Дипломатический представитель

Посольство Российской Федерации

Посольство РФ является государственным органом внешних сношений РФ, осуществляющим представительство России в государстве пребывания.

Посольство учреждается по решению Правительства РФ в связи с установлением на основании указа Президента РФ дипломатических отношений с соответствующим иностранным государством.

Посольство входит в систему МИД РФ и обеспечивает проведение единой политической линии РФ в отношениях с государством пребывания и в этих целях осуществляет в установленном порядке координацию деятельности и контроль за работой находящихся в государстве пребывания представительств федеральных органов исполнительной власти, российских государственных учреждений, организаций и предприятий, их делегаций и групп специалистов, а также представительств субъектов РФ, открываемых в установленном порядке на территории отдельных субъектов, административно-территориальных образований.

Посольство, его сотрудники и члены их семей пользуются в государстве пребывания привилегиями и иммунитетами в соответствии с международным правом и законодательством государства пребывания.

Основными задачами и функциями посольства являются:

  • представительствоРФ в государстве пребывания;
  • обеспечение национальных интересов, реализация внешнеполитического курса РФ в государстве пребывания;
  • выполнение поручений Президента РФ, Правительства, МИД России, а также согласованных с МИДом поручений других федеральных органов государственной власти и запросов органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций. Поручения федеральных органов исполнительной власти и запросы органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций направляются посольству только через МИД России;
  • сбор информации о государстве пребывания, а также изучение деятельности других государств, международных организаций и союзов в регионе, в котором расположено государство пребывания;
  • обеспечение развития сотрудничества РФ с государством пребывания, оказание содействия государственным органам, общественным объединениям и представителям деловых кругов РФ в установлении контактов с представителями государства пребывания;
  • участие в подготовке проектов международных договоров РФ с государством пребывания, предложений о заключении, выполнении, прекращении и приостановлении действия договоров, осуществление контроля за выполнением договоров РФ с государством пребывания;
  • защита в государстве пребывания прав и интересов российских граждан и юридических лиц;
  • выполнение консульских функций, общее руководство деятельностью консульских учреждений РФ;
  • выполнение других функций.

Посольство возглавляется чрезвычайным и полномочным послом РФ. Посол представляет Российскую Федерацию, непосредственно руководит работой посольства, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на посольство задач и осуществление им функций, определяет в соответствии с нормативными актами МИДа России структуру посольства, распределяет должностные обязанности между его сотрудниками. Основные права и обязанности посла регламентируются Положением о чрезвычайном и полномочном после Российской Федерации в иностранном государстве.

В случае отсутствия посла в государстве пребывания его функции исполняет Временный поверенный в делах Российской Федерации, назначаемый в установленном порядке из числа старших дипломатических сотрудников посольства.

В соответствии с законодательством РФ в посольстве не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

Структура дипломатического представительства

Дипломатическое представительство возглавляет чрезвычайный посол. Он ведёт переговоры от лица своего государства и подписывает договоры. В случае его отсутствия, всем этим занимается заместитель. Не все работники посольства имеют дипломатический статус, обычно им наделено около трети от общего числа, так как остальные являются вспомогательным и техническим персоналом.

Дипломатическая миссия, как правило, является временным представительством и свидетельствует о проблемах в межгосударственных связях. Послы отчитываются главам государств, посланники — правительству, а поверенные в делах — министерству иностранных дел.

Помимо посольств и дипмиссий, есть и другой вид органов дипломатических отношений — постоянные представительства, учреждаемые при организациях, например, постпредство России при ООН, созданное в 1946 году. Их структура схожа с посольствами, только они занимаются отношениями не двух государств, а своей страны и организации, при которой состоят.

Постпред РФ при ООН Василий Небензя

Курьёзы мировой дипломатии

История мировых дипотношений не обходится без забавных случаев. Вот некоторые из них:

  • неприятное происшествие случилось во время визита в Испанию иранского президента в 2002 году. Когда он прибыл, из программы вечера в срочном порядке исключили ужин, потому что президент Ирана не захотел садиться за стол, где был алкоголь, а испанцы не хотели его убирать. Спор не был разрёшен, и в итоге обе стороны остались без ужина;
  • в ноябре 2009 г. итальянский председатель совета министров Сильвио Берлускони пошутил, сказав что президент США Барак Обама «очень красивый и загорелый». Позже он включил в эту шутку и жену президента — Мишель Обаму. Критикам он отвечал, что всего лишь хотел сделать комплимент;
  • с американскими президентами из семьи Бушей постоянно случались нелепые ситуации. Во время визита в Японию Буша-старшего стошнило на торжественном ужине на японского премьера. Впрочем, сам президент всегда ссылался на проблемы с кишечником и перенесённую болезнь, так что вряд ли его можно обвинить в этом происшествии;
  • следующий президент США Джордж Буш-младший во время выступления в Ираке был атакован местным журналистом, метнувшим в него ботинок. Стоит отдать президенту должное, так как он смог проворно увернуться от снаряда.

Учреждение дипломатических связей — наиболее надёжный способ решения международных проблем в современном мире. На фоне глобализации лишь устойчивый диалог на основе соблюдения взаимных интересов способен помочь государствам преодолеть различные конфликты.


Автор статьи:
Никифоров Владислав

Консульские учреждения: понятие, виды, состав. Классы консулов. Иммунитеты и привилегии

Консульское учреждение — постоянный государственный орган внешних сношений, находящийся на территории иностранного государства в силу соответствующего международного соглашения и выполняющий консульские функции по защите интересов своего государства, его граждан и организаций.

В настоящее время консульская практика знает два вида консульских учреждений: консульские отделы дипломатических представительств и самостоятельные (отдельные) консульские учреждения.

Общепринятыми в мировой практике являются следующие классы консульских учреждений:

  • генеральные консульства;
  • консульства;
  • вице-консульства;
  • консульские агентства.

Соответственно именуются и главы консульских учреждений. Консульские ранги:

  1. генеральный консул (руководит генеральным консульством);
  2. консул (руководит консульством);
  3. вице-консул (руководит вице-консульством);
  4. консульский агент (руководит консульским агентством).

В соответствии с общим характером деятельности консульства формируется его структура. В составе консульских учреждений всегда есть отделы или, во всяком случае, сотрудники, занимающиеся таким традиционным для консульств делом, как паспортно-визовые операции, вопросы экономических и культурных связей и т. д.

Под консульским должностным лицом понимается «лицо, включая главу консульского учреждения, которому поручено в этом качестве выполнение консульских функций» — генеральный консул, консул, вице-консул, консульский агент, секретарь консульского учреждения, а также лицо, прикомандированное к консульскому учреждению для подготовки к будущей службе (стажер). В международно-правовой доктрине чаще употребляется собирательный термин «консул». Консулом может считаться только то лицо, которое должным образом было назначено компетентным органом представляемого государства и признано в этом качестве государством пребывания.

Помимо всего прочего, принято различать штатных и нештатных, или почетных, консулов. Институт почетных консулов известен мировой практике давно; Нештатный консул не состоит на государственной службе в качестве должностного лица.

Объем консульских иммунитета и привилегий в целом аналогичен дипломатическим, однако здесь есть некоторые моменты, неприменимые к дипломатическим представителям.

  1. Консульские работники могут быть лишены свободы, но только по приговору суда за совершение тяжкого преступления.
  2. В отношении консульского работника государство пребывания вправе возбудить уголовное дело и он обязан являться в компетентные органы.
  3. Персонал консульского учреждения может быть вызван в суд в качестве свидетеля, Отказ консулом отдачи показаний недопустим.
  4. Предъявление иска консульским работником лишает его права ссылаться на свой иммунитет в случае предъявления ему встречного иска.
  5. Государство может отказаться от иммунитета консульских работников.

показать содержание

Виды дипломатии

В зависимости от целей и способов достижения целей внешней политики государства различают следующие виды дипломатии.

Политика умиротворения

(англ. Appeasement)

Суть данной разновидности дипломатии состоит в умиротворении, то есть нежелании обострять или разжигать противоречия, которые существуют между странами. Данная разновидность дипломатии предполагает различные уступки по малозначительным и не принципиальным вопросам противоположной стороне.

Чаще всего примером данной дипломатии называют политику Англии и Франции накануне Второй мировой войны, когда они пытались противостоять агрессивным устремлениям Гитлера.

Дипломатия канонерок

Суть дипломатии канонерок состоит в демонстрации силы для достижения своих внешнеполитических целей. Получила своё наименование от слова «канонерка» — небольшого корабля с серьёзным артиллерийским вооружением.

Примером данной политики является применение Соединёнными Штатами Америки канонерок в Китае в начале XX века, а также в Латинской Америке. В настоящее время любое применение военно-морских сил для достижения внешнеполитических целей получило название дипломатии канонерок.

Долларовая дипломатия

Данная разновидность дипломатии предполагает использование экономических методов (например, кредитов) для достижения своих целей.

Президент США Вильям Говард Тафт (1909—1913) образно охарактеризовал дипломатию доллара как «политику, при которой доллары должны выполнять роль пуль». Впервые словосочетание использовано в 1909 году, когда правительство США стимулировало инвестициями и займами строительство железных дорог в Китае. Эта политика распространялась США в основном на слаборазвитые страны Латинской Америки (Гаити, Гондурас и Никарагуа), где возврат займов гарантировали вооруженные силы США, присутствовавшие в стране.

Публичная дипломатия

Под публичной дипломатией понимаются действия, направленные на достижение целей национальной внешней политики путём установления долгосрочных отношений, изучения общественного мнения за рубежом, информирования зарубежной аудитории с целью лучшего понимания ценностей и институтов собственного государства за рубежом. Публичная дипломатия продвигает национальные интересы и обеспечивает национальную безопасность путём изучения настроений за рубежом, воздействия на тех, кто формирует это мнение.

Народная дипломатия

Под народной дипломатией в широком смысле этого слова понимается исторически непрерывный процесс общения, взаимного познания народов, взаимовлияния и взаимообогащения культур.

Челночная дипломатия

Челночная дипломатия — одно из средств мирного разрешения споров между государствами путём серии переговоров с участием третьего государства (посредника) и на основе выдвинутых им условий.

В начале 1974 года государственный секретарь США Генри Киссинджер начал первый раунд того, что потом получило название «челночной дипломатии» между Иерусалимом и столицами арабских стран.

Экономическая дипломатия

Экономическая дипломатия, или торговая дипломатия — это направление дипломатической работы, в основе которых лежат торгово-экономические отношения.

Торговая дипломатия как направление внешних сношений государства сыграла большую роль во Франции во времена Людовика XIV. Советник короля Жан-Батист Кольбер активно развивал это направление, благодаря чему истощённая войнами французская казна была спасена за счет коммерческой, торговой дипломатии.

Особое значение этот вид дипломатии имеет в современных условиях, когда благодаря процессу глобализации, благосостояние практически всех государств очень сильно зависит от участия в мировых торгово-экономических отношениях.

Цифровая дипломатия

Цифровая (электронная) дипломатия (англ. Digital diplomacy, e-diplomacy) — использование возможностей сети Интернет и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для решения дипломатических задач. В рамках цифровой дипломатии используются новые медиа, социальные сети, блоги и тому подобные медиаплощадки в глобальной сети. В электронной дипломатии принимают участие государственные ведомства, в первую очередь внешнеполитические правительственные органы, а также неправительственные организации, чья деятельность связана с реализацией внешнеполитической повестки дня. Главные цели цифровой дипломатии — продвижение внешнеполитических интересов, информационная пропаганда через Интернет-телевидение, социальные сети и мобильные телефоны, направленная на массовое сознание и политические элиты.

Классификация.

Исторически послами могли быть только представители монарха, аккредитованные при дворе другого. Однако к концу XIX – начале XX века различие между послами и посланниками постепенно стиралось. В Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года класс министров-резидентов был упразднен, а главы дипломатических представительств разделены на три класса:

  1. класс послов и нунциев, аккредитуемых при главах государств, и других глав представительств эквивалентного ранга;
  2. класс посланников и интернунциев, аккредитуемых при главах государств;
  3. класс поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел.

Выражение «другие главы представительств эквивалентного ранга» относилось к Верховным представителям стран Французского содружества и Верховным комиссарам стран Британского Содружества наций.

В настоящее время почти все главы дипломатических представительств являются послами или имеют эквивалентный ранг; посланники в большинстве случаев назначаются их заместителями. Согласно ст. 14, п. 2 Венской конвенции между главами представительств разных классов не должно проводиться никакого различия кроме как в отношении старшинства и этикета.

Поверенного в делах, о котором говорится в ст. 14, п. 1 Венской конвенции, не следует путать с временным поверенным в делах, упоминаемом в ст. 19, п. 1. Последний назначается временно исполняющим обязанности главы дипломатического представительства, если данный пост оказывается вакантным или глава представительства не может выполнять свои функции. Временный поверенный в делах не аккредитован в принимающем государстве и фактически не может быть главой представительства.

На практике назначение и отзыв глав дипломатических представительств также является одним из методов дипломатии, используемых в межгосударственных отношениях. Государство может понизить уровень дипломатических отношений с другим государством, не прибегая к такой радикальной мере как их разрыв или приостановление, назначив временного поверенного вместо посла или отозвав главу своего представительства. Когда принимается подобное решение, другое государство, как правило, поступает симметрично.

Представление главы американской дипломатической миссии Бенджамина Франклина Королю Франции Людовику XVI и Марии-Антуанетте в Версале.

Что такое консульство?

По сравнению с посольством консульство гораздо меньше по размеру и ответственности. Когда в принимающей стране уже есть посольство, консульства обычно находятся в других городах вдали от столицы. Консульство возглавляет консул, чья роль заключается в оказании помощи своим гражданам в принимающей стране. Основное различие между послом и консулом заключается в том, что посол представляет президентов, что означает, что в принимающей стране могут быть только один посол и одно посольство. С другой стороны, консульство поручено определенным ролям, которые предполагают, что в одной стране может быть более одного консульства, каждая из которых обладает своей уникальной ролью, независимой друг от друга.

Литература

  • Дипломатический словарь в трех томах. 4-е изд., переработанное и дополненное — М., 1984.
  • Словарь международного права. — М.: Международные отношения,1986.
  • Борунков А. Ф. Дипломатический протокол в России. 2-е изд., доп. — М.: Международные отношения, 2001.
  • Ковалев Ан. Азбука дипломатии. 5-е изд., переработанное и дополненное — М., 1988.
  • Попов В. И. Современная дипломатия: Теория и практика: Курс лекций. Ч. 1: Дипломатия — наука и искусство / ДА МИД РФ. — М.: «Научная книга», 2003.
  • Шмидт С. О., Князьков С. Е. Документы делопроизводства правительственных учреждений России XVI-XVII вв. — М.: МГИАИ, 1985
  • Бабенко В. Н. Язык и стиль дипломатических документов: Учебное пособие. — М., 1999.
  • Иссерлин Е. М. Лексика и фразеология современных дипломатических документов. — М., 1966.
  • Общая и прикладная политология: Учебное пособие, Под общей редакцией В. И. Жукова, Б. И. Краснова, М.: МГСУ; Изд-во «Союз», 1997. — 992 с.
  • Учебно-методический комплекс по курсу «Документация и стилистика международных отношений», редактор С. В. Чубинская-Надеждина, Издательство СЗАГС, Издательский дом «Виктория плюс», тираж 100 экз., 2004
  • Федоров Л.: Дипломат и консул, Издательство: Международные отношения, Москва, 1965, с.167.
  • Блищенко И. П., Дурденевский В. Н. Дипломатическое и консульское право. М., 1962.
  • Блищенко И. П. Дипломатическое право. М., 1972.
  • Борисов Ю. В. Дипломатия Людовика XIV. М, 1991.
  • Ганюшкин Б. В. Дипломатическое право международных организаций. М., 1972.
  • Демин Ю. Г. Статус дипломатических представительств и их персонала. М., 1995.
  • Заллет Р. Дипломатическая служба. Ее история и организация во Франции, Великобритании и Соединенных Штатах / Пер. с немецкого. Вступительная статья В. Мачавариани и Е. Рубинина. М.: Изд-во иностранной литературы, 1956.
  • Ивонин ЮМ. У истоков российской дипломатии нового времени. Минск, 1984.
  • Камбон Ж. Дипломат. М., 1946.
  • Киссинджер Г. Дипломатия. М., 1997.
  • Ковалев А. А. Азбука дипломатии. М., 1988.
  • Ковалев А. А. Привилегии и иммунитеты в современном международном праве. М., 1986.
  • Кузнецов С. А. Представители государств в международных организациях. М., 1980.
  • Левин Д. Б. Дипломатический иммунитет. М.-Л., 1949.
  • Левин Д. Б. Дипломатия. М., 1962.
  • Никольсон Г. Дипломатия. М., 1941.
  • Никольсон Г. Дипломатическое искусство. М., 1962.
  • Сабашн А. В. Посольское и консульское право. М., 1934.
  • Сандровский К. К. Право внешних сношений. Киев, 1986.
  • Сандровский К. К. Специальные дипломатические миссии. Киев, 1977.
  • Сатоу Э. Руководство по дипломатической практике. М., 1961.
  • Селянинов О. П. Дипломатические представительства. М., 1986.
  • Соловьев Ю. 25 лет моей дипломатической службы. М., 1928.
  • Джон В., Жан С. Дипломатический церемониал и протокол. М, 1976.
  • Молочков Ф. Ф. Дипломатический протокол и дипломатическая практика. 2-е изд. — М., 1979.
  • Никифоров Д. С., Борунков А. Ф. Дипломатический протокол в СССР. М., 1985.
  • Серре Ж. Дипломатический протокол. М. 1961.
  • Янев Игор, Дипломатия, Институт политических исследований, Белград, 2013.

Порядок назначения и введения в должность главы представительства

Аккредитуемое государство до назначения главы представительства запрашивает агреман (согласие) у руководства страны пребывания в отношении конкретной кандидатуры работника. В случае отказа в агремане либо отсутствия какого-либо ответа глава представительства не назначается. Государство вправе не давать комментариев и не мотивировать отказ.

То есть глава представительства утверждается только после получения агремана. Ему выдается верительная грамота, которая является документом, направляемым властям страны пребывания. Она означает, что выбранное лицо будет излагать дипломатическую волю данного государства, поэтому ему и просят «верить». Собственно, отсюда и пошла название «верительная грамота».

Главы диппредставительств в иностранных государствах в Российской Федерации назначаются Президентом, а министр иностранных дел подписывает верительные грамоты.

Одно лицо может занимать эту должность в двух или более государствах, но при условии, если стороны не имеют возражений против этого. Чаще всего страны обмениваются дипломатическими представителями равных рангов.

Виды дипломатических представительств

Классификация дипломатических представительств довольно проста. Они могут быть созданы только в двух видах: миссия или посольство. Значительных различий между ними не существует, однако большинство стран, в том числе Российская Федерация, предпочитают обмен дипломатическими представителями – послами. В зависимости от этого выбора, устанавливаются и классы дипломатических представителей. Во главе посольства стоит полномочный или чрезвычайный посол, миссию возглавляет полномочный или чрезвычайный посланник, или же поверенный. На современном этапе государства в большинстве случаев создают свои дипломатические представительства по классу посольства.

Установление дипломатических отношений начинается с принятия общего соглашения. Например, в 1995 году Российской Федерацией и ЮАР было рассмотрено Совместное заявление об утверждении полномасштабных дипломатических отношений на уровне послов.

Отделения диппредставительств могут быть открыты и в городах. В 1995 г. в Екатеринбурге с согласия Правительства РФ было открыто отделение посольства Великобритании.

На практике государства предпочитают утверждать соглашения между собой в письменной форме, а именно: в нотах, совместных заявлениях, коммюнике.

В чём разница между посольством и дипмиссией?

Учреждение дипломатического представительства возможно на двух уровнях:

  • посольство, представляющее политико-экономические интересы своей страны. Вся территория и имущество посольства считается собственностью представленного государства;
  • дипломатическая миссия, во главе которой находится поверенный или посланник.

Согласно международному праву, между разными видами представительствами разницы нет, хотя дипмиссию обычно возглавляет руководитель более низкого ранга, чем посол, поэтому и статус миссии фактически ниже. Привилегия учреждения посольства на протяжении веков принадлежала крупным державам-гегемонам, в то время как дипмиссии могли создавать мелкие государства. С распространением международного права, уравнивающего все страны, такое ранжирование сошло на нет.

Посольство РФ в США в Вашингтоне

Основная функция посла — представление своего государства по всем вопросам. Разные отделы посольства выполняют широкий спектр задач, среди которых:

  • политические вопросы;
  • культурные связи;
  • консульские вопросы;
  • связь с прессой.

Мортира корабельная

В конце 15 века на кораблях появилось еще одно вооружение – короткоствольные мортиры. Они использовались для навесной стрельбы с углом возвышения свыше 45 градусов. Такое оружие позволяло использовать различные виды ядер, которые могли преодолевать высокие заслоны. Обычно корабли с мортирами на борту при боевых столкновениях становились во второй ряд военных судов.

Первые экземпляры имели длину ствола до 10 калибров. Дальность полета была меньше, чем у предыдущих моделей, однако такая пушка могла использовать ядра со взрывчаткой. Скорость движения снаряда из мортиры невысокая, а значит перегрузка при выстреле меньше, чем в предыдущих вариантах артиллерии. Ядро не разрывалось при вылете, при этом, взрываясь на вражеской палубе, создавало много проблем противнику. Кроме того, для ее производства не требовалось много усилий и большого количества материала. Данное вооружение имело неизменный внешний вид практически до 19 века.

Вооружение первых кораблей

История корабельного вооружения: Таран, Гарпаг, Абордаж

Мортира имела цельную структуру. Зажигательная смесь часто засыпалась со стороны дула. А поджигание осуществлялось через специальное отверстие в нижней части ствола.

Также данное вооружение использовалось при обстреле крепостей со стороны моря. Огромные пушки и бомбарды часто были не в состоянии пробить крепкие стены заграждения. В этом случае и применялись мортиры. Из них можно было запускать более тяжелые ядра или полые снаряды с взрывчатым веществом внутри. При этом они перелетали стены и поражали внутренние конструкции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector