синей хлопчатобумажной материи. Имеют боковые карманы, застежки, находящиеся на гульфике, а также пояс со специальными петлями (шлевками) под ремень. Изготавливается ремень преимущественно из свиной кожи, на его бляхе – эмблема ВМФ России. На пряжке образца, существовавшего в СССР, изображался якорь со звездой.
Воротник матроса
Изготавливается воротник также из хлопчатобумажного материала, надевается поверх рубахи, имеет подкладку и три белых полосы, символизирующих победы ВМФ в таких сражениях, как чесменское, гангутское и синопское. Парадная военно-морская одежда также содержит в комплекте матросский воротник.
Головной убор моряка
Головных уборов в форменных комплектах ВМФ существует несколько. Один из них – бескозырная фуражка, к которой крепится лента с названием корабля либо с надписью «Военно-морской флот». Лента надевается на околыш. Он, как и донышко со стенками, выполнен из шерсти. На тулье головного убора расположена кокарда, представляющая собой золотистый якорь. В СССР кокарда имела форму так называемого «краба» — красной звезды в обрамлении листьев золотистого цвета. Летняя фуражка пошита из белой ткани (идет в комплекте со сменным чехлом). Зимним головным убором служит черная меховая шапка-ушанка.
В 2014 году в планах было ввести шерстяную шапку взамен шапки-ушанки для работ на открытом воздухе. Также в 2014 велись и другие разработки формы нового образца, однако некоторые нововведения не прижились.
Кроме того, комплект повседневной формы включает в себя берет.
Имеется в наборе головных уборов и пилотка. На лицевой стороне пилотки расположена золотистая кокарда в виде якоря. В форме ВМФ советских времен пилотка предназначалась для экипажей подводных судов. Имела черную расцветку и различалась по типу — для рядовых и для офицеров. Относительно недавно пилотка принята как часть обмундирования ношения всего состава ВМФ. Полукруглый ее фасон был заменен на прямоугольный. Также пилотка получила белые выпушки, которые ранее предназначались только для головных уборов мичманов и офицеров, а также кокарду взамен звезды.
Обувь
К вышеописанному костюму прилагаются ботинки, сшитые из юфти, на толстой подошве, именуемые на флотском жаргоне «прогарами» или «гадами». Не так давно ботинки шились со шнурками, но сейчас, в 2019 году, имеют и резиновые вставки (введены они были в 2014 году). На территориях, где царит суровый климат, военнослужащие носят яловые сапоги. Тропическая форма предусматривает ношение сандалий.
Также в полном комплекте повседневной формы имеется тельняшка полосатая, перчатки и шапка-ушанка.
Бескозырка во Франции
Появление бескозырки во Франции
Ну, а что же французские моряки? История французской бескозырки началась в 1825 году, когда для нижних чинов в качестве рабочего головного убора была принята фуражка (bonnet de travail)… с козырьком и без всякого помпона, с чередующимися красными и синими поперечными полосами на околыше и красной выпушкой на тулье. Не смотря на то, что в документах это не отразилось, судя по рисункам того времени, уже к концу 20х годов козырёк с этой фуражки исчез, а чередующиеся полосы на околыше имели самый разнообразный вид (например, в шахматном порядке).
Французские моряки в рабочих фуражных шапках уже без козырька и с красно-синим околышем, напоминающем околыши шотландских шапок (ок. 1830 г.)
Связано это может быть с тем, что фуражка была рабочей, нигде строго её вид не регламентировался, а изготавливалась она либо самостоятельно моряками, либо шилась на заказ. В 1832 года внешний вид «bonnet de travail» несколько регламентируется – в указе от 1 марта говорится, что матрос должен иметь два рабочих бонета, один из которых должен быть синего цвета с красным околышем, без каких бы то ни было украшений, но при этом допускается шерстяная прядь на макушке в виде небольшой кисточки!
Из этого можно сделать вывод, что подобная прядь на тот момент уже была в какой-то мере распространена на самодельных матросских шапках. В 1836 козырёк на фуражках окончательно отменяется и начинается централизованное снабжение такими шапками. Есть все основания считать, что к 1840 году шерстяная прядь на макушке матросских шапок уже повсеместно распространена.
Рабочий головной убор французских моряков образца 1858 г.
Наконец, декретом от 27 марта 1858 года окончательно утверждена и чётко описана повседневная шапка-бескозырка (bonnet) для матросов и квартирмейстеров: «Шерстяная трикотажная шапка с тульей в виде берета. На околыше две красные полосы толщиной 15-17 мм; расстояние между полосами – 7 мм; расстояние от нижней полосы до нижнего края околыша – 22 мм. На макушке прядь из смеси синих и красных шерстяных нитей – 112 синих нитей и 76 красных нитей длиной 65 мм. Высота шапки – 108-135мм; диаметр тульи – 243-285мм; размер – 516-605мм; вес – 140-190 г….»
Рабочий головной убор французских моряков образца 1871 г.
В 1870 году бескозырка (bonnet de marin) претерпела некоторые изменения: в околыш стал вставляться шнурок, выходящий наружу в задней части, для подгонки размера бескозырки под голову. Кроме этого, красные полосы стали тоньше – по 10 мм, и расстояние между ними увеличилось до 40 мм. В 1871 году прядь на макушке стала целиком красной и пышнее. Циркуляром от 25 марта 1872 года на околыш бескозырки была помещена чёрная шёлковая лента с наименованием корабля и якорями на концах.
Французские моряки (1872 г.)
В 1876 году чёрный кожаный подбородочный ремень был заменён на белый шнурок, который носился поверх тульи. В 1878 году появилась вышитая на тулье эмблема в виде золотого якоря. В 1891 году длина лент была сокращена и свободные концы исчезли. С 1901 года бескозырку стали изготавливать не из трикотажа (вязаного материала), а из сукна; в 1902 году был введён белый полотняный чехол, надеваемый в жаркую погоду. Примерно с этого времени за бескозыркой закрепилось неофициальное наименование «bachi» («полотнянка»). К Первой мировой войне французская бескозырка обрела свой современный вид. Помимо ВМС, аналогичную бескозырку, только с помпоном синего цвета, носят французские морские скауты.
Источники
Учебные заведения Гражданской авиации
Использование
Обратная связь
Ссылки
Названия кораблей на ленточках
Лента с названием корабля
Несмотря на то, что названия кораблей на лентах бескозырки должны были исчезнуть с 1874 года, моряки всячески стремились сохранить эту традицию. На какой-то период имена кораблей перекочевали на значки, которые так и не стали уставной частью формы. В дальнейшем ленты с названием корабля заказывались или изготавливались перед демобилизацией, моряки всеми силами стремились подчеркнуть свою гордость тем кораблем, на котором проходила их служба, несмотря на все настояния начальства. Сегодня к названию корабля на ленте фуражки относятся спокойно, даже многие командиры поддерживают такую тенденцию и заказывают для себя подобные изделия.
История возникновения кастетов
История кастетов.
Учёные предполагают, что начало берёт в 3 веке до нашей эры в Греции. Греки изображали части изделия, похожие на боксёрскую перчатку. Приспособление называлось цестус.
В древности изготавливали из ремешков. Воины обматывали руки и шли в бой.
Но ряд учёных не согласны с этим мнением, так как перчатка облегчает удар, а кастет наоборот должен усилить травмы.
В Европейских странах появились в 19 веке. Кузнецы сделали отверстия в металлическом бруске. В России началось изготовление во времена правления Николая 2.
Приспособление было незаменимым в годы Первой мировой войны. Американские и французские солдаты нуждались в специализированном и эффективном оружии. Лучшим вариантом был кастет.
Прототип – штык игольчатый винтовки Лебеля. Образец 1888 года был укорочен с 52,07 до 15,24см. Лезвие заточили по примеру шпаги. Благодаря этому появилась непревзойдённая проникающая способность.