Эсминец типа «лидер»: характеристика

Селитерный червь в рыбе

Разработка

Впервые о существовании планов по разработке перспективного эскадренного миноносца для Военно-Морского Флота России сообщило агентство ИТАР-ТАСС 19 июня 2009 года со ссылкой на «источник, близкий к управлению военного ведомства, отвечающему за поставку кораблей, морского вооружения и военной техники».

11 марта 2010 года агентство «Интерфакс», а за ним и ряд других российских СМИ распространили информацию о начале разработки эсминца нового поколения для ВМФ России.

29 июня 2011 года ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» сообщила что ведёт проектирование корабля океанской зоны класса «эсминец» с ядерной энергетической установкой.

11 октября 2011 года «Известия» опубликовали информацию о том, что «эскадренный миноносец нового поколения, разработка которого сегодня ведётся в интересах ВМФ России, должен будет заменить сразу три класса кораблей: эскадренные миноносцы проекта 956, большие противолодочные корабли проекта 1155 и ракетные крейсера проекта 1164. Это будет универсальный корабль, который сможет заменить все три проекта. За счёт современного вооружения он будет превосходить по противолодочным возможностям БПК, а по ударным и противовоздушным — сегодняшние эсминцы и ракетные крейсера, кроме «Петра Великого» и его «одноклассников».

13 февраля 2013 года главкомат ВМФ утвердил «предэскизный» проект перспективного эсминца дальней морской зоны, который представило проектно-конструкторское бюро «Северное» в Санкт-Петербурге.

23 августа 2017 года стало известно что эскизный проект перспективного эсминца был утверждён Министерством обороны России.

Точные технические параметры перспективного российского эсминца пока не раскрываются.

Электронное оборудование

Современность корабля определяется в первую очередь возможностями его боевой информационно-управляющей системы. Какой она будет у перспективного эсминца типа «Лидер» — неизвестно, и в ближайшие десятилетия этот пробел в знаниях вряд ли будет восполнен. Навигационное оборудование и аппаратура наведения совершенствуются постоянно, а так как корабль в следующем году только закладывается, то прогнозируемый прогресс электронной техники позволяет предполагать, что и она будет совсем другой, чем сейчас. Что касается активных систем подавления средств связи и управления противника, то сегодняшние успехи российских конструкторских бюро позволяют надеяться на самые впечатляющие показатели ее эффективности.

Источники

  • Бауэр, К. Джек ; Робертс, Стивен С. (1991). Регистр кораблей ВМС США, 1775–1990: Основные комбатанты . Вестпорт, Коннектикут : Greenwood Press. ISBN   0-313-26202-0 .
  • Блэкман, Раймонд В.Б. (1970–71). Боевые корабли Джейн . Ежегодники Джейн.
  • Гардинер, Роберт; Чамбли, Стивен (1995). Боевые корабли всего мира Конвея 1947–1995 . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN   1-55750-132-7 .
  • Кафка, Роджер; Пеппербург, Рой Л. (1946). Военные корабли мира . Корнельская морская пресса.
  • Лентон, HT (1976). Немецкие военные корабли времен Второй мировой войны . Arco Publishing. ISBN   0-668-04037-8 .
  • Лентон, HT (1968). Военно-морские силы Второй мировой войны: Королевский флот Нидерландов . Doubleday & Company.
  • Лентон, HT; Колледж, JJ (1964). Военные корабли Британии и Доминиона времен Второй мировой войны . Doubleday & Company.
  • Ле Массон, Анри (1969). Военно-морские силы Второй мировой войны: ВМС Франции 1 . Doubleday & Company.
  • Сильверстоун, Пол Х. (1968). Военные корабли США времен Второй мировой войны . Doubleday & Company.
  • Тейлор, JC (1966). Немецкие военные корабли Второй мировой войны . Doubleday & Company.
  • Уоттс, Энтони Дж. (1966). Японские военные корабли Второй мировой войны . Doubleday & Company.

Описание конструкции

Корпус

Корпус корабля облегченной конструкции был полностью клепанный, в подводной части оцинкованный для предотвращения коррозии. Использовалась марганцовистая сталь. Он делился на 15 водонепроницаемых отсеков поперечными переборками. Непотопляемость обеспечивалась при затоплении двух любых смежных и несмежных отсеков.

Энергетическая установка и ходовые качества

Силовая установка механическая, трёхвальная, с тремя двухкорпусными турбозубчатыми турбинами Харьковского турбинного завода модели ГТЗА мощностью по 22 000 л. с. каждая, расположенных две турбины побортно в носовом машинном отделении и одна в кормовом МО. ГТЗА состоял из двух активно-реактивных турбин (высокого и низкого давления) и одноступенчатой трехопорной зубчатой передачи. Носовые турбины передавали вращение через бортовые валы, а кормовая турбина через средний валопровод на три трёхлопастных винта фиксированного шага (ФШ).
Пар для турбин вырабатывали три водотрубных котла треугольного типа с нефтяным отоплением и с односторонним расположением пароперегревателей, расположенных в котельных отделениях. Параметры пара за пароперегревателем составляли: температура 335°С, давление 21,5 кг/см2. Поверхность нагрева котла равнялась 1582 м2, а паропроизводительность до 135 т/час. Управление главными двигателями производилось в ручную с помощью переговорных труб и машинного телеграфа. Запас мазута нормальный составлял 210 тонн, а полный запас — 600 тонн. Полная скорость корабля составляла 40 узлов. Фактическая дальность плавания при экономической боевой скорости в 26 узлов составляла 2900 миль.

Электроэнергетическая система постоянного тока 110 В, получала питание от двух турбо-генераторов мощностью по 50 кВт каждый и два резервных дизель-генератора мощностью по 30 кВт с распределительными станциями.

Вспомогательное оборудование

На лидерах проекта устанавливались гирокомпас «Курс», шумопеленгатор «Посейдон», 3 комплекта дымаппаратуры ДА-1, кормовой комплект дымаппаратуры ДА-2 и 12 дымовых шашек МДШ.

Гирокомпас типа «Курс» двухроторный с чувствительным элементом в виде плавающей гиросферы, прототипом которого явился гирокомпас «Новый Аншютц», созданный в Германии в 1926 году. Гирокомпас имел выключатель затухания, обеспечивавший меньшую величину баллистической погрешности, время готовности после запуска составляло 4-6 часов, кроме того требовалась необходимость ручных вводов для учета скоростной поправки при каждом изменении скорости, а также при изменении широты. Недостатком гирокомпаса являлось отсутствие автономного источника аварийного питания, тахометра для определения количества оборотов агрегата питания и не самосинхронизирующиеся принимающие периферийные приборы, что требовало систематического контроля их согласованности с основным компасом. Показания гирокомпаса поступали на репитеры. Последние располагались в различных боевых постах и после их включения и согласования с гирокомпасом показывали курс корабля.

ШПС «Посейдон» предназначалась для пассивного обнаружения целей, путём регистрации и классификации их шумов. Станция обеспечивала обнаружение цели «на стопе» по структуре шумо-сигнала на дальности от 740 метров до 2,5 км, точность пеленгования колебалась в пределах 5-10°, причем саму дистанцию до цели ШПС определить не могла.

Дымаппаратура ДА-1 паронефтяная (дымвещество — мазут), имела выхлоп через дымовую трубу при производительности 50 кг/мин. Высота завесы составляла 40 — 60 метров.

Дымаппаратура ДА-2 монтировалась на корме и являлась кислотной — в качестве дымообразующего вещества в них использовалась смесь C-IV (раствор сернистого ангидрида в хлорсульфоновой кислоте), которая с помощью сжатого воздуха подавалась к форсункам и распылялась в атмосферу.

Морская дымовая шашка МДШ, принята на вооружение в 1935 году. В качестве дымообразователя в шашке используется твердая дымовая смесь на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту.
Спасательные средства включали 1 моторный катер, 1 моторный бот, 3 шестивёсельных яла, спа­са­тель­ные круг­и.

пр.11435 — KREML / KUZNETSOV

Ссылки

Изначально Эриду назвали Зена

Общая оценка лидеров

Просматривая историю развития класса лидеров эсминцев, можно сказать, что название «лидер» является неточным. Большая часть кораблей этого класса вообще не предназначалась для лидирования, поэтому им больше подходит понятие «суперэсминец», принятое в западной литературе. Ни в Первую, ни во Вторую мировые войны, лидеры не выводили эсминцы в атаку, более того, не имея существенного преимущества над эсминцами, это и невозможно было сделать. Чаще всего в роли лидеров выступали лёгкие крейсера.

Можно сказать, что лидеры быстро теряли своё промежуточное значение из-за быстрого роста водоизмещения и вооружения простых эсминцев. Проходило не очень много времени и лидер, или суперэсминец переквалифицировали в обычный эсминец. Попытки же создать корабль с усиленным вооружением и бронированием ,приводили к тому, что в результате получался корабль, воспринимаемый всеми, как лёгкий крейсер, либо по окончанию строительства корабль получал класс крейсера.

В конце-концов современная война на море практически исключает боевые столкновения между кораблями, развитие ракетного вооружения и авиации сделало ненужными торпедные атаки и класс эскадренных миноносцев превратился в эскортные корабли ПВО и ПЛО, которым уже не нужен лидер.

Описание конструкции миноносца проекта 23560

Запуск строительства планируется начать с 2025 года. По опубликованным данным, эскадренные миноносцы проекта 23560 имеют следующие параметры.

Атомный эсминец Лидер

Корпус

Данные о корпусе включают в себя следующие цифры:

  • Длина составляет 200 м.;
  • Ширина – 20м.;
  • Вместительность экипажа – 300 человек.
  • Водоизмещение – 18000 т.;
  • 6,6 метров осадки;

Энергетическая установка и ходовые качества

Учитывая то, что осталась только одна спецификация – атомная спецификация, то предполагается, что боевые корабли не будут иметь ограничения на дальность плавания, а автономность займёт – 90 суток и больше, в зависимости от физических возможностей экипажа.

История изменений

В течении всего времени проектирования корабль претерпел большое количество изменений. В первую очередь, снабжение атомной силовой установкой увеличила водоизмещение корабля на 3-5 тыс. тон. К тому же, на выставке был представлен экспортный вариант, который по словам проектировщиков практически не совпадает с новой разработкой. Возможно, это не последние изменения, т.к. планируется, что корабль заменит те боевые корабли, что у нас уже стоят на вооружении.

Возможные модернизации

На данный момент большая часть возможных модернизаций заключается в вооружении. Если произойдёт улучшение существующих технологий, то вероятно добавление электромагнитных пушек и боевых лазеров.

Общие сведения

Проект бронированного лидера-разведчика эскадренных миноносцев, получивший в феврале 1936 года номер 24, был разработан в ЦКБС-1 на основе одного из вариантов инициативного предэскизного проекта бронированного лидера.

Проект стал логическим продолжением инициативного проектирования с начала 1930-х годов в ЦНИИВК и ЦКБС-1 бронированных лидеров эсминцев, которые в свою очередь являлись развитием идей, заложенных в неосуществленный проект большого ЭМ корабельного инженера Р.А.Матросова 1917 года. Дополнительным импульсом для активизации работ послужило ознакомление специалистов УВМС и промышленности с проектными материалами фирм Ansaldo и Odero-Terni-Orlando, ставшее возможным после заключения договора об оказании технической помощи в проектировании и постройке легкого крейсера (будущий проект 26).

Разработка

Впервые о существовании планов по разработке перспективного эскадренного миноносца для Военно-Морского Флота России сообщило агентство ИТАР-ТАСС 19 июня 2009 года со ссылкой на «источник, близкий к управлению военного ведомства, отвечающему за поставку кораблей, морского вооружения и военной техники».

11 марта 2010 года агентство «Интерфакс», а за ним и ряд других российских СМИ распространили информацию о начале разработки эсминца нового поколения для ВМФ России.

29 июня 2011 года ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» сообщила что ведёт проектирование корабля океанской зоны класса «эсминец» с ядерной энергетической установкой.

11 октября 2011 года «Известия» опубликовали информацию о том, что «эскадренный миноносец нового поколения, разработка которого сегодня ведётся в интересах ВМФ России, должен будет заменить сразу три класса кораблей: эскадренные миноносцы проекта 956, большие противолодочные корабли проекта 1155 и ракетные крейсера проекта 1164. Это будет универсальный корабль, который сможет заменить все три проекта. За счёт современного вооружения он будет превосходить по противолодочным возможностям БПК, а по ударным и противовоздушным — сегодняшние эсминцы и ракетные крейсера, кроме «Петра Великого» и его «одноклассников».

13 февраля 2013 года главкомат ВМФ утвердил «предэскизный» проект перспективного эсминца дальней морской зоны, который представило проектно-конструкторское бюро «Северное» в Санкт-Петербурге.

23 августа 2017 года стало известно что эскизный проект перспективного эсминца был утверждён Министерством обороны России.

Точные технические параметры перспективного российского эсминца пока не раскрываются.

Доблесть и Слава миноносца «Стерегущий»

Начало двадцатого века началось с русско-японской войны. Миноносцы «Решительный» и «Стерегущий» получили задание разведать окрестные к Порт-Артуру острова. После успешно выполненной операции оба корабля возвращались в порт своей прописки Порт-Артур. Однако 26 февраля 1904-го года когда до Порт-Артура оставалось менее 20 морских миль, они наткнулись на отряд японских миноносцев («Усугомо», «Синономе», «Акебоно» и «Сазанами»), которые также разведывали окрестности своих врагов. Российские миноносцы вошли в неравный бой стараясь как можно быстрей прорваться в порт и получить артиллерийскую помощь крепостных батарей. «Решительному» удалось оторваться от японцев, а вот «Стерегущий» получил снаряды, которые вывели из строя 2 котла. Впоследствии чего последний не смог продолжить ход и с достоинством принял бой. Несмотря на то, что бой был не равным миноносец «Стерегущий» показал отвагу и доблесть. Российский миноносец сумел тяжело повредить японские корабли. Неравный бой длился около часу, после чего орудия стерегущего замолчали. Японские миноносцы взяли «Стерегущий» на буксир, но в это время с Порт-Артура пришла подмога в виде крейсеров «Новик» и «Боян», после чего японцы оставили и так-то уже полу потопленный миноносец.

Памятник экипажу миноносца “Стерегущий”

Небольшое отступление. Почему именно эсминец

Создавая новый перспективный эсминец, российские конструкторы пошли по проторенному пути, успешному в других странах. Здесь вероятно сработал «эффект малого флота», который уже на протяжении 50 лет реализует Япония. После поражения во Второй Мировой войне Япония утратила весь свой линейный и крейсерский флот. В процессе возрождения флота была принята на вооружение концепция строительства военных судов малого водоизмещения. Основным боевым судном японских ВМС самообороны считался корабль класса эсминец. Со временем японские конструкторы и моряки развили концепцию эсминца, превратив его в совершенно другой корабль. Сегодня в японском флоте имеются эсминцы-авианосцы и эсминцы-десантные суда. Водоизмещение этих боевых единиц далеко перешагнуло порог, который был установлен для кораблей этого класса. В настоящее время эсминцы имеют водоизмещение в 10-15 тыс. тонн.


Японский эсминец авианосец

Таким образом, японские военные решили обойти ограничения в военном бюджете. Гораздо легче получить ассигнования на строительство эсминца, чем обеспечить финансирование строящегося крейсера, тем более авианосца

Неважно, что в процессе строительства, скромный эскадронный миноносец превращается в боевой корабль сравнимый по боевой мощи и размерам с линкором. Подобная практика принесла свои плоды и за короткое время Япония сумела обзавестись целой эскадрой крупных кораблей разного класса, которые с большой натяжкой можно назвать эсминцами


Даринг

В отечественном флоте не стали изобретать велосипед и сделали ставку на создание проекта перспективного военного корабля. Эсминец проект 23560 — это совершенно иной тип боевого судна, который ранее строился на отечественных верфях. По мощности вооружения и боевому оснащению этот корабль сравним с отечественным атомными тяжелыми крейсерами типа «Киров». Проектная стоимость в данном случае значительно меньше, что позволяет строить такие корабли большой серией.

Судьба эсминцев проекта 23560 типа «Лидер»

Из всего того громадного объема информации о проекте, которая на сегодняшний день циркулирует в прессе, в интернете и по телевидению, можно почерпнуть только некоторые детали. Планируется, что новейший российский корабль будет полностью изготовлен с учетом технологии «стелс». Это касается использования композитных материалов в сооружении основных надстроек в придании корпусу судна оптимальных обводов. Для эсминца проекта 23560 будет характерна высокая степень автоматизации всех основных технологических и боевых процессов. Атомная силовая установка и большие размеры судна обеспечат ему неограниченную мореходность и дальность плавания. Новейший корабль должен развивать скорость хода до 30 узлов. В дополнение к ударному и оборонительному вооружению на корабле планируется установить ангары и взлетные площадки для базирования и приема двух вертолетов.

https://youtube.com/watch?v=8iXGjleVn4o

Первоначально состояние с новейшим кораблем выглядело следующим образом. Еще в высоких кабинетах Главного Штаба ВМФ шли прения о том, каким должен стать эсминец нового поколения, а в недрах Северного ПКБ уже шли предварительные работы по разработке проекта. Идея с постройкой такого корабля для отечественного флота появилась еще в 2009 году, и только в 2013 году был утвержден эскизный проект нового судна.

Эскиз

Причина такой затяжки заключалась в том, что не было единого мнения, ни у военных моряков, ни у конструкторов в отношении типа силовой установки для новой боевой единицы. Боролись две концепции: отдать предпочтение атомной энергетической установке или все же сконцентрировать усилия на постройку судов с обычным, газотурбинным двигателем. Соответственно выбор в пользу того или иного варианта неизбежно приводил к изменению основных параметров судна. С атомной силовой установкой водоизмещение корабля значительно увеличивалось. Речь шла о 12-14 тыс. тоннах. С обычным двигателем корабль мог теоретически вписаться в проектные параметры, около 9 тыс. тонн.

Несмотря на это, уже в 2020 году на Международном салоне, где были представлены образцы военно-морских вооружений, Россия представила модель корабля проекта 23560Э, перспективный эсминец в экспортном варианте. На этом салоне были только озвучены тактико-технические данные, которыми должен будет обладать новый корабль. Что касается внешнего облика, то выяснилось, что представленная на выставке модель корабля только условно напоминает о новой разработке российского оборонпрома.

Эсминец проекта 23560Э

В экспортном варианте перспективный корабль должен нести 64 пусковые установки для противокорабельных ракет «Брамос», «Калибр-НК» или «Циркон». За противовоздушную оборону на корабле отвечали 56 пусковых установок морской версии ЗРК С-400 или более современная модификация С-500 «Прометей». Далее огневая мощь корабля усиливалась установкой пусковых контейнеров для зенитно-ракетного комплекса «Редут».

Вооружение

Эсминец будет вооружён противокорабельными ракетами, крылатыми ракетами для ударов по наземным целям, перспективными комплексами ПВО и ПРО.

Главным оружием нового корабля должны стать универсальные корабельные стрельбовые комплексы, которые можно загружать разнообразными ракетами, противолодочными ракетами и системы ПВО нового поколения. Сейчас идет отработка нескольких вариантов проекта, выбор энергетической установки. Боекомплект противокорабельных ракет, противолодочных ракето-торпед, крылатых ракет для стрельбы по наземным целям и зенитных ракет средней и большой дальности будет составлять от 80-90 до 120—130 единиц. Кроме того, корабль будет иметь зенитные ракетно-артиллерийские системы ближнего боя и авиагруппу из двух-трёх вертолетов.

Предположительно, он может получить от двух до четырёх пусковых установок «Калибр-НК», «Оникс» и «Циркон» дальностью действия более 300 км. Зенитное ракетное вооружение дальней зоны может быть представлено корабельным вариантом комплекса С-500 «Прометей» с двумя пусковыми установками (испытания элементов сухопутной версии системы начались в 2013 году), он обеспечит, в частности, противоракетную оборону. Ближняя зона противовоздушной обороны «Лидера», вероятно, будет представлена двумя вертикальными пусковыми установками комплекса «Полимент-Редут». Управление ими планируется осуществлять системой «Полимент» с РЛС с АФАР. На корабли могут быть установлены и по 3 боевых модуля корабельных версий ЗРПК «». Артиллерия будет представлена универсальными установками А-192 калибра 130 мм. Для обнаружения подводных объектов, корабли планируется оснащать гидроакустическими станциями. Перспективный российский эсминец также планируется оснастить двумя шеститрубными торпедными аппаратами СМ-588 калибра 324 мм комплекса «Пакет-НК». Корабль получит и посадочную площадку с ангаром для 2-х палубных вертолётов типа Ка-27 или Ка-32.

Новое вооружение для кораблей проекта «Лидер» частично будет «обкатано» на новых кораблях для ВМФ России, в частности, на фрегатах проекта 22350.

Ссылки

Сложности и перспективы

Осложнения в российско-украинских отношениях внесли коррективы и в проект этого корабля. Вместо николаевских турбин, производство которых предполагалось разместить на заводе «Зоря-Машпроект», придется ставить рыбинские двигатели (технологию их изготовления предстоит еще освоить). Стоимость каждого эсминца приблизительно оценивается в два миллиарда долларов в сопоставимых ценах. Пока планируется строительство шести единиц. Вот, собственно, и все, что известно про эсминец типа «Лидер». Не подлежит сомнению одно: он, безусловно, поступит на вооружение Российского Флота.

«Стабильное и масштабное присутствие»

В беседе с RT доктор военных наук, капитан 1-го ранга в отставке Константин Сивков обратил внимание на необходимость массового строительства кораблей крупного водоизмещения. В настоящее время на отечественных верфях ведётся производство девяти надводных судов данного класса

Однако эксперт назвал этот объём недостаточным.

Сивков считает, что для обеспечения устойчивого присутствия ВМФ в разных районах Мирового океана требуется заложить новые корабли первого ранга (водоизмещением свыше 5 тыс. т). 

Также по теме

«Гарантированный прорыв ПРО»: какими возможностями обладают новейшие российские подводные крейсеры

Ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 955 «Борей» являются самыми современными атомными субмаринами ВМФ…

В задачи Минобороны РФ входит обеспечение постоянного присутствия около 100 кораблей ВМФ в дальней морской зоне. В октябре прошлого года задачи в Мировом океане выполняли около 100 судов различного класса. Такие данные приводились в поздравительной телеграмме адмирала Владимира Королёва (занимал должность главкома ВМФ с 7 апреля 2016 по 3 мая 2019 года. — RT). Однако, по актуальной информации главкомата ВМФ, сейчас вдали от родных берегов Андреевский флаг демонстрируют 70 отечественных кораблей. 

«Стабильное и масштабное присутствие в Мировом океане, безусловно, требует ввода в строй новых фрегатов, эсминцев, крейсеров, но что ещё важнее — авианосцев, выполняющих функцию плавучих аэродромов. Малоразмерные корабли при всех их достоинствах в океанской зоне не обладают достаточной боевой устойчивостью», — пояснил Сивков.

Положительные перемены эксперт связывает с окончанием ремонта тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», а также началом строительства морских платформ нового поколения — универсальных десантных кораблей (УДК) типа «Прибой», новых авианосцев (проект 23000 «Шторм», проект 11430 «Ламантин»), эскадренных миноносцев проекта 23560 «Лидер».

На сегодняшний день Минобороны РФ не анонсировало точных сроков начала строительства крупнотоннажных кораблей нового поколения. Однако, как ожидается, в ближайшие годы в состав ВМФ войдут два УДК и один авианосец. В «Объединённой судостроительной корпорации» (ОСК) неоднократно говорили о готовности запустить производство кораблей различного класса для нужд ВМФ.

  • Макет эсминца проекта 23560 (шифр «Лидер»)

9 декабря президент ОСК Алексей Рахманов сообщил о том, что судостроительные предприятия РФ могут реализовать «длинную серию кораблей дальней морской зоны», имея в виду проект эсминца «Лидер». По его словам, эскадренные миноносцы будут оснащены атомной силовой установкой.

Как полагает Дмитрий Корнев, заявление Рахманова свидетельствует о том, что военно-политическое руководство РФ приняло принципиальное решение о реализации проекта 23560. Строительство первых эскадренных миноносцев может начаться после 2020 года. Об этом в июне прошлого года говорил журналистам заместитель главнокомандующего ВМФ по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук.

Производство эсминцев, как прогнозирует Корнев, может развернуться на нескольких верфях в разных частях страны, в том числе на новом заводе «Звезда» в Большом Камне (Приморский край). Важным преимуществом «Лидера» станет атомная установка, которая позволит выполнять задачи в любом районе Мирового океана на протяжении нескольких месяцев, подчеркнул собеседник RT.

«Карманные линкоры»: неудачник и счастливчик гитлеровского флота

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector