Первый в мире бомбардировщик «илья муромец»
Содержание:
- Рекомендации
- Историческая ценность самолёта
- Историческая ценность самолёта
- Гибель «Русского Витязя»
- Описание конструкции
- Использование после Октябрьской социалистической революции
- Материалы и инструменты
- Вооружение
- Становление гения авиации
- Из каких частей состоит самурайский меч
- Вооружение
- Дизайн и развитие
- Анатолий Сердюков сегодня
- Мировые рекорды
- Достоинства и недостатки
- «Cайга-20» — имеет место!
- Разработка и первые экземпляры
- Русские бомбы и французские стрелы
- Польские приключения
- Первый полёт
- В литературе
- Достоинства и недостатки
Рекомендации
Список используемой литературы
- Angelucci, Энцо. Rand McNally Энциклопедия военных самолетов, 1914-1980 . Сан – Диего, Калифорния: Военный Press, 1983. ISBN 0-517-41021-4 .
- Cochrane, Дороти и фон Hardesty. В авиации Карьера Игоря Сикорского. Сиэтл, Вашингтон: Университет штата Вашингтон Press, 1989. ISBN 978-0-295-96916-9 .
- Darcey, Алан Томас Куликов и Виктор Durkots. Императорские Российские Air Service: Известные пилоты и самолеты Первой мировой войны Маунтин – Вью, Калифорния: Flying Machine Press, 1995. ISBN 978-1-891268-07-6 .
- Дистрибьютер, Frank J. Игорь Сикорский: Три Карьера в авиации (Air & Space Series, No 24). Нью – Йорк: Bantam, 1992. ISBN 978-0-553-29701-0
- Durkota, Алан Е. Т. Darcey и В. Куликов. Императорские Российские Air Service: Известные пилоты и самолеты Первой мировой войны . Боулдер, Колорадо: Летающие машины Press, 1995. ISBN 0-9637110-2-4 .
- Финна, KN Игорь Сикорский: Русские года. Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновские Книги, 1987. ISBN 0-87474-274-9 .
- Финна, К. Н. Русские воздушные богатыри И. Сикорского (Russian Air Warriors: I. Сикорский) (Russian). Москва: АСТ, Харвест, 2005. ISBN 985-13-2878-2
- Озеро, Джон. Большая книга Бомбардировщики: в мире наиболее важные Бомбардировщики от Первой мировой войны до наших дней. Сент – Пол, штат Миннесота: MBI Publishing Company, 2002. ISBN 0-7603-1347-4 .
- Макворт-Praed, Бен. АВИАЦИЯ: Pioneer лет. Лондон: Студия Editions, 1996. ISBN 1-85170-349-7 .
- Massenkov, Vladamir И., Борис Urinovski и Вадим Иванович Суворов. Россия в ИКАО к 50 – летию ИКАО . Москва: 1994. Нет ISBN.
- Миллер, Рассел. Советские ВВС в войне. Александрия, Вирджиния: Time-Life книги, 1983. ISBN 0-8094-3371-0 .
- Пембер, Гарри. Sikorsky Aircraft: От видения к реальности и за ее пределами. Стратфорд, штат Коннектикут: Sikorsky Aircraft Corporation, 1999. Нет ISBN.
- Сикорский, Игорь. История Крылатых-S: Автобиография Игоря Сикорского. Нью – Йорк: Додд, Мид & Company, 1938. Нет ISBN.
- Сикорский, Сергей Иванович Сикорский Устаревшие (Изображения авиации). Чарльстон, Южная Каролина: Acadia Publishing, 2007. ISBN 978-0-7385-4995-8 .
- Тейлор, Джон WR Борьба Aircraft Джейн Первой мировой войны . Лондон: Студия издание, тираж 2001. ISBN 1-85170-347-0 .
- Винчестер, Джим. «Сикорский Илья Муромец». Biplanes, Triplanes и гидросамолеты (Aviation FactFile) . Лондон: Grange Books плс, 2004. ISBN 1-84013-641-3 .
- Лесник, Гарри. Сикорский Илья Муромец Тип Вег, (Ветроуказатель Datafile Специальный No.3 – Классика WW1 авиации Том 3). Berkhamsted, Хартфордшир, Великобритания: Albatros Productions Limited, 2000. ISBN 978-1-902207-13-1 .
Историческая ценность самолёта
Самолет в начале своей службы, в 1914 году, был передовым воздушным кораблём, равного которому не было. Он задал сильный вектор развития как бомбардировочному, так и пассажирскому самолетостроению.
Аэроплан имел много возможностей для дальнейшей модернизации, но развал Российской империи помешал его развитию. Тем не менее впервые была отработана практика использования дальней бомбардировочной авиации.
Впервые был совершен дальний перелет, который дал старт гражданской пассажирской авиации. Поэтому можно сказать, что это был очень хороший самолет, который угораздило родиться в несчастливое время.
Автор статьи:
Шатунов Роман
Историческая ценность самолёта
Самолет в начале своей службы, в 1914 году, был передовым воздушным кораблём, равного которому не было. Он задал сильный вектор развития как бомбардировочному, так и пассажирскому самолетостроению.
Аэроплан имел много возможностей для дальнейшей модернизации, но развал Российской империи помешал его развитию. Тем не менее впервые была отработана практика использования дальней бомбардировочной авиации.
Впервые был совершен дальний перелет, который дал старт гражданской пассажирской авиации. Поэтому можно сказать, что это был очень хороший самолет, который угораздило родиться в несчастливое время.
Гибель «Русского Витязя»
Несмотря на скептицизм наставников, Сикорский продолжил свои изыскания. Он создал первый в мире четырёхмоторный биплан «Русский Витязь» весом в 2 тонны и размахом крыльев в 27 метров. Тогда ни один самолёт в мире не мог поднять в воздух более 3 ц груза, а «Русский Витязь» мог переносить тонну веса.
Первый полёт «Витязя» прошёл в мае 1913 года, и он был успешным. За всё время он совершил 67 успешных вылетов, один из них длился 114 минут – рекорд по тем временам. В сентябре 1913 года по стечению обстоятельств на «Русский Витязь» упал двигатель с пролетающего аэроплана. Восстановить машину было тяжело, и Сикорский решил к ней не возвращаться и сосредоточиться на новой затее.
Описание конструкции
Конструкция «Ильи Муромца» — четырехмоторный биплан. Крылья соединяли шесть соединительных стоек. Моторы располагались на нижнем крыле. Для доступа к двигателям, по нижним крыльям была проложена фанерная дорожка с проволочными перилами, дающая доступ к любому двигателю непосредственно во время полета. Во время боевого вылета возможность починить самолет в полете не раз спасала жизни самолету и его пилотам.
Длина фюзеляжа машины достигала 19 метров, площадь крыльев — 200 м. кв. Скорость самолета — 100-130 км/ч.
Колеса шасси делались с резиновой шнуровой амортизацией и обшивались кожей. В наше время их бы назвали широкопрофильными.
Фотография Ильи Муромца
Особенностью самолета была закрытая кабина летчика. Так как пилот не мог видеть, далеко ли до земли, кабину оборудовали приборами, революционными по тому времени. Помимо привычных всем компаса и четырех тахеометров, в кабине находились два высотомера и два измерителя воздушной скорости, соединенных с трубкой Пито (приемником воздушного давления). Также в кабине находился указатель скольжения — изогнутая стеклянная трубка с шариком внутри.
Вид из кабины пилота Ильи Муромца
Тангаж можно было определить с помощью такого же приспособления с маркировкой углов на кабрирование и пикирование.
Использование после Октябрьской социалистической революции
Прогулочная палуба на крыше салона, во время движения туда могли выходить пассажиры.
В 1918 году не совершено ни одного боевого вылета «Муромцев». Лишь в августе — сентябре 1919 года Советская Россия смогла использовать две машины в районе Орла.
Первые в РСФСР регулярные рейсы на внутренних авиалиниях начались в январе 1920 года полетами Сарапул — Екатеринбург — Сарапул на тяжёлом самолёте «Илья Муромец».
В 1920 году совершено несколько вылетов в ходе Советско-польской войны и боевых действий против Врангеля. 21 ноября 1920 года состоялся последний боевой вылет «Ильи Муромца».
С 1 мая 1921 года открыта почтово-пассажирская авиалиния Москва — Харьков. Линию обслуживали 6 «Муромцев», сильно изношенных и с выработавшими ресурс двигателями, из-за чего уже 10 октября 1922 года её закрыли. За это время было перевезено 60 пассажиров и около 2 тонн грузов.
В 1922 году Сократ Монастырёв совершил перелёт по маршруту Москва — Баку на самолёте «Илья Муромец».
Один из почтовых самолётов был передан школе авиации (Серпухов), где на нём в течение 1922—1923 годов совершено около 80 учебных полётов. После этого «Муромцы» в воздух не поднимались.
В музее ВВС экспонируется макет «Ильи Муромца», оснащенный двигателями чешского производства. Его сделали в натуральную величину по заказу киностудии «Мосфильм» для съемок фильма «Поэма о крыльях». Макет способен рулить и совершать пробежки по аэродрому. В музей ВВС он поступил в 1979 году и с 1985 года экспонируется после восстановительного ремонта.
Материалы и инструменты
На деле шаблон керамбит из дерева встречается довольно редко. Гораздо чаще в качестве материала используют фанеру. Во-первых, она отличается высокой прочностью, во-вторых, имеет доступную стоимость, в-третьих, всегда можно найти материал любой требуемой толщины.
Так что когда говорят о деревянном ноже , то чаще всего имеют в виду фанеру.
Из инструментов потребуется:
- ручной лобзик или фреза, в качестве последеней можно использовать болгарку с пилящим диском иди циркулярку. Электролобзик категорически не годится для столь тонких операций;
- балеринка или перьевое сверло для выборки отверстий на рукояти;
- наждачная бумага или дисковая шлифмашинка – непременный участник изготовления своими руками.
Кроме того, понадобится клей ПВА, пропитка – лучше всего выбрать бакелитовый клей, и красящий состав – используют алкидную эмаль или масляную краску, так как она более устойчива.
Вооружение
Бомбы размещались как внутри самолёта (вертикально вдоль бортов), так и на внешней подвеске. К 1916 году бомбовая нагрузка самолёта возросла до 500 кг, а для сброса бомб был сконструирован электросбрасыватель.
Первым вооружением самолётов «Илья Муромец» стала корабельная скорострельная пушка «Гочкис» калибра 37 мм. Она устанавливалась на передней артиллерийской площадке и предназначалась для борьбы с «цеппелинами». В расчёт пушки входили наводчик и заряжающий. Площадки под установку пушки имелись на модификации «ИМ-А» (№ 107) и «ИМ-Б» (№ 128, 135, 136, 138 и 143), однако пушки установили только на двух машинах — № 128 и № 135. Они были испытаны, но в боевых условиях не использовались.
Также различные модификации самолетов «Илья Муромец» оснащались оборонительным стрелковым оружием: в различном количестве и в разных сочетаниях на них устанавливались пулемёты Максима, «Виккерс», «Льюис», «Мадсен», «Кольт» .
Становление гения авиации
Разумеется, авиастроение в нашей стране началось ещё до войны. И первый в мире тяжёлый бомбардировщик «Илья Муромец» вырос из проекта пассажирского самолёта.
wikipedia.org
Игорь Иванович Сикорский.
Игорь Сикорский учился в киевской гимназии, потом поступил в Морской корпус в Петербурге, в 1906 году окончил общий курс и уехал во Францию, где некоторое время посещал техническую школу. Вернувшись в Россию в 1907 году, поступил в Киевский политехнический институт.
Игорь обратил внимание на достижения Цепеллина, создавшего свои знаменитые дирижабли, и всерьёз заинтересовался возможностями полётов. И вот в 1909 году Сикорский отправился в мировой авиационный центр — Париж, с целью собрать информацию о самолётостроении
Там Сикорский знакомится с известным авиатором Фербером, уже создавшим самолёт собственной конструкции.
На успехи конструктора обратили внимание военные, предложившие Сикорскому принять участие в манёврах. Шёл 1911-й год, 22-летний авиатор сам управлял аэропланом и справился с задачами в рамках учений
На этот факт обратил внимание Николай Второй. Император встретился с молодым инженером и лично с ним побеседовал.
В дальнейшем Сикорский на своём самолёте успешно участвовал в авиационных конкурсах, побеждая именитых пилотов. Вся страна узнала его имя. В России появился новый одарённый авиатор, создавший машину, не только не уступающую лучшим мировым образцам, но и нередко побеждающий лётчиков, управлявших иностранными аэропланами. А в 1912 году Сикорский стал главным конструктором авиационного отдела акционерного общества «Русско-Балтийский вагонный завод».
wikipedia.org
Общий вид на «Русско-Балтийский вагонный завод», 1909 г.
Высокую должность ему предложил председатель совета директоров М.В. Шидловский — успешный бизнесмен, крупный организатор производства. С его именем связано развитие российского моторостроения, начало автомобилизации России, создание первых в мире тяжёлых бомбардировщиков и многое другое.
Сейчас авиалайнеры воспринимаются, как нечто повседневное, прочно вошедшее в нашу жизнь, но в начале XX века многие видные специалисты скептически относились к идее постройки большого самолёта. Интересно, что великий Менделеев в последние годы жизни считал, что вряд ли в обозримом будущем появится аэроплан, пригодный для пассажирских перевозок. Конечно, Менделеев не был авиаконструктором, хотя, помимо химии, прекрасно разбирался в математике, но идея тяжёлого самолёта считалась нереальной и среди ряда экспертов по воздухоплаванию.
Из каких частей состоит самурайский меч
Любой самурайский меч, вне зависимости от размеров, состоит из следующих частей:
- Непосредственно сам клинок катаны, который вставляется и вынимается из рукояти при помощи специальных бамбуковых клиньев;
- Рукоять, размеры которой зависят от вида самурайского меча и личных предпочтений владельца;
- Гарда, она же цуба, несущая больше декоративную роль, чем защитную;
- Оплётка рукояти. Для этого использовали шёлковый шнур, который наматывался на рукоять по особой схеме;
- Для фиксации меча в ножнах служила муфта хабаки.
Вооружение
Бомбы размещались как внутри самолёта (вертикально вдоль бортов), так и на внешней подвеске. К 1916 году бомбовая нагрузка самолёта возросла до 500 кг, а для сброса бомб был сконструирован электросбрасыватель.
Первым вооружением самолётов «Илья Муромец» стала корабельная скорострельная пушка «Гочкис» калибра 37 мм. Она устанавливалась на передней артиллерийской площадке и предназначалась для борьбы с «цеппелинами». В расчёт пушки входили наводчик и заряжающий. Площадки под установку пушки имелись на модификации «ИМ-А» (№ 107) и «ИМ-Б» (№ 128, 135, 136, 138 и 143), однако пушки установили только на двух машинах — № 128 и № 135. Они были испытаны, но в боевых условиях не использовались.
Также различные модификации самолетов «Илья Муромец» оснащались оборонительным стрелковым оружием: в различном количестве и в разных сочетаниях на них устанавливались пулемёты Максима, «Виккерс», «Льюис», «Мадсен», «Кольт» .
Дизайн и развитие
Русский Витязь
Илья Муромец (Sikorsky S-22) был разработан и построен Игорем Сикорским в русско-балтийского вагоностроительный завод (RBVZ) в Санкт – Петербурге в 1913 году была основана на его ранней S-21 Русский Витязь , который начался, как двойника -engined Le Grand , тогда как твин тандем с двигателем Большой Балтийский перед размещением всех четыре Балтийских в двигателях в конфигурации трактора по передней кромке нижнего крыла, чтобы создать Русский продолжается Витязь – который играет важную роль в развитии российской авиации и мульти-двигателей авиационной промышленности мира.
Россия имела шанс стать родиной первого многоместного пассажирского и несколькими двигателями авиалайнера. Илья Муромец был первым задуман и построен как роскошные самолеты. Впервые в истории авиации, он имел изолированный пассажирский салон , удобные плетеные кресла, спальни, гостиную и даже первый бортовой туалет. Самолет также имел отопление и электрическое освещение . S-22 кабины была достаточно пространство , допускающее несколько людей , чтобы наблюдать за пилотом. Отверстия на обеих сторонах фюзеляжа позволило механики вылезти на нижние крылья для обслуживания двигателей во время полета. Люк на левой стороне при условии записи в главной каюте, позади кабины. Основная кабина имела два больших окна на каждой стороне. Дальше назад была частная кабина , которая включала в себя спальное место, журнальный столик и шкаф. Освещение было обеспечено генератором ветроэлектростанций и нагревание подается двумя длинными выхлопными трубами двигателя , которые проходили через углы кабины. Несмотря на многие достижения, инструменты полета на Муромца были примитивными. Они включали четыре тахометров , по одному на двигатель, компас , сырой высотомер и указатель скорости, два V-образные труб из стекла и мяч для индикации банки, а также ряд горизонтальных полос , расположенный вертикально на носовой части фюзеляжа для измерения подъемов и спуски. Позже, в вариантах бомбардировщика, был добавлен индикатор дрейфа и элементарное Прицел помощи бомбардировки.
В январе 1914 года Илья Муромец № 107 вылетел в первый раз, а 11 февраля 1914 года второй прототип (завод планера 128) снял для своего первого демонстрационного полета с 16 пассажирами на борту, отмечая рекорд по количеству перевезенных пассажиров. С 30 июня по 12 июля 1914 года, он установил мировой рекорд, сделав поездку из Санкт – Петербурга в Киев , на расстоянии около 1200 км, и обратно. Первый этап занял 14 часов и 38 минут, с одной посадкой на топливо в Орше, и возвращение одного, с топливной остановкой в Новосокольники, занимает еще меньше времени, около 13 часов. Признание получили от Сикорского включены царь Николай II подарил ему с орденом Святого Владимира , четвертая степень, организуя освобождение от военного проекта , чтобы позволить ему продолжать свою проектную работу, и обещание гранта на сумму 100000 рублей , из Государственная Дума. Во время Имперского военного обзора в Красном Селе в июле, Николай II оформлены и окрестил Илья Муромец Тип B Военный прототип, № 128, «Киевский» .
Во время тестирования, Илья Муромец были оснащены обеими лыжами и понтонов в ожидании новых вариантов производится. Если бы не мировая война, Илья Муромец, вероятно, начал пассажирские рейсы в тот же год.
Анатолий Сердюков сегодня
После событий 2012-2014 годов Сердюков перестал быть министром обороны, но отставка и возможная судимость не сыграли злую шутку с его карьерой. Летом 2015-го он вошел в состав совета директоров АО «Вертолеты России», а осенью занял пост индустриального директора по авиации в российской госкорпорации «Ростех».
Летом 2017-го Анатолий Эдуардович был избран председателем совета директоров компании «Росвертол». В июне 2018-го он стал одним из членов бюро Союза машиностроителей РФ. Помимо этого, политик числится участником совета директоров еще шести крупных отечественных корпораций.
Мировые рекорды
Первый полет «Илья Муромец» совершил в декабре 1913 года. Все предварительные расчеты с точностью подтвердились. После этого было построено еще несколько десятков экземпляров «Муромца», которые стали совершать регулярные полеты над Россией. 12 февраля 1914 года бомбардировщиком было установлено сразу же два мировых рекорда. «Илья Муромец» совершил успешный рейс из Киева а Санкт-Петербург с 16 пассажирами на борту и одним псом по кличке Шкалик. Более того, на борту помимо пассажиров находилось 1290 килограмм полезного груза. Позже был установлен мировой рекорд по максимальной высоте полета в 2 километра и самым продолжительным полетом в истории человечества — 6,5 часов.
«Илья Муромец» над городом
В общей сложности «Муромцы» в первой половине 1914 года совершили несколько десятков успешных вылетов. Самолеты пролетали над городами и императорским поместьем на рекордно низкой высоте в 400 метров. В то время не существовало никаких законов, регламентирующих полеты над городами, поэтому все выполнялось под личную ответственность Сикорского. В этом же году Сикорскому поступил заказ на создание первого в мире гидроплана. Инженер оснастил «Муромца» поплавками и четырьмя 200-сильными двигатели для большей мощности. 14 мая 1914 года самолет-амфибия совершил первый взлет с поверхности воды.
«Илья Муромец» — первый в мире гидроаэроплан
Достоинства и недостатки
«Илья Муромец» был передовым самолетом в 1914 году. Огромная по тем временам бомбовая нагрузка, большой радиус действия, мощное оборонительное вооружение и устойчивость к повреждениям в бою – вот достоинства бомбардировщика.
К сожалению, много у самолета и недостатков. Первый и самый главный – разносортица двигателей. Начатое производство с немецкими моторами с началом войны прекратилось. Германия двигатели не поставляла. Попытки поставить французские и английские двигатели привели к снижению бомбовой нагрузки и остальных летных характеристик самолета. Частые технические поломки сопровождали эту модель. Из-за этого много бортов было повреждено при посадке или встало на прикол из-за отсутствия ремонта. Поэтому к концу войны самолеты использовались в основном в качестве огромного разведчика. Бомбовую нагрузку на маломощных движках самолет тянуть не мог.
«Cайга-20» — имеет место!
Разработка и первые экземпляры
Самолёт разработан авиационным отделом Русско-Балтийского вагонного завода в Петербурге под руководством И. И. Сикорского. Технический персонал отдела составляли такие конструкторы, как К. К. Эргант, М. Ф. Климиксеев, А. А. Серебрянников, В. С. Панасюк, князь А. С. Кудашев, Г. П. Адлер, Н. Н. Поликарпов и др. «Илья Муромец» появился в результате дальнейшего развития конструкции «Русского витязя», в ходе которого она оказалась практически полностью переработана, без существенных изменений была оставлена лишь общая схема самолёта и его коробка крыльев с установленными в ряд на нижнем крыле четырьмя двигателями, фюзеляж же был принципиально новым. В результате с теми же четырьмя немецкими моторами «Аргус» в 100 л. с. новый самолёт обладал вдвое большей массой нагрузки и максимальной высотой полёта.
В 1915 году на заводе «Руссо-Балт» в Риге инженером Киреевым был сконструирован авиадвигатель Р-БВЗ. Двигатель был шестицилиндровым четырёхтактным с водяным охлаждением. Радиаторы автомобильного типа располагались по его бокам. Р-БВЗ устанавливался на некоторые модификации «Ильи Муромца».
«Илья Муромец» стал первым в мире пассажирским самолётом. Он впервые в истории авиации был оснащён отдельным от кабины комфортабельным салоном, спальными комнатами и даже ванной с туалетом. На «Муромце» имелось отопление (выхлопными газами двигателей) и электрическое освещение. По бортам располагались выходы на консоли нижнего крыла. Начало Первой мировой и Гражданской войны в России приостановили дальнейшее развитие отечественной гражданской авиации.
Шасси и полозья на модели
Постройка первой машины завершена в октябре 1913 года. После испытаний на ней производили показательные полёты и установили несколько рекордов, в частности рекорд грузоподъёмности: 12 декабря 1913 года 1100 кг (предыдущий рекорд на самолёте Соммера составлял 653 кг), 12 февраля 1914 года в воздух было поднято 16 человек и собака, общим весом 1290 кг. Пилотировал самолёт сам И. И. Сикорский.
Весной 1914 года первого «Илью Муромца» переоборудовали в гидроплан с более мощными двигателями. В этой модификации он был принят морским ведомством и оставался крупнейшим гидропланом до 1917 года.
Второй самолёт (ИМ-Б Киевский) меньший по размеру и с более мощными двигателями 4 июня поднял на рекордную высоту в 2000 метров 10 пассажиров, 5 июня поставил рекорд продолжительности полёта (6 ч. 33 мин. 10 сек.), —17 июня совершил перелёт Петербург—Киев с одной посадкой. В честь этого события серия получила название киевской. В —1917 годах выпущено ещё 3 самолёта с названием «Киевский» (один серии Г-1, другой Г-2, см. ниже).
Самолёты типа первого и киевского получили название серия Б. Всего их было произведено 7 экземпляров.
Русские бомбы и французские стрелы
Из-за проволочек с моторами, производством и относительно частой аварийностьюмуромцы» приступили к боевой работе только в феврале 1915 года. Самой популярной целью были узловые железнодорожные станции — хорошая неподвижная цель для самолёта.
Удачные рейды заканчивались феерически. Как, например, налёт на Пржеворск в июне 1915-го. Тогда точное попадание отправило на воздух немецкий состав, перевозивший 30 тысяч артиллерийских снарядов.
Размещение бомб в фюзеляжеИлья Муромца»
Всего за войну 40муромцев» совершили 300 боевых вылетов и сбросили на противника чуть меньше 50 тонн бомб. Вылетов могло быть больше, но мешали две вещи — высокая аварийность при посадках и зависимость от дефицитных моторов. За последними стояли очереди из экипажей и велись грандиозные баталии под ковром.
Польские приключения
На ту же тему 9школьных» заблуждений о Гражданской войне в России
Февральский хаос отразился и намуромцах»: рядовой и унтер-офицерский аэродромный персонал заговорил о своих правах и лётная работа окончательно встала. Это, впрочем, было только началом.
Оставаться в такой обстановке на месте дислокации в Виннице было небезопасно — или нижние чины что учудят, или противник прорвёт позиции. Поэтому некоторые улетали вглубь страны. Как, например,богатырь» под командованием Иосифа Башко.
Перелёт стартовал в феврале 1918-го. Вначале хотели лететь в Смоленск, но из-за погоды пришлось сесть под Бобруйском.Муромец» достался полякам, а командира зачислили в польскую авиацию.
До мая там жилось относительно неплохо, но тут поляки собрались разоружаться перед немцами. Четырёхмоторного красавца они, правда, решили уничтожить.
Подбив польский экипаж бежать в Россию, он дождался удобного случая и улетел. Правда, добраться удалось лишь до Смоленщины — отказали моторы и при посадке самолёт разбился. В каком-то смысле Башко добился своего, ведь именно сюда он и планировал лететь до того, как попал в лапы поляков. Он, кстати, выжил. Летал в Гражданскую за красных, потом уехал в Латвию, дослужился там до генерала и дожил до 1946 года.
Первый полёт
26 мая 1913 года, около 9 часов утра на лугу возле Корпусного аэродрома Санкт-Петербурга, толпа зрителей ожидала первого экспериментального полёта большого четырёхмоторного самолёта, известного под именем «Русский Витязь». Специалисты аэронавтики не верили, что четырёхмоторный самолёт, известный также как «Гранд» и весящий более 4 тонн, действительно может подняться в воздух. Первый полёт выполнил конструктор машины, студент Санкт-Петербургского политехнического института Игорь Иванович Сикорский. Его идею о строительстве большого четырёхмоторного самолёта поддержал Михаил Владимирович Шидловский, председатель Русско-Балтийской вагонной компании, имевшей авиационный филиал в Петербурге, строивший до того времени небольшие одномоторные самолёты. «Гранд» выполнил все полётные задания, а Шидловский был настолько уверен в его безопасности, что совершил полёт на этой машине со всей своей семьёй. То же доверие он проявлял к наследнику «Гранда» — большему по размеру «Илье Муромцу».
В литературе
Достоинства и недостатки
«Илья Муромец» был передовым самолетом в 1914 году. Огромная по тем временам бомбовая нагрузка, большой радиус действия, мощное оборонительное вооружение и устойчивость к повреждениям в бою – вот достоинства бомбардировщика.
К сожалению, много у самолета и недостатков. Первый и самый главный – разносортица двигателей. Начатое производство с немецкими моторами с началом войны прекратилось. Германия двигатели не поставляла. Попытки поставить французские и английские двигатели привели к снижению бомбовой нагрузки и остальных летных характеристик самолета. Частые технические поломки сопровождали эту модель. Из-за этого много бортов было повреждено при посадке или встало на прикол из-за отсутствия ремонта. Поэтому к концу войны самолеты использовались в основном в качестве огромного разведчика. Бомбовую нагрузку на маломощных движках самолет тянуть не мог.