«дедовщина» в ссср: что никогда не сделает правильный «дед»

ВВЕДЕНИЕ

Ритуалы

Переход военнослужащих на следующую иерархическую ступень сопровождался специальным обрядом – переводом. Его формы были различны, но суть — одна. К примеру, солдата били ремнем столько раз, сколько месяцев ему осталось служить, и все это он должен переносить молча. Однако при переходе в категорию «дедов» удары наносились ниткой, при этом солдат должен был кричать во весь голос, словно страдая от сильной боли.

На флоте были свои ритуалы. Так при переводе из категории «карасей» в «полторашники» происходил обряд «смывания чешуи». В зависимости от погодных условий и места действия «карася» выбрасывали за борт, окунали в прорубь или обливали из пожарного шланга, стараясь провести обряд перевода неожиданно для «посвящаемого».

В советской армии практиковались и более жесткие ритуалы, например «пробивание лося». Старослужащий заставлял солдата нового призыва скрестить руки на некотором расстоянии ото лба, после чего наносил ему удар в перекрестие рук. Сила удара зависела от настроения «деда» или от вины новобранца.

Нередко ритуальная сторона дедовщины отходила на второй план, и старослужащие начинали откровенно издеваться над новичками. Иногда это закачивалось трагедией. Не только для «духов». Широкую известность в период перестройки получило «дело Сакалаускаса» – молодого солдата из Литвы, расстрелявшего в феврале 1987 года на подъезде к  Ленинграду караул из семи старших сослуживцев.

Среди погибших оказались обидчики Сакалаускаса: повар Гатауллин, который регулярно подсыпал в порцию «духа» полстакана соли или песка, лишал его завтрака или обеда; старший сержант Семенов, не раз макавший рядового лицом в унитаз, ставивший в наряд на 10 часов. После инцидента Сакалаускас с диагнозом  «хроническое психическое заболевание с непрерывно прогрессирующим течением» был направлен на принудительное лечение.

И таких трагических последствий дедовщины было немало. Как же реагировало на это военное руководство? Еще летом 1982 года был издан секретный приказ №0100 о борьбе с неуставными отношениями. Однако к этому времени дедовщина приобрела настолько массовый характер, что бороться с ней было практически невозможно.

Особенности техники

Службы тыла – больше всего пораженные дедовщиной

Как раковая опухоль дедовщина распространилась во всех подразделениях Советской армии. Наибольших размеров она достигла в так называемых частях тыла.

На первом месте — военно-строительных войсках, относящиеся к Минобороны и Министерству среднего машиностроения. Основная часть личного состава здесь была из кавказских республик: в батальонах иногда численность солдат доходила до 90%. В своих воспоминаниях бывшие солдаты – некоторые из них стали знаменитыми писателями – смогли рассказать всю правду. Характерный случай — один из новобранцев с самого первого дня службы в стройбате не понравился одному из старослужащих и стал его унижать – подзатыльники, удары ниже спины, зуботычины стали обычным делом. Наконец, солдат не вытерпел и прижал своего мучителя к стенке, пообещав пырнуть его острой отверткой. На время дед отступился от молодого солдата, но стал натравливать на него других. Иногда такие конфликты доходили до расстрельных дел.

Язык дедовщины

Дедовщина в армии — это давно устоявшийся принцип быта и способ общения солдат между собой. Естественно, что неуставные отношения требуют и специфической лексики, которая в среде солдат-срочников подчеркивает иерархию. Лексика разнится согласно видам Вооруженных сил, особенностям подразделения и месту нахождения воинской части. Однако любой язык дедовщины понятен всем. Вот наиболее употребительный словарь:

— военнослужащий, еще не принявший присягу и живущий в отдельной казарме: «салабон», «мамонт», «запах», «карантин»;

— военнослужащий первого полугодия службы: «дух», «щегол», «чижик», «гусь»;

— военнослужащий второго полугодия службы: «слон», «морж», «старший гусь»;

— военнослужащий, отслуживший больше года: «котел», «черпак», «помазок», «фазан»;

— военнослужащий, отслуживший от полутора до двух лет: «дед» или «старик»;

— военнослужащий, находящийся в части после выхода приказа об увольнении в запас: «дембель» или «карантин».

Некоторые термины требуют расшифровки. «Вы ещё даже не «духи», вы – «запахи», – так «деды» говорили новобранцам, только что прибывшим в часть. Почему «запахи»? Потому что от призывников еще пахло бабушкиными пирожками, которыми их откармливали перед службой.

Следующая ступень новобранца – «дух» (также «салабон» или «желудок»). В армии он — никто. У него нет никаких прав. Никто ему не должен, а он обязан всем.

«Слонами» называли срочников, уже втянувшихся в армейские будни: они еще не привыкли филонить и готовы выдерживать любые нагрузки.

Дедовщина ни при чём?

Многие эксперты пытаются ответить на вопрос: что толкает солдат-срочников расстреливать сослуживцев.

Председатель президиума Общероссийской организации «Офицеры России», Герой России генерал-майор Сергей Липовой уверен, что в российской армии удалось побороть дедовщину. Следовательно, неуставные отношения не являются триггером к массовым расстрелам солдат.

Такой же точки зрения придерживаются и в Минобороны РФ. В августе замминистра обороны Андрей Картаполов заявил, что дедовщина и казарменное хулиганство «полностью искоренены в российской армии», сообщают РИА Новости со ссылкой на пресс-службу форума «Армия-2020», которая распространила заявления высокопоставленного военнослужащего.

Картаполов подчеркнул, что в Вооружённых силах РФ был «наведён уставной порядок» и значительно «снизилось число воинских преступлений». Замминистра обороны отметил, что такие достижения повлияли «на качество призыва и желание граждан России проходить срочную службу».

В качестве доказательств Минобороны привело статистику военных преступлений за 2019 год.

Так, в прошлом году на 26,5% снизилось количество уголовных дел по преступлениям против военной службы. Почти на 42% стало меньше случаев самовольного оставления военнослужащими воинских частей. Более чем на треть в армии стало меньше грабежей и случаев дезертирства. На 21,4% — насильственных действий в отношении начальника. На 13,8% — рукоприкладства.

Общая доля неуставных отношений и рукоприкладства в прошлом году составила около 12% от всего числа преступлений в Вооружённых силах РФ. Однако именно они, отмечают в Минобороны, «наиболее резонансные по степени негативного воздействия на воинские коллективы», сообщает «Российская газета».

Блистательные перспективы и скромные реалии линкора «Тирпиц»

Shareman для Windows

Патроны 40 SW

Позитивное или негативное социальное явление

Чтобы здраво рассуждать на тему дедовщины, необходимо настроить себя на то, что вопрос этот достаточно многогранный, и при установлении одной истины возникает еще более споров. Первый парадокс заключается в том, что искоренить это проявление пытались на протяжении многих десятилетий, но большинство мужчин старшего поколения при упоминании про своеобразную иерархию в армии лишь задумчиво улыбнутся. Причем они нередко отмечают, что именно благодаря воспитанию со стороны «дедов» «дух» становится настоящим солдатом.

В чем заключается такое противоречие? Несомненно, в семьях, которые пострадали от последствий неуставных отношений, будут твердить о полном искоренении данного пережитка общества, а бывшие военнослужащие, чьи судьбы не постигла трагедия, считают, что каждый должен через подобные испытания пройти. Причина разногласий кроется в неоднозначном понимании дедовщины, как таковой.

С одной стороны, она представлена строгой школой, которую устраивают старослужащие молодому пополнению. Что в этом плохого? Конечно, форма воспитания своеобразна, однако в результате новобранец становится самостоятельным, учится обслуживать, прежде всего, себя самого, соблюдать субординацию, жить в коллективе, выполнять приказы, правильно маршировать.

С другой стороны, меры воспитания иногда переходят не только мыслимые границы, но и рамки законности. Появляются неуставные отношения, беспредел, который трактуется, как преступление против личности. Именно они выражены публичным унижением, избиением, прочими страшными деяниями. Таким образом, при всем негативе о дедовщине вспомнят с доброй иронией приличная доля запасников, но мы, все же, будем говорить о тяжелых последствиях данного явления.

Возвращение

Когда в конце 1960-х годов в советской армии стали вновь отмечаться случаи неуставных взаимоотношений, многие, особенно ветераны Великой Отечественной, не хотели в это верить, называя это выдумкой, брехней. Седовласым фронтовикам, для которых моральный дух, честь и взаимовыручка на войне были превыше всего, подобное было принять непросто.

По одной из версий, дедовщина вернулась в армию после сокращения срока службы по призыву в 1967 году с трех лет до двух в сухопутных войсках и с четырех до трех — на флоте. В течение некоторого времени сложилась такая ситуация, что в одном подразделении находились срочники, которые дослуживали третий год, и те, кому суждено было провести в армии на год меньше. Последнее обстоятельство выводило из себя служащих старого призыва, и они вымещали злобу на новобранцах.

Корень проблемы

Слышали об этом понятии, пожалуй, все, но мало кто представляет реально, что такое дедовщина в армии. У этого термина имеется официальное объяснение. Дедовщина – это неофициальная иерархия между военнослужащими, основанная на сроке их службы и сопровождающаяся дискриминацией.

Вопрос неуставных отношений существует давно, практически с момента формирования армии. Всегда были землячества и прочие группы людей, которые противопоставляли себя другим. Но выражено это отношение было слабо. В Российской армии отношения между теми, кто служил давно и кто пришел только недавно, строились по-разному.

Попытки заставить новичков работать за себя или подчиняться иначе случались, но в большинстве своем быстро пресекались офицерами. Во многом от дедовщины спасали авторитет офицеров и строгая дисциплина.

К середине 19 века, когда либерализация коснулась всех групп общества, в том числе и военнослужащих, изменяются отношения и в армии. Дедовщина практически становится нормой. особенно заметно это в военных училищах, где учащиеся старших курсов третировали новичков.

После революции Красная армия создавалась сложно из разрозненных остатков и включала в себя не только профессиональных военных и тех, кто прошли Первую мировую или финскую, но и совершенно молодых новобранцев. Любые неуставные отношения пресекались.

Один из реальных случаев был зафиксирован в 1919 году, когда трое «дедов» 1-го полка 30-й стрелковой дивизии попытались заставить своего сослуживца сделать за них работу, а когда тот отказался – избили до смерти. Всех троих расстреляли согласно законам военного времени. В дальнейшем информации о дедовщине в советской армии не поступало.

Деды в советской армии появились вновь в 1960-х годах, когда произошло сокращение сроков службы. Специалисты выделяют несколько причин ее возрождения.

Согласно первой сокращение сроков службы в армии привело к тому, что в казармах оказались одновременно те, кто вынужден был служить 3 года, и те, кому «досталось» всего 2. Подобное неравенство вызвало раздражение со стороны старослужащих, что вылилось в неприязни к новеньким и попытках «поучить их жизни».

По второй версии – суть проблемы в том, что в армию стали брать людей с уголовным прошлым. Официально это объяснялось попыткой их перевоспитания, а на деле чиновники закрывали брешь демографического спада, из-за которого количество призывников значительно сократилось.

Люди, отсидевшие в местах лишения свободы, принесли в армию свои законы, пытаясь построить аналогичные отношения. Еще в одной версии «заслугу» возлагают на плечи офицерского состава, который начал использовать солдат как рабочую силу в личных целях. Их трудом возводились дачи, копались огороды и производились другие работы.

В такой ситуации старослужащие выступали в роли надсмотрщиков за новичками, выполнявшими основную работу. Особенно активно расцвела дедовщина в армии в 90-е годы, когда страна разваливалась, и никому не было дела ни до профессиональных военных, ни тем более до молодых служащих.

Когда оружие продавалось на сторону, а корабли разрезались на металлолом, профессиональные военные месяцами не видели зарплаты, а условия службы порой были отвратительными. Армия осталась один на один со своими проблема, которые и выплеснули в виде тяжелых случаев неуставных отношений.

В советское время дедовщина считалась чем-то диким и непонятным

Panther II в игре

Как построена армейская иерархия

Дедовщина не означает беспредел или анархию. Это не просто способ умудренных службой солдат измываться над неопытными товарищами, а жесткая и стройная система, выстроенная в течение многих поколений. Существует целый «табель о рангах», согласно которому, военнослужащие получают статус и неофициальное звание в зависимости от срока службы. При переходе с одной ступени иерархической лестницы на более высокую, солдат должен пройти особый ритуал, сопровождающийся, как правило, причинением физической боли. Их названия (скорее, клички) могут меняться в зависимости от вида и рода войск, но в целом они похожи:

  • «Запахи», «духи бесплотные», «быки», «карантины» — военнослужащие, находящиеся на карантине, еще не принявшие присягу;
  • «Духи», «отцы», «воробьи», «ЧИЖи» (человек, выполняющий желания) — солдаты, прослужившие менее полугода;
  • «Слоны», «гуси», «вороны» (ВДВ), «моржи», «щеглы», «мамонты», «караси» (ВМФ) — военнослужащие, находящиеся на втором полугодии службы;
  • «Черпаки», «черепа», «борзые караси», «годки» (флот), «помазки» — солдаты, прослуживший один год;
  • «Дедушки», «деды», «старики» — срок службы более полутора лет. От термина «дед» и пошло название неуставных отношений;
  • «Дембель» — неофициальный статус военнослужащего после выхода приказа об увольнении в запас.

В системе неуставных отношений деды имеют самое привилегированное положение. В казарме их слово – закон. Особенно это касается «духов» и «запахов». «Деды» в армии избегают участия в хозяйственных работах – этим занимаются «молодые» бойцы, хотя и старослужащие вынуждены соблюдать некоторые традиции. Например, еще с советских времен повелось, что в «стодневку» – за сто дней до приказа о демобилизации – «дед» обязан отдавать свое масло «духам».


«Дед» — это вершина неофициальной армейской иерархии

Военнослужащие, прослужившие более одного года («черпаки», «черепа»), согласно казарменной иерархии, занимают промежуточное положение. Они не имеют полной власти над молодыми солдатами, но уже не занимаются уборкой территории или помещений. «Черпаки» следят за порядком, присматривают за «духами», контролируют соблюдение негласных казарменных законов. Они же приводят в исполнение наказания, которые назначены старослужащими «слонам» и «духам». «Черпаки» имеют право сидеть в присутствии «дедов» и «дембелей», им можно есть гражданскую пищу, подшивать одежду и расстёгивать верхнюю пуговицу. Они даже могут употреблять алкоголь, но только с разрешения «дедов». Полную власть над молодыми солдатами «черпаки» получают после призыва собственных «духов», то есть к окончанию полуторагодового срока службы. Применять силу они могут только с одобрения старослужащих.

Молодые солдаты в первые шесть месяцев службы вообще не имеют никаких прав. До достижения ранга «черпака» у них есть только обязанности. Они не могут перешивать свою форму, посещать чайную, держать руки в карманах, их передачи из дому обычно попадают к старослужащим. Новобранцы полностью обслуживают «дедов», вплоть до стирки их нижнего белья и носков.

«Дух» обязан терпеть издевательства сослуживцев, стоящих выше него в казарменной иерархии, заниматься выполнением самых грязных и тяжелых работ, его могут избить за малейшую провинность.

В завершение можно добавить, что после уменьшения срока службы до одного года, вышеописанная система постепенно уходит в прошлое. За двенадцать месяцев она просто не успевает сложиться.

Болезнь общества

Для многих исследователей дедовщина в советской армии — прямое следствие изменившегося социального фона в стране. Адмирал, в прошлом командующий Северным флотом Вячеслав Попов полагает, что дедовщина – это болезни общества, которые были перенесены в армейскую среду.

В 1960-е годы в советском обществе произошел надлом, когда элита, окончательно вырвавшаяся из-под тотального контроля сталинской системы, начала раскачивать десятилетиями складывающуюся систему субординаций и подчинений. Ответственность сменилась безответственностью, а прагматизм – волюнтаризмом.

Ученый и публицист Сергей Кара-Мурза связывает дедовщину с падением общинного принципа построения Союза и с переходом всего населения на евроцентристские и индивидуалистические рельсы. Кара-Мурза называет это «фактически первым звоночком катастрофического разрушения общественной морали».

Это было время, когда на металлолом резались корабли и самолеты, а в офицерском составе происходили большие сокращения. Генералы, которые пытались противодействовать с их точки зрения деструктивному процессу, немедленно смещались. На их место пришла новая, «паркетная», генерация военачальников, которая больше была озабочена не повышением боеготовности, а личным благополучием.

На рубеже 1960-70-х годов мало кто верил во внешнюю угрозу, и это сильно расхолаживало Вооруженные силы. Однако армия не может существовать вне иерархии и порядка. Все это сохранилось, но согласно новым веяниям трансформировалось в неуставные методы поддержания дисциплины. Как отмечает Кара-Мурза, выхолащивание сталинизма из армии привело к тому, что явная и жесткая форма подавления личности была заменена на более мягкую и скрытую.

Что никогда не сделает «правильный» «дед»

«Дедушка», конечно же, не станет мыть полы – это вообще западло. И в принципе любая обременительная работа – не для него. «Деды» не ходят на утреннюю зарядку, не подрываются спрыгивать с верхних ярусов коек в казарме по команде «Рота, подъем!». Во-первых, наверху спят только «душары» и «беспонтовые» «черпаки». Во-вторых, «деду» «по сроку службы положено» быть медлительным – «париться» за него должны другие, он свое отпрыгал. «Деды» стараются занять в армии «теплые» места – они каптерщики, хлеборезы.

В Советской армии «дедов» можно было безошибочно различить по внешнему виду. Внешность – паспорт «дедушки», его непременный атрибут. Уважающий себя «дед» никогда не будет выглядеть «по-духовски». Отличительные особенности, которые должны были свидетельствовать о наивысшем социальном статусе военнослужащего срочной службы, имелись практически в каждом предмете одежды и обуви старослужащего. Бляха кожаного ремня, непременно загнутая вовнутрь, – сияет, надраенная «пастой гои» как зеркало на солнце. Кокарда на фуражке (в холодное врем года – на шапке) загнута так же, как и ременная бляха. Сама шапка – «ведром» (особая форма «дедовского» головного убора, получавшаяся после оснащения шапки специальными вставками и последующей глажки).

«Парадка» – выходной китель – безукоризненно выглаженная и новая (чаще – «отжатая» у «духа»). На ней должны быть все значки, которые только возможно достать – от комсомольского до гвардейского. Форма х/б, как и шинель (бушлат) – ушитые. Сапоги – яловые, укороченные, каблуки обрезанные «на конус», с подковами. Прическа – спереди чуб, сзади по уставу, с окантовкой. Зимой под х\б – «вшивник» (свитер или что-то другое, тоже неуставное, но теплое).

«Подшива» (подворотничок) – никаких стандартных «духовских», только аккуратно сложенный в несколько слоев белоснежный кусок разорванной простыни или наволочки, желательно толщиной едва ли не с палец – это особый шик. «Дед» подшивается (вернее ему подшивают «духи») только черными нитками. «Деды»-«дембеля» (солдаты и сержанты после выхода приказа министра обороны о демобилизации их призыва) носят на «подшиве» вышитый знак «ДМБ».

Манера одеваться: шапка (фуражка) – на затылке, верхняя пуговица на кителе – расстегнута, крючок на х/б не используется вообще. Сапоги – гармошкой. Ремень – висит на… (на причиндалах, скажем так).

«Правильный» «дед» не гоняет «духов» – это удел «черпаков». В столовую «деды» тоже стараются не ходить – еду им должны носить «духи» «Дед»-«дембель» мыслями уже «там», на гражданке. Он отдает свое положенное на завтрак масло «духам», а сам заканчивает приводить в порядок свою карнавальную дембельскую форму.

Реклама от Google

Все товары, по тегам

Примечания

Место пушки — в башне

Как построена армейская иерархия

Дедовщина не означает беспредел или анархию. Это не просто способ умудренных службой солдат измываться над неопытными товарищами, а жесткая и стройная система, выстроенная в течение многих поколений. Существует целый «табель о рангах», согласно которому, военнослужащие получают статус и неофициальное звание в зависимости от срока службы. При переходе с одной ступени иерархической лестницы на более высокую, солдат должен пройти особый ритуал, сопровождающийся, как правило, причинением физической боли. Их названия (скорее, клички) могут меняться в зависимости от вида и рода войск, но в целом они похожи:

  • «Запахи», «духи бесплотные», «быки», «карантины» — военнослужащие, находящиеся на карантине, еще не принявшие присягу;
  • «Духи», «отцы», «воробьи», «ЧИЖи» (человек, выполняющий желания) — солдаты, прослужившие менее полугода;
  • «Слоны», «гуси», «вороны» (ВДВ), «моржи», «щеглы», «мамонты», «караси» (ВМФ) — военнослужащие, находящиеся на втором полугодии службы;
  • «Черпаки», «черепа», «борзые караси», «годки» (флот), «помазки» — солдаты, прослуживший один год;
  • «Дедушки», «деды», «старики» — срок службы более полутора лет. От термина «дед» и пошло название неуставных отношений;
  • «Дембель» — неофициальный статус военнослужащего после выхода приказа об увольнении в запас.

В системе неуставных отношений деды имеют самое привилегированное положение. В казарме их слово – закон. Особенно это касается «духов» и «запахов». «Деды» в армии избегают участия в хозяйственных работах – этим занимаются «молодые» бойцы, хотя и старослужащие вынуждены соблюдать некоторые традиции. Например, еще с советских времен повелось, что в «стодневку» – за сто дней до приказа о демобилизации – «дед» обязан отдавать свое масло «духам».

«Дед» — это вершина неофициальной армейской иерархии

Военнослужащие, прослужившие более одного года («черпаки», «черепа»), согласно казарменной иерархии, занимают промежуточное положение. Они не имеют полной власти над молодыми солдатами, но уже не занимаются уборкой территории или помещений. «Черпаки» следят за порядком, присматривают за «духами», контролируют соблюдение негласных казарменных законов. Они же приводят в исполнение наказания, которые назначены старослужащими «слонам» и «духам». «Черпаки» имеют право сидеть в присутствии «дедов» и «дембелей», им можно есть гражданскую пищу, подшивать одежду и расстёгивать верхнюю пуговицу. Они даже могут употреблять алкоголь, но только с разрешения «дедов». Полную власть над молодыми солдатами «черпаки» получают после призыва собственных «духов», то есть к окончанию полуторагодового срока службы. Применять силу они могут только с одобрения старослужащих.

Молодые солдаты в первые шесть месяцев службы вообще не имеют никаких прав. До достижения ранга «черпака» у них есть только обязанности. Они не могут перешивать свою форму, посещать чайную, держать руки в карманах, их передачи из дому обычно попадают к старослужащим. Новобранцы полностью обслуживают «дедов», вплоть до стирки их нижнего белья и носков.

«Дух» обязан терпеть издевательства сослуживцев, стоящих выше него в казарменной иерархии, заниматься выполнением самых грязных и тяжелых работ, его могут избить за малейшую провинность.

В завершение можно добавить, что после уменьшения срока службы до одного года, вышеописанная система постепенно уходит в прошлое. За двенадцать месяцев она просто не успевает сложиться.

https://youtube.com/watch?v=hUck4F04XKY

Возвращение

Когда в конце 1960-х годов в советской армии стали вновь отмечаться случаи неуставных взаимоотношений, многие, особенно ветераны Великой Отечественной, не хотели в это верить, называя это выдумкой, брехней. Седовласым фронтовикам, для которых моральный дух, честь и взаимовыручка на войне были превыше всего, подобное было принять непросто.

По одной из версий, дедовщина вернулась в армию после сокращения срока службы по призыву в 1967 году с трех лет до двух в сухопутных войсках и с четырех до трех — на флоте. В течение некоторого времени сложилась такая ситуация, что в одном подразделении находились срочники, которые дослуживали третий год, и те, кому суждено было провести в армии на год меньше. Последнее обстоятельство выводило из себя служащих старого призыва, и они вымещали злобу на новобранцах.

Историческая справка

Основная статья: История G.W. Panther

Geschützwagen Panther — проект САУ вермахта на базе танка PzKpfw V Panther. Разрабатывался фирмой Крупп в 1943-1944 году. Был постороен макет САУ. Прототип изготовлен не был.

Несмотря на то, что шасси «Пантеры», как основного боевого танка, рассматривалось в качестве носителя множества артиллерийских и реактивных систем, даже до стадии рабочих чертежей дошли немногие. Но поскольку проектов было много — наиболее интересные из них заслуживают хотя бы краткого освещения. 4 июня 1942 г. фирма «Крупп» получила заказ на разработку 105-мм легкой самоходной гаубицы на шасси танка VK 3002 (MAN). Эта гаубица рассматривалась как многоцелевое орудие, которое должно было занять место аналогичной артсистемы на шасси GW II 1/1 V, изготовленной в 1942 г. и испытанной на Восточном фронте. Орудие в ней устанавливалось в открытой сверху вращающейся башне, спаренной из 20-35 мм листов брони. Несмотря на лучшие характеристики, чем у уже принятых на вооружение штурмовой гаубицы StuH 42 и легкобронированной полевой САУ «Веспе», проект утвержден не был из-за своей высокой стоимости. Разработали инженеры фирмы Крупп и самоходный дуплекс из 150-мм тяжелой гаубицы sFH 18М и 128-мм противотанковой пушки с длиной ствола 61 калибр, но и это семейство не было утверждено Управлением Вооружений, равно как и аналогичные проекты фирмы «Рейнметалл-Борсиг». Основные нарекания на изделия были вызваны отсутствием в них кругового бронирования и опять-таки высокой стоимостью.

Язык дедовщины

Дедовщина в армии — это давно устоявшийся принцип быта и способ общения солдат между собой. Естественно, что неуставные отношения требуют и специфической лексики, которая в среде солдат-срочников подчеркивает иерархию. Лексика разнится согласно видам Вооруженных сил, особенностям подразделения и месту нахождения воинской части. Однако любой язык дедовщины понятен всем. Вот наиболее употребительный словарь:

— военнослужащий, еще не принявший присягу и живущий в отдельной казарме: «салабон», «мамонт», «запах», «карантин»;

— военнослужащий первого полугодия службы: «дух», «щегол», «чижик», «гусь»;

— военнослужащий второго полугодия службы: «слон», «морж», «старший гусь»;

— военнослужащий, отслуживший больше года: «котел», «черпак», «помазок», «фазан»;

— военнослужащий, отслуживший от полутора до двух лет: «дед» или «старик»;

— военнослужащий, находящийся в части после выхода приказа об увольнении в запас: «дембель» или «карантин».

Некоторые термины требуют расшифровки. «Вы ещё даже не «духи», вы – «запахи», – так «деды» говорили новобранцам, только что прибывшим в часть. Почему «запахи»? Потому что от призывников еще пахло бабушкиными пирожками, которыми их откармливали перед службой.

Следующая ступень новобранца – «дух» (также «салабон» или «желудок»). В армии он — никто. У него нет никаких прав. Никто ему не должен, а он обязан всем.

«Слонами» называли срочников, уже втянувшихся в армейские будни: они еще не привыкли филонить и готовы выдерживать любые нагрузки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector