Истребитель и-153 «чайка» — последний советский серийный биплан

Поликарпов «И-152», Истребитель

История И-15бис началась тогда, когда группа летчиков и авиационных командиров внесла предложение заменить на серийном истребителе И-15 верхнее крыло типа чайка обычным, с прямым центропланом. Конструкторский коллектив Н.Н.Поликарпова, получивший задание выполнить эту работу, в 1936 году передал на испытание новый вариант истребителя, получивший название И-15бис (И-152).

По схеме, контурам и конструкции, которая была несколько усилена, И-15бис мало отличался от своего предшественника. Он тоже представлял собой одностоечный биплан. Площадь его коробки крыльев достигла 22,5 кв.м. Установка более мощного двигателя (М-25В в 750 л.с.) позволила усилить бортовое вооружение. Вес пустого самолета увеличился до 1310 кг, взлетный – до 1730 кг. Во время испытаний модифицированный истребитель показал скорость 316 км/час – у земли и 346 км/час на высоте 5 тыс. м. Дальность полета И-15-бис достигла 770 км, на 270 км больше, чем у И-15, потолок остался прежним – 9500 м. Модифицированный вариант истребителя приняли для серийного производства. Авиазаводы за короткий срок выпустили свыше 2 тыс. истребителей этого типа.

И-15бис (И-152) был подготовлен к серийному выпуску осенью 1937 года. Несмотря на то, что И-15бис оказался явно устаревшим уже к началу своего производства, самолет этот являлся участником пяти различных войн. Войсковые испытания этого самолета проводили летчики, побывавшие в Испании – они в целом неплохо отзывались об испытываемом объекте. Хотя время виража – главного достоинства И-15 – повысилось с 8 до 11-12 секунд, машина стала более устойчивой в любой полетной конфигурации. Это улучшало в бою прицеливание и ведение огня. Скоро состоялось и боевое крещение.

И-15бис были отправлены в Китай в числе другой советской боевой техники с целью оказания помощи китайскому народу в борьбе с японцами. Эти самолеты применялись там совместно с И-16 – согласно тактике взаимодействия маневренных и скоростных истребителей. Очень скоро обе машины получили китайские прозвища: И-15бис стал называться «чиж», И-16 – «ласточка». Вторая война для И-15бис – в Монголии весной-летом 1939 года, более известная под кратким названием Халхин-Гол.

Кроме Монголии, бисы были отправлены в Испанию (20 экземпляров), где оказались на грани окончания боевых действий. Часть оставшихся в Испании самолетов, среди которых были и бисы, после поражения республиканцев вошла в состав авиации франкистов.

Служили в чужих ВВС и еще пять истребителей И-15бис. Во время зимней войны с Финляндией 1939-1940 гг., как и во всяких боевых действиях, бывали случаи вынужденных посадок. И-15бис, имевший неубирающееся шасси (зимой – лыжи), не мог приземлиться на брюхо, поэтому в случае посадки за линией фронта часто оставался невредимым.

Основная же масса истребителей И-15бис находилась к началу Великой Отечественной войны на вооружении советских ВВС. Самолет считался устаревшим, поэтому боевое применение его сужалось, как правило, до ведения штурмовых действий. Бомбовая нагрузка была небольшой – до 150 кг, поэтому характерной была установка стандартных направляющих для 82-мм реактивных снарядов – PC. В действующей армии И-15бис находились до конца 1942 года, после чего их начали передавать в учебные подразделения. До конца войны эти самолеты оставались на вооружении только на Дальнем Востоке, где несли скорее миссию сдерживания, чем реальной боевой силы.

Модификация И-15бис
Размах крыла, м 10.20
Длина, м 6.28
Площадь крыла, м2 22.50
Масса, кг
пустого самолета 1310
нормальная взлетная 1730
Тип двигателя 1 ПД М-25В (М-25Б)
Мощность, л.с. 1 х 750 (775)
Максимальная скорость , км/ч
у земли 372
на высоте 379
Практическая дальность, км 770
Максимальная скороподъемность, м/мин 625
Практический потолок, м 9800
Экипаж 1
Вооружение: четыре 7.62-мм пулемета ПВ-1

Река Халхин-Гол: боевое крещение «чаек»

Поучаствовать в гражданской войне в Испании И-153 не успел и принял боевое крещение в масштабных воздушных боях с японской авиацией на Халхин-Голе в июле 1939 года. Для завоевания господства в воздухе в Монголию были отправлены лучшие советские летчики и новейшие типы самолетов. Первоначально И-153 считался секретным самолетом и пересекать границу в ходе боевых действий данным машинам строго запрещалось. Но в дальнейшем этот запрет сняли. Предполагалось, что японские пилоты будут принимать И-153 за устаревший И-15 и «чайки» сыграют роль своего рода приманки.

Подобный маневр удался в июле 1939 года девятке И-153 во главе с Героем Советского Союза С. И. Грицевцом, когда «чайки» внезапно контратаковали группу японских самолетов, сбив четыре из них без потерь со своей стороны. Но очень скоро японцы сделали вывод, что против них применяется совершенно новый на театре военных действий самолет, ошибочно именуя его И-17. В качестве замены И-15 в Монголии «Чайка», безусловно, сыграла свою положительную роль, но основным самолетом в борьбе с авиацией противника так и не стала. Всего в Монголии в боях были задействованы 70 И-153. При этом потери составили 22 машины: 16 «чаек» погибли в воздушных боях и еще 6 были потеряны в результате аварийных ситуаций.

Общие характеристики И-153-М62 Жуковского

  • Страна СССР
  • Тип техники Лёгкий истребитель / Биплан
  • Ранг 1
  • Боевой рейтинг в аркадном режиме 1.7
  • реалистичном режиме 2
  • симуляторном режиме 2

Больше параметров

Расширенные параметры

Аркадный режим

  • Цена 250¤
  • Награда 20%
  • Бонус к исследованиям 150%
  • Макс. скорость 444 км/ч
  • Время на разворот 13.3 с
  • Цена тренировки экипажа 150€
  • Климбинг 15.2 м/с
  • Длина разбега 274 м
  • Бесплатных ремонтов 30
  • Вес секундного залпа 1.16 кг/с
  • Макс. высота 10700 м
  • на высоте 4850 м
  • Наборов вооружений 4
  • Цена ремонта 170€
  • Орудие 7,62-мм пулемёт ШКАС — 4 шт. (Боезапас: 2470) Перезарядка 15с ракеты РС-82 — 8 шт.
  • Время бесплатного ремонта 8м.

Реалистичный режим

  • Цена 250¤
  • Награда 80%
  • Бонус к исследованиям 150%
  • Макс. скорость 444 км/ч
  • Время на разворот 13.3 с
  • Цена тренировки экипажа 150€
  • Климбинг 15.2 м/с
  • Длина разбега 274 м
  • Бесплатных ремонтов 30
  • Вес секундного залпа 1.16 кг/с
  • Макс. высота 10700 м
  • на высоте 4850 м
  • Наборов вооружений 4
  • Цена ремонта 477€
  • Орудие 7,62-мм пулемёт ШКАС — 4 шт. (Боезапас: 2470) Перезарядка 15с ракеты РС-82 — 8 шт.
  • Время бесплатного ремонта 16м.

Симуляторный режим

  • Цена 250¤
  • Награда 120%
  • Бонус к исследованиям 150%
  • Макс. скорость 444 км/ч
  • Время на разворот 13.3 с
  • Цена тренировки экипажа 150€
  • Климбинг 15.2 м/с
  • Длина разбега 274 м
  • Бесплатных ремонтов 30
  • Вес секундного залпа 1.16 кг/с
  • Макс. высота 10700 м
  • на высоте 4850 м
  • Наборов вооружений 4
  • Цена ремонта 480€
  • Орудие 7,62-мм пулемёт ШКАС — 4 шт. (Боезапас: 2470) Перезарядка 15с ракеты РС-82 — 8 шт.
  • Время бесплатного ремонта 16м.

Статистика по И-153-М62 Жуковского за 1 месяц

  • Количество битв 751
  • Процент побед 70.63%
  • Воздушных фрагов за битву 4.25
  • Воздушных фрагов за смерть 4.52
  • Наземных фрагов за битву 1.11
  • Наземных фрагов за смерть 1.16

Реалистичный режим

  • Количество битв 401
  • Процент побед 46.74%
  • Воздушных фрагов за битву 2.18
  • Воздушных фрагов за смерть 1.77
  • Наземных фрагов за битву 3.09
  • Наземных фрагов за смерть 2.46

Симуляторный режим

  • Количество битв 41
  • Процент побед 20%
  • Воздушных фрагов за битву 0.8
  • Воздушных фрагов за смерть 1
  • Наземных фрагов за битву 2.2
  • Наземных фрагов за смерть 2

Примечания

  1.  (недоступная ссылка)

Общая информация о И-153-М62 Жуковского

Информация из официальной wiki по War Thunder

И-153 «Чайка» представлял собой развитие разработанного в 1932 году истребителя И-15 (что отражено в названии, обозначавшем «И-15-третья модель»). Первый самолёт этого типа взлетел в августе 1938 года, а в серию он поступил лишь год спустя. Прототипом послужил борт «чёрная 69» из состава 127-го ИАП, Западный военный округ. На этом самолёте летал советский ас Сергей Яковлевич Жуковский, одержавший 13 побед лично и 15 в группе. На момент начала войны Жуковский был младшим лейтенантом и командовал отрядом 127-го истребительного авиаполка под Гродно. За 22 июня 1941 года провёл девять воздушных боёв и сбил пять самолётов противника, три из которых — на «чёрной 69», а 29 июня одержал ещё три победы. Всего за годы войны выполнил более 500 боевых вылетов. Сергей Яковлевич Жуковский был награждён орденом Ленина, шестью орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденом Отечественной войны первой степени, двумя орденами Красной Звезды и шестнадцатью медалями. Закончил службу в ВВС СССР в звании генерал-полковника авиации.

И-153 Чайка Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Истребитель-биплан смешанной конструкции, задуманный Н. Поликарповым как глубокая модернизация И-15, направленная на существенное улучшение скоростных качеств. Главным новшеством стало введение убираемого шасси. Кроме того, конструктор предусмотрел применение более мощного двигателя, замену устаревших пулеметов ПВ-1 новыми ШКАС. Переделке подвергся центроплан верхнего крыла, сохранивший характерную форму «чайки», но с увеличенным развалом, что позволило улучшить аэродинамику самолета и обзор с места пилота. Проект самолета, получившего обозначение И-153, был утвержден 11 ноября 1937 г., а первый из двух прототипов с двигателем М-25В вышел на испытания в августе 1938 г.

Оформление карточек с образцами подписей и оттиска печати

В оформлении карточек, согласно Указанию ЦБ РФ №5035-У, также произошли изменения:

  • карточку необходимо предоставить в банк во время открытия счета, исключения составляют случаи из пункта №1.12;
  • карточка формируется в соответствии с формой №0401026 по ОКУД (приложение №1 Инструкции ЦБ РФ №153-И от 30.05.2014);
  • банки могут устанавливать собственные правила по формированию вида карточки, то есть добавлять пункты или удалять пункты в соответствии со своей внутренней политикой, но документ должен обязательно содержать такие данные, как: сведения о клиенте (ФИО или наименование), дату, подпись клиента, образец подписи и оттиска печати (с удостоверительной подписью служащих ЦБ РФ).

Карточка действует до окончания действия договора клиента и банка.

Литература

  • Маслов М. А. И-153. — М.: Р. И. Ц. Авиантик, 2001. — ISBN 5-93848-003-5.
  • Маслов М. А. Боевые «чайки» Сталина. И-15, И-15бис, И-153. — М.: «Яуза», «Коллекция», ЭКСМО, 2008. — С. 79-129. — 160 с. — 3100 экз. — ISBN 978-5-699-32232-9.
  • Харук А.И. Истребители Второй Мировой. Самая полная энциклопедия. — М.: Яуза, ЭКСМО, 2012. — 368 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-699-58917-3.
  • Шавров, В. Б. История конструкций самолётов в СССР до 1938 г. — 3-е. — М.: Машиностроение, 1985. — 752 с.
  • Утерянные победы / Э. Манштейн; сост.: С. Переслегин, Р. Исмаилов.— М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: Terra Fantastica, 2002.— 891, c.— (Военно-историческая библиотека). ISBN 5-17-010652-1 (АСТ); ISBN 5-7921-0240-6 (TF)

Qн = 0,01 x (Hsan x S + Hw x W) x (1 + 0,01 x D)

где Qн — нормативный расход топлива фургона УРАЛ, л; S — пробег фургона, км; Hsan — норма расхода топлив на пробег фургона в снаряженном состоянии без груза;

Для фургонов УРАЛ, работающих без учета массы перевозимого груза, нормируемое значение расхода топлив определяется с учетом повышающего поправочного коэффициента — до 10% к базовой норме.

Модель, марка, модификация фургона Норма расхода топлива на 100 км Топлива
1 2 3
Урал-326031 (ЯМЗ-236НЕ2-6V-11,15-230-5M) 29,9 Д
Урал-4320-0111-41 (брон.)
(ЯМЗ-236НЕ2-6V-11,15-230-5M)
33,3 Д
Урал-49472 53 Б

Норма расхода топлива УРАЛ необходимы для работы АТП и организаций, относящихся к системе управления и контроля транспортных средств, индивидуальных предпринимателей (ИП), использующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси на автобусов УРАЛ расчетов нормативного значения норм расхода топлива УРАЛ по месту потребления, для ведения статистической и экономической отчетности.

Истребитель И-153: временный, но необходимый

В конце 1930-х годов принятый на вооружение Красной Армии истребитель И-15 в значительной мере устарел. В качестве срочной замены требовался простой в производстве и массовый самолет. И он был создан советским «королем истребителей» Николаем Поликарповым всего за три месяца. При этом, если в мире наметился переход к строительству истребителей-монопланов, то Поликарпов продолжал совершенствовать отработанную ранее биплановую компоновку. Это позволяло на короткий срок (1−2 года) обеспечить вооруженные силы хорошим по меркам конца тридцатых годов самолетом-истребителем. Во многом это было временной и вынужденной мерой.

Свое прозвище «Чайка» И-153 получил за характерную форму центроплана верхнего крыла. В сравнении с И-15 и И-153 «Чайка» имел целый ряд преимуществ. В отличие от И-15, новый самолет имел убирающиеся шасси, более мощный двигатель М-62 (на поздних М-63). Значительно было усиленно и вооружение. Опыт применения И-15 в Испании и Китае показал, что его вооружение из пулеметов ПВ-1 (авиационный вариант пулемета Максима) является уже явно слабым.

Военные требовали установки на новый самолет крупнокалиберных пулеметов или автоматических пушек. Тем не менее, значительная часть И-153 получила на вооружение по четыре 7,62-мм авиационных пулемета ШКАС. Небольшое количество «чаек» оснащалось крупнокалиберным пулеметом Березина. Существовал и вариант с пушечным вооружением, когда в плоскости, ометаемой винтом, были установлены две 20-мм автоматических пушки ШВАК. Помимо пулеметного и пушечного вооружения истребитель мог нести до 200 кг. бомб или восемь 82-мм реактивных снарядов, которые могли использоваться как в воздушном бою, так и для штурмовки наземных объектов. Производство «чаек» было развернуто на авиазаводе № 1 в Москве. Всего в 1939—1941 гг. было выпущено 34376 истребителей И-153.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector