Гарнизонная служба пожарной охраны

Документация

(примерный перечень)

№ п/п

Наименование документа

1. Стенд служебной документации СПТ ТПСГ.
2. Положение о СПТ ТПСГ.
3. Распорядок дня дежурной смены СПТ ТПСГ.
4. Должностные инструкции и функциональные обязанности сотрудников СПТ ТПСГ.
5. Положения о нештатных службах ТПСГ.
6. Планы работы СПТ ТПСГ.
7. Строевая записка сил и средств ТПСГ и местных пожарно-спасательных гарнизонов.
8. Табели боевых расчетов, положенности и размещения пожарно-технического вооружения и оборудования на пожарных автомобилях ТПСГ. Рекомендации по использованию специальных пожарных автомобилей на пожаре.
9. Руководящие документы (приказы, указания, информационные письма, обзоры и т.п. или выписки из них) по вопросам организации деятельности СПТ ТПСГ, тушения пожаров и проведения АСР, подготовки личного состава ТПСГ. Опись вышеуказанных документов.
10. «План привлечения сил и средств пожарно-спасательных гарнизонов, подразделений пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ».
11. «Расписания выездов пожарно-спасательных гарнизонов, подразделений пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» всех местных пожарно-спасательных гарнизонов.
12. Инструкции взаимодействия пожарных подразделений со службами жизнеобеспечения местного пожарно-спасательного гарнизона, на территории которого дислоцируется СПТ ТПСГ, при ликвидации пожаров, аварий и последствий стихийных бедствий.
13. План-карта населенного пункта, в котором дислоцируется СПТ ТПСГ с указанием мест размещения всех пожарных подразделений и аварийно-спасательных формирований местного пожарно-спасательного гарнизона пожарной охраны.
14. План-карта субъекта Российской Федерации с нанесенными границами местных пожарно-спасательных гарнизонов и зонами ответственности опорных пунктов тушения крупных пожаров.
15. Справочник улиц населенного пункта, в котором дислоцируется СПТ ТПСГ.
16. Сведения о водоисточниках местного пожарно-спасательного гарнизона, на территории которого дислоцируется СПТ ТПСГ.
17. Позывные радиостанций ЦУКС, ЕДДС, а также позывные всех пожарных автомобилей и подразделений ТПСГ, руководства отрядов ФПС и ГУ МЧС России.
18. Электронные версии планов тушения пожаров на особо важные и пожароопасные объекты, учреждения с массовым пребыванием людей и т.п. с их описью.
19. Графики проведения занятий с газодымозащитниками в теплодымокамере и на чистом воздухе, плановых пожарно-тактических занятий и пожарно-тактических учений, изучения в оперативно-тактическом отношении особо важных и пожароопасных объектов во всех местных пожарно-спасательных гарнизонах.
20. Личные карточки газодымозащитников СПТ ТПСГ.
21. Журналы проверок СИЗОД СПТ ТПСГ.
22. Список объектов с наличием АХОВ, ВВ, РВ и т.п. на территории субъекта Российской Федерации.
23. Папка с материалами по изучению пожаров.
24. Список телефонов городских и районных администраций, дежурных служб ОВД, отделений  полиции,  военного  коменданта,  городских  (объектовых)  частей  ТПСГ, подразделений ТПСГ, аварийных  служб  (водопроводной, энергетической, газовой, теплосети, канализации и т.п.).
25. Сводная ведомость о выезде пожарных подразделений гарнизона за сутки.
26. Журнал рапортов дежурной смены СПТ ТПСГ.
27. Опись имущества, оборудования и инвентаря, находящегося в помещениях и на оперативном автомобиле СПТ ТПСГ.
28. План гарнизонных мероприятий всех местных пожарно-спасательных гарнизонах.
29. Журнал учета работы дежурной смены СПТ ТПСГ на пожарах и при проведении аварийно-спасательных работ.
30. Контрольно-наблюдательные дела местных пожарно-спасательных гарнизонов.
31. Иные документы, по решению начальника ТПСГ.

Примечание: перечисленные в перечне оперативные документы должны постоянно находиться в расположении дежурной смены СПТ ТПСГ.

Назначение и порядок организации гарнизонной службы: гарнизонный наряд

Наряд гарнизонной службы назначается для охраны и обороны гарнизонных объектов, а также для выполнения других задач гарнизонной службы. Статьей 56 Устава гарнизонной и караульной служб ВС РФ предусматривается следующий состав наряда гарнизонной службы:

  • дежурный по гарнизону;
  • помощник дежурного по гарнизону;
  • дежурное подразделение гарнизона;
  • гарнизонные караулы;
  • гарнизонные патрули.

Дежурный по гарнизону и его помощник размещаются, как правило, в служебном помещении воинской части, командир которой является начальником гарнизона.

Наряд гарнизонной службы назначается от воинских частей гарнизона, с обеспечением от них же транспортными средствами. За подбор личного состава и его подготовку к несению службы, своевременное направление на инструктаж и прибытие на развод несут ответственность командиры воинских частей (подразделений), от которых назначается наряд.

Назначение личного состава производится не позднее чем за сутки до заступления в наряд. Очередность несения наряда гарнизонной службы от воинских частей отражается в ведомости — документе, предварительно составляемом помощником начальника гарнизона по организации гарнизонной службы (военным комендантом гарнизона) и начальниками штабов воинских частей гарнизона на каждый месяц.

Дежурный по гарнизону и его помощник вооружаются пистолетами с двумя снаряженными магазинами. Указанным должностным лицам разрешается за время дежурства поочередно отдыхать лежа (спать) по четыре часа каждому в установленное начальником гарнизона время без обуви, не снимая снаряжения и не раздеваясь.

конструкция

Внешний вид «берданки» не отличался от винтовок того времени. Она имела деревянное ложе с укреплённым на нем длинным стволом. Стрельба велась патронами 10,75х58 мм, которые поочерёдно вставлялись в патронник с правой стороны открытого затвора. Запирание ствола происходило поворотом затвора.

При нажатии на спусковой крючок, ударник бьёт в капсюль, после чего происходит воспламенение пороха и выстрел пули. Помимо стрельбы, солдаты часто прибегали к рукопашной схватке. Штык к винтовке Бердана был обязательным оснащением во время боестолкновения.

Усовершенствованный затвор наряду с положительными качествами имел ряд недостатков. Самым значительным был механизм запирания затвора, боевое положение, которого, находилось под углом 45 градусов, что очень ненадёжно.

Такое положение нередко способствовало произвольному открытию затвора при выстреле. Затвор отлетал в лицо стрелку, нанося существенную травму. Хотя эти случаи были связанны с изношенным механизмом и переделанными винтовками под охотничье ружьё, но факт травмирования многих граждан всё же зафиксирован.

Вторым недостатком считался взвод курка, производимый пальцем стрелка, применяемый в ранних версиях конструкции. Впоследствие боевую пружину заменили более слабой. Излишне смазанный механизм спускового механизма на морозе застывал, что мешало слабой пружине разбить капсюль с достаточной силой. На появившихся моделях Маузера и Гра, курок взводился при перезарядке.

Удерживающее механизм устройство было слишком слабым, зубец выбрасывателя был склонен к поломке. Данные недостатки затворного механизма собирались исправить, но этому помешала война с Турцией. Приоритет командования пал на производство многозарядных винтовок.

Кому подчиняется начальник военной автоинспекции гарнизона

С 2015 года военная автомобильная инспекция (ВАИ) является отдельным структурным подразделением военной полиции. ВАИ осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. По сути, ВАИ является аналогом ГИБДД с основным отличием: к объектам ее деятельности отнесены автотехника и другие транспортные средства, принадлежащие ВС РФ и воинским формированиям других «силовых» ведомств России.

Согласно статье 121 Устава военной полиции, начальник территориальной ВАИ подчиняется начальнику регионального органа военной полиции. Его полномочия, права и обязанности установлены в разделе «Обеспечение безопасности дорожного движения» Главы 3 Устава военной полиции. В плане взаимодействия на уровне гарнизона начальник территориальной ВАИ обязан участвовать в подготовке проектов приказов начальника гарнизона по обеспечению безопасности дорожного движения и контролировать выполнение внесенных в него мероприятий.

Обязанности дежурного по гарнизону

Статья 71 Устава гарнизонной и караульной служб ВС РФ устанавливает, что дежурный по гарнизону обязан:

  • при получении сигнала тревоги немедленно подать сигнал на подъем воинских частей и подразделений, определенных схемой оповещения, и доложить начальнику гарнизона;
  • при получении извещения о мобилизации, других распоряжений, требующих срочного принятия решений, немедленно доложить об этом начальнику гарнизона, его заместителю, помощнику начальника гарнизона по организации гарнизонной службы (военному коменданту гарнизона) и действовать в соответствии с их указаниями;
  • в случае угрозы применения противником ядерного, химического и биологического оружия, возникновения в местах дислокации воинских частей гарнизона чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера немедленно доложить начальнику гарнизона, помощнику начальника гарнизона по организации гарнизонной службы (военному коменданту гарнизона), а дежурный по местному гарнизону также дежурному по территориальному гарнизону и действовать согласно инструкции;
  • вызывать силы и средства, предусмотренные планом противопожарной охраны гарнизона для тушения пожаров в воинских частях гарнизона;
  • в случае нападения (угрозы нападения) на гарнизонные объекты усиливать их охрану и оборону в порядке, определенном планом мероприятий по выполнению задач гарнизонной службы;
  • проверять не реже двух раз в сутки (из них один раз ночью) несение службы гарнизонными караулами и принимать меры по немедленному устранению выявленных недостатков;
  • давать начальникам караулов указания об изменении времени смены часовых на постах в зависимости от погоды;
  • поддерживать связь с начальниками гарнизонных патрулей (в гарнизонах, в которых не предусмотрено размещение военных комендатур), принимать от них доклады и руководить их действиями; информировать дежурного по военной комендатуре соответствующего района ответственности о результатах несения службы гарнизонными патрулями;
  • знать местонахождение начальника гарнизона и его заместителей, порядок связи с ними;
  • немедленно докладывать начальнику гарнизона (а дежурный по местному гарнизону — также дежурному по территориальному гарнизону) о преступлениях и происшествиях в гарнизоне, незамедлительно уведомлять военного прокурора, руководителя военного следственного органа Следственного комитета РФ и органы военной полиции;
  • при получении из лечебных учреждений информации о поступлении пострадавших военнослужащих выяснить их воинское звание, фамилию, имя и отчество, место военной службы, известные обстоятельства происшествия и сообщить об этом командиру воинской части или дежурному по воинской части, дежурному по военной комендатуре, а при необходимости — военному прокурору и руководителю военного следственного органа Следственного комитета РФ;
  • осуществлять контроль за готовностью дежурного подразделения гарнизона к действиям по тревоге или вызову;
  • сопровождать лиц, прибывших для проверки гарнизонных караулов, или посылать для их сопровождения своего помощника, предварительно проверив у них удостоверения личности и разовые удостоверения на право проверки караулов;
  • докладывать в установленное время о ходе несения дежурства и о происшествиях, случившихся в гарнизоне: дежурный по территориальному гарнизону — оперативному дежурному по военному округу (флоту), а дежурный по местному гарнизону — дежурному по территориальному гарнизону;
  • встречать начальника гарнизона и его прямых начальников и докладывать им (например: «Товарищ полковник. Во время моего дежурства происшествий не случилось (или случилось то-то). Дежурный по гарнизону подполковник Кузнецов»);

Дежурный по гарнизону должен находиться в отведенном для него помещении; отправляясь по служебным делам, он оставляет за себя своего помощника, сообщив ему, куда и на какое время отлучается. В случае происшествия в одном из гарнизонных караулов дежурный по гарнизону немедленно отправляется на место происшествия. Если необходимо, он вызывает дежурное подразделение или часть его, а при пожаре, кроме того, пожарную команду.

Самые дорогие наручные часы в мире — обзор, фото

В две тысячи десятом году компания Piaget Emperador Temple создала не просто часы, а настоящее ювелирное украшение с отлично работающим часовым механизмом. Часы произведены из 18-кратного белого золота. Для создания часов было использовано более 600 бриллиантов различных размеров и огранки. Piaget Emperador Temple выпустила всего два экземпляра. Стоимость часов — три миллиона долларов США.

В тысяча девятьсот пятьдесят втором году компания Patek Philippe выпустила часы JB Champion’s — platinum observatory chronometer, которые сейчас занимают почетное место в десятки самый дорогостоящих часов в мире. Часы не имеют дополнительных функций, созданы не из драгоценных металлов, однако их стоимость достигает четырех миллионов долларов США.

Всемирно известный бренд часов Patek Philippe выпустил еще одно произведение искусства, вошедшее в историю в качестве одного из самых дорогих экземпляра — Patek Philippe Reference 1527. Patek Philippe Reference 1527 выпустили в середине двадцатого века. Часы изготовлены из чистого золота и двадцати трех драгоценных камней. Наручный хронометр является достоянием семьи владельцев компании Patek Philippe. Стоимость часов достигает пяти с половиной миллионов долларов США.

Самые дорогие наручные женские часы — браслет 201-carat Chopard. Эксклюзивная модель была создана в две тысячи восьмом году. Браслет украшен множеством бриллиантов, в том числе и редкими белыми, красными и голубыми камнями. Общий вес 201-carat Chopard достигает двухсот карат. 201-carat Chopard стоят около двадцати пяти миллионов долларов США.

Функции

Основными функциями СПТ являются:

  1. Руководство тушением пожаров и проведением аварийно-спасательных работ.
  2. Участие в корректировке «Расписания выезда подразделений пожарной охраны, ТПСГ для тушения пожаров и проведения АСР».
  3. Участие в аналитической работе по исследованию крупных пожаров, разработке мер, направленных на создание условий для их успешной ликвидации и оснащению подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных форми­рований соответствующей техникой и огнетушащими средствами.
  4. Изучение пожарной опасности объектов пожарно-спасательного гарнизона, в том числе охраняемых объектовыми и договорными подразделениями.
  5. Изучение и распространение передового опыта в области организации пожаротушения, проведения аварийно-спасательных работ и обеспечения пожарной безопасности охраняемых объектов.
  6. Взаимодействие со службами жизнеобеспечения по вопросам организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
  7. Участие в мероприятиях по организации и совершенствованию подготовки личного состава подразделений гарнизона, связанных с тушением пожаров и проведением аварийно-спасательных работ.
  8. Разработка оперативно-служебной документации.
  9. Организация профессиональной подготовки личного состава подразделений гарнизона методом проведения пожарно-тактических учений.
  10. Участие в разработке типовых структур и штатных расписаний органов управления и подразделений ФПС.
  11. Проверка деятельности подразделений ФПС гарнизона и контроль за выполнением мероприятий по устранению выявленных не­достатков.
  12. Осуществление организационно-методического руководства подразделениями ФПС по вопросам организации пожаротушения, проведения возложен­ных на ФПС аварийно-спасательных работ.
  13. Контроль за работой должностных лиц органов управления и подразделений гарнизона, допущенных к выезду на пожары в качестве руководителя тушения пожара (РТП), по проведению ПТУ и ПТЗ, составлению документов предварительного планирования действий по тушению пожаров, изучению районов выезда и объектов в оперативно-тактическом отношении.

Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций

Войска (воинские части) гарнизона могут в соответствии с законодательством Российской Федерации привлекаться для обеспечения режима чрезвычайного положения, участия в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемых без введения чрезвычайного положения. В таких случаях военнослужащие привлекаются для выполнения следующих задач:

  • поддержание особого режима въезда на территорию, на которой введено чрезвычайное положение, и выезда с нее;
  • охрана объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, и объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также окружающей природной среды;
  • разъединение противоборствующих сторон, участвующих в конфликтах, сопровождающихся насильственными действиями с применением оружия, боевой и специальной техники;
  • участие в пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований;
  • участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасении жизни людей в составе сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Обязанности

Начальник пожарно-спасательного гарнизона

Начальник гарнизона обязан:

  • осуществлять руководство подразделениями гарнизона самостоятельно или через Управление гарнизона;
  • осуществлять руководство должностными лицами гарнизона;
  • осуществлять организацию и контроль несения гарнизонной и караульной служб;
  • определять должностных лиц гарнизона, разрабатывать их должностные инструкции (должностные регламенты);
  • определять порядок руководства тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС) в гарнизоне;
  • определять порядок выезда должностных лиц гарнизона на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ (АСР);
  • осуществлять организацию контроля за своевременностью прохождения аттестации на право руководства тушением пожаров и ликвидацией ЧС должностными лицами гарнизона и руководящим составом подразделений гарнизона;
  • знать оперативную обстановку на территории гарнизона;
  • руководить нештатными службами гарнизона;
  • осуществлять организацию пожарно-тактической подготовки в гарнизоне;
  • осуществлять организацию работы аэромобильной группировки ГУ МЧС России (далее – АМГ) и опорных пунктов по тушению крупных пожаров и проведению АСР (далее – ОП), расположенных на территории гарнизона;
  • определять порядок привлечения сил и средств гарнизона для тушения пожаров и проведения АСР;
  • осуществлять контроль за соблюдением правил охраны труда личным составом подразделений гарнизона и должностными лицами гарнизона;
  • разрабатывать и утверждать План гарнизонных мероприятий;
  • отдавать распоряжения по вопросам оперативно-служебной деятельности, обязательные для исполнения руководством подразделений гарнизона и должностными лицами гарнизона;
  • разрабатывать график дежурства должностных лиц подразделений ГПС в качестве оперативного дежурного гарнизона (при отсутствии в подразделениях ГПС гарнизона штатной должности оперативного дежурного);
  • оказывать содействие дружинам юных пожарных, добровольным пожарным и социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории гарнизона;
  • выезжать на тушение пожаров и проведение АСР в качестве руководителя тушения пожаров (руководителя ликвидацией ЧС);
  • оказывать содействие развитию в подразделениях гарнизона пожарно-спасательного спорта.

Начгарнизона

Положение о пожарно-спасательных гарнизонах предусматривает два типа руководителей: территориального уровня или местный начгарнизона. Он имеет следующие обязанности:

  • начальник непосредственно или через управленческое подразделение руководит военизированным объединением;
  • устанавливает регламенты выезда на ЧС руководящих сотрудников для проведения АСР и тушению возгораний;
  • руководит всеми сотрудниками и командирами;
  • в качестве ответственного руководителя выезжать на ЧС;
  • контролировать обстановку и ситуацию на вверенной территории;
  • организует и контролирует работу всех служб;
  • руководитель относится к комсоставу, и непосредственно организуют ПТП в гарнизоне;
  • назначает ответственных сотрудников, определяет их конкретные функции;
  • создавать графики дежурств командного состава, как оперативного руководителя;
  • устанавливает порядок работы на тушение возгораний на вверенной территории;
  • обеспечивает прохождение аттестационных комиссий командным составом на право осуществлять руководство работой и отрядами, контролирует своевременность графика;
  • определение функций внештатных служб;
  • руководит деятельностью аэромобильной группы и опорных пунктов при ликвидации масштабных ЧС на вверенной территории;
  • содействовать юным пожарникам, добровольным отрядам, социальным компаниям в делах обеспечения безопасности территорий и людей от возгораний и других чрезвычайных ситуаций;
  • устанавливать порядок вовлечения гарнизона в ликвидацию возгораний и спасательные работы;
  • контролировать соблюдение всех, действующих на территории РФ, нормативов: правил ОТ, ППБ, гигиенических и других требований ЛС и ответственными сотрудниками;
  • формирование и утверждение регламента необходимых мероприятий;
  • распоряжаться профильными вопросами, которые в обязательном порядке исполняются комсоставом и ответственными сотрудниками;
  • содействовать развитию профессионального спорта.

Заступление на дежурство

Взаимодействие военного гарнизона с местными органами власти

Военнослужащие не подчиняются распоряжениям местных гражданских властей территорий, на которых расквартированы воинские части. Однако, в случаевведениявоенного положения, власть на местах переходит в руки военных

Поэтому, важно иметь разработанные планы организованной передачи функций гражданского управления в руки представителей Министерства Обороны

Важную роль взаимодействие военных гарнизонов с местными властями  играет в условиях стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций. Для этого разрабатываются совместные мероприятия в которых предусматривается участие личного состава гарнизона.

Кроме ЧП и стихийных действий гарнизонная служба включает в себя и более радостные события: организацию воинских праздников, участие гарнизона в проведении парадов, дней воинской славы, местных национальных и территориальных праздниках.

К ведению гарнизонной службы относятся мероприятия ритуального характера. Если на территории гарнизона существуют воинские кладбища, то организация захоронений и поддержание порядка на ритуальной территории возлагается на военнослужащих гарнизона. Военнослужащие принимают участие в перезахоронении останков, найденных в ходе поисковых работ, а так же выделяют почетные караулы для транспортировки отдания воинских почестей  погибшим и умершим военнослужащим и военным пенсионерам.

Важной частью гарнизонной службы является организация сбора личного состава в случае тревоги или ЧП. Для этого все лица, проживающие вне места дислокации воинской части, но на территории гарнизона, обязаны предоставлять информацию о возможном месте нахождения: адреса, номера телефонов

Постоянно содержать и обновлять «тревожные чемоданы». Контроль и внеплановые проверки готовности офицеров и служащих по контракту возложено на начальника гарнизона (его первогозаместителяпо организации гарнизонной службы).

Обязанности начальника нештатной ГДЗ-службы:

Кто является

Начальниками гарнизонов по должности являются:

  • территориального гарнизона – начальник Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации (далее – ГУ МЧС России);
  • местного гарнизона – начальник пожарно-спасательного подразделения федеральной противопожарной службы (далее – ФПС), дислоцированного на территории муниципального образования, а при отсутствии пожарно-спасательного подразделения ФПС – сотрудник органа ГПН, допущенный в установленном порядке к руководству тушением пожаров.

Заместителями начальников гарнизонов являются:

  • территориального гарнизона – заместители начальника ГУ МЧС России по направлениям деятельности, руководители структурных подразделений ГУ МЧС России по направлениям деятельности, начальник (заместители начальника) противопожарной службы субъекта Российской Федерации, допущенные к руководству тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций (ЧС);
  • местного гарнизона – начальники (заместители начальников) подразделений ГПС, допущенные к руководству тушением пожаров и ликвидацией ЧС.

Заместители начальника гарнизона подчиняются начальнику гарнизона и выполняют обязанности в соответствии с должностными инструкциями (должностными регламентами) с учетом своей специализации (по оперативному реагированию, по взаимодействию со службами жизнеобеспечения, по тыловому обеспечению, по проведению профилактических мероприятий).

 О заместителях начальника гарнизона, их специализации, правах и обязанностях 

Обязанности начальника нештатной техслужбы:

  • руководить НТ-службой;
  • проверять службы и ЛС относительно боеготовности всех гарнизонных техсредств;
  • подготавливать и реализовывать теоретическое и практическое обучение по новым модификациям;
  • собирать текущие сведения о состоянии техсредств, своевременно выявлять проблемы и устранять их, улучшать ее состояние, проводить испытания;
  • расследовать ДТП, с участием пожарной спецтехникой;
  • помогать командирам в эксплуатации, ТО и ремонте спецтехники, техсредств;
  • контролировать деятельность в пределах своего направления работу НТ-службы;
  • реализовывать документооборот в пределах компетенций.

Резюмируем

Такая гарнизонная структура прекрасно показала себя в действии. Она обеспечивает оптимальный уровень подготовки к выполнению оперативной работы, слаженные действия на ЧС, грамотное ведение документации, актуальные регламенты, четкие коммуникации между службами. Все положения Устава в 2017 году были скорректированы на основании практики. На сегодняшний день уровень боеспособности гарнизонов – оптимален. В него не требуется вносить коррективы.

Устав гарнизонной и караульной служб ВС РФ: общие положения

Устав гарнизонной и караульной служб ВС РФ определяет предназначение, порядок организации и несения данных служб, права и обязанности должностных лиц гарнизона и военнослужащих, несущих эти службы, а также регламентирует проведение гарнизонных мероприятий с участием войск. Этим Уставом руководствуются не только в армии, но и в других «силовых» ведомствах государства — таких как Росгвардия, Пограничная служба ФСБ, Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН), Федеральная пожарная служба (ФПС) МЧС и другие.

По определению Устава, гарнизон составляют воинские части, постоянно или временно расположенные на определенной территории с установленными границами. Гарнизоны могут быть территориальными и местными.

Территориальный гарнизон — объединение более высокого уровня. В него могут входить воинские части (в том числе входящие в местные гарнизоны), как правило, расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации.

В каждом гарнизоне организуются гарнизонная и караульная службы.

В качестве основной цели гарнизонной службы Устав называет обеспечение согласованности действий войск гарнизона при переводе с мирного на военное время, необходимых условий для их повседневной деятельности и подготовки, а также проведение гарнизонных мероприятий с участием войск. Должностные лица гарнизонной службы, согласно статье 2 Устава, являются должностными лицами гарнизона.

Караульная служба в целом предназначена для надежной охраны и обороны военных и государственных объектов. Руководство службой внутренних караулов воинских частей гарнизона осуществляют командиры этих воинских частей. В компетенцию начальника гарнизона отнесено руководство службой гарнизонных караулов. Статья 8 Устава запрещает привлекать к несению караульной службы военнослужащих женского пола.

Общее руководство и контроль за состоянием гарнизонной и караульной служб возложены на командующих войсками военных округов (с 21.12.2020 года — также на командующего Северным флотом) в пределах территориальных границ их ответственности. Руководство гарнизонной и караульной службами в гарнизонах, в которых преобладают воинские части Военно-Морского Флота (ВМФ), осуществляет командующий флотом (флотилией).

При дислокации воинских частей Вооруженных сил, других воинских формирований на территории иностранного государства границы гарнизонов и особенности организации гарнизонной и караульной служб устанавливаются международным договором между Российской Федерацией и государством, на территории которого дислоцируются российские военные.

Статья 7 Устава устанавливает, что непосредственное выполнение задач гарнизонной службы осуществляется подразделениями воинских частей гарнизона, а также военной комендатурой (территориальным органом военной полиции). Очередность несения воинскими частями гарнизонной и караульной служб в гарнизоне устанавливается начальником гарнизона.

Наряды гарнизонной и комендантской службы

Поскольку военная служба заключается не только в поддержании порядка, и в обеспечении боеспособности, хозяйственной деятельности, охране военного имущества, то для их осуществления ежедневно назначаются наряды для несения гарнизонной службы. В круг их обязанностей входит:

  • охрана наружного периметра границ военного гарнизона;
  • охрана военной техники и складов вооружения и имущества;
  • охрана штаба и боевого знамени части;

Для этого назначаются караулы – посменные формирования, несущие круглосуточную службу на определенных постах. Караулы всегда вооружены табельным оружием и имеют право применять его для отражения нападения на охраняемый объект.

Наряды для несения комендантской службы, в местных гарнизонах, в которых нет военной полиции, назначаются из состава офицеров и сержантского состава. Они именуются патрулями. В задачу комендантских патрулей входит контроль за передвижением военнослужащих вне границ военного гарнизона. В местах возможного появления находящихся в свободное от службы время солдат и офицеров. На крупных транспортных узлах, вблизи зрелищных, спортивных и развлекательных объектов.

Для охраны мест содержания нарушителей воинской дисциплины – гауптвахт, назначаются комендантские караулы. Личный состав таких караулов вооружен табельным оружием и имеет право применять его в случае нападения на  караульного, или побега из-под стражи, если другими способами пресечь противоправное действие невозможно.

Обязанности помощника дежурного по гарнизону

Согласно статье 74 Устава гарнизонной и караульной служб ВС РФ, в обязанности помощника дежурного по гарнизону включено:

  • изучить инструкцию дежурному по гарнизону, ведомость наряда гарнизонной службы, схемы расположения постов, табели постам, инструкции начальникам караулов и другую документацию;
  • прибыть в назначенное время для инструктажа;
  • участвовать в проведении развода наряда гарнизонной службы;
  • принять по описи имущество и инвентарь, находящиеся в комнате дежурного по гарнизону;
  • проверять по приказу дежурного по гарнизону несение службы нарядом гарнизонной службы, принимать меры по устранению недостатков и докладывать об этом дежурному по гарнизону;
  • исполнять обязанности дежурного по гарнизону в его отсутствие.

Примечания

  1. Коллектив авторов. Том 2, статьи «Гарнизон» и «Гарнизонная служба» // Советская военная энциклопедия в 8-ми томах (2-е издание) / Под ред. Огарков Н. В.. — М.: Воениздат, 1978. — С. 479-478. — 654 с. — 105 000 экз.
  2. Коллектив авторов. Том 2, статьи «Гарнизон» и «Гарнизонная служба» // Военная энциклопедия / Под ред. П.В. Грачёв. — М.: Воениздат, 1994. — С. 358. — 544 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-203-00299-1.
  3. Коллектив авторов. статьи «Гарнизон» и «Гарнизонная служба» // Военный энциклопедический словарь / Под ред. Ахромеева С. Ф.. — М.: Воениздат, 1986. — С. 180. — 863 с. — 150 000 экз.
  4. БСЭ. — Т. 6. — М., 1971. — С. 129-130.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector