Политические партии. понятие, функции и виды политических партий

Содержание:

Содержание

Политический режим

Политический режим — это совокупность способов и методов осуществления политического властвования, выражающая порядок, характер взаимоотношений граждан и государства . Политический режим определяется способом и характером формирования представительских учреждений, органов власти, соотношением власти законодательной, исполнительной и судебной, центральных и местных органов, ролью и условиями деятельности общественных организаций, правовым статусом личности, устанавливаемой государственной властью системой запретов и допущений. На характер политического режима влияют уровень политической стабильности общества, экономические, социальные и культурные факторы, исторические традиции. Совокупность этих факторов лежит в основе типологии политических режимов: принято различать тоталитаризм, авторитаризм, либерализм и демократизм. Политическая история свидетельствует о том, что переход от тоталитарных режимов к демократическим занимает продолжительное время и предполагает прохождение в той или иной форме через авторитарное состояние общества .

Структура и функции политических партий

Необходимый элемент общественно-политической жизни – политические партии. Они выполняют ряд важных функций в современном обществе:

  • организационно-политическая – подбор кадров, их выдвижение, обеспечение условий деятельности, то есть участие в борьбе за власть;
  • коммуникативная – поддержание устойчивых связей, включая обратную связь между избирателями, населением и институтами публичной власти и правящими кругами;
  • идеологическая – разработка и пропаганда политической платформы привлекательной для определенной части общества;
  • социализаторская – вовлечение в число своих членов или сторонников части населения;
  • представительская – представление интересов какой-либо группы населения (иногда нескольких).

Определение 2

Функции политических партий – основные направления их работы, которые обусловлены стоящими перед ними задачами и целями.

Признание в качестве одного из видов общественных объединений – юридический признак политической партии. Задача такого объединения – участие в формировании органов регионального местного управления и институтов государственной власти. Так, в соответствии с законом ФРГ о политических партиях, принятом в 1967 году, объединение теряет правовой статус политической партии в том случае, если оно в течение 6 лет не принимало участие в выборах одного из ландтагов или Бундестага посредством выдвижения своих кандидатов.

Для того чтобы организовать партию, необходима инициатива ее учредителей (юридических и физических лиц), назначение председателя и регистрация устава партии в государственных органах, после чего партия может начать легальную деятельность.

Замечание 4

К уставам и программам партии, в которых прописаны задачи и цели объединения, законодателем предъявляются особые требования.

Структура политической партии представлена ее рядовыми членами и партийным аппаратом. Как правило, партии не однородны, внутри них существуют группы (фракции), которые могут выдвигать отличные от основной программы. Деятельность различных фракций внутри партии делают ее более гибкой с политической точки зрения и помогает сохранять влияние среди разных групп избирателей. Однако фракционность может разрушать организационное единство и порядок партии и ослаблять ее по отдельным параметрам, чем могут воспользоваться конкуренты по политической борьбе.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

О структуре и правах партии

Какими правами обладает любая политическая партия? Согласно статье 26, выделяют:

  • свободное распространение информации о своей деятельности;
  • участие в выработке решений государственными органами или самоуправленческими инстанциями на местах;
  • участие в выборах и референдумах;
  • создание региональных отделений;
  • проведение митингов, шествий, собраний и прочих публичных мероприятий;
  • защита своих прав и т. д.

Структуру партии должен составлять партийный аппарат, представляющий собой организованную группу работников партии, а также партийную массу, в которую входят рядовые члены движения. Членство в партии должно иметь добровольную основу.

Создание устава и программы

Каждая политическая партия должна иметь свою четко прописанную и подробную политическую программу. Вопрос о том, как создать политическую партию, не должен возникать до тех пор, пока не появятся два этих документа. Что должен включать в себя партийный устав? Согласно статье 21 закона «О политических партиях», нужно прописать:

  • цели и задачи партии, ее наименование;
  • количество партийных членов;
  • условия приобретения членства в партии;
  • порядок создания, реорганизации и ликвидации партии;
  • порядок внесения изменений в устав;
  • права политической партии.

В программу должны входить сведения об основных принципах и задачах политической партии в тех или иных общественных сферах.

Функции политической партии

1. Теоретическая функция:

  • анализ состояния и теоретическая оценка перспектив развития общества;
  • выявление интересов разных социальных групп общества;
  • разработка стратегии и тактики борьбы за обновление общества;

2. Идеологическая функция:

  • распространение в массах и отстаивание своего мировоззрения и нравственных ценностей;
  • пропаганда своих целей и политики;
  • привлечение граждан на сторону и в ряды партии;

3. Политическая функция:

  • борьба за власть;
  • участие во внутренней и внешней политике (разработка, формирование, проведение в жизнь);
  • выполнение предвыборных программ

4. Организаторская функция:

  • реализация программных установок и решений;
  • проведение избирательных кампаний;
  • подбор кандидатов на выборные должности, кадров для выдвижения в правительство, центральное и местное руководство.

Функция социального представительства. Как уже отмечалось выше, всякая политическая партия является выразителем определенных социальных интересов, опирается в своей деятельности на конкретные социальные слои и группы, является их представителем на политической арене. В этой связи она имеет в качестве одной из центральных задачу из всего многообразия самых различных интересов этих групп (экономических, этнических, религиозных и т.д.) выявить, сформировать и обосновать их совокупный политический интерес, равно как и четко артикулировать его в политико-властной сфере. В теоретико-идеологическом плане функция социального представительства и артикуляции совокупного политического интереса объединенных в тех или иных партиях социальных слоев и групп находит свое выражение в партийных программах и доктринах. Последние представляют собой не что иное, как своего рода «декларации партий о намерениях», в которых они открыто заявляют о том, ради чего и для кого они создаются, какие преследуют цели и какие средства собираются использовать для их достижения.

Функция политической социализации граждан, т.е. их политического просвещения и научения, формирование свойств и навыков участия в политико-властных процессах, а также влияния на них с помощью тех или иных конвенциональных (конституционно оговоренных и законодательно закрепленных) акций и процедур.

Функция социальной интеграции — в силу того, что любая партия в условиях демократически организованного общества может прийти к власти только получив большинство на выборах, она с необходимостью стремится объединить вокруг своей программы самые различные слои населения.

Прагматическая функция, связанная не столько с борьбой за власть, сколько, прежде всего, с ее отправлением и удержанием. Речь идет об искусстве умелого пользования и распоряжения властью с тем, чтобы сохранить ее сверх конституционного срока приобретения, т.е. не потерять на новых выборах.

Функция воспроизводства и рекрутирования политической элиты для всех уровней системы организации государственной власти. По причине того, что смена «властного караула» в условиях демократии происходит только по итогам выборов, претендующая на власть партия должна быть готовой к тому, чтобы в случае победы на этих выборах «посадить» во властные «кресла» свою команду, т.е. высших руководителей системы государственного руководства и управления страной.

Примечания

Библиография

  • Автономов А. С. Правовая регламентация деятельности партий в капиталистических и развивающихся странах // Сов. государство и право. 1990. N 6.
  • Анчуткина Т. А. Правовые основы парламентской деятельности политических партий в Российской Федерации // Теоретические проблемы российского конституционализма / Под общ. ред. Т. Я. Хабриевой. М., 2000.
  • Байрамов А. Р. Правовое регулирование деятельности политических партий в современных условиях: Автореф. дис. : канд. юрид. наук. М., 1993.
  • Бекназар-Юзбашев Т. Б. Партия в буржуазных политико-правовых учениях. М.: Наука, 1988.
  • Гамбаров Ю. С. Политические партии в их прошлом и настоящем. СПб., 1904.
  • Даниленко В. Н. Политические партии и буржуазное государство. М., 1984.
  • Даниленко В. Н. Правовой статус политических партий буржуазных стран. М., 1986.
  • Дюверже М. Политические партии: Пер. с фр. М.: Академический проект, 2000.
  • Евдокимов В. Б. Партии в политической системе буржуазного общества. Свердловск: Изд-во УрГУ, 1980.
  • Евдокимов В. Б. Политические партии в зарубежных странах (политико-правовые аспекты): Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Свердл. юрид. ин-та, 1992.
  • Заславский С. Е. Правовые формы организации политических партий в России // Законодательство и экономика. 1997. N 1-2.

Новые Вопросы и ответы

См. также

Обнаружение

Список

Классификация политических партий по различным основаниям

Политология предусматривает широкое разнообразие типов партий. По различным признакам можно выделить несколько соответствующих классификаций.

По статусу и роли в политической системе общества

Такое разделение учитывает наличие власти у организации и уровень влияния на аппарат управления. Здесь принято выделять:

  • правящие партии – те, кто был избран народом на голосовании. Прямо влияют на направление курса развития государством. Самостоятельно составляют и выбирают правительство;
  • оппозиционные партии – на голосовании набрали меньшее количество голосов, поэтому в правительстве имеют совсем немного мест. Их программы обычно прямо противоположны предлагаемым правящими.

По положению в управляющей структуре

В основе лежит характер достижения целей. Различают:

  • парламентские – проводят свою политику исключительно через правительство. Основная деятельность сосредоточена в борьбе за избирателей и получении, как можно большего количества мест в парламенте;
  • авангардные – принимают участие в выборах, но не относятся к ним как к самоцели. Распространяют свою деятельность и вне парламента, активно участвуют в жизни общества, пытаясь привить ему свои мировоззрения.

По целям и отношению к действительности

Хорошо видна разница в установках следующих партий:

  • консервативные – уверены в правильности действующей системы, выступают за сохранение всех устоев общества;
  • реакционные – лучшую жизнь видят в прошлом, направлены на возвращение к предыдущим социальным порядкам;
  • революционные – недовольны настоящим устройством государства, стремятся изменить его коренным образом;
  • реформистские – хотят улучшить жизнь в стране, но не так кардинально, как революционные. Не принимают структурные изменения.

Типы политических партий:

Первые существуют в малочисленном составе. У них отсутствует понятие членских взносов – бюджет пополняется с помощью поддержки финансовой элиты. Ориентированы на деятельность профессиональных политиков.

Вторые, напротив, достаточно многочисленны, имеют чёткую структуру, свой порядок регистрации новых членов и конкретные условия к членству. Заинтересованы в увеличении массы однопартийцев, для чего постоянно проводят активную агитационную работу.

По сущности идеологии

Принципы, которых придерживаются объединения в своих целях, служат основой для такого разделения:

  • коммунистические – считают, что лучшее устройство в общности всех достижений и продуктов. Стремятся повысить роль государства как в глазах общественности, так и в экономике;
  • либеральные – уверены в правильности развития исключительно правового государства и гражданского общества. Не приемлют вмешательство в личную жизнь и свободу человека;
  • социалистические – в отличие от предыдущих выступают «за» регулирование общественной жизни с помощью государственного вмешательства. Признают равенство различных форм собственности, направлены на социализацию экономики;
  • националистические – признают только одну определённую нацию, причём стараются всеми способами возвысить её, иногда даже создать собственное независимое государство.

Перечисленные типы в данной классификации являются основными. Это не значит, что партии придерживаются исключительно одного такого параметра. Чаще всего встречаются смешанные идеологии.

По политической ориентированности

Бывают государственные и авторитарные партии. Первые полностью формируют систему управления и принимает свою идеологию в качестве единственно верной для всего государства. В свою очередь, последние не стремятся настолько слиться с самим политическим аппаратом, но при этом принимают его помощь и участвуют в построении выбранного ими режима.

По отношению к религии

Как ни странно, такой тип разделения присутствует и в современном мире. Существуют клерикальные (конфессиональные) партии, основой существования которых считается общность верований. Также есть светские – они не предусматривают вмешательство церкви в политическую жизнь общества и чётко разделяют эти две сферы.

Итак, мы рассмотрели все типы политический партий.

Вопросы и задания к документу[править | править код]

Из Федерального закона «О политических партиях» (июнь 2001 г.).

Статья 8. Основные принципы деятельности политических партий.
Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

Деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

Политические партии действуют гласно, информация об их учредительных и программных документах является общедоступной.

Политические партии должны создавать мужчинам и женщинам, гражданам Российской Федерации разных национальностей, являющимся членами политической партии, равные возможности для представительства в руководящих органах политической партии, в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Как вы понимаете каждый из принципов, названных в пункте 1 статьи 8 документа: добровольность, равноправие, самоуправление, законность, гласность?

  1. добровольность — все члены партии вступают туда по своей воле.
  2. равноправие — деятельность партии организуется самостоятельно ее членами.
  3. законность — деятельность партии не должна противоречить конституции и др. законам РФ.
  4. гласность — информация о своей деятельность не скрывается от населения и законодательных органов.

В чём заключается значение гласности в деятельности политических партий? Где и как любой гражданин может получить информацию о деятельности партий?

Значение гласности заключается в открытости и доступности информации. Любой гражданин может получить информацию из СМИ.

Объясните, как связаны нормы, установленные этой статьёй, с участием политических партий в выборах.

Эти нормы устанавливают для всех партий равные права на выборах в органы государственной власти.

Приведите примеры деятельности какой-либо партии на выборах.

Партия распространяет информацию о своей программе на телевидении, в газетах т т.д. чтобы привлечь как можно большее количество потенциальных избирателей.

Особенности кадровых партий

Деятельность кадровой партии предполагает ряд особенностей:

  • формируется из парламентских групп по принципу «сверху»;
  • в составе допускаются бюрократические объединения;
  • присутствует свободное членство;
  • имеет место неопределенность деятельности.

Основная ячейка кадровой партии — комитет. Его формирование определяется территорией. Комитеты изучают предлагаемые на выборах кандидатуры и с учетом особенностей электората предлагают им предвыборные программы. В комитетах состоят политические деятели с известной репутацией, активисты, опытные лидеры.

При этом фиксированный состав членов отсутствует, партийные билеты не выдаются. Государственный источник финансирования дополняется добровольными взносами. 

Авторитет партийцев позволяет привлекать большое количество представителей электората, включая население с различной идеологией. Большое значение в этом играют собственные источники финансов. Несмотря на то что количество членов в кадровых партиях невелико, присутствие политической элиты в них позволяет получить неоспоримый авторитет.

Для таких партий характерна децентрализация. Руководство осуществляют парламентарии.

См. также

См. также

Навигация

Партийные системы

В беспартийной системе либо не существует официально зарегистрированных политических партий, либо закон запрещает появление последних. В беспартийных выборах каждый кандидат выступает за себя и, таким образом, является ярким и самостоятельным политиком. Исторический пример подобной системы — администрация Джорджа Вашингтона и самые первые созывы конгресса США.

На сегодня существует несколько «беспартийных» государств. Это, как правило, по форме правления абсолютные монархии: Оман, Объединённые Арабские Эмираты, Иордания, Бутан (до 2008 г.). В этих странах существует либо прямой запрет на политические партии (Гана, Иордания), либо отсутствуют соответствующие предпосылки для их создания (Бутан, Оман, Кувейт). Сходной может быть ситуация при влиятельном главе государства, когда разрешенные партии играют небольшую роль (Ливия на рубеже XX—XXI вв.).

В однопартийной системе официально разрешена только одна политическая партия; её власть закреплена законодательно и является неоспоримой. Существует вариация этой системы, когда существуют также мелкие партии, от которых законодательно требуется признавать лидерство основной партии. Нередко при подобном раскладе положение внутри партии может быть важнее положения в государственном аппарате. Классический пример страны с однопартийной системой — СССР (однако в СССР официального запрета на другие партии никогда не было).

В системах с правящей партией деятельность партий разрешена, регулярно проводятся выборы, общество имеет демократические традиции. Несмотря на присутствие оппозиции, правящая партия побеждает на выборах, постоянно обновляя свой кадровый потенциал, программу, опережая оппозицию в разработке новых идей. Пример из новейшей истории — Япония в лице Либерально-Демократической Партии, а также Россия в начале XXI века.

Двухпартийная система характерна для таких государств, как США и Ямайка. При этом есть две доминирующие (реже их также называют правящими) партии, а также сложились такие условия, при которых одна партия практически не имеет возможности получить необходимый перевес над другой. Возможным вариантом может быть также одна сильная левая и одна сильная правая партии. Отношения в двухпартийной системе были впервые подробно описаны Морисом Дюверже и носят название закона Дюверже.

В многопартийных системах есть несколько партий, имеющих реальные шансы на широкую поддержку населения.

В государствах, подобных Канаде и Великобритании, могут быть две сильные партии и третья, достигающая достаточных успехов на выборах, чтобы составить реальную конкуренцию первым двум. Она нередко занимает второе место, но практически никогда официально не возглавляла правительство. Поддержка этой партии может в некоторых случаях перевесить чашу весов в остром вопросе в ту или иную сторону (таким образом, третья партия также обладает политическим влиянием).

В редких случаях (пример: Финляндия) в стране могут быть три одинаково успешные партии, каждая из которых имеет шанс сформировать самостоятельное правительство.

Для значительного числа современных европейских демократий характерен относительно низкий «заградительный барьер» на выборах, что позволяет наиболее репрезентативно отразить в парламенте текущие политические предпочтения. Как результат, в парламент проходит множество партий, ни одна из которых не обладает большинством. В результате переговоров между партиями складывается парламентская коалиция, обладающая большинством и принимающая на себя управление государством. Классическим примером являются политические системы таких европейских стран, как Нидерланды, Бельгия, Дания, Швеция, Чехия, Германия, Италия, Ирландия, Сербия, Латвия, Эстония, Израиль. Издержками подобной политической системы может быть перманентная коалиционная нестабильность, приводящая к частым роспускам законодательного органа и назначению внеочередных выборов. Так, за 62-летнию историю Израиля в нём сменилось 18 составов парламента, то есть избранный Кнессет работает в среднем чуть более 3 лет (при номинальной 5-летней каденции).

Жизнь за кадром

Виды партий

По правовому статусу и соответствию закону различают легальные, полулегальные и подпольные.

По такому критерию как отношение к существующему строю и режиму делятся на:

  • реформистские;
  • революционные. 

Первые пытаются изменить режим путем постепенных реформ и изменений, вторые выступают за радикальные перемены как способ преобразований.

По отношению к власти выделяют:

  • правящие;
  • оппозиционные.

Правящие имеют доступ к власти, участвуют в управлении страной. Они составляют правительство, занимают большинство в парламенте. Оппозиционные не обладают властью, только стремятся к ней и противопоставляют себя правительству.

Также ученый Морис Дюверже классифицирует партии по составу на:

  • кадровые;
  • массовые.

Кадровые представляют собой небольшие организации со свободным членством. Упор делается на профессиональных политических деятелей и элиту общества. Их основная функция и метод воздействия — участие в выборах. Пример: Республиканская и Демократическая партия в США.

Массовые — это многочисленные объединения людей, где преобладает воспитательная функция, существует множество первичных подразделений. Члены придерживаются строгой дисциплины, выход из партии практически невозможен. Пример: коммунистическая в СССР.

В зависимости от идеологии бывают типы классификации:

  • Консервативные и либеральные — выступают за частную собственность, невмешательство государства в общественную жизнь. Различие состоит в том, что консерваторы отстаивают традиционные ценности и сохранение действующего порядка, в то время как либералы ориентированы на проведение реформ и следование современным тенденциям развития.
  • Коммунистические — борются за всеобщее равенство, командную экономику, абсолютный контроль государства.
  • Социалистические — выступают за социальное равенство, поддержку слабых слоев населения.
  • Клерикальные — их взгляды основаны на религии, считают, что церковь должна играть ключевую роль в жизни общества.
  • Националистические — считают определенную нацию приоритетной и основой правления.
  • Монархические — поддерживают существование монархий и единоличную власть.

По крайности взглядов и убеждений:

  • Левые — социалисты, анархисты, коммунисты. Выступают за равенство всех,  вмешательство правительства в разные сферы жизни, радикальные реформы и революционные преобразования.
  • Правые — убеждены в необходимости существования независимой экономики, частной собственности, механизме защиты прав и свобод — консерваторы и либералы.
  • Центристы — сторонники компромисса и разных вариантов достижения соглашения. Пример: социал-демократы.

  По положению в управляющей структуре:

  • Парламентские — реализуют свою политику через правительство. Их главная задача — получить максимальное число голосов избирателей и мест в выборных органах.
  • Авангардные — не считают участие в выборах ключевым направлением деятельности. Активно участвуют в общественной жизни.

По отношению к форме государственного устройства выделяют:

  • унитарные;
  • федеральные;
  • сепаратистские.

По источнику возникновения:

  • Самостоятельные — возникли в результате инициативы граждан.
  • Проправительственные — создаются по инициативе государства в период выборов.
  • Созданные на основе объединения социальных групп.

 По субъектам классифицируют:

Наименования политических партий

Наименование партии может отражать партийную идеологию (Коммунистическая партия, Союз Правых Сил), основную цель (задачу) деятельности партии (Российская сетевая партия поддержки малого и среднего бизнеса, Партия Возрождения России); социальную (Партия пенсионеров), национальную (Русская партия), религиозную (Христианский демократический союз) или иную группу, интересы которой партия отстаивает. Название партии может отражать историю её возникновения, как это было в случае с «Единой Россией»: первоначальное наименование партии, «Всероссийская политическая партия „Единство и Отечество — Единая Россия“» отразило в себе названия учредителей — объединений «Единство», «Отечество» и «Вся Россия». Названием может быть и просто запоминающийся бренд, не несущий особой смысловой нагрузки. Существуют также иные подходы к именованию партий, например, использование начальных букв имен или фамилий основателей («Яблоко» — Явлинский, Болдырев, Лукин).

Наименование российской политической партии состоит из двух частей: указание на организационно-правовую форму «политическая партия» и название партии. Интересно, что часто встречается тавтология в наименованиях политических партий, например Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации». Наименование некоторых партий не содержит в названии слова «партия» (Политическая партия «Русское национальное единство»). Наименования партий также могут быть краткими и ёмкими, как например Воля (политическая партия). Тавтология в наименовании, видимо, связана с периодом, когда отсутствовал закон о политических партиях, и не была упорядочена процедура создания политической партии. Партии существовали тогда в форме политических общественных объединений и соответственно их наименования содержали в себе указание только на эту организационную форму. Для того чтобы показать, что объединение является политической партией, а не иной общественной организацией, непосредственно в название политического общественного объединения включалось слово «партия». Некоторые политические партии носили «исторические» названия, например Коммунистическая партия или Социал-демократическая партия России. Для политических партий характерно указание на свою организационно-правовую форму непосредственно в названии партии.

Политическая партия может использовать в своём наименовании слова «Россия», «Российская Федерация» и образованные на их основе слова и словосочетания. При этом она освобождается от уплаты государственной пошлины за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и их производных (п. 1) ч. 1 статьи 333.35 Налогового кодекса РФ). В Республике Беларусь наоборот установлен запрет на использование в названии политической партии слов «Республика Беларусь», «Беларусь», «национальный» и «народный», если иное не определено Президентом Республики Беларусь (абзац 4 статьи 14 Закона Республики Беларусь от 5 октября 1994 г. «О политических партиях»).
Закон о политических партиях не содержит запрета на использование названий других государств, то есть название политической партии может даже совпадать с названием иностранного государства, хотя данный запрет установлен в отношении символики политических партий. Законы стран СНГ о политических партиях этот вопрос обходят стороной.
В отдельных европейских государствах (Великобритания, Словения, Хорватия) установлено что наименование политической партии не может содержать названий иностранных государств. Например, в Великобритании политическая партия в своем наименовании может использовать только слова «Британия», «британский», «Англия», «английский», «национальный», «Шотландия», «шотландцы», «шотландский», «Соединённое королевство», «Уэльс», «уэльский», «Гибралтар», «гибралтарский» и их производные комбинации . Такой разброс связан в первую очередь с тем, что в Великобритании разрешено создавать региональные политические партии.

Наименование партии может иметь смысловую нагрузку, а может представлять произвольный набор слов. Нет и ограничения относительно длины наименования (например, в Ирландии партии может быть отказано в регистрации из-за чрезмерно длинного названии: как правило, оно не должно состоять из более чем 6 слов).

Классификация по идеологии

В идеологическом смысле различаются следующие виды:

— идейно-политические, строящиеся на основе идеологии: социал-демократические, коммунистические, фашистские, конвенциональные, либеральные;

— проблемно-ориентированные, которые сконцентрированы вокруг определенной проблемы или их группы (женские партии, партии «зеленых»);

— электоральные — межидеологические, а порой и внеидеологические организации, которые имеют целый набор целей и направлены на привлечение широких масс населения.

Политические партии начала 20 века опирались именно на идеологию. Однако в наши дни ситуация изменилась. В западноевропейском обществе сегодня идеология теряет свое значение, тогда как раньше она являлась мощным оружием партий. В наше время происходит информатизация и технократизация, появляется суперидеология науки, рационализма и знания. Поэтому современным партиям приходится вписываться в новые условия, которые требуют значительного политического риска. В результате ослабления идеологии, активных действий СМИ, влияния избирательных технологий на выборы партии и др. они теряют стабильный электорат. Поэтому, по мнению целого ряда политологов, в Западной Европе создается новый их тип. Появляются партии электорально-профессиональные.

Что такое массовая политическая партия

Определение

Политическая партия — это объединенная группа единомышленников, которая выражает интересы конкретных социальных групп и стремится достичь определенных политических целей по завоеванию власти.

Обладает совокупностью признаков, характеризующих ее как единицу.

Характерные признаки партии по определению:

  • стремится к завоеванию государственной власти;
  • имеет политическую программу, цели и задачи;
  • имеет руководящие органы управления, устав;
  • состоит из сети местных объединений, выражающих ее интересы на местном уровне;
  • несет в общество определенную идеологию.

Функции:

  • участие в управлении страной, борьба за власть;
  • формирование общественного мнения;
  • выражение интересов социальных групп;
  • идеологическое воспитание;
  • подготовка кадров.

Определение

Массовые политические партии — это партии, пользующиеся поддержкой большой части населения и ориентирующиеся на организационную и финансовую поддержку большинства народа. Состоят из местных и региональных организаций. Их деятельность носит постоянный характер, действует система членства, уплачиваются партийные взносы.

Массовые партии возникли исторически во второй половине XIX-го века в Европе вместе с распространением всеобщего избирательного права.

До этого изначально существовали только кадровые партии. Основное население не обладало политическими правами и не участвовало в общественной жизни государства, поэтому отсутствовала потребность по вовлечению его в избирательные процессы.

Первые возникшие буржуазные и социалистические объединения не сильно отличались друг от друга. Только в 1914 году с появлением европейских коммунистических ячеек появились большие общности, рассчитанные на создание элитного класса из народа и политическое воспитание общества. Такие первичные ячейки строились по территориальному и производственному принципу. Их главной задачей являлось активное привлечение новых членов, поскольку их существование могли обеспечить только взносы участников.

Примечание

Постоянный приток денежных средств и потребность в расширении сферы влияния привела к созданию органов управления внутри партийной структуры.

Как правило, проводят активную политику по подготовке новых кадров, политическому просвещению, вовлечению народа в свои ряды.

Классификация партий

Политология использует различные методы классификации политических объединений для их полного описания.

По идеологической направленности выделяют:

  1. Социал-демократические — считают необходимым государственное вмешательство во все сферы общественной жизни, выступают за управление экономикой с сохранением гражданских прав и свобод.
  2. Коммунистические — выступают за полную национализацию экономики, уничтожение частной собственности, социальное равенство.
  3. Консервативные и либеральные — сводят к минимуму участие государства в жизни общества.
  4. Клерикальные — в центре всего ставят религию.
  5. Националистические — основывают деятельность на националистических идеях.

По участию в реализации власти:

  1. Правящие — находятся у власти и ее реализуют.
  2. Оппозиционные — находятся в противодействии и стремятся к завоеванию властных полномочий.

По шкале политического спектра:

  1. Левые — придерживаются позиции активного проведения реформ, ликвидации частного сектора, социальных гарантий работающим, радикальных методов воздействия.
  2. Правые — сторонники сильного правительства, охраны частной собственности, стабильности, отрицательно относятся к революции.

По способу преобразований:

  1. Реформистские — стремятся к постепенным преобразованиям путем принятия реформ и законодательных инициатив.
  2. Революционные — рассчитывают на кардинальные преобразования общественной и государственной жизни путем радикальных действий по захвату власти.

Артиллерийское орудие с крейсера Фьюриес

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector