Внешняя разведка в 90-х годах
Содержание:
- Разведывательная деятельность в новых условиях
- История
- Внешняя разведка на современном этапе
- Главные задачи и направления деятельности внешней разведки в 90-х годах
- Ссылки
- См. также[ | код]
- Пистолет ПЛ-15 – быть ему серийным или нет
- Новейший пистолет Лебедева ПЛ-15
- Цели и задачи СВР[править]
- Главные задачи и направления деятельности разведки в предвоенный период
- Внешняя разведка в Канаде и Латинской Америке
- История Легенды
- VehicleCrime
- Видео “Как отличить гусака от гусыни”
- Англия
- Структура внешней разведки в начале 20-х годов
- Оборудование комплекса
- Отзывы
- Информационная работа разведки накануне войны
- Notices
- Разное[править]
- Руководство
- Расчеты радиотехнических войск ЗВО передислоцируются в Астраханскую область для участия в конкурсе «Воздушные рубежи-2021»
- Деятельность внешней разведки на Среднем Востоке
Разведывательная деятельность в новых условиях
В предвоенный период в результате принятия экстренных мер по укреплению внешней разведки удалось создать достаточно мощный и надежный разведаппарат. За рубежом действовало 45 «легальных» и 14 нелегальных резидентур. В отдельных странах (Германия, Англия, Франция), наряду с «легальной» резидентурой, действовало от 2 до 4 нелегальных резидентур.
Серьезное внимание уделялось улучшению агентурной работы за рубежом. Если раньше резидентам предоставлялось право самостоятельно принимать решение о вербовке,что приводило к засорению разведсети малоценными агентами, то в предвоенный период вопросы вербовки решались непосредственно руководством разведки.. Одновременно была развернута широкая работа по приобретению агентуры из иностранцев на территории нашей страны.Изучались совграждане, имевшие родственников за границей
В связи с трудностью проникновения в интересующие внешнюю разведку объекты в предвоенный период впервые было решено приобретать перспективную агентуру с последующим ее внедрением в особо важные объекты.
Одновременно была развернута широкая работа по приобретению агентуры из иностранцев на территории нашей страны.Изучались совграждане, имевшие родственников за границей. В связи с трудностью проникновения в интересующие внешнюю разведку объекты в предвоенный период впервые было решено приобретать перспективную агентуру с последующим ее внедрением в особо важные объекты.
Так, разведчик-нелегал А. Дейч, являвшийся в 30-е годы студентом кембриджского университета, привлек к сотрудничеству с внешней разведкой членов знаменитой «большой пятерки», от которых во время войны поступала наиболее важная политическая и военная информация по Германии, Великобритании и другим странам. Наиболее активно с «кембриджской пятеркой» в годы войны работал резидент внешней разведки Горский.
Учитывая острую нехватку кадров разведчиков, в 1938 году было принято решение о создании Школы особого назначения (ШОН), которая до 1941 года подготовила несколько десятков разведчиков.
История
В декабре 1991 года СВР России провозгласила себя официальной преемницей Первого главного управления КГБ СССР (ПГУ КГБ СССР) и Центральной службы разведки СССР (ЦСР СССР).
СВР России подчеркивает свою историческую роль в качестве продолжательницы традиций специальных служб Советской России и Советского Союза: ВЧК СНК РСФСР — ГПУ НКВД РСФСР — МГБ — КГБ.
В результате распада СССР и создания Содружества Независимых Государств (СНГ) встал вопрос о кардинальной реорганизации органов внешней разведки Российской федерации на базе упразднённой Центральной службы разведки СССР (ЦСР СССР).
После распада СССР на базе Центральной службы разведки СССР указом Президента РСФСР Бориса Ельцина № 293 от 18 декабря 1991 года, «в связи с ратификацией Верховным Советом РСФСР Соглашения о создании СНГ от 8 декабря 1991 года и в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» образована Служба внешней разведки РСФСР (СВР РСФСР).
Согласно официальной версии СВР России, Указом Президента РСФСР от 18 декабря 1991 года не была создана принципиально новая спецслужба новой России, а Центральная служба разведки СССР была всего лишь «переименована в Службу внешней разведки России».
С распадом СССР изменилось и название службы: СВР РСФСР стала называться СВР России. 26 декабря 1991 года Президент Российской Федерации подписал Указ № 316 от 26.12.1991 о назначении первого директора СВР России. Им стал директор Центральной службы разведки СССР Евгений Примаков, которому было поручено в недельный срок представить президенту предложения о Положении о вновь созданной службе, её структуре и штатах.
13 января 1992 года Президент Российской Федерации подписал Указ № 15 о назначении заместителей директора СВР России. Все заместители директора ЦСР СССР сохранили свои посты в новой структуре. К ним добавился Иван Гореловский, который в звании генерал-лейтенанта стал отвечать за административно-хозяйственную деятельность.
После этого служба внешней разведки ещё несколько раз переформировывалась: в Федеральную службу внешней разведки России (30.09.1992), в СВР при Президенте Российской Федерации (07.10.1992), а затем уже в СВР России в её нынешнем виде.
Внешняя разведка на современном этапе
4 апреля 1993 года в Алма-Ате руководители разведорганов стран СНГ подписали соглашение о сотрудничестве в области внешней разведки. В соответствии с ним, разведслужбы этих республик отказались от ведения разведдеятельности в отношении друг друга и договорились обмениваться разведывательной информацией по проблемам, затрагивающим их национальные интересы. Республики Прибалтики в этом соглашении не участвуют.
После 1991 года произошло значительное сокращение центрального и заграничного аппаратов разведки, примерно на 30-40%. Было закрыто свыше 30 резидентур, преимущественно в Африке, Юго-Восточной Азии, в Латинской Америке.
Одновременно СВР России расширила географию партнерства и сотрудничества со спецслужбами различных стран, включая Англию, США, Германию, Южную Корею, Аргентину и т.д., по вопросам, затрагивающим общие интересы (терроризм, наркобизнес, распространение ОМП, экология).
Впервые в практике внешней разведки СВР РФ, начиная с 1992 года, стала выступать с открытыми докладами внешней разведки («Новый вызов после «холодной войны»: распространение ОМУ», «Россия — СНГ : нуждается ли в корректировке позиция Запада?», «Договор о нераспространении ядерного оружия. Проблемы продления» и другие.
Руководители СВР России регулярно выступают на брифингах для российских и зарубежных журналистов, дают им интервью, что не было свойственно внешней разведке в прошлом.
Это не противоречит закону о внешней разведке. Им предусмотрены меры по защите сведений о разведслужбе, ее кадровом составе и агентуре, которые составляют государственную тайну.
Представляемые средствам массовой информации материалы о деятельности СВР России не должны содержать сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну. Не подлежит разглашению информация, затрагивающая личную жизнь, честь и достоинство граждан, ставшая известной разведке в процессе её деятельности. Не комментируются сведения о кадровой принадлежности к разведке того или иного гражданина России или иностранца, оказывавшего помощь разведке.
В настоящее время пока рано говорить о конкретных операциях Службы внешней разведки в 90-х годах. В соответствии с Законом о государственной тайне, отдельные сведения на этот счет можно будет рассекретить только через пятьдесят лет. Однако можно сказать, что внешняя разведка к середине 90-х годов сумела преодолеть организационные трудности, вызванные изменением ее структур, функций, условий деятельности, и успешно решает стоящие перед ней задачи.
Главные задачи и направления деятельности внешней разведки в 90-х годах
Деятельность Службы внешней разведки регулируется Законом Российской Федерации «О внешней разведке», вступившим в силу 8 декабря 1995 года.
Согласно закону, «внешняя разведка РФ является составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных Законом методов и средств».
Необходимость ведения разведывательной деятельности определяют высшие органы законодательной и исполнительной власти, исходя из невозможности или нецелесообразности обеспечения безопасности страны иными способами.
В соответствии с разведывательной доктриной, внешняя разведка России в 90-х годах отказалась от глобализма . Если в период конфронтации между Западом и Востоком внешняя разведка велась практически во всех странах мира, где присутствовали спецслужбы США и других стран НАТО, то в настоящее время СВР России действует только в тех регионах, где у России имеются подлинные, а не мнимые интересы.
СВР России считает, что у нее нет основных или второстепенных противников. Кроме того, в настоящее время в разведке происходит переход от конфронтации со спецслужбами различных стран к взаимодействию и сотрудничеству в тех областях, где совпадают их интересы (борьба с международным терроризмом, контрабандой наркотиков, проблема распространения оружия массового поражения и т.п.).
Разумеется, это взаимодействие не носит всеобъемлющего характера и не исключает ведение разведки на территории тех или иных стран, исходя из национальных интересов России.
В настоящее время разведка ведется по пяти основным направлениям:
- политическое;
- экономическое;
- оборонное;
- научно-техническое;
- экологическое.
В области политической разведки перед СВР России стоят задачи:
- получать упреждающую информацию о политике основных стран на международной арене, особенно в отношении России; защита национальных интересов страны;
- отслеживать развитие кризисных ситуаций в «горячих точках» планеты, могущих представить угрозу для национальной безопасности страны;
- добывать сведения о попытках отдельных стран создать новые виды вооружений, особенно ядерных, способных создать угрозу территории России и стран СНГ;
- через свои каналы оказывать активное содействие осуществлению внешней политики России.
В области экономической разведки перед СВР России стоят задачи защиты экономических интересов России, получение секретных сведений о надежности торгово-экономических партнеров нашей страны, деятельности международных экономических и финансовых организаций, затрагивающей интересы России, обеспечение экономической безопасности страны.
По линии научно-технической разведки задачи СВР России практически остались прежними. Они заключаются в получении новейших достижений в области науки и техники, особенно военных технологий, могущих способствовать укреплению обороноспособности нашей страны.
Ссылки
См. также[ | код]
Пистолет ПЛ-15 – быть ему серийным или нет
Новейший пистолет Лебедева ПЛ-15
Цели и задачи СВР[править]
СВР осуществляет разведывательную деятельность в целях:
- обеспечения Президента Российской Федерации, Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической областях;
- обеспечения условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности;
- содействия экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.
Разведывательная деятельность осуществляется посредством:
- добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц (далее — разведывательная информация);
- оказания содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.
Главные задачи и направления деятельности разведки в предвоенный период
В мае 1934 г. на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) был рассмотрен вопрос о координации деятельности Разведупра РККА, ИНО и Особого отдела ОГПУ. Было решено создать постоянную комиссию в составе начальников этих органов и поручить ей разработку общего плана разведработы за рубежом. Начальник ИНО А.Х. Артузов был назначен по совместительству зам. начальника Разведуправления РККА.
10 июля 1934 г. постановлением ЦИК СССР был образован Народный комиссариат внутренних дел, в составе которого создавалось Главное управление государственной безопасности (ГУГБ). Иностранный отдел — разведка — стал 5 отделом ГУГБ.
Задачи внешней разведки органов госбезопасности формулировались следующим образом:
- выявление антисоветской деятельности иностранных государств и их спецслужб, а также антисоветских эмигрантских организаций;
- вскрытие шпионской деятельности на территории СССР;
- руководство закордонными резидентурами;
- контроль за въездом и выездом в СССР иностранцев.
В 1933 г. в связи с угрозой фашизма в Европе Центром было принято решение о создании на базе нелегальных резидентур и групп, действовавших в Германии, Италии, Франции, Австрии и других странах, разведывательного нелегального аппарата специального назначения для организации диверсионных актов против нацистской Германии и ее сателлитов и проведения специальных акций против белоэмигрантских и троцкистских организаций. Эта организация впоследствии получила название «аппарат службы Серебрянского».
Созданные нелегальные группы проводили диверсионные акты на германских пароходах, перевозивших вооружение и боевую технику для франкистских мятежников во время гражданской войны в Испании.В годы Великой Отечественной войны они также совершали диверсионные акты в отношении нацистских транспортных судов в Атлантике, в Балтийском и Северном морях.
Внешняя разведка в Канаде и Латинской Америке
Резидентура внешней разведки в Канаде была создана вскоре после установления дипломатических отношений в 1942 г. До сентября 1945 г. ею были получены представившие интерес сведения о внешней и внутренней политике Канады, по линии научно-технической разведки. Однако в связи с предательством шифровальщика резидентуры ГРУ Гузенко в сентябре 1945 г. ее деятельность была прекращена.
Мексика
В послевоенный период резидентура внешней разведки в Мехико добыла ценные сведения об американо-мексиканском военной сотрудничестве. В частности, были получены документы Межамериканского Совета обороны (т.н. генеральный план обороны американского континента), «сальвадорский проект» о борьбе с коммунизмом и многие другие ценные сведения.
История Легенды
Уже в 1947 году свои образцы короткоствольного стрелкового оружия под боеприпас 9х18 мм представили лучшие конструкторские бюро страны, возглавляемые Ф.В. Токаревым, П.В. Воеводиным, С.А. Коровиным, С.Г. Симоновым. Первый этап тестирования в армейских подразделениях достаточно неожиданно продемонстрировал преимущество пистолета, разработанного молодым конструктором Тульского ЦКБ-14 Николаем Федоровичем Макаровым.
До сих пор на Западе бытует мнение, что при конструировании нового пистолета использовались наработки немецких конструкторов (те же обвинения выдвигаются против автомата Калашникова). Правда это или нет, никому пока доказать не удалось, но это не умаляет заслуги Николая Макарова и его соратников.
В 1951 году новое оружие, получившее название ПМ (Пистолет Макарова), начало поступать на вооружение офицерского состава Советской Армии, а со временем началось также планомерное перевооружение МВД и КГБ СССР.
Постепенно ПМ практически полностью вытеснил с вооружения советских силовых структур используемые ранее пистолеты ТТ и револьверы системы «Наган». Лишь в среде чекистов он не смог в полной мере стать своим короткоствольным стрелковым оружием. Сотрудники КГБ еще долгие годы отдавали предпочтение ТТ и другим видам специального оружия.
Пистолет Макарова с полностью укомплектованным магазином
VehicleCrime
Proposal Summary
The fight against vehicle crime is effective only if expertise and innovation in law enforcement evolve in line with rapid technological progress. By working closely with relevant stakeholders, INTERPOL will be able to align and pioneer technological advancements in vehicle industry security generating more efficient ways to identify and recover stolen vehicles.
INTERPOL will act as a global platform, offering law enforcement authorities with policing capabilities, designed to address the huge challenges of transnational vehicle crime. This will enable national police authorities to gain investigative leads on organized vehicle crime activities in areas where routine checks are not usually possible.
Through the implementation of this proposal, INTERPOL will consolidate its position as the leading global authority and point of reference supporting the fight against transnational vehicle crime.
Proposed activities include:
- Expanding the scope of INTERPOL’s Vehicle Data Exchange (INVEX) platform
- Granting law enforcement access to accurate information from car manufacturers in order to establish the true identity of a car, detect forgeries and cloned cars. INTERPOL’s unique communication network, I-24/7, will arm investigators with valuable information that will help reduce international car trafficking.
- Capacity building, consolidating expertise and operational programs of vehicle experts from both the law enforcement and the private sector. These highly specialized interdisciplinary networks allow the implementation of a joint approach against international vehicle crime.
- Cultivating existing partnerships with car manufacturers, international organizations and insurance associations in order to enhance the expertise INTERPOL provides to its 190 member countries.
- Increasing the analytical capabilities of SMV-related activities to assist law enforcement in rapid and effective vehicle crime investigations.
Expected Outcomes
- By working closely with the global police community via INTERPOL channels, the car manufacturing industry will be able to identify and prevent threats to their security and products.
- This proposal has been designed to increase the chances of recovering stolen assets by providing investigative leads on a global level and by equipping authorities with the best possible policing capabilities to identify stolen, forged or cloned cars.
- Geographically, the expected outcomes of this proposal will mostly impact regions with a high number of vehicles in circulation.
Key Performance Indicators
- Increased number of working relationships between INTERPOL and major car manufacturing industries;
- Increased access to INTERPOL’s Stolen Motor Vehicle (SMV) database
- Increased access by INTERPOL member countries to data from car manufacturers.
- Increased number of effective operations resulting in the recovery of stolen vehicles
Видео “Как отличить гусака от гусыни”
Из этого видео вы узнаете о том, как отличить гусака от гусыни.
Англия
В предвоенный период внешняя разведка успешно сочетала работу против Англии с «легальных» и нелегальных позиций.Большинство агентов имели хорошие разведывательные возможности. Регулярно поступала информация о положении в стране, внешнеполитических планах британского правительства, в том числе в отношении СССР. По линии внешней контрразведки получались сведения о деятельности британских спецслужб в отношении СССР и совграждан.
Наиболее ценная информация поступала в этот период от «большой пятерки». В 1935 г. А. Дейч завербовал Кима Филби, сына английского разведчика. Через него были изучены и завербованы сын бывшего министра Дональд Маклин и сын сотрудника СИС Гай Берджес, а также другие члены «пятерки».
Репрессии Берии против сотрудников внешней разведки привели к тому, что в 1940 г. в Лондоне остался всего один оперработник, вскоре отозванный на Родину. Лишь в конце 1940 г.сюда было направлено 4 сотрудника «легальной» резидентуры, которые восстановили связь с агентурой, завербованной А. Дейчем и наладили регулярное получение ценной разведывательной информации.
Структура внешней разведки в начале 20-х годов
К лету 1920 года международное и внутреннее положение нашей страны усложнилось. Советско-польская война закончилась поражением Советской России. «Чудо на Висле» не произошло, так как из-за личных разногласий Сталина и Троцкого Красная Армия действовала несогласованно. Польские войска оккупировали земли Западной Украины и Белоруссии.
Стало ясно, что без хорошо организованной работы за границей органы ВЧК не смогут своевременно выявлять и пресекать подрывную деятельность противника.
В сентябре 1920 года было принято решение Политбюро о реорганизации закордонной разведки. Была создана специальная комиссия под председательством Ф.Э.Дзержинского. Двадцатого декабря 1920 года он подписал приказ N 169 о создании Иностранного отдела ВЧК (ИНО). Эту дату принято считать датой рождения внешней разведки. Она выводилась из состава Особого отдела ВЧК и становилась самостоятельным подразделением.
Приказ N 169, в частности, гласил:
1. Иностранный отдел Особого отдела ВЧК расформировать и организовать Иностранный отдел ВЧК…
….
4. Временно исполняющим дела начальника Иностранного отдела ВЧК назначается тов. Давыдов, которому в недельный срок представить на утверждение Президиума штаты Иностранного отдела.
Подпись: Председатель ВЧК Дзержинский.
На ИНО ВЧК было возложено выполнение следующих функций:
- организация разведаппаратов (резидентур) за границей и руководство ими;
- проведение агентурной работы среди иностранцев на территории нашей страны;
- обеспечение паспортно-визового режима.
30 декабря 1920 года Ф.Э.Дзержинский утвердил организационную структуру и штатное расписание ИНО.
Штатным расписанием предусматривалось иметь следующие кадры:
- руководство отдела (начальник, два помощника начальника, особый уполномоченный для особо важных заданий, юрисконсультант, два сотрудника и один младший сотрудник для поручений);
- канцелярия отдела (начальник канцелярии, его заместитель, два старших делопроизводителя, три младших, два переводчика и три машинистки);
- агентурное отделение (начальник отделения, его заместитель, два уполномоченных, два сотрудника для поручений, один шифровальщик, одна машинистка);
- иностранное отделение (уполномоченный, секретарь отделения, машинистка);
- бюро виз в составе 11 человек.
Перед ИНО ВЧК в то время ставились две основных задачи:
- получение сведений о подрывной деятельности контрреволюционных белогвардейских организаций за границей и их агентуры, засылаемой в нашу страну;
- добывание секретной документальной информации, имеющей важнейшее значение для обеспечения безопасности государства.
Оборудование комплекса
9П129-1М 448-й ракетной бригады в процессе развёртывания. 21 марта 2018 года.
В состав ракетного комплекса входят:
- ракеты 9М79 (для комплекса «Точка-У» — 9М79-1) с различными типами головных частей;
- пусковая установка 9П129 или 9П129-1М (СПУ);
- транспортно-заряжающая машина 9Т218 или 9Т128-1 (ТЗМ);
- транспортная машина 9Т222 или 9Т238 (ТМ);
- автоматизированная контрольно-испытательная машина 9В819 или 9В819-1 (АКИМ);
- машина технического обслуживания 9В844 или 9В844М (МТО);
- комплект арсенального оборудования 9Ф370-1 (КАО);
- учебно-тренировочные средства:
- тренажёр 9Ф625М;
- габаритно-весовые макеты ракет (например 9М79К-ГВМ);
- учебно-тренировочные ракеты 9М79-УТ и головные части 9Н123Ф(К)-УТ, 9Н39-УТ. 9Н123Ф-Р УТ;
- разрезные учебные макеты ракет 9М79-РМ и головных частей 9Н123К-РМ.
Отзывы
Информационная работа разведки накануне войны
В 1933-1941 гг
внешняя разведка за границей получала большое количество важной, в том числе документальной, разведывательной информации по всем направлениям разведдеятельности. Она располагала сведениями об истинных планах Англии и Франции в отношении СССР, намерениях правительств этих стран направить гитлеровскую агрессию на Восток и столкнуть Советский Союз с Германией для их взаимного ослабления.
Важное место в деятельности внешней разведки занимало получение научно-технической и экономической информации, сыгравших большую роль в укреплении экономики СССР и его военной промышленности.
Успешно работала внешняя разведка по срыву замыслов белогвардейской эмиграции в отношении СССР.
Важнейшей задачей внешней разведки в предвоенный период являлось выявление планов военного нападения Германии, Японии, Англии и Франции на нашу страну, с которой она успешно справилась. Вместе с тем, информация внешней разведки игнорировалась советским руководством.
С января 1941 г. и до нападения гитлеровской Германии на СССР внешняя разведка направила политическому руководству страны не менее ста разведывательных сообщений, в которых говорилось, что Германия развяжет войну в первой половине 1941 г.
Сталин, сосредоточивший в своих руках всю полноту власти в стране,получал информацию от разведывательных источников напрямую. До 1943 г. во внешней разведке не было отдельной информационно-аналитической службы, способной анализировать получаемую информацию, отсеивать непроверенные и ложные сведения. В результате Сталин получал противоречивые сведения, порой взаимоисключающие, которые не позволили ему сделать правильные выводы.Нежелание Сталина прислушаться к информации внешней разведки и его уверенность в том, что война начнется не ранее 1942 г., в конечном итоге привели к трагическим результатам для нашей страны и народа.
Notices
Filter criteria
Filter criteria
Total number of public Red Notices in circulation:
Search results:
There are no results for your search. Please select different criteria.
This site displays up to 160 notices per search result. Please refine your search criteria to find the notice you are looking for.
Разное[править]
Службу в СВР проходили:править
заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Сергей Борисович Иванов, прошел служебную карьеру от оперуполномоченного ПГУ КГБ СССР в 1981 году до первого заместителя начальника одного из управлений СВР России в звании генерал-лейтенанта в 1998 году; работал за рубежом: 1981-1983 — в должности второго секретаря Посольства СССР в Великобритании (был выслан из Великобритании в составе группы дипломатов по обвинению в шпионской деятельности), в дальнейшем работал в Финляндии и Кении
Уникальная судебная тяжба с СВРправить
- В 1999-2001 годах бывший кадровый сотрудник ПГУ-СВР Сергей Олегович Жирнов стал единственным в истории внешней разведки СССР и России бывшим сотрудником ПГУ КГБ СССР, который в судебном порядке пытался получить на руки диплом об окончании КИ КГБ СССР и получении квалификации «шпион»..
- История получила довольно широкий публичный резонанс в России и за рубежом: сюжеты в телепрограммах «Военная тайна» на РЕН-ТВ (с анонсом в газете «Аргументы и факты») и «Скандалы недели» на ТВ-6, публикации Ивана Саса в газете «Сегодня»</ref>, публикации в швейцарском политическом еженедельнике «Hebdo»и во французском еженедельнике Charlie Hebdo, специальная программа по второму каналу французского телевидения France2 в рамках цикла «Целая история», заметка на радио «Свобода» и т.п.
Руководство
Остоженка, Особняк Абрикосовых — здесь находится пресс-бюро Службы внешней разведки Российской Федерации
Директор
Основная статья: Список начальников советской и российской внешней разведки
Директор Службы внешней разведки Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации. В современной Российской истории СВР России возглавляли:
№ | ФИО | Воинское звание | Даты (гг.) |
---|---|---|---|
1 | Примаков, Евгений Максимович | Гражданский | 30.09.1991 — 09.01.1996 |
2 | Трубников, Вячеслав Иванович | Генерал-полковник,
Генерал армии (22.01.1998) |
10.01.1996 — 20.05.2000 |
3 | Лебедев, Сергей Николаевич | Генерал-полковник (2000),
Генерал армии (07.2003) |
20.05.2000 — 09.10.2007 |
4 | Фрадков, Михаил Ефимович | Гражданский (полковник запаса) | 09.10.2007 — 04.10.2016 |
5 | Нарышкин, Сергей Евгеньевич | Гражданский (офицер запаса) | с 05.10.2016 — н. в. |
Внешние изображения |
---|
Первый заместитель директора
Должность занимали:
- Трубников Вячеслав Иванович (13 января — 10 января )
- Щербаков Алексей Анатольевич (10 января — 31 октября ), в конце 90-х годов совмещал с должностью статс-секретаря СВР России
- Завершинский Владимир Иванович (31 октября — 11 июля ), с 2004 года совмещал с должностью руководителя 1-й Службы (политическая разведка)
- Фадеев Дмитрий Леонидович ( — )
- Лавренцов Виктор Фёдорович (c )
Заместители директора
В настоящее время Директор СВР России имеет следующих заместителей:
- статс-секретарь — Балакин Александр Николаевич
- заместитель директора — Максимович Михаил Александрович
- заместитель директора — Бочарников В. Ю.
- заместитель директора — Моряков А. М.
- заместитель директора — начальник службы Герасимов Сергей Александрович
- заместитель директора — начальник управления — Смольков А. Н.
«Заслон»
Основная статья: Заслон (спецподразделение)
Подразделение «Заслон» (ОСН «Заслон» СВР) было создано в структуре Центра собственной безопасности СВР России в 1997 году (в соответствии с секретным указом Президента Российской Федерации от 23.03.1997) и достигло оперативной готовности в 1998-м. В его состав вошли почти три сотни человек, ранее занимавшихся выполнением спецопераций за рубежом. Возглавил подразделение А. С. Колосов.
«Заслон» предназначен для силового реагирования на угрозы объектам Службы, дипломатическим миссиям России за рубежом и охраны руководителей СВР России и МИД России во время их визитов в «горячие точки».
В некоторых публикациях СМИ «Заслон» описывался как разведывательно-диверсионное подразделение, аналогичное существовавшему в Первом главном управлении КГБ СССР «Отдельному Учебному Центру» (ОУЦ, группа «Вымпел»), так по сообщению газеты «Московский комсомолец»: «аналогичное подразделение уже существовало в Первом главном управлении КГБ СССР, однако во времена афганской войны оно стало выполнять несвойственные для разведки задачи и в 1983 году было выведено из состава ПГУ КГБ СССР, передано другому управлению комитета, а через несколько лет и вовсе распалось».
Однако директор СВР России Сергей Лебедев 20 декабря 2002 года в интервью ИА «Интерфакс» отрицал существование в СВР России разведывательно-диверсионных подразделений.
По сообщениям ряда российских СМИ, в 2003 году «Заслон» использовался в Ираке и Иране. Сотрудником «Заслона» назывался Олег Федосеев, один из трёх работников посольства России в Ираке, похищенных и убитых в 2006 году.
24 мая 2014 года в фотоальбоме Дмитрия Рогозина в Facebook появился отчёт вице-премьера о поездке в Сирию, где он встретился с президентом Башаром Асадом. Среди кадров была опубликована фотография, на которой Рогозин изображён среди бойцов группы «Заслон». Позднее фотография была удалена со страницы Дмитрия Рогозина. Информация об операциях группы «Заслон» в Сирии появляется также и в зарубежных источниках[неавторитетный источник?].
По сведениям телеканала «Звезда», в начале апреля 2015 года бойцы российского «Заслона» эвакуировали посольство США в йеменской столице Сана.
Российский институт стратегических исследований
Аналитическим центром СВР России являлся Институт стратегических исследований, образованный указом Президента Российской Федерации от 29 февраля 1992 года № 202 из бывшего Всесоюзного научно-исследовательского института комплексных проблем при Госкомитете по науке и технике (ВНИИ КП СССР). Имел статус войсковой части.
В 2009 году институт реорганизован и переподчинён Администрации Президента Российской Федерации.
Директора:
- Евгений Михайлович Кожокин (1994—2009)
- Леонид Петрович Решетников (2009—2017)
- Михаил Ефимович Фрадков (с 4 января 2017).
Расчеты радиотехнических войск ЗВО передислоцируются в Астраханскую область для участия в конкурсе «Воздушные рубежи-2021»
Деятельность внешней разведки на Среднем Востоке
Иран
В этой стране в послевоенный период существовало 9 резидентур внешней разведки. В агентурной сети состояли министры, депутаты парламента, генерал-губернаторы и другие высокопоставленные лица. Деятельность резидентур положительно оценивалась Центром. Агентурный аппарат был в состоянии полно и своевременно освещать проблемы внешней и внутренней политики правительства Ирана, планы и замыслы иностранных держав в стране.
Афганистан
В послевоенный период резидентура внешней разведки в Афганистане работала успешно. Она провела ряд мероприятий, направленных на укрепление нейтралитета Афганистана, добрососедских отношений с Советским Союзом. Была пресечена деятельность антисоветской среднеазиатской эмиграции. Резидентура добывала важную информацию о положении в стране и политике афганского правительства. Однако в те годы она не имела возможностей освещать деятельность США и Англии в стране и регионе.
Турция
Обстановка в стране была неблагоприятной для внешней разведки из-за сурового контрразведывательного режима в стране и усилившихся советско-турецких разногласий по вопросам о режиме проливов. Уровень разведки в Турции в послевоенный период был низким.