Фальката
Содержание:
Конница — залог победы
Если нумидийская кавалерия была непревзойдённой лёгкой конницей, завесой, охватывающей противника и сковывающей его действия, то испанские всадники предпочитали сражаться в ближнем бою. Античный историк Страбон писал, что лошади иберийцев — лучшие во всём Средиземноморье, самые послушные и спокойные из тех, что он видел. Привыкшие во всём подчиняться хозяину, кони вели себя настолько тихо, что часто привлекались испанцами для действий во время засад и внезапных нападений. Иберийцы были одними из первых, кто принялся подковывать лошадей, что существенно улучшило качество местной кавалерии. Кроме того, на полуострове было изобретено особое испанское седло, лошади богато украшались.
Иберийские всадники, как правило, не использовали тяжёлого защитного вооружения, предпочитая сохранять мобильность — вместо поножей они носили высокие кавалерийские сапоги, вместо кольчуг — кожаные или тканевые нагрудники с небольшими металлическими вставками. Главным оружием была, конечно же, фальката — наряду с гладиусом настоящий символ военного дела Испании, использовавшаяся знаменитыми альмогаварами даже спустя 15 веков.
Иберийский всадник. (flickr.com)
Лёгкая конница, подобно застрельщикам, вооружалась щитом-цетрой и коротким мечом, приспособленным для рубки. Тяжёлая кавалерия скорее походила на эллинистическую, экипированную копьями. Среди испанских кельтов были распространены общекельтские традиции ведения боя верхом — богатые воины облачались в кольчуги, имели при себе большой щит и массивный меч для нанесения сокрушительных ударов. Галлы считались отличными наездниками, так что их военная практика только дополняла и обогащала войска пунийских полководцев.
Невозможность черпать подкрепления из Африки заставила пунийцев обратиться к местным силам, активно вербуя всадников. Большой удельный вес кавалерии, достигавшей в некоторых испанских племенах 20−25% численности всей армии, позволял использовать главный козырь — ударную конницу, которой были лишены римляне и их союзники (в римской армии доля кавалерии составляла лишь 10−12%, серьёзно уступая в качестве неприятельской).
Кроме конницы ближнего боя, среди испанцев были распространены и застрельщики, сражавшиеся по-нумидийски или по-тарентински. Они уступали своим южным «коллегам», но при необходимости также нанимались карфагенянами — те, однако, всё же предпочитали вербовать конницу, сражавшуюся в рукопашной и способную решить исход боя одним яростным ударом во фланг или тыл противника.
Именно иберийские всадники на небольших, но покладистых и стойких лошадях вынесли на себе основную тяжесть Пунических войн — смелые и отчаянные в атаках, скрытные в засадах, неутомимые на марше, они стали настоящим кошмаром для римлян. И даже после поражения пунийцев и покорения Испании проблема борьбы с иберами и их конницей не была решена — во множестве сражений эти «варвары» не раз разбивали знаменитые легионы.
Каменный топор
Для людей верхнего палеолита эффект от внедрения рукоятей для инструментов, был, наверное, сравним с появлением паровой машины. Каменный топор на рукояти по сравнению с ручным рубилом обладает потрясающими преимуществами. Плечо рычага, которое ранее равнялось лишь длине руки, значительно увеличилось, плюс появилась адекватная возможность использовать две руки для нанесения рубящего удара. Человек и раньше мог выплёскивать большие количества кинетической энергии, используя длинную палку-дубинку, но теперь эта энергия фокусировалась на тонком ребре лезвия. Рубка деревьев из эпического подвига превратилась просто в рутинный физический труд – это как сейчас научиться в космос на такси летать.
Поразительно, как много времени ушло у наших предков на, казалось бы, столь очевидный ход как совмещение рубила и палки. Заставляет задуматься о радикальном различии современной культуры, где изобретения делаются буквально каждый день, и древних цивилизаций, где мало что менялось из века в век.
Но у нас получился каменный топор, а не меч – и понятно, что от каменного топора произошёл бронзовый, железный и так далее. Где же клинковое оружие? Попробуем снова зайти с начала.
Использование спаты римскими легионерами
Первые спаты в римской армии носили вспомогательные войска, которые состояли из германских и галльских воинов. Привыкшим рубить длинными кельтскими мечами варварам не нравились гладиусы, которые имели хорошие колющие свойства, но для рубки были неудобными. Длина спаты этого времени составляла около 75 см. Через некоторое время, заметив, что длинный меч даёт некоторое преимущество, ими вооружились следующие войска:
Вспомогательная римская конница;Офицеры римских конных отрядов;Римская тяжёлая конница, которая состояла из наёмников-германцев. (Вообще, ближе к 3 веку н.э. для римлян служить в армии стало непрестижным, что и привело в конечном итоге к краху империи);Вспомогательная римская пехота.
Некоторые историки считают, что спата во времена поздней империи появилась и у легионеров, но вряд ли данные мечи смогли заменить такое проверенное веками оружие, как гладиус. В любом случае, спаты, которые были найдены среди амуниции легионеров, скорее всего принадлежали офицерам.
В письменных источниках такое холодное оружие, как спата появляется у Тацитуса, который описывал раннюю империю. Уже тогда вскользь упоминается, что воины вспомогательной пехоты той эпохи были вооружены спатами. Клинки мечей того времени имел длину от 60 см. Хотя у Тацитуса нигде не упоминается о том, какой национальности были вспомогательные войска, анализ находок спат на территории древней Германии и восточной Европы намекает, что они были германцами.
Немного истории
Малую пехотную лопатку (МПЛ) изобрёл датский офицер Мадс Линнеманн в 1869 году и позже запатентовал её. В 1871 году в Австрии Линнеманн открыл производство и вскоре получил один из самых крупных заказов от Российской империи, где изобретение было хорошо оценено. И тут возникает вопрос: почему же другие страны проигнорировали такое полезное изобретение Линнеманна? А всё просто. Вооружённые силы других стран взяли за основу идею Линнеманна и внесли небольшие изменения при её конструировании, тем самым создав новое.
Если говорить о Российской империи, то в те времена на вооружении стояла большая сапёрная лопата длиной 110 см (БСЛ-110), которая и использовалась сапёрами. Но постепенно линнеманновский вариант вытеснил ее из-за удобств применения — ведь большой сапёрной лопатой, в отличие от МПЛ, можно было работать лишь стоя в полный рост.
За все годы существования МПЛ изменились не только материалы для её производства, но и внешний её вид. Одно главное изменение в конструкции данного инструмента произошло в послевоенное время, в пятидесятые годы XX века: лопата стала пятиугольной формы, что ещё больше облегчило её применение, бойцам стало проще окапываться во время боёв.
По сей день МПЛ используют во всех видах современной пехоты, и это не удивительно, потому что сфера её применения очень разнообразна.
Также часто можно заметить, что малую пехотную лопатку называют «сапёрной», наверное, из-за некоторого сходства со «старшей сестрой» — БСЛ-110, но данная формулировка будет неправильной.
Конструкция[править]
Необычная форма ксифоса современными исследователями объясняется лишь эстетическими причинами и традицией. Еще предшественники ксифоса имели форму лезвия, более узкую к рукояти и расширяющуюся к острию, и никакими практическими причинами эту особенность объяснить невозможно. В Европе того времени у большинства других племен уже существовали прямые мечи с одинаковой шириной лезвия по всей длине (кельтский меч, иберийский меч, гладиус), поэтому вполне вероятно, что такой эстетической формой своего меча греки хотели отличаться от условных варваров, и также сохранять свою традицию — ведь очевидна схожесть ксифоса с наконечником копья, от которого он, вероятно, и произошел. На баланс такая форма также не повлияла, поскольку в узкой части лезвие сделано более толстым, а в широкой — более тонким.
Ксифос выковывался вместе с хвостовиком целиком, хвостовик на конце расклепывали. Хвостовик (железная основа рукояти) у ксифоса, в отличии от других мечей более поздних периодов, имел такую же ширину и силуэт, что и сама рукоятка и две накладки (они могли быть из дерева, например, палисандра, или слоновой кости). Хвотовик выходил в характерное навершие, которое иногда мог нарядно украшаться — например, ксифос из гробницы Филиппа Македонского был украшен золотой накладкой в форме шлема.
Также ксифос имеет довольно необычные ножны с массивным устьем и бутеролью, которые также нередко были выполнены из слоновой кости. Устье, в котором утапливалось перекрестье ксифоса, зачастую украшалось витыми завитушками. Опять же, рациональных причин для таких ножен не существует и очевидно, что их дизайн был также обусловлен лишь эстетическими чувствами древних греков. Возможно, частично это можно объяснить тем, что в отличии от других мечей, которые не имеют такой массивной бутероли и носились на поясе, ксифос носился через плечо, практически подмышкой, с небольшим уклоном, и чтобы рукоять не перевешивала, необходима была тяжелая бутероль. Сами ножны были деревянные, обтянутые кожей. Обоймицы с колечками, с помощью которых ножны крепились к перевязи, известны по изобразительным источникам, а проволочные хомутики, которые фиксируют устье и бутероль к пеналу ножен, известны по археологическим находкам (иногда вместо них есть только отверстия, что позволяет предположить, что вместо них могли использоваться тонкие ремешки или завязки из сухожилий). Цвет ножен известен по полихромным скульптурам Античности — например, на Сидонском саркофаге знатные македоняне изображены в ярких цветах (пурпурный, шафранный), но с ножнами коричневого цвета. Примечательно, что ножны ксифоса не украшались чересчур богато — например, в той же гробнице Филиппа Македонского, где были найдены панцири и щиты, богато украшенные золотом, только один ксифос имеет незначительное золотое украшение. Отсюда можно сделать вывод, что ксифос не считался предметом роскоши, он был обычным атрибутом воина.
Бронзовый век
Бронза, то есть сплав меди с чем-то ещё, обычно оловом, уже вполне позволяет делать длинное клинковое оружие. Бронза мягче и плотнее железа и стали, поэтому бронзовые клинки были достаточно короткими на наш современный взгляд. Но до них длинных клинков вообще не было! Цивилизованный воин той эпохи, вооружённый полуметровым бронзовым мечом, обладал подавляющим технологическим преимуществом над дикарём, обладавшим лишь палкой, каменным топором да костяным ножом. Более того, некоторые экземпляры найденных бронзовых мечей обладают длиной до 1 метра. Короче говоря – нормальное, полноценное оружие.
Важный момент, о котором просто необходимо помнить при ознакомлении со старинными мечами. В подавляющем большинстве случаев пехота использовала мечи со щитами. То есть просто меч, практически любой до средневековья включительно – это лишь часть комплекта вооружения, в нормальных условиях не применяемая без щита.
И именно щиты использовались для защиты от ударов противника. Фехтования в его современном смысле в эти времена не было. Вас бьют – вы подставляете щит, затем бьёте противника в тело. Он тоже подставляет щит, не пытается парировать мечом. Конечно, мечи могли сталкиваться и постоянно это делали, но основной рисунок боя был именно таким: удары мечом в тело и защита щитом от меча.
Спата
Спата (спатха) – заимствованный у кельтов пеший меч, однако поскольку был удобен в конном строю, стал обширно использоваться конницей, пришёл на смену гладиусу в середине II века. Чуть более тяжёлый (2 кг), более длинный и узкий (от 75−100 см в длину и 5−6 см в ширину) в плотном римском строю он уступал гладиусу по компактности. Считается, что спату римляне носили на правом боку, а не на левом: так было удобнее доставать меч из ножен без риска для жизни рядом стоящего воина.
Первоначально спата была рубящим мечом с закругленным или прямоугольным концом с длиной клинка до метра, затем стала заострённой. Колющая форма гладиуса была обусловлена невозможностью наносить эффективные рубящие удары в сомкнутом римском строю (с техникой боя в сомкнутом строю связана и малая длина гладиуса). Вне сомкнутого пехотного строя гладиус по всем параметрам сильно уступал кельтским или германским мечам. Фактически спата, принятая римлянами в III веке для пехоты, была неким компромиссом между гладиусом и варварскими длинными спатами, причём таким удачным, что стала основным мечом Великого Переселения Народов и трансформировалась в мечи вендельского и каролингского типов.
Римская спата, длина 872 мм, вес 900 г. Середина клинка кована под дамаск, с однородными стальными краями, четыре дола, медные фигурки Марса и Фортуны, копия с меча 3 века.
В XIII—XIV веках из-за изобретения новых сортов стали и способов её обработки доспехи могли хорошо защищать от рубящих ударов и средневековые мечи стали делать в большей степени колющими, чем рубящими, в результате чего главным приёмом при бое на мечах стали колющие удары в сочленения доспехов. Модифицированная спата представляла собой сравнительно компактный рубяще-колющий меч массой до 2 кг, с клинком шириной 4—5 см и длиной от 60 до 80 см.
Для боя в сомкнутом строю спата годилась хуже гладиуса, но сочетала большие возможности ведения индивидуального боя с удобством ношения и могла, в принципе, ввиду своего относительно небольшого веса и низко расположенного центра тяжести, использоваться как всадником на седле со стременами, так и без стремени (особенно в рогатом римском седле). Поскольку главным (и часто единственным) строем Великого Переселения и Тёмных веков была стена щитов или клин, то неудобство спаты в строю было не важным — когда в дело шли мечи, строй был уже далеко не монолитен, а наличие острия помогало хоть и хуже чем гладиусом, но работать в строю.
В глаза бросается большое сходство спаты и меча науэ. Но если посмотреть на типологию гладиусов, то становится понятно, что прадедушкой спаты был всё-таки ксифос, от которого произошёл испанский гладиус. Можно сказать, что науэ опережал своё время: гладиусы всё-таки пришли к спате, а она почти полностью повторяла значительно более древний науэ.
В культуре[править]
Деталь скульптуры воина из Капестрано, на котором виден меч, похожий на ксифос, на ножнах которого расположен небольшой карман, внутри которого помещен нож. Вероятно, подобным образом был вооружен и Тесей.
В архитектуре классицизма в качестве декора очень часто использовались древнегреческие скульптуры, в том числе с ксифосами. Например, скульптура на Красной площади Минина и Пожарского изображает их в виде античных героев с ксифосом в ножнах; на Московских триумфальных воротах изображено большое количество ксифосов в их характерных ножнах; в Ростове-на-Дону здание Государственного банка также украшено многими античными элементами, в том числе и ксифосами. Вообще в искусстве именно ксифос стал ассоциироваться с античным мечом в принципе, в то время как другие типы тогдашних мечей — махайра или копис — в искусстве встречаются значительно реже. Стоит заметить, что ксифос в произведениях классицизма зачастую изображали гротескно и утрировано, не всегда понимая, как он устроен, поскольку тогда еще не было достаточных научных исследований на данную тему.
Многие фентезийные мечи, сознательно или нет, копируют форму древнегреческого ксифоса. Самым известным примером является Жало из вселенной «Властелина кольца», однако тут имеет место скорее синтез — клинок повторяет форму ксифоса, но рукоять напоминает европейский рыцарский меч.
Мифологияправить
Плутарх в жизнеописании Тесея упоминает, что еще перед его рождением отец оставил будущему герою меч ксифос и сандалии, и привалил их огромным камнем, сказав матери, что когда Тесей вырастит и если ему хватит сил, то он сможет сдвинуть большую глыбу и будет достоин носить отцовский меч. Когда Тесей вырос и на самом деле смог сдвинуть камень, он взял отцовские вещи и пошел к нему в Афины, и чтобы тот его узнал, обнажил свою махайру и нарезал ею мясо. Здесь одно и тоже оружие Плутарх называет ксифосом и махайрой, и английский исследователь Мидфорд сделал из этого вывод, что в I веке н. э., когда жил и писал Плутарх, ксифос и махайра уже не различались
Но русский филолог Алексей Соболевский, переводивший Плутарха на русский язык, сделал очень важное примечание к этому моменту: возможно, у Тесея нож висел рядом с мечом или даже они были в одних ножнах, и на людях было бы глупо обнажать большой меч, поэтому логичным видится ситуация, при которой Тесей достал небольшой нож махайру, чтобы порезать мясо, заодно как бы ненавязчиво продемонстрировав и ксифос, чтобы отец узнал его. И эта теория подтверждена археологическим путем: есть находки маленьких небольших ножей, которые плотно лежат вместе с клинками полноценных мечей, что говорит о существовании кожаных ножен для меча, на которых также был небольшой карманчик для ножа
Такая же конструкция показана и на скульптуре воина из Капестрано, у которого на груди висит меч, по конструкции напоминающий ксифос, на ножнах которого четко проглядывается карман с небольшим ножом.
Описание
Гладиус слова приобрел общее значение как любой тип меча. Это использование появляется уже в 1-м веке н. э. в Биографии Александра Великого Квинтусом Кертиусом Руфусом. Республиканские авторы, однако, кажется, имеют в виду определенный тип меча, у которого, как теперь известно, от археологии были варианты.
Гладиусы были обоюдоострыми для сокращения и имели клиновидный пункт для поножовщины во время подталкивания. Основательная власть была обеспечена knobbed прибавляемой рукояткой, возможно с горными хребтами для пальцев. Сила лезвия была достигнута, сварив, вместе раздевается, когда у меча был канал вниз центр, или вылепляя единственный кусок высокоуглеродистой стали, rhomboidal в поперечном сечении. Имя владельца часто гравировалось или избивалось на лезвии.
Рукоятка римского меча была capulus. Это было часто декоративно, особенно эфесы чиновников и сановников.
Поножовщина была очень эффективной техникой, поскольку острые раны, особенно в области брюшной полости, были почти всегда смертельны (см. цитату из Vegetius под pugio). Однако гладиус при некоторых обстоятельствах использовался для сокращения или разрезания, как обозначен отчетом Ливи о македонских войнах, в чем македонские солдаты были испуганы, чтобы видеть расчлененные тела.
Хотя основное нападение пехоты толкало высоту живота, они были обучены воспользоваться любым преимуществом, таким как разрезание в коленных чашечках ниже стены щита.
Гладиус был вложен в ножны в ножнах, установленных на поясе или лямке, некоторые говорят справа, некоторые говорят слева (обратитесь к статьям, процитированным в примечаниях). Некоторые говорят, что солдат, достигнутый через его тело, чтобы потянуть его, и другие, утверждает, что положение щита сделало этот метод из рисования невозможного. Центурион носил его на противоположной стороне как знак отличия.
К концу 2-го века н. э. и в течение 3-го века спата постепенно занимала место гладиуса в римских легионах.
Копис, ксифос и махайра .
Особенностью коротких, удобных в тесном строю мечей греческих воинов было то, что они не имели заостренного конца и удары были только рубящие. Колющие удары наносились копьём. Удары оружия врага парировались щитом и лишь в редких случаях мечом: оружие было слишком коротко и плохо закалено, а руки, как правило, не защищены. Тактика спартанцев была очень простой. Поэтому в бою решающую роль играла физическая сила, мужество и храбрость воинов.
С VI в. до н. э. у гоплитов встречаются кописы — изогнутые мечи с длиной клинка от 50 до 70 см. Достаточно распространён у греков в те времена был меч называемый «ксифос». Это прямой короткий (около 60 см.) обоюдоострый меч с ярко выраженным острием с клинком листообразной формы. Воины умели им и рубить и колоть. Считается, что ксифос происходит от бронзовых мечей позднемикенского периода.
Бронзовые мечи этого периода имели тонкий обоюдоострый клинок, длиной около 80 см, но примерно в IX веке до нашей эры для изготовления мечей стали использовать железо, клинок стали делать шире и короче. Рукоять изготовлялась из бронзы. Ножны деревянные с накладками из меди. Как правило, ксифос использовался, когда у гоплита ломалось копье. Был распространён в основном у греков и спартанцев. Настоящие спартанские мечи напоминали ксифос, но были намного короче, как кинжалы. В летописях отмечается, что у спартанцев мечи были настолько короткие, что стали у греков предметом для насмешек. Ксифос использовался в основном гоплитами, намного реже — македонскими фалангитами.
Позже меч ксифос распространился среди различных племен варваров на Апеннинах. Также существовал меч, который назывался «махайра». Махайра — меч изогнутой формы, заточен с внутренней стороны. Изначально махайра — меч фракийцев, возникший примерно в VII в. до н.э. и вскоре перекочевавший на юг, в Грецию, где утвердился весьма прочно в качестве одного из предпочитаемых образцов оружия, а уже от греков этот тип меча перешел к финикийцам и кельтиберам.
В отличие от греков, римские воины с успехом пользовались не только рубящим ударом, но и уколом. Они были более грамотными стратегами и понимали, что преимущество укола перед ударом несомненно очевидное. Как минимум не нужно открывать вооруженную руку и правый бок, подставляясь под удар.
Колющим ударом было намного легче пробить «мягкие» доспехи и даже кольчугу. Подобная тактика не могла не сказаться на оружии: короткий меч исчез, уступив длинному мечу германцев, а потом превратился в шпагу. На сегодняшний день полюбоваться изящноизогнутыми кописами, махайрами и фалькатами можно в любом достаточно уважаемом музее мировой истории.
Настоящие древнегреческие ксифосы встречаются реже. Страсть к оружию была неистребима в мужских сердцах жителей Спарты, поэтому оружие всегда уважали и хорошо к нему относились.
При написании материала были использованы различные исторические очерки и литературные произведения, предназначенные для открытого чтения. Копирование и другое использование данного материала без указания источника запрещается. Имейте совесть.
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Следующие статьи:
- 13/01/2013 07:47 — Путь самурая. Интуиция – главное оружие самурая. С…
- 12/01/2013 20:52 — Бой самураев
- 12/01/2013 19:18 —
- 12/01/2013 18:17 — Сеппуку — ритуальное самоубивство. Дзюнси
- 03/01/2013 18:49 — Кинжал СС — холодное оружия фашистской Германии. К…
Предыдущие статьи:
- 18/11/2012 21:17 — Fallkniven F1 – лучший нож охотника и коллекционер…
- 30/05/2012 05:04 — бусидо кодекс чести бусидо путь самурая
- 11/05/2012 04:42 — боевой нож особенности боевого ножа боевые ножи со…
- 04/01/2012 15:46 — Дамасская сталь ножи. Дамасские ножи
- 24/02/2011 11:41 — Невероятные факты и легенды, мифы и обычаи самурай…
Следующая страница >>
История[править]
В Античности главным оружием были копья и щиты, и мечи в разных своих вариациях играли скорее второстепенную роль. Первоначально мечи, как и другое оружие, производилось из бронзы, однако ближе к IX — VIII века до н. э. стало применяться железо. Рукоятки, как правило, делались из слоновой кости (или дерева), равно как и устье и бутероль ножен. Не смотря на то, что к IV веку до н. э. железные мечи уже были достаточно прочными, в конструкции ксифосов оставалось продольное ребро жесткости, которое использовалось в наконечниках копий и ранних бронзовых мечах, в котором уже не было практической необходимости и которое являлось, по-сути, рудиментом прошлых эпох и, возможно, свидетельством происхождения античного меча от наконечника копья.
Примечательно, что еще Филипп II Македонский использовал ксифос, поскольку мечи именно данного образца обнаружены в его известной гробнице в Виргине, а вот уже начиная с Александра Македонского популярности набирает махайра, и, вероятно, именно тогда происходит разделение на мечи для пешего и конного строя — ксифос продолжал оставаться более пехотным оружием, в то время как кавалеристы предпочитали вооружаться более длиной махайрой.
Интересно, что именно изображениями свисающего ксифоса украшались надгробия знатных граждан древнегреческих полисов, что может говорить о том, что данное оружие продолжало ассоциироваться с воинами в Древней Греции. В эллинистический период на таких надгробиях ксифос был замещен махайрой.
Не смотря на то, что римляне покорили Грецию во II веке до н. э. и у них были свои мечи, ксифос продолжал существовать в рамках произведений искусства, он стал атрибутом римских полководцев и военачальников. И хотя по качеству и удобству гладиусы значительно превосходили ксифосы, последние продолжали оставаться культурным и статусным оружием-символом.
Даже в пехотных тесаках XIX века можно было отследить определенные аллюзии или отсылки на ксифос (правда в том виде, в котором его представляли в это время из-за недостаточного научного изучения и отсутствия большого количества археологических источников). Например, ножны тесака воспитанников школы Марса обр. 1794 г. или рукоять саперного тесака обр. 1834 г. явно стремились подражать именно классическому античному ксифосу.
Русский меч
Мечи воинов древней Руси были обоюдоострыми длинными мечами. Был довольно легким по сравниню с другими мечами того времени – вес меча колебался от 1 до 2 килограммов. Это достигалось благодаря тому, что на русских мечах одним из первых появился кровосток, который снижал вес меча, не вредя его прочности. Вероятнее всего основой для русского меча послужил византийский кавалеристский меч – спата. Длина меча колебалась между 60 и 100 сантиметрами, а ширина лезвия – от 4 до 6 сантиметров. Меч был отлично сбалансирован и позволял его владельцу как рубить, так и колоть, а также благодаря легкости и прочности позволял эффективно фехтовать. Рукоять делалась из дерева, покрытого кожей, рукояти мечей воевод и князей нередко оплетались золотыми и серебряными нитями.
Первые образцы таких мечей датируются 7-8 веками. Ранние версии были выполнены с использованием процесса, который сейчас называется узорная сварка – более твердые и более мягкие заготовки сковывались и переплетались, вместе образуя лезвие меча, однако с развитием металлургии и с появлением новых способов получать качественную сталь узорная сварка канула в небытие и возродилась лишь совсем недавно в любительском кузнечном деле.
Меч князя Святослава Храброго найденый в Днепре
В бою меч чаще всего держали одной рукой. Во второй руке воин держал щит. Некоторые источники сообщают и о двуручном использовании русского меча, однако, как правило рукоять русского меча была слишком короткой, чтобы меч можно было держать за нее двумя руками. Сторонники «двуручной» версии заявляют, что возможно второй рукой держали ударную руку за запястье, чтобы использовать в ударе силу обоих рук.