Каб-500
Содержание:
- Катафрактарии
- Описание
- 1.2. Краткая характеристика зажигательных веществ: напалмов, пирогеля, термита, белого фосфора
- Эффективность
- Американские F-15 и F-16 получат «лучи смерти»
- Принцип действия
- Авиабомбы, особенности их конструкции и классификация
- Рассекречено
- Фургон хлебный ГАЗ-3309 | ТСС Кавказ (АвтоГАЗсервис) (26auto.ru)
- Грузовик ГАЗ-3309: описание и технические характеристики
- Модификации
- Тактико-технические характеристики
- ВКС России получат высокоточные авиабомбы, которые превосходят аналоги США
- Расшифровка названия
- Славянские обереги по дате рождения
- Боевое применение
- Российские бетонобойные бомбы
- Зачем шотландские мужики надевают юбки?
- Бомба из гаубицы
- Корректируемая бомба КАБ-250
- Индивидуальные доказательства
Катафрактарии
Описание
Управляемая (корректируемая) авиационная бомба (КАБ) относится к высокоточному оружию. Свойство планирования, которым обладают КАБ, позволяет самолётам-носителям применять их без входа в зону объектовой ПВО противника.
КАБ-500Л оснащена лазерной флюгерной головкой самонаведения и наводится на цель по отраженному лазерному излучению системы лазерного целеуказания, предназначена для поражения широкой номенклатуры наземных и надводных стационарных целей. Система наведения бомбы на цель — по отраженному лазерному излучению системы лазерного целеуказания. Лазерная система наведения позволяет поражать двигающиеся цели, но требует наличия на самолете оборудования «захвата цели» и ее отслеживания с непрерывной подсветкой лазером.
КАБ-500Кр предназначена для поражения неподвижных наземных и надводных малоразмерных прочных целей типа железобетонных укрытий (ЖБУ), взлетно-посадочных полос (ВПП), железнодорожных и шоссейных мостов, военно-промышленных объектов, кораблей и транспортных судов. КАБ-500Кр оснащена телевизионно-корреляционной головкой самонаведения (ГСН).Телевизионные головки самонаведения с корреляционным алгоритмом обработки информации о цели способны «запомнить» местонахождение цели и корректировать полет бомбы до встречи с целью, чем обеспечивается реализация принципа «сбросил-забыл». Такие ГСН позволяют поражать замаскированные цели при наличии ориентиров на местности и координат цели относительно этих ориентиров. Недостатком телевизионной головки наведения является зависимость от погодных условий и чувствительность к контрасту изображения.
Современная авиабомба КАБ-500С оснащена аппаратурой спутникового наведения и фугасной боевой частью (вес ВВ-195 кг.) и предназначена для поражения по принципу «сбросил-забыл» стационарных наземных и надводных целей типа складов, военно-промышленных объектов, кораблей на стоянках в любое время суток и при любой погоде. КАБ-500С-Э обеспечивает поражение целей, координаты которых заранее известны, либо могут быть заданы с борта носителя в процессе подготовки к сбросу.
1.2. Краткая характеристика зажигательных веществ: напалмов, пирогеля, термита, белого фосфора
(Статья: 1.2. Краткая характеристика зажигательных веществ: напалмов, пирогеля, термита, белого фосфора)
Зажигательные смеси на основе нефтепродуктов (напалмы)
Зажигательные смеси на основе нефтепродуктов (напалмы) могут быть незагущенные и загущенные (вязкие). Это наиболее массовый вид зажигательных смесей ожогового и поджигающего действия. Незагущенные зажигательные смеси готовятся из бензина, дизельного топлива или смазочных масел. Загущенные смеси представляют собой вязкие, студнеобразные вещества, состоящие из бензина или другого жидкого углеводородного горючего, смешанного в определенных соотношениях с различными загустителями (как горючими, так и не горючими).
Металлизированные зажигательные смеси (пирогели)
Металлизированные зажигательные смеси (пирогели) состоят из нефтепродуктов с добавками порошкообразного или в виде стружки магния или алюминия, окислителей, жидкого асфальта и тяжелых масел. Введение в состав пироге лей горючих металлов обеспечивает повышение температуры горения и придание этим смесям прожигающей способности.
Напалмы и пирогели обладают следующими основными свойствами:
- хорошо прилипают к различным поверхностям вооружения, военной техники, обмундированию и телу человека;
- легко воспламеняются и трудно поддаются удалению и тушению;
- при горении развивают температуру 1000-1200ºС для напалмов и 1600-1800°С для пирогелей.
Напалмы горят за счет кислорода воздуха, горение пирогелей происходит как за счет кислорода воздуха, так и за счет окислителя, входящего в их состав (чаще всего соли азотной кислоты).
Напалмы применяются для снаряжения танковых, механизированных и ранцевых огнеметов, авиационных бомб и баков, а также огневых фугасов различных типов. Пирогелями снаряжаются зажигательные авиационные боеприпасы малого и среднего калибра. Напалмы и пирогели способны наносить тяжелые ожоги живой силе, поджигать технику, а также создавать пожары на местности, в зданиях и сооружениях. Пирогели, кроме того, способны прожигать тонкие листы стали и дюралюминия.
Термиты и термитные составы
При горении термитов и термитных составов тепловая энергия выделяется в результате взаимодействия окислов одного металла с другим металлом. Наибольшее распространение получили железоалюминиевые термитные составы, содержащие окислители и связующие компоненты. Термиты и термитные составы при горении образуют жидкий расплавленный шлак с температурой около 3000°С. Горящая термитная масса способна проплавлять элементы вооружения и военной техники из стали и различных сплавов. Термит и термитные составы горят без доступа воздуха, применяются для снаряжения зажигательных мин, снарядов, бомб малого калибра, ручных зажигательных гранат и шашек.
Белый фосфор и пластифицированный белый фосфор
Белый фосфор представляет собой твердое ядовитое воскообразное вещество, которое самопроизвольно воспламеняется на воздухе и горит с выделением большого количества едкого белого дыма. Температура горения фосфора 1200°С.
Пластифицированный белый фосфор является смесью белого фосфора с вязким раствором синтетического каучука. В отличие от обычного фосфора он более устойчив при хранении; при разрыве дробится на крупные, медленно горящие куски. Горящий фосфор причиняет тяжелые, болезненные, долго не заживающие ожоги. Применяется в артиллерийских снарядах и минах, авиационных бомбах, ручных гранатах. Как правило, белым фосфором и пластифицированным белым фосфором снаряжаются зажигательно-дымообразующие боеприпасы.
Эффективность
Фугасные авиабомбы не зря считаются универсальными. Они обладают несколькими факторами поражения:
- Действие продуктов взрыва (взрывчатки).
- Поражение осколками корпуса.
- Ударная волна (воздушная, тектоническая, водяная).
Этих факторов достаточно для повреждения и уничтожения техники, зданий и сооружений, мостов, железнодорожных путей, живой силы, ДОТов, укреплений, блиндажей и т. д.
Как правило, обычные авиационные бомбы не оснащаются управляющей частью. Они движутся по принципу свободного падения, постепенно набирая скорость. Поэтому точность ФАБ-250 и других типов определяется опытом летного состава, погодными факторами и эффективностью системы прицеливания. Современные российские прицельные комплексы нового поколения обеспечивают очень высокую точность, порою сравнимую с управляемыми авиабомбами.
Американские F-15 и F-16 получат «лучи смерти»
Принцип действия
Фугасные бомбы в действие приводят взрыватели контактного мгновенного либо замедленного действия. Контактные авиабомбы ФАБ-250 применяются при нанесении ущерба объектам, находящимся на поверхности земли. Система замедленного действия используется, если требуется поразить некую цель изнутри (например, внутри зданий) или заглубленный в почву объект (бункер, блиндаж, склад боеприпасов и т. д.). Если боезаряд взрывается под землей, к поражающим факторам добавляется сейсмический удар, усиливающий энергию взрыва.
Кстати, ФАБ можно замедлить не только на минуты, но даже на часы и дни. В этом случае они выполняют роль мин замедленного действия. Если установить специальные датчики, то бомбы будут детонировать только после определенных событий. Например, вибродатчики следят за силой вибрации. Если она достигает порогового значения при приближении поезда либо бронетехники, произойдет детонация, и боеприпас взорвется. Чтобы ФАБ было труднее обезвредить, их снабжают противосъемными устройствами.
Авиабомбы, особенности их конструкции и классификация
Авиационная бомба – это тип боеприпаса, который состоит из корпуса, стабилизатора, снаряжения и одного или нескольких взрывателей. Чаще всего корпус имеет овально-цилиндрическую форму с конической хвостовой частью. Корпуса осколочных, фугасных и осколочно-фугасных авиационных бомб (ОФАБ) изготовлены таким образом, чтобы при взрыве давать максимальное количество осколков. В донной и носовой частях корпуса обычно находятся специальные стаканы для установки взрывателей, некоторые виды бомб имеют и боковые взрыватели.
Взрывчатые вещества, которые используются в авиационных бомбах, весьма различны. Чаще всего это тротил или его сплавы с гексогеном, аммонийная селитра и др. В зажигательных боеприпасах боевая часть заполнена зажигательными составами или горючими жидкостями.
Для подвески на корпусе авиабомб имеются специальные ушки, исключения составляют боеприпасы малого калибра, которые размещаются в кассетах или связках.
Стабилизатор предназначен для обеспечения устойчивого полета боеприпаса, уверенного срабатывания взрывателя и более эффективного поражения цели. Стабилизаторы современных авиабомб могут иметь сложную конструкцию: коробчатую, перистую или цилиндрическую. Авиабомбы, которые применяются с малых высот, часто имеют зонтичные стабилизаторы, раскрывающиеся сразу после сброса. Их задача – замедлить полет боеприпаса, чтобы дать возможность летательному аппарату отойти на безопасное расстояние от точки взрыва.
Современные авиационные бомбы оснащаются разными типами взрывателей: ударного действия, неконтактные, дистанционные и др.
- основные;
- вспомогательные.
Основные авиационные бомбы предназначены для непосредственного поражения различных целей.
Вспомогательные способствуют решению той или иной боевой задачи или же они используются при подготовке войск. К ним относятся осветительные, дымовые, агитационные, сигнальные, ориентирно-морские, учебные и имитационные.
Основные авиационные бомбы можно разделить по типу поражающего воздействия, которое они наносят:
- Обычные. К ним относятся боеприпасы, начиненные обычным взрывчатыми или зажигательными веществами. Поражения целей происходит за счет взрывной волны, осколков, высокой температуры.
- Химические. К этой категории авиационных авиабомб относятся боеприпасы, начиненные химическими отравляющими веществами. Химические бомбы никогда масштабно не применялись.
- Бактериологические. Начинены биологическими возбудителями различных заболеваний или же их носителями и также никогда не использовались масштабно.
- Ядерные. Имеют ядерную или термоядерную боевую часть, поражение происходит за счет ударной волны, светового излучения, радиации, электромагнитной волны.
- фугасными;
- осколочно-фугасными;
- осколочными;
- фугасными проникающими (имеют толстый корпус);
- бетонобойными;
- бронебойными;
- зажигательными;
- фугасно-зажигательными;
- отравляющими;
- объемно-детонирующими;
- осколочно-отравляющими.
Это список можно продолжить.
К основным характеристикам авиабомб относятся: калибр, показатели эффективности, коэффициент наполнения, характеристическое время и диапазон условий боевого применения.
Одной из главных характеристик любой авиабомбы является ее калибр. Это масса боеприпаса в килограммах. Довольно условно бомбы делятся на боеприпасы малого, среднего и крупного калибра. К какой именно группе относится та или иная авиабомба во многом зависит от ее типа. Так, например, стокилограммовая фугасная бомба относится к малому калибру, а ее осколочный или зажигательный аналог – к среднему.
Коэффициент наполнения – это отношение массы взрывчатого вещества бомбы к ее общему весу. У тонкостенных фугасных боеприпасов он выше (примерно 0,7), а у толстостенных – осколочных и бетонобойных бомб – ниже (примерно 0,1-0,2).
Характеристическое время – параметр, который связан с баллистическими свойствами бомбы. Это время ее падения при сбросе с летательного аппарата, летящего горизонтально со скоростью 40 м/с, с высоты 2 тыс. метров.
Ожидаемая эффективность также довольно условный параметр авиационных бомб. Он отличается для разных типов этих боеприпасов. Оценка может быть связана с размером воронки, количеством очагов пожаров, толщиной пробитой брони, площадью зоны поражения и др.
Диапазон условий боевого применения показывает характеристики, на которых возможно проведение бомбометания: максимальную и минимальную скорость, высоту.
Рассекречено
БЕТАБ-500ШП – штурмовая с реактивным ускорителем бетонобойная бомба. Применяется с любых высот (в том числе малых) для поражения ж/б укрытий (бункеров) и ВПП. За счет парашюта наклоняется до 60 градусов, после чего он отстегивается, включается реактивный ускоритель. Может пробивать перекрытия толщиной более десяти метров. Масса – 424/350 килограммов ВВ, в одной бомбе БЕТАБ-500 12 ударных блоков.
КАБ-500С – фугасная управляемая (корректируемая) авиационная бомба «сбросил-забыл». Предназначена для поражения стационарных наземных и надводных целей типа складов, военно-промышленных объектов, кораблей на стоянках. Может применяться круглосуточно при любой погоде. В отличие от зарубежных аналогов основная модель построена не на спутниковой навигации GPS/GLONASS, а на распознавании карты местности. Головка самонаведения КАБ использует не сам объект, а ориентиры, чтобы знать свои точные координаты и наводиться на цель, которая не выделяется из ландшафта. Это делает ее более надежной при применении современных средств РЭБ, когда сигналы GPS/GLONASS могут быть подавлены. Масса – 560/195 килограммов ВВ.
КАБ-250С/ЛГ – самая компактная в своем классе корректируемая авиационная бомба. Оснащена как системой приема спутниковых координат, так и собственной тепловизионной головкой самонаведения. Модификация ЛГ позволяет наводить ее при помощи лазерного целеуказания. Масса – 250/127 килограммов ВВ.
РБК-500 СПБЭ – разовая бомбовая кассета. Снаряжена 15 автономными самонаводящимися противотанковыми боевыми элементами, которые оснащены двухрежимными инфракрасными координаторами цели. Предназначена для поражения бронетехники в условиях естественных и искусственных помех. После выброса поражающих элементов из РБК-500 они выпускают парашюты и начинают вращаться вокруг своей оси в поисках целей. Угол обзора ИК координатора составляет 30 градусов и сканирует зону со скоростью 6–9 об/мин. После обнаружения цели и определения точки подрыва боевой части с помощью бортового вычислителя (приблизительно на высоте 150 м) осуществляется поражение. Медная болванка диаметром 173 миллиметра и весом один килограмм разгоняется до двух тысяч метров в секунду и способна пробить до 70 миллиметров брони, удар наносится в относительно слабобронированные области (крыши башен и моторно-трансмиссионных отделений). Масса – 500/15 килограммов элементов по 14,5 килограмма.
ОДАБ-500 – объемно-детонирующая авиационная бомба. Разновидность фугасных авиабомб. Но ее эффективность существенно выше. В носовой части находится электромеханическое устройство, предназначенное для распыления ВВ. Авиабомба содержит 193 килограмма высокоэнергетической летучей жидкости. После сброса через установленное время начинается распыление боевого вещества, которое создает облако смеси ВВ с воздухом и подрывается детонатором. Объемный взрыв создает мощнейшую волну избыточного давления, а затем обратную волну, которая затягивает воздух в образовавшийся вакуум (поэтому такие авиабомбы часто называют вакуумными). Эффективный радиус действия взрывной волны против живой силы противника на открытой местности – более 50 метров. Масса – 500/193 килограмма ВВ.
Х-29Л – ракета класса «воздух-поверхность». Обладает повышенным поражающим фактором фугасного и осколочного действия. Оснащена лазерной ГСН. Цель подсвечивается лазером, по которому производится наведение, при этом ракета воспринимает только нужную длину световой волны, что обеспечивает высокую устойчивость захвата цели. Изображение, пойманное ГСН, транслируется на телевизионный экран в кабине летчика. Удержание луча подсветки обеспечивается автоматической следящей системой. Ракета сама выбирает наиболее выгодную траекторию захода на цель, стремясь поразить ее под как можно более высоким углом, чтобы пробить наименее защищенные перекрытия сооружений и броню транспортных средств. Масса – 660/116 килограммов ВВ. Дальность полета – 8–10 километров.
Х-25МЛ – ракета «воздух-поверхность». Наводится на цель с помощью полуактивной лазерной ГСН. Подсветка цели может осуществляться бортовой или наземной станцией целеуказания. Конструкция станции подсветки и ГСН ракеты исключает влияние лазерного излучения от других источников. В задачу летчиков входит только обнаружение и маркирование поражаемого объекта на ТВ-индикаторе. Точное удержание луча на цели обеспечивается автоматической следящей системой. На конечном участке траектории ракета делает «горку». Предназначена для поражения малоразмерных подвижных и неподвижных целей. Масса – 300/90 килограммов ВВ. Дальность полета – 8–10 километров.
Фургон хлебный ГАЗ-3309 | ТСС Кавказ (АвтоГАЗсервис) (26auto.ru)
Грузовик ГАЗ-3309: описание и технические характеристики
Модификации
С середины 30-х началось массовое производство фугасных бомб. Однако вскоре заводы столкнулись с острой нехваткой металла. Металлургическая промышленность была недостаточно развита и не могла покрыть дефицит стали и чугуна. В целях экономии в КБ №35 предложили корпуса изготавливать из так называемого тонкостенного железобетона. Таким образом, появились модификации ФАБ-1000 НГ, ФАБ-500 НГ, ФАБ-250 НГ и ФАБ-100 НГ. Испытания показали их достаточную эффективность, и в 1941-м их приняли на вооружение.
В 1942-1943 годах с целью увеличения объемов выпускаемой продукции начали производить авиабомбы упрощенной конструкции, получившие обозначение ФАБ-250 М43. Корпус отливали из дешевого сталистого чугуна, а механообработку сократили до минимума. Из-за нехватки станков и квалифицированного персонала резьбовые соединения нарезали только для взрывателей, а на менее ответственных позициях грубую резьбу формировали методом литья.
Незадолго до завершения войны с Германией была завершена разработка более мощных и эффективных осколочно-фугасных авиационных бомб. Им был присвоен индекс ОФАБ. При падении с 2 км ОФАБ-100 формировала воронку шириной 4,3-4,8 м, а разлетающиеся осколки поражали людей в радиусе 50 м, при этом они даже прошивали 30-40-миллиметровую броню рядом стоящей техники.
Данные типы бомб и сегодня широко распространены. Применяются различные типы ФАБ калибром от 100 до 9000 кг.
Тактико-технические характеристики
ВКС России получат высокоточные авиабомбы, которые превосходят аналоги США
Москва, 6 ноября. Воздушно-космические силы (ВКС) России получат 500-килограмовые высокоточные авиабомбы нового типа, которые превосходят аналоги США, уже в 2020 году.
В войска должны поступить 500-килограммовые боеприпасы «Дрель» с блоками самонаведения, которые позволят реализовать принцип «сбросил — забыл». Разработка бомбы велась с 2020 года. «Дрель» может стать универсальным ответом на американские бомбы JDAM и JSOW, сообщает газета «Известия».
Российская управляемая бомба с активными аэродинамическими поверхностями КАБ-500С была впервые показана в 2003 году. Главной особенностью боеприпаса стал специализированный 24-канальный приемник спутниковых навигационных систем, который мог собирать данные и с российской навигационной системы ГЛОНАСС, и с американского аналога NavStar.
КАБ-500С применялся в специальных воздушных операциях в Сирии. Высокоточные авиабомбы сбрасывали на особо важные наземные цели с высоким приоритетом. Боеприпасы применяли фронтовые бомбардировщики Су-34. Отклонение КАБ-500С при попадании в цель составило не более 4,5–5 м.
Среди недостатков бомбы издание отмечает небольшую дальность сброса, которая немного превышает 10 км, и ощутимую стоимость боеприпаса. Поэтому, для наиболее эффективного и точного применения ВКС РФ потребовалась более универсальная авиабомба.
Ее разработали инженеры НПО «Базальт». Главной особенностью боеприпаса «Дрель» стала выросшая до 30 км дальность применения. Эта особенность позволяет применять боеприпас без входа в потенциально опасную зону. При этом «Дрель» может поражать любые типы целей, в том числе пусковые установки, командные пункты и бронетехнику. Боеприпас не теряет эффективности в условиях сильных помех.
Издание отмечает, что отдельные виды подобного вооружения активно применяются США. Но комбинированных средств поражения, которые сочетают свойства нескольких видов оружия, у американской авиации нет. Между тем, авиабомбу «Дрель» ВКС РФ планируют принять на вооружение уже в 2020 году.
Расшифровка названия
Название бомбы состоит из типа бомбы (ФАБ
-250М-46), её калибра в килограммах (ФАБ-250 М-46), модели по году принятия на вооружение (ФАБ-250М-46 — модель 1946 года) и дополнительно (не всегда) указания её массы — если она существенно отличается от калибра (ОФАБ-250-270 , ФАБ-1500-2600 ТС) и/или конструктивной особенности бомбы либо технологии её производства (ФАБ-500Т — термостойкая, ФАБ-1500-2600ТС — толстостенная, ФАБ-100сч — сталистый чугун, ФАБ-1000сл — стальное литьё), либо коммерческого назначения (КАБ-500С-Э — экспортная).
Типы бомб
Основного назначения
|
Вспомогательные и специальные
|
Славянские обереги по дате рождения
Боевое применение
9 октября 2015г. в Сирии бомбой КАБ-500С ВКС РФ уничтожены 200 боевиков и 2 командира (Военная операция России в Сирии).
13 октября 2015г. в провинции Алеппо (Сирия) ударом корректируемых авиабомб КАБ-500 с самолётов Су-24М уничтожены два полевых штаба группировки «Исламское государство».
21 октября 2015г. в районе населенного пункта Сармин (Сирия) провинции Идлиб ударом корректируемых авиабомб КАБ-500 с истребителя-бомбардировщика Су-34 был нанесён точечный удар по подвалу одного из брошенных одиночных строений, уничтоживший данный объект со всем содержимым, данный объект использовался как место сбора главарей боевиков.
Российские бетонобойные бомбы
История советских бетонобойных авиационных боеприпасов началась в 1940 году. Именно тогда в ГСКБ-47 (сегодня это ГНПП «Базальт») началась разработка первой отечественной авиационной бетонобойной бомбы. Результатом этих работ стала авиабомба БетАБ-150ДС, которая применялась советской авиацией уже во время Великой Отечественной войны.
БетАБ-150ДС была создана на базе артиллерийского снаряда калибра 203 мм и содержала 14,5 кг взрывчатого вещества. Этот боеприпас имел реактивный разгонный двигатель и мог пробивать скальный массив на глубину до 1,65 метра.
В послевоенные годы работы над созданием новых видов подобных боеприпасов были ускорены. Некоторые авиабомбы, созданные в тот период, находятся на вооружении российских ВВС и в наши дни.
На вооружении военно-воздушных сил России находится три вида противобункерных бомб: БетАБ-500, БетАБ-500У и БетАБ-500ШП. Они отличаются размерами, массой и конструкцией. Также в начале нулевых годов на вооружение была принята кассетная бомба РБК-500У, которая содержит бетонобойные поражающие элементы. Основной целью РБК-500У являются ВПП аэродромов противника.
БетАБ-500У – это свободнопадающая бомба, которую можно сбрасывать с высот от 150 до 20 тыс. метров. Для обеспечения оптимального угла столкновения с поверхностью она оснащена тормозным парашютом. Бомба способна пробить 1,5 метра железобетонных конструкций или 3 метра грунта.
БетАБ-500У используется для уничтожения подземных командных пунктов или узлов связи противника, ДОТов, шахтных установок, складов боеприпасов и ГСМ, железобетонных укрытий боевой техники, взлетно-посадочных полос.
Масса БетАБ-500У составляет 510 кг, из которых 45 кг приходится на взрывчатое вещество.
Бетонобойная бомба БетАБ-500 также относится к свободнопадающим боеприпасам. Ее вес составляет 477 кг, бомба несет 76 кг взрывчатого вещества.
Еще одной противобункерной бомбой, которая стоит на вооружении ВВС России, является БетАБ-500ШП. Она относится к штурмовым реактивным бетонобойным бомбам. Эта авиабомба снабжена реактивным ускорителем, поэтому может применяться с высоты от 170 до 1 тыс. метров. Бомбометание проводится в горизонтальном полете при скорости 700-1200 км/ч или с пикирования с углом не более тридцати градусов.
БетАБ-500ШП используется в первую очередь для уничтожения бетонного покрытия взлетно-посадочных полос, она способна пробивать броню толщиной до 650 мм или слой железобетона толщиной 1,2 метра. Взрыв одной такой бомбы может привести в негодность более 50 кв. метров взлетно-посадочной полосы. Кроме ВВС России, бомба БетАБ-500ШП состоит на вооружении индийской армии.
В 2002 году на вооружение российских военно-воздушных сил была принята кассетная бомба РБК-500У. Она содержит десять боевых бетонобойных элемента и может применяться на высотах от 160 до 16 тыс. метров. Основной целью РБК-500У также являются взлетно-посадочные полосы аэродромов.
Зачем шотландские мужики надевают юбки?
Бомба из гаубицы
Рассматривались разные идеи, в том числе проект создания сверхтяжелой бомбы, которая сбрасывалась бы с B-52 и имела массу, сопоставимую с легендарной бомбой времен Второй мировой войны Tallboy массой 5 т. Проблема же состояла главным образом в том, что, поскольку новая бомба нужна была военным практически немедленно, ее предстояло собрать из неких готовых компонентов.
Чтобы успешно пробивать грунт, бетон и броню, снаряд должен быть достаточно тяжелым, иметь малое сечение (чтобы не «размазывать» кинетическую энергию по большой площади) и состоять из прочного сплава, чтобы при соприкосновении с препятствием БЧ не оставалась на твердой поверхности, а пронизывала ее. Найти соответствующий этим требованиям корпус, да еще из готовых деталей, казалось малореальным. Выход подсказал бывший армейский офицер, работавший на Lockheed. Он вспомнил, что где-то на складах должны храниться списанные гаубичные стволы M201 SP. Они как раз были сработаны из сплава, идентичного тому, из которого были изготовлены и носовые части BLU-109. Стволы нашлись на складах нескольких артиллерийских арсеналов, в частности в арсенале Watervliet (штат Нью-Йорк). Именно в мастерских этого арсенала стволы были доработаны до нужных параметров. Их обрезали под заданный размер, удалили все выступающие элементы с внешней поверхности. Изнутри стволы рассверлили до диаметра 10 дюймов (254 мм), чтобы к новому «телу» бомбы можно было плотно пригнать наконечник от BLU-109.
Корректируемая бомба КАБ-250
Корректируемая бомба КАБ-250 Разработчик: ГНПП «Регион» (Россия)
Изготовитель: Корпорация ТРВ (Россия)
КАБ-250 предназначен для поражение бункеров, командных пунктов, зданий, путем пробития стен и внутреннего взрыва. Разрабатывалась целенаправленно для вооружения истребителя пятого поколения ПАК ФА, для применения из внутрифюзеляжного отсека вооружения. Этим объясняется характерная вытянутая форма боеприпаса. Кроме того, предусмотрено и применение с других самолетов — с внешней подвески, таких как Су-34 и Су-35.
Внутри цилиндрического корпуса КАБ-250 с оживальным головным обтекателем располагается вся основная аппаратура. На боковой поверхности корпуса имеются Х-образные крылья и рули. В головной части корпуса предусматривается отсек для размещения систем наведения, средняя часть отдается под боевую часть. В хвосте находится часть аппаратуры управления, в первую очередь рулевые машинки.
Для определения взаимного положения бомбы и цели используется система спутниковой навигации ГЛОНАСС. Кроме того в КАБ-250 применяется комбинированная система наведения, позволяющая значительно повысить точность атаки выбранной цели. Бомба оборудована доводчиком – дополнительной инфракрасной головкой самонаведения.
Перед сбросом в память изделия загружаются координаты цели. Они могут быть известны заранее или определены самолетом-носителем перед применением оружия. После сброса за счет крыльев и имеющейся скорости бомба направляется к цели, корректируя траекторию при помощи рулей. На этом этапе управление осуществляется спутниковой системой наведения. На дальности порядка 2-3 км включается инфракрасная головка самонаведения с заранее загруженным изображением цели. На сравнительно небольшом расстоянии от цели эта ГСН берет на себя управление бомбой и обеспечивает максимально точное поражение заданного объекта.
Модификации:
- КАБ-250С-Э — управляемая авиационная бомба калибра 250 кг класса «воздух — поверхность»
- КАБ-250Л — управляемая авиационная бомба калибра 250 кг класса «воздух — поверхность»
- КАБ-250ЛГ-Э — корректируемая авиационная бомба калибра 250 кг с осколочно-фугасной боевой частью
Характеристики:
- Диаметр — 0,255 м.
- Длина — 3,2 м.
- Масса — 250 кг.
- Размах крыла — 0,55 м.
- Высота сброса — 1 — 10 км.
- Скорость самолета при сбросе — 200 — 350 м/с
- Боевая часть — осколочно-фугасная
- Вес БЧ — 165 кг.
- Масса ВВ — 96 кг.
- Взрывательное устройство — контактное с тремя видами замедления
- КВО без приборов и антенны дифференциальных поправок — 3 — 5 м.
- ГСН — тепловизионная
- Дальность действия ГСН — 2 — 3 км
- Углы поля зрения ГСН — 5 — 9 град
- Внешняя система наведение — Глонасс
- Диапазон работы ГСН — 8 — 14 мкм
Индивидуальные доказательства
- ↑ Джефим Гордон : Советское / российское авиационное оружие со времен Второй мировой войны. Мидленд Паблишинг, 2004.
- ↑ Высокоточные бомбы КАБ-500 и КАБ-1500. DTIG — Defense Threat Information Group, октябрь 2004 г.
- ↑ Ducan Lennox: Air-запускаемых систем оружия Джейн. Выпуск 2002, Информационная группа Джейн 2002.
- ^
- ( от 19 февраля 2014 г. в Интернет-архиве ) В: sinodefence.com. По состоянию на 27 августа 2015 г.
- ↑ Майкл Фисер: Россия испытывает новые управляемые бомбы. Журнал электронной защиты, 22 ноября 2005 г.
- Тед Hooten: Naval Weapon Systems Джейн, 2001-2002. Информационная группа Джейн, Лондон, 2002 г.