Американцы восхитились российским десантным кораблем «зубр» на воздушной подушке

Первые опыты

Секрет скорости и беспрецедентной вездеходности состоит в оригинальном способе передвижения. Мощные пропеллеры создают под днищем судна избыточное давление, и оно зависает на заданной высоте. Идея возникла еще в конце двадцатых годов у советского инженера Левкова, работавшего на Новочеркасском судостроительном заводе. Им был построен опытный образец, названный в честь автора проекта «Левков-1» (Л-1), но, несмотря на очевидную перспективность, пришелся «не ко двору». В середине и второй половине тридцатых годов упор делался, скорее, на традиционные боевые средства, а споры шли между «конниками» и «танкистами». Оценить гениальную идею было некому. Работы свернули, и вспомнили о них лишь в 50-е, когда советская разведка узнала об аналогичных западных разработках.

Конструкторскому бюро «Алмаз» поручили создание особого десантного средства. Крупнотоннажные военные корабли (линкоры, крейсеры) тогда резали на металлолом, а руководству страны в лице Н. С. Хрущева нравились проекты необычные, революционные и фантастические. Таким и был первенец «Алмаза» – «Скат», представлявший собой симбиоз амфибии и катера, покинувший док и начале шестидесятых. До взвода морпехов это судно доставляло к точке высадки со скоростью курьерского поезда (90 км/ч). Прямым потомком этого чуда техники стал «Зубр», корабль на воздушной подушке.

Состав серии

Название
Заложен
Спущен на воду
Введён в состав флота
Списан
Флот
Статус
Изготовитель: Приморский судостроительный завод

МДК-95
1983
19861988
Утилизирован

МДК-51
100
23.02.1983
09.10.1985
10.10.1988
17.07.1997
Утилизирован

МДК-122
101
1983
02.01.1990
22.06.2005
Утилизирован
МДК-50,с 17.08.2001 — «Евгений Кочешков»
102
30.10.1990
БФ РФ
В строю
МДК-94,с 12.03.2001 — «Мордовия»
103
15.10.1991
БФ РФ
В строю
МДК-118«Kefallonia» (L180)
104
29.08.199420.12.2000
БФ РФВМС Греции
В строю

МДК-119
105

2005
Не достроен, разобран в 2005 году

МДК-120
106

Не достроен, разобран к 2011 году

«Kerkyra» (L182)
107
25.05.2000
28.05.2001
2001
ВМС Греции
В строю

«Kakynthos» (L183)
108
24.01.2003
25.07.2004
2004
ВМС Греции
В строю
Изготовитель: Судостроительный завод «Море»
МДК-57«Краматорськ» (U422)
301
1983
30.12.198831.12.1995
11.06.1999
ЧФ СССРВМС Украины
Утилизирован
МДК-123«Артемівськ» (U424)
302
1983
30.12.198931.12.1995
ЧФ СССРВМС Украины
Утилизирован
МДК-93«Горлівка» (U423)н.д.
303
17.02.1986
08.10.1991
30.12.199131.12.19952015
ЧФ РФВМС УкраиныВМС КНР
В строю
МДК-100«Донецьк» (U420)
304
26.06.1993
23.07.2008
ВМС Украины
Утилизирован
«Іван Богун» (U421)«Ithaki» (L181)
305
1993
09.12.2000
03.02.200117.02.2001
ВМС УкраиныВМС Греции
В строю
3325
306
н.д.09.2010
25.09.2012
12.04.2013
ВМС УкраиныВМС КНР
В строю
3326
307
28.12.2015
ВМС КНР
В строю
3327
308
ВМС КНР
В строю

Литература и источники информации

Литература

Корабли ВМФ СССР. Справочник в четырех томах. Том IV. Десантные и минно-тральные корабли. СПб: «Галея Принт», 2007. — 188 стр., ил.

Ссылки

  • https://nevskii-bastion.ru/12322/
  • https://topwar.ru/6675-zubr-samyy-bolshoy-korabl-na-vozdushnoy-podushke.html
  • https://korabley.net/news/2009-01-28-149
  • https://knigarekordovrossii.ru/index.php/rekordy/kategorii/tekhnika/833-krupnejshee-sudno-na-vozdushnoj-podushke.html
  • https://skuky.net/79510
  • https://www.odnako.org/blogs/dobro-pobezhdaet-kak-kiev-ukral-u-rossii-zubra-i-chto-iz-etogo-vishlo/

Принцип действия

Воздушная подушка — это слой сжатого воздуха под днищем судна, который приподнимает его над поверхностью воды или земли. Отсутствие трения о поверхность позволяет снизить сопротивление движению. От высоты подъёма зависит способность такого судна двигаться над различными препятствиями на суше или над волнами на воде.


Схема работы судна с воздушной подушкой: 1 — маршевые винты; 2 — поток воздуха; 3 — вентилятор; 4 — гибкая перепонка

По способу создания различают статическую (создаваемую вентилятором) и динамическую (создаваемую за счёт повышения давления при движении аппарата вблизи опорной поверхности) воздушные подушки.

Высадка десанта морской пехоты с десантных катеров на воздушной подушке «Скат»

По схеме образования различают следующие виды воздушной подушки:

  • камерная;
  • скеговая;
  • сопловая;
  • щелевая;
  • крыльевая (динамическая).

Наиболее простой способ образования воздушной подушки — камерный: воздух, нагнетаемый вентилятором под куполообразное днище, свободно вытекает по его периметру; чем больше подача воздуха, тем выше поднимается судно, но это требует повышенных затрат энергии, поэтому при большой высоте подъёма этот способ не экономичен.

Для уменьшения расхода воздуха у судов, предназначенных для движения только над поверхностью воды, подушку по бортам ограждают погруженными в воду жёсткими стенками или узкими корпусами — скегами. Такие суда называют судами скегового типа.

Более экономичен при большой высоте подъёма сопловой способ образования воздушной подушки, когда нагнетаемый вентилятором воздух подаётся под днище через наклонённые внутрь сопла, расположенные по его краям. Струи вытекающего из сопел воздуха изгибаются так, что центробежные силы, действующие на движущиеся по криволинейным траекториям частицы воздуха, уравновешиваются повышенным давлением в подушке, и воздушная подушка как бы «запирается» этими струями. Для увеличения высоты подъёма и уменьшения затрат мощности на образование воздушной подушки по её периметру дополнительно устанавливаются гибкие ограждения.

Камерная схема применена на опытном пассажирском речном судне «Нева», построенном в 1962 году в Ленинграде. А горьковские судостроители построили судно скегового типа «Горьковчанин», для перевозки пассажиров по мелководным рекам, экспериментальный катер «Радуга» и опытное пассажирское судно «Сормович» водоизмещением 32 т с сопловой схемой образования подушки.


Танк Абрамс сходит с СВП LCAC 53

Кроме лёгких экспериментальных судов создаются более крупные суда на воздушной подушке. Увеличение их размеров выгодно потому, что с ростом площади воздушной подушки уменьшаются удельные затраты мощности на её образование, улучшается мореходность судов.


СВП А48 с пассажирами


Cудно на воздушной подушке «Маршал» с электродистанционной системой управления


Cудно на воздушной подушке «Christy 6146 FC»

Современное СВП «Кайман-10». Благодаря простой и эффективной конструкции стоимость эксплуатации данного судна сравнима с обычным катером.

Десантная вместимость

Состав серии

Название
Заложен
Спущен на воду
Введён в состав флота
Списан
Флот
Статус
Изготовитель: Приморский судостроительный завод

МДК-95
1983
19861988
Утилизирован

МДК-51
100
23.02.1983
09.10.1985
10.10.1988
17.07.1997
Утилизирован

МДК-122
101
1983
02.01.1990
22.06.2005
Утилизирован
МДК-50,с 17.08.2001 — «Евгений Кочешков»
102
30.10.1990
БФ РФ
В строю
МДК-94,с 12.03.2001 — «Мордовия»
103
15.10.1991
БФ РФ
В строю
МДК-118«Kefallonia» (L180)
104
29.08.199420.12.2000
БФ РФВМС Греции
В строю

МДК-119
105

2005
Не достроен, разобран в 2005 году

МДК-120
106

Не достроен, разобран к 2011 году

«Kerkyra» (L182)
107
25.05.2000
28.05.2001
2001
ВМС Греции
В строю

«Kakynthos» (L183)
108
24.01.2003
25.07.2004
2004
ВМС Греции
В строю
Изготовитель: Судостроительный завод «Море»
МДК-57«Краматорськ» (U422)
301
1983
30.12.198831.12.1995
11.06.1999
ЧФ СССРВМС Украины
Утилизирован
МДК-123«Артемівськ» (U424)
302
1983
30.12.198931.12.1995
ЧФ СССРВМС Украины
Утилизирован
МДК-93«Горлівка» (U423)н.д.
303
17.02.1986
08.10.1991
30.12.199131.12.19952015
ЧФ РФВМС УкраиныВМС КНР
В строю
МДК-100«Донецьк» (U420)
304
26.06.1993
23.07.2008
ВМС Украины
Утилизирован
«Іван Богун» (U421)«Ithaki» (L181)
305
1993
09.12.2000
03.02.200117.02.2001
ВМС УкраиныВМС Греции
В строю
3325
306
н.д.09.2010
25.09.2012
12.04.2013
ВМС УкраиныВМС КНР
В строю
3326
307
28.12.2015
ВМС КНР
В строю
3327
308
ВМС КНР
В строю

Посадка спиреи японской

Посадку растения можно производить весной или осенью в облачную или дождливую погоду. Предварительно следует осмотреть корни саженца, удалить слабые и поврежденные и укоротить слишком длинные

Вегетативную часть куста также укорачивают примерно на треть длины, особенно это важно для растений с пересушенными корнями. Их рекомендуется до посадки окунуть на некоторое время в воду

Спирея неприхотлива и может хорошо развиваться на обычной дерновой земле. Можно приготовить для посадки специальный состав, представляющий смесь земли, торфа и песка в соотношении: 2:1:1. Растение хорошо себя чувствует при соседстве с можжевельником, туей, предпочитает солнечные места, как можно увидеть на фото.

Последовательность операций при посадке:

  1. Подготовить яму, объем которой примерно в 3 раза больше корневой системы саженца.
  2. На дно ямы уложить слой песка или битого кирпича для дренажа, предотвращающего застой воды, приносящий вред корням.
  3. Поместить растение в яму, располагая при этом корневую шейку саженца на одной плоскости с поверхностью грунта.
  4. Аккуратно заполнить оставшееся пространство приготовленной смесью, сверху уложить мульчу слоем высотой 7 см, можно использовать для этой цели торф, опилки или компост.
  5. Тщательно полить растение.

Катер на воздушной подушке своими руками

В России существуют целые сообщества людей, который собирают и разрабатывают любительские СВП. Это очень интересное, но, к сожалению, сложное и далеко не дешевое занятие.

Изготовление корпуса КВП

Известно, что суда на воздушной подушке испытывают гораздо меньшие нагрузки, чем обычные глиссирующие лодки и катера. Всю нагрузку на себя берет гибкое ограждение. Кинетическая энергия при движении не передается на корпус и это обстоятельство делает возможным монтаж любого корпуса, без сложных рассчетов прочности. Единственное ограничение для корпуса любительского КВП — вес. Это обязательно следует учитывать при выполнении теоретических чертежей.

Так же важным аспектом является степень сопротивления встречному воздушному потоку. Ведь аэродинамические характеристики напрямую влияют на расход топлива, который, даже у любительских СВП, сравним с расходом среднего внедорожника.

Профессиональный аэродинамический проект стоит больших денег, поэтому конструкторы-любители делают все «на глаз», просто заимствуюя линии и формы у лидеров автопрома или авиации. Про авторские права в данном случае можно не думать.

Для изготовления корпуса будущего катера можно использовать рейки из ели. В качестве обшивки — фанеру толщиной 4 мм, которая крепится при помощи эпоксидного клея. Оклейка фанеры плотной тканью (например, стеклотканью) нецелесообразна в виду значительного увеличения веса конструкции. Это наиболее технологически не сложный способ.

Наиболее искушенные представители сообщества создают корпуса из стеклопластика по собственным компьютерным 3d-моделям или на глаз. Для начала создается прототип и материала типа пенопласта с которого снимается матрица. Далее корпуса делаются точно так же, как лодки и катера из стеклопластика. 

Непотопляемости корпуса можно достигнуть множеством способов. Например при помощи установки в бортовые отсеки перегородок, непроницаемых для воды. А еще лучше — можно заполнить эти отсеки пенопластом. Можно установить под гибкое ограждение надувные баллоны, на подобии лодок ПВХ.

Силовая установка СВП

Основной вопрос — сколько, и он встречает конструктора на всем пути проектирования силовой системы.

Сколько двигателей, сколько должна весить рама и двигатель, сколько вентиляторов, сколько лопастей, сколько оборотов, сколько градусов сделать угол атаки и в конце концов сколько это будет стоить.

Именно данный этап является наиболее затратным, ведь в кустарных условиях невозможно соорудить двигатель внутреннего сгорания или лопасть вентилятора с нужным КПД и уровнем шума. Такие вещи приходится покупать, и стоят они не дешего.

Сложнейшим этапом сборки оказался монтаж гибкого ограждения катера, удерживающего воздушную подушку точно под корпусом. Известно, что из-за постоянного контакта с пересеченной местностью она склонна к быстрому износу. Поэтому для ее создания была использована брезентовая ткань. Сложная конфигурация стыков ограждения потребовала расхода такой ткани в количестве 14 метров.

Его износостойкость можно увеличить за счет пропитки резиновым клеем с добавлением алюминиевой пудры. Такое покрытие имеет огромное практическое значение. В случае износа или разрывов гибкого ограждения его можно без труда восстановить. По аналогии с наращиванием автомобильного протектора.

По словам автора проекта, перед тем как приступить к изготовлению ограждения, следует запастись максимальным терпением.

Установка готового ограждения, как и сборка самого корпуса, должны выполняться при условии нахождения будущего катера вверх килем. После раскантовки корпуса можно устанавливать силовую установку.

Для этой операции понадобится шахта размерами 800 на 800.

После того как система управления будет подведена к двигателю, наступает наиболее волнительный во всем процессе момент — испытание катера в реальных условиях.

Какие бывают СВП

Вариантов судов с воздушной подушкой очень много, и перечислять их можно долго и скучно. Мы этого делать не станем, упомянем три основных типа СВП — амфибийные, скеговые и сопловые.

В амфибийном типе воздух поступает из верхнего баллона постоянного давления в сегменты в нижнем ярусе. В скеговом воздух подается через отдельные баллоны (скеги), которые устанавливаются по периметру подушки. А в сопловом варианте воздух прогоняют под днище судна мощными вентиляторами, а гибкое ограждение удерживает его внутри. Судить, какой подход лучше, а какой хуже, нет смысла, ибо все они обладают различными преимуществами и недостатками (зачастую напрямую вытекающими из достоинств).

Первые испытания

Впервые РКВП «Бора» спустили на воду в 1988 году, но тяжелая политическая и экономическая обстановка не позволила сразу же провести испытания. Корабль «Бора» первые свои успехи показал в 1991 году. В районе острова Змеиного, что на Черном море, состоялись первые стрельбы, вызвали они нешуточный переполох у иностранных разведок. Такого во флоте еще нигде не встречали. Новый военный российский корабль, идя со скоростью 40 узлов, одновременно производил пуски ракет. Ракетный залп готовился всего лишь 30 секунд. Во время первых испытаний четырьмя ракетами «Москит» был полностью уничтожен патрульный списанный катер. Естественно, что такие залпы способны уничтожать даже крупные корабли, в том числе и авианосцы.

Малый корабль «Бора» стали называть «Морским разрушителем», ведь его задачей стало обезглавить флотилию, то есть нанести разрушительный удар по главному кораблю вражеской эскадры. После этого на скорости, превышающей скорость любого морского судна, скрыться из поля зрения.

В 1991 году на Черноморском флоте появился первый корабль на воздушной подушке – это и был «Бора».

Литература и источники информации

Литература

Корабли ВМФ СССР. Справочник в четырех томах. Том IV. Десантные и минно-тральные корабли. СПб: «Галея Принт», 2007. — 188 стр., ил.

Ссылки

  • https://nevskii-bastion.ru/12322/
  • https://topwar.ru/6675-zubr-samyy-bolshoy-korabl-na-vozdushnoy-podushke.html
  • https://korabley.net/news/2009-01-28-149
  • https://knigarekordovrossii.ru/index.php/rekordy/kategorii/tekhnika/833-krupnejshee-sudno-na-vozdushnoj-podushke.html
  • https://skuky.net/79510
  • https://www.odnako.org/blogs/dobro-pobezhdaet-kak-kiev-ukral-u-rossii-zubra-i-chto-iz-etogo-vishlo/

возникновение концепции «судно на воздушной подушке»

Первый проект судна на воздушной подушке еще в XVIII веке предложил шведский инженер Эммунэль Сведенбург. Впрочем, даже сам автор изобретения понимал его несостоятельность, так как требовался довольно мощный и компактный движитель, которого в то время просто не существовало. В Советском Союзе к этой идее причастен Константин Циолковский. В 1924 год он предложил создать безколесный вездеход на воздушной подушке движимый вперед при помощи реактивной струи. Позже профессор экспериментальной аэродинамики Владимир Левков еще в студенческие годы прочитал книгу Циолковского и буквально заболел идеей судов на воздушной подушке. После нескольких экспериментальных машин в 1937 году под руководством Левкова был создан опытный торпедный катер Л-5. Благодаря воздушной подушке он получил совершенно новые свойства, прежде всего скорость около 130 км/час. На полном ходу катер Л-5 не могла догнать ни одна торпеда, а также он был способен двигаться как над водой, так и над сушей. Возможности такой техники поразили военных моряков. Амфибийными качествами катера Л-5 даже заинтересовались сухопутные войска.

Владимир Левков продолжал работать над проектами судов на воздушной подушке вплоть до своей смерти — 1954 год. Он так и не сумел воплотить мечту об идеальном корабле. В последствие два гениальных изобретения вывели технологию из тупика.

Продолжением концепции стали машины разведки названные ползолетом разработанные в ВНИИ «Трансмаш». Они с легкостью проходили над минными полями, и могли двигаться там, где застревал обычный танк. Однако о размещении вооружения или легкого бронирования не могло быть и речи. В конечном итоге от танкостроения конструкторы отказались и создали корабли в таком облике, в котором они сейчас и находятся. В возможности кораблей на воздушной подушке верил главком ВМФ СССР Сергей Горшков. Для него это была непросто блажь.

Наиболее опасным оружием войны со стороны американцев были авианосцы, только с их помощью США могли вести боевые действия на европейском континенте. Главком ВМФ СССР предполагал уничтожать авианосные группировки с помощью ударных крейсеров и подводных лодок с крылатыми ракетами. Однако он хорошо понимал, что без захвата проливов и прилегающих побережий даже у самых мощных кораблей было немного шансов выйти на оперативный простор. В 1963 году стараниями Сергея Горшкова была возрождена морская пехота. Именно она должна была проложить советским кораблям путь в океан. Руководство советского флота поставило перед конструкторами ЦМКБ «Алмаз» непростую задачу разработать судно на воздушной подушке способное на большой скорости десантировать тяжелую бронетехнику и морскую пехоту непосредственно на берег.

Проекту был присвоен шифр «Джейран». Ленинградским судостроителям пришлось осваивать совершенно новые технологии и материалы. Корпус судна был изготовлен из алюминиевых сплавов. В то время для его сборки требовалась чрезвычайно шумная клепка. Человек с нормальным слухом не мог долго находиться в сборочном цеху, поэтому со всей страны на завод привозили глухонемых рабочих. Впрочем, через некоторое время от клепаных конструкций пришлось отказаться из-за быстрого перегорания сплавов. Результатом кропотливой работы стал малый корабль на воздушной подушке «Джейран», который поражал своей мощью. На скорости около 100 км/час он мог доставить к неприятельскому берегу два танка и двести десантников.
 

Технические характеристики малого десантного корабля на воздушной подушке «Джейран»:
Водоизмещение — 360 тонн;
Дальность плавания — 100 миль;
Скорость — 48 узлов;
Экипаж — 21 человек;Вооружение:
Артиллерийская установка 30 мм АК-230 — 2;
Десантовместимость:
1-й вариант: танк ПТ-76 — 4 и 50 морских пехотинцев;
2-й вариант: средний танк — 2 и 200 морских пехотинцев;

Практически параллельно с проектом «Джейран» в ЦКБ «Алмаз» был разработан десантно-штурмовой катер на воздушной подушке «Скат» перевозивший 40 десантников с полной экипировкой.
 

Конструкция и характеристики

«Сормович» имел длину 29,2 м, ширину 11,33 м и высоту 7,8 м. Водоизмещение судна составило: полное 37 т, порожнее 25,4 т. Средняя осадка в полном водоизмещении составляла всего 0,37 м. В качестве энергетической установки на судне использовали авиационный газотурбинный двигатель АИ-20К мощностью 1690 кВт (2000 э.л.с.). В качестве вспомогательного турбогенератора использовали газотурбинный двигатель АИ-8 с генератором ГС-24. Газотурбинный двигатель АИ-20К приводил во вращение 12-лопастный осевой вентилятор для нагнетания подушки и движители.

Была применена сопловая схема формирования ВП (воздушная завеса). Подушка имела длину 20,4 м, ширину 3,2 м и высоту гибкого ограждения 0,8 м. Площадь воздушной подушки была 208 м², давление воздушной подушки — 130 кг/м².

В качестве движетеля было использовано два четырехлопастных дюралевых реверсивных винта АВ-4, диаметром 2,6 м. Заявленную максимальную скорость СВП могло достичь 100 км/ч, хотя по воспоминаниям очевидцев на испытаниях «Сормович» достигал скорости 120-130 км/ч. Дальность плавания составила 600 км, а автономность хода — 8 часов. Судно имело экипаж 3 человека и могло брать на борт до 50 пассажиров. Пассажирский салон на 50 человек был размещён в носовой части судна.

Состав серии

Название
Введён в состав флота
Изготовитель
Текущий статус

МДК-51
100
10.10.1988

Приморский судостроительный завод
Утилизирован

МДК-122
101
02.01.1990
Приморский судостроительный завод
Утилизирован
МДК-50,с 17.08.2001 — «Евгений Кочешков»
102
30.10.1990
Приморский судостроительный завод
В составе Балтийского флота РоссииВ 2013—2014 годах прошёл ремонт
МДК-94,с 12.03.2001 — «Мордовия»
103
15.10.1991
Приморский судостроительный завод
В ремонте. В составе Балтийского флота России.
МДК-118,с 20.12.2000 — «Кефалония» (Kefallonia) L180
104
29.08.1994
Приморский судостроительный завод
В строю, ВМС Греции

МДК-119
105
Приморский судостроительный завод
Не достроен

МДК-120
106
Приморский судостроительный завод
Не достроен

«Керкира» (Kerkyra) L182
107
28.05.2001
Приморский судостроительный завод
В строю, ВМС Греции

«Закинтос» (Kakynthos) L183
108
25.07.2004
Приморский судостроительный завод
В строю, ВМС Греции
МДК-57,с 1995 года — «Краматорск» (Краматорськ) U422
301
30.12.1988

Судостроительный завод «Море»
Утилизирован
МДК-123,с 1995 года — «Артёмовск» (Артемівськ) U424
302
30.12.1989
Судостроительный завод «Море»
Утилизирован
МДК-93,«Горловка» (Горлівка)
303
30.12.19912015
Судостроительный завод «Море»

ВМС КНР
МДК-100,«Донецк» (Донецьк) U420
304
26.06.1993
Судостроительный завод «Море»
Утилизирован
«Иван Богун» (Іван Богун) U421,«Итаки» (Ithaki) L181
305
03.02.2001
Судостроительный завод «Море»
В строю, ВМС Греции
3325
306
~03.2014
Судостроительный завод «Море»
В строю, ВМС КНР
3326
307
28.12.2015
Судостроительный завод «Море»
В строю, ВМС КНР
3327
308
Судостроительный завод «Море»
В строю, ВМС КНР

Роль КБ «Алмаз»

Так, в ленинградском КБ «Алмаз» стали зарождаться идеи – монтировать ракетные установки на мелкие быстроходные катера. Во всем мире к новшеству русских отнеслись сдержано-скептически. Но шестидневная война 1967 года перевернула взгляды, после того как египетский катер (производства СССР) единым ракетным залпом отправил на дно израильский эскадренный миноносец. Началась новая эпоха на флоте. В 70-х годах инженерами КБ «Алмаз» под руководством В. И. Королева стали выдвигаться идеи по созданию легких катеров-катамаранов на воздушных подушках. Это повышало скорость передвижения, маневренность, неуязвимость. Задача – неожиданное появление, удар и такое же быстрое исчезновение. Так зародился малый корабль «Бора» на воздушной подушке.

Сколько осталось «Зубров»?

При всех достоинствах этого замечательного образчика советского оборонпрома нельзя не добавить в славную бочку меда, которой, несомненно, достойны его создатели, и ложку дегтя. На момент распада СССР в составе Черноморского флота числились восемь единиц ДКВП «Зубр». Эта бригада десантных кораблей была поделена не поровну, но по-братски: России достались пять (среди них – первый опытный образец, его можно не считать), а Украине – три судна («Краматорск», «Артемовск» и «Горловка»). Возмущаться поборникам всеобщей справедливости не стоит. Украинскому флоту оказались не нужны и те «Зубры», что он получил, содержать их оказалось не под силу военному бюджету. К тому же в Феодосии достраивались еще два корабля, один из которых удалось завершить. Опять же, справедливость требует заметить, что российский флот тоже распорядился своими «Зубрами» не лучшим образом. Когда Греция (страна – член НАТО!) изъявила желание приобрести уникальные боевые корабли, то и Украина, и Россия предложили купить по паре штук. Сделка состоялась.

Затем три оставшиеся единицы были за ненадобностью списаны из состава ВМС Украины, и, по всей видимости, порезаны на металлолом, спрос на который есть всегда.

Итак, в итоге у греков «Зубров» больше всех, целых четыре. Флот России обладает двумя единицами, а в Китае – один, достроенный на украинских верфях. Кстати, в КНР планируется постройка еще четырех экземпляров. Украинские специалисты предоставили помощь и техническую документацию.

В утешение можно констатировать, что боевое применение «Зубров» во время грузино-абхазского конфликта пока было единственным и успешным. Подробности военных операций с их участием широкой общественности неизвестны.

См. также

Границы подушки

Для того чтобы нагнетаемый воздух не уходил по сторонам, а «работал», удерживая тяжеловесное судно на заданном клиренсе, конструктивно предусмотрены ограничители. Они представляют собой эластичное ограждение, выполненное по двухъярусной схеме. Ресивер гибкий, навесные элементы разделены крестообразно двумя килями, поперечным и продольным. Вся эта непростая система позволяет надежно «опирать» на сжатый воздух такую махину, как «Зубр». Корабль на воздушной подушке покоится или движется до тех пор, пока давление уравновешивает его вес, приподнимается, если это нужно, чтобы преодолеть неровности рельефа, и опускается на грунт, когда пора осуществлять высадку десанта и выгрузку боевой техники

Для него неважно, каков характер поверхности, вода это или суша, диапазон волнения достаточно широк, а способность «заползать» далеко за береговую линию выгодно отличает его от других, более распространенных и традиционных десантных средств

Состав серии

В период с 1970 г. по 1985 г. на ПО «Алмаз» г. (Санкт-Петербург) было построено 20 МДКВП данного типа (1 корабль проекта 1232 и 19 кораблей проекта 12321). При этом МДК-66 в результате пожара в 1973 г. Поправка – Это было в 1983 году. получил сильные повреждения и был построен фактически заново, при этом первоначальные корпусные конструкции были разобраны на металл, а задел оборудования и механизмов использовался при постройке других кораблей серии. В настоящее время все МДКВП исключены из списков флота. Представители данной серии представлены в таблице.Цвета таблицы:Красный — Списан или утилизирован или потерян

Название Иллюстрация Изготовитель Ввод в строй Флот Текущий статус
МДК-167 539, 500, 530, 552, 701, 747, 799 ПО «Алмаз» 71 1970 БФ Экспериментальный (пр. 1232). Списан в 1992
МДК-86 501, 523, 734, 742, 704, 708 ПО «Алмаз» 72 1975 БФ Списан в 1988
МДК-117 588, 529, 527, 729, 710, 737, 722, 751, 719 ПО «Алмаз» 73 1974 БФ Списан 24.06.1991
МДК-103 525, 745, 730, 754, 717, 755 ПО «Алмаз» 74 1975 БФ Списан 19.03.1992
МДК-217 531, 740, 755, 731, 744, 738 ПО «Алмаз» 75 1976 БФ Списан 19.03.1992
МДК-219 742, 708, 749, 739, 707 ПО «Алмаз» 76 1977 БФ Списан 19.03.1992
МДК-184 570, 569, 573, 590, 505, 610 ПО «Алмаз» 77 30.07.1978 КФл Списан 28.05.2004
МДК-162 612, 572, 568, 567, 575, 504 ПО «Алмаз» 78 1979 ЧФ Списан 8.07.1996
МДК-165 601, 753, 748, 721, 755, 756, 740 ПО «Алмаз» 79 1979 БФ Списан 4.08.1995
МДК-9 572, 559, 583, 500 ПО «Алмаз» 80 1980 ЧФ Списан 5.12.1995
МДК-16 630, 578, 561, 581, 501 ПО «Алмаз» 81 1981 ЧФ Списан 5.12.1995
МДК-88 574, 563, 579, 502, 609 ПО «Алмаз» 82 30.11.1981 ЧФ, КФл Списан 14.03.2010
МДК-89 615, 576, 565, 577, 503 ПО «Алмаз» 83 1982 ЧФ Списан 8.07.1996
МДК-77 622, 701, 707, 777, 759 ПО «Алмаз» 84 1982 БФ Списан 17.12.1994
МДК-18 575, 570, 506, 608 ПО «Алмаз» 85 30.11.1984 ЧФ, КФл Списан в марте 2007
МДК-15 611, 789, 760, 700 ПО «Алмаз» 86 1984 БФ Списан 10.04.2002
МДК-113 700, 758, 722, 730 ПО «Алмаз» 87 1984 БФ Списан 10.04.2002
МДК-17 710, 775, 722 ПО «Алмаз» 88 1985 БФ Списан 10.04.2002
МДК-114 635, 741, 711, 726, 738, 703 ПО «Алмаз» 89 1985 БФ Списан 16.03.1998
МДК-44 727, 779, 726 ПО «Алмаз» 90 1985 БФ Списан 17.12.1994

Конструкция

Модель корабля

Вооружение корабля: видны ракетные установки МС-227

Привод нагнетателей воздушной подушки и воздушных винтов на корабле осуществляется от установки М35 суммарной мощностью 50 000 л. с. производства Государственного предприятия «Научно-производственный комплекс газотурбостроения „Зоря“ — „Машпроект“». Образованию воздушной подушки служат 4 нагнетательных агрегата НО-10 с осевым рабочим колесом диаметром 2,5 м. Создание тяги для движения судна осуществляется тремя 4-лопастными реверсивными винтами с принудительным управлением шага. Винты диаметром 5,5 м установлены в кольцевых насадках из полимерных композиционных материалов производства КТБ «Судокомпозит». На кораблях проекта 12322 имеются две электростанции, состоящие из двух газотурбогенераторов мощностью по 100 кВт каждая и главных распредщитов. Управление движением корабля и его техническими средствами происходит централизованно, дистанционно и с использованием элементов автоматизации. Оно осуществляется из главного командного пункта, центрального поста управления и выносных пультов.

Корпуса малых десантных кораблей выполнены цельносварными из высокопрочного коррозионностойкого алюминиево-магниевого сплава. Основная силовая несущая часть корпуса корабля, обеспечивающая прочность и непотопляемость судна, представляет собой понтон прямоугольной формы. Находящаяся на понтоне надстройка разделена двумя продольными переборками на 3 функциональных отсека. В средней части размещён отсек техники десанта с танковыми дорожками и аппарелями. В бортовых отсеках размещены главные и вспомогательные энергоустановки, помещения личного состава десантируемых групп, жилые помещения, системы обеспечения жизнедеятельности и защиты от ОМП (оружия массового поражения). Гибкое ограждение воздушной подушки предназначается для удержания воздушной подушки под корпусом корабля и для обеспечения требуемой высоты подъёма судна над опорной поверхностью (клиренс). Ограждение выполнено двухъярусным: с гибким ресивером и навесными элементами — с крестообразным секционированием воздушной подушки продольным и поперечным килями. Для поддержания комфортных условий на боевых постах, в помещениях десанта и жилых помещениях экипажа предусмотрены системы вентиляции, кондиционирования, отопления, теплозвукоизолирующие покрытия, конструкции из вибродемпфирующего материала, а также созданы нормальные условия отдыха и питания экипажа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector