Боевой железнодорожный ракетный комплекс
Содержание:
- Литература
- «Молодец» отправляется в дорогу
- ТТХ боевых железнодорожных ракетных комплексов
- ТТХ боевых железнодорожных ракетных комплексов
- Что такое БЖРК?
- Устройство БЖРК «Молодец»
- Материалы и инструменты
- БЖРК “Скальпель” – предыдущие поколение ядерных поездов
- Tактико технические характеристики БЖРК:
- Примечания
- История создания боевых железнодорожных ракетных комплексов
- В литературе
- Тактико-технические характеристики
- В литературе
- Новый железнодорожный ракетный комплекс РФ
- Миф или реальность?
- Разновидности
Литература
- Хлопотов А. «Терминатор»: вторая серия (рус.) // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2013. — Декабрь (№ 12). — С. 2—11.
- БМПТ — перспективное направление развития российской бронетанковой техники (рус.) // Наука и техника : журнал. — 2015. — Сентябрь (т. 112, № 9). — С. 4—6.
- В.Б. Домнин, Н.А. Молодняков, В.М. Неволин. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ БОЕВЫХ И ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ МАШИН СУХОПУТНЫХ ВОЙСК (рус.) // РАРАН Актуальные проблемы защиты и безопасности. Бронетанковая техника и вооружение. : Труды Одиннадцатой Всероссийской научно-практической конференции. — СПб: НПО Специальных материалов, 2008. — Т. 3. — С. 112—116.
- В.Б. Домнин, В.А. Лысенко, А.Г. Макеев, О.А. Алексеев. РАЗВИТИЕ МАЛОКАЛИБЕРНЫХ АВТОМАТИЧЕСКИХ ПУШЕК БТТ СВ (рус.) // РАРАН Актуальные проблемы защиты и безопасности. Бронетанковая техника и вооружение. : Труды Двенадцатой Всероссийской научно-практической конференции. — СПб: НПО Специальных материалов, 2009. — Т. 3. — С. 199—203.
- В.Б. Домнин, Н.А. Молодняков, В.М. Неволин (ФГУП «Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения»). РАЗВИТИЕ МАЛОКАЛИБЕРНЫХ АВТОМАТИЧЕСКИХ ПУШЕК БТТ СВ (рус.) // РАРАН Актуальные проблемы защиты и безопасности. Бронетанковая техника и вооружение. : Труды Одиннадцатой Всероссийской научно-практической конференции. — СПб: НПО Специальных материалов, 2008. — Т. 3. — С. 112—116.
- Полковник запаса М.И. ЗЕРНОВ, доктор военных наук.полковник запаса В.И. САК-САКОВСКИЙ, доктор военных наук. КОНЦЕПЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ БОЕВОЙ МАШИНЫ ПОДДЕРЖКИ ТАНКОВ (рус.) // журнал «Армейский сборник». — 2014. — Вып. 11. — С. 38—41.
«Молодец» отправляется в дорогу
Свести воедино все эти решения, согласовать их с военными, изготовить ракеты и состав, выпустить их на испытания — все это заняло в итоге почти 20 лет. Только 27 февраля 1985 года начались пусковые испытания ракеты Р-23УТТХ, которой вооружался «поезд-призрак». Суммарная мощность заряда 10 боеголовок этой ракеты составляла 4,3 мегатонны, дальность стрельбы — 10 100 км, предельное отклонение боеголовки от цели – до 500 м. Тогда же вышел на испытания и спецсостав, в который входили 17 вагонов: три пусковых модуля из трех вагонов каждый, семь вагонов командного модуля, в том числе жилые вагоны и вагон-столовая, и цистерна, замаскированная под рефрижератор. За время испытаний первый ракетный поезд совершил 18 выездов во все климатические пояса страны – от тайги до пустыни, и накатал свыше 400 000 километров.
Боевой железнодорожный комплекс «Молодец» выезжает из расположения ракетной дивизии, Костромская область
Итоги испытаний признали успешными, и 20 октября 1987 года первый ракетный полк, вооруженный боевым железнодорожным комплексом «Молодец», встал на боевое дежурство. «Полк» звучит громко. В действительности каждый полк, оснащенный БЖРК, представлял собой один спецсостав и 70 с небольшим человек личного состава, которые несли на нем службу. Четыре полка составляли ракетную дивизию. А всего к 1989 году в составе РВСН развернули три таких дивизии, базировавшихся под Костромой, Пермью и Красноярском — 12 ракетных поездов, или 36 пусковых установок.
Предок и наследник: железнодорожная платформа с дальнобойным орудием и БЖРК «Молодец» в железнодорожном музее на Варшавском вокзале Санкт-Петербурга
Их служба оказалась недолгой. По официальным данным Минобороны, последний боевой железнодорожный комплекс был снят с вооружения в 2005 году. Правда, через несколько лет, когда на Западе осознали, что Россия больше не намерена следовать в фарватере западной политики, и отношения с бывшими партнерами начали стремительно портиться, в нашей стране вновь вернулись к идее БЖРК. Московский институт теплотехники как головной разработчик многих современных российских боевых ракет начал работу над новым железнодорожным комплексом, который получил название «Баргузин». В 2017 году разработку приостановили (официально – из-за недостаточного финансирования), а сам БЖРК исключили из плана перевооружения РВСН. Правда, к тому времени новый комплекс был почти доработан, и в случае необходимости может быть достаточно оперативно запущен в производство и поставлен на боевое дежурство. А уж опыта эксплуатации таких «поездов-призраков» у российских ракетчиков хватает.
ТТХ боевых железнодорожных ракетных комплексов
БЖРК «Молодец»
Дальность стрельбы | 10 450 (10 100) километров |
Круговое вероятное отклонение | 0,2-0,3 (0,5-0,7) километра |
Стартовый вес ракеты | 104,8 тонны |
Забрасываемый вес | 4050 кг |
Вес пусковой установки | 126 тонн |
Вес вагона с ПУ и ракетой | Более 200 тонн |
Длина ракеты (полная) | 23,3 метра |
Коэффициент энерговесового совершенства ракеты Gпг/Go, кгс/тс | 31 |
Тип головной части | Разделяющиеся ГЧ индивидуального наведения |
Количество боевых блоков | 10 |
Мощность заряда | 550 килотонн |
Время приведения ракеты в боевое положение | 80 секунд |
Максимальная скорость БЖРК | 80 км/ч |
Количество ракет | 3 |
https://youtube.com/watch?v=29i3BwNP7OQ
БЖРК «Баргузин»
Многие характеристики МБР РС-24 «Ярс» в настоящее время остаются засекреченными. Кроме того, непонятно, до какой степени готовности был доведен БЖРК ракетный комплекс «Баргузин». Поэтому сегодня можно привести лишь предполагаемые ТТХ этого поезда с шестью ядерными ракетами на борту:
Дальность стрельбы | Около 12 000 километров |
Круговое вероятное отклонение | 150 метров (западные оценки) |
Стартовый вес ракеты | 46,5-50 тонн (приблизительные данные) |
Забрасываемый вес | Не менее 1200 кг (по аналогии с «Тополь-М») |
Длина ракеты | Около 23 метров |
Тип головной части | РГЧ ИН |
Количество боевых блоков | От 3 до 6 |
Мощность заряда | От 150 до 500 килотонн |
Согласно информации, попавшей в открытую печать, вес пускового модуля БЖРК «Баргузин» не превышает 65-70 тонн, что примерно соответствует характеристикам обычного грузового вагона. Нетрудно заметить, что сокрушительная мощь «Молодца» намного больше, чем у его современника, однако, этот недостаток компенсируется возросшей точностью ракет и использованием специальных блоков для преодоления ПРО.
Несмотря на свой немалый «возраст», концепция «ядерного поезда» остается актуальной и сегодня. Во всяком случае, для России с её огромной территорией и разветвленной сетью железных дорог БЖРК – это оружие, которое необходимо сегодня и останется нужным завтра. Появится ли оно вновь – сказать сложно. Конструкторам мешают и нехватка денег, и технологический разрыв, возникший после распада СССР, и постоянно меняющийся политический фон. Ясно одно – даже небольшое количество ракетных поездов могло бы резко повысить обороноспособность страны.
Автор статьи:
Федоров Дмитрий
ТТХ боевых железнодорожных ракетных комплексов
БЖРК «Молодец»
Дальность стрельбы | 10 450 (10 100) километров |
Круговое вероятное отклонение | 0,2-0,3 (0,5-0,7) километра |
Стартовый вес ракеты | 104,8 тонны |
Забрасываемый вес | 4050 кг |
Вес пусковой установки | 126 тонн |
Вес вагона с ПУ и ракетой | Более 200 тонн |
Длина ракеты (полная) | 23,3 метра |
Коэффициент энерговесового совершенства ракеты Gпг/Go, кгс/тс | 31 |
Тип головной части | Разделяющиеся ГЧ индивидуального наведения |
Количество боевых блоков | 10 |
Мощность заряда | 550 килотонн |
Время приведения ракеты в боевое положение | 80 секунд |
Максимальная скорость БЖРК | 80 км/ч |
Количество ракет | 3 |
https://youtube.com/watch?v=29i3BwNP7OQ
БЖРК «Баргузин»
Многие характеристики МБР РС-24 «Ярс» в настоящее время остаются засекреченными. Кроме того, непонятно, до какой степени готовности был доведен БЖРК ракетный комплекс «Баргузин». Поэтому сегодня можно привести лишь предполагаемые ТТХ этого поезда с шестью ядерными ракетами на борту:
Дальность стрельбы | Около 12 000 километров |
Круговое вероятное отклонение | 150 метров (западные оценки) |
Стартовый вес ракеты | 46,5-50 тонн (приблизительные данные) |
Забрасываемый вес | Не менее 1200 кг (по аналогии с «Тополь-М») |
Длина ракеты | Около 23 метров |
Тип головной части | РГЧ ИН |
Количество боевых блоков | От 3 до 6 |
Мощность заряда | От 150 до 500 килотонн |
Согласно информации, попавшей в открытую печать, вес пускового модуля БЖРК «Баргузин» не превышает 65-70 тонн, что примерно соответствует характеристикам обычного грузового вагона. Нетрудно заметить, что сокрушительная мощь «Молодца» намного больше, чем у его современника, однако, этот недостаток компенсируется возросшей точностью ракет и использованием специальных блоков для преодоления ПРО.
Несмотря на свой немалый «возраст», концепция «ядерного поезда» остается актуальной и сегодня. Во всяком случае, для России с её огромной территорией и разветвленной сетью железных дорог БЖРК – это оружие, которое необходимо сегодня и останется нужным завтра. Появится ли оно вновь – сказать сложно. Конструкторам мешают и нехватка денег, и технологический разрыв, возникший после распада СССР, и постоянно меняющийся политический фон. Ясно одно – даже небольшое количество ракетных поездов могло бы резко повысить обороноспособность страны.
Что такое БЖРК?
Прежде всего, это железнодорожный состав, в вагонах которого размещаются не пассажиры, спешащие на отдых или в командировку, и не грузы, ожидаемые в разных концах страны, а смертоносные ракеты, для большей эффективности своих ударов снабженные ядерными боеголовками. Их количество варьируется в зависимости от размеров комплекса.
Впрочем, есть и пассажиры – это технический персонал, обслуживающий боевой железнодорожный ракетный комплекс, а также подразделения, в задачу которых входит его охрана. Часть вагонов предназначена для размещения всевозможных технологических и прочих систем для успешного пуска ракет и поражения целей в любой точке земного шара.
Поскольку такой железнодорожный состав, начинённый смертоносным грузом, сродни боевому кораблю, ему нередко даётся название, используемое затем как имя собственное. Например, 15П961 «Молодец». Если первая часть наименования не вполне удобна в произношении, да и запомнится не сразу, то вторая вполне благозвучна и привычна для слуха. К ней даже хочется добавить слово «добрый», но по отношению к комплексу, способному в считаные минуты уничтожить среднее европейское государство, это прилагательное едва ли приемлемо.
Устройство БЖРК «Молодец»
В состав БЖРК входят: три тепловоза ДМ62, командный пункт в составе 7 вагонов, вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов и три пусковые установки (ПУ) с ракетами. Подвижной состав для БЖРК собирался на Калининском вагоностроительном заводе.
БЖРК выглядит как обычный состав из рефрижераторных, почтово-багажных и пассажирских вагонов. Четырнадцать вагонов имеют по восемь колёсных пар, а три — по четыре. Три вагона имеют маскировку под вагоны пассажирского парка, остальные, восьмиосные — «рефрижераторы». Благодаря имеющимся запасам на борту комплекс мог работать автономно до 28 суток.
Вагон-пусковая установка оборудован открывающейся крышей и устройством для отвода контактной сети. Вес ракеты составлял около 104 тонн, с пусковым контейнером — 126 т. Дальность стрельбы — 10100 км, длина ракеты — 23,0 м, длина пускового контейнера — 21 м, максимальный диаметр корпуса ракеты — 2,4 м. Для решения проблемы перегруза пускового вагона использованы специальные разгрузочные устройства, перераспределяющие часть веса на соседние вагоны.
Ракета имеет оригинальный раскладной обтекатель головной части. Такое решение применено для уменьшения длины ракеты и её размещения в вагоне. Длина ракеты составляет 22,6 метра.
Пуск ракет мог осуществляться из любой точки маршрута. Алгоритм запуска следующий: состав останавливается, специальное устройство отводит в сторону и закорачивает на землю контактную сеть, пусковой контейнер принимает вертикальное положение. После этого может быть осуществлён миномётный старт ракеты. Уже в воздухе ракета отклоняется с помощью порохового ускорителя и только после этого запускается маршевый двигатель. Отклонение ракеты позволяло отвести струю маршевого двигателя от пускового комплекса и железнодорожного пути, избежав их повреждений. Время на все эти операции от получения команды из Генштаба до пуска ракеты составляло до трёх минут.
Себестоимость одной ракеты РТ-23 УТТХ «Молодец» в ценах 1985 года составляла около 22 млн руб. Всего на Павлоградском механическом заводе было произведено около 100 изделий.
На вооружение комплекс был принят 28 ноября 1989 года. Всего было развёрнуто 56 ракет этого типа в позиционных районах на территории УССР и РСФСР. Однако в связи с изменением оборонной доктрины СССР и политико-экономическими трудностями дальнейшее развёртывание ракет было прекращено. После развала СССР ракеты, находившиеся на территории Украины, были сняты с боевого дежурства и утилизированы (в том числе задел из не менее 8 ракет) в период 1993—2002 годов. Пусковые установки были взорваны. В России ракеты были сняты с дежурства и отправлены на утилизацию по истечении гарантийного срока хранения в 2001 году. Пусковые установки были модернизированы для применения ракет РТ-2ПМ2 «Тополь-М».
Ракета 15Ж61 выставлена в филиале Центрального музея РВСН в Учебном центре Военной академии РВСН им. Петра Великого в Балабаново Калужской области.
Материалы и инструменты
На деле шаблон керамбит из дерева встречается довольно редко. Гораздо чаще в качестве материала используют фанеру. Во-первых, она отличается высокой прочностью, во-вторых, имеет доступную стоимость, в-третьих, всегда можно найти материал любой требуемой толщины.
Так что когда говорят о деревянном ноже, то чаще всего имеют в виду фанеру.
Из инструментов потребуется:
- ручной лобзик или фреза, в качестве последеней можно использовать болгарку с пилящим диском иди циркулярку. Электролобзик категорически не годится для столь тонких операций;
- балеринка или перьевое сверло для выборки отверстий на рукояти;
- наждачная бумага или дисковая шлифмашинка – непременный участник изготовления своими руками.
Кроме того, понадобится клей ПВА, пропитка – лучше всего выбрать бакелитовый клей, и красящий состав – используют алкидную эмаль или масляную краску, так как она более устойчива.
БЖРК “Скальпель” – предыдущие поколение ядерных поездов
Впервые разработки ядерных поездов начали проводиться в 60-х годах двадцатого века. Работы велись в СССР и США примерно параллельно.
При чем идею создания, по легенде, подбросили, именно, американцы. После неудачных попыток Соединенных Штатов по созданию комплекса было решение пустить дезинформацию о том, что такие поезда активно создаются и скоро выйдут на рельсы. Цель ложной информации была одна – заставить Советский Союз вкладывать огромные средства в нереализуемую задумку. В итоге – результат превзошел все ожидания.
13 января 1969 года был подписан Приказ Главнокомандующего «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23», во исполнение которого к 1980-м годам в СССР впервые в мире был запущен в производство и испытан в условиях, приближенных к боевым, ракетоносец на железнодорожной платформе, аналогов которому не было и нет во всем мире. Как говорили специалисты, на планете не существует более грозного и мобильного орудия, чем подвижный железнодорожный боевой состав с континентальной ракетой на борту.
Над созданием комплекса работал коллектив Российской Академии Наук во главе с братьями Алексеем и Владимиром Уткиными. В ходе создания перед конструкторами стояло несколько серьезных трудностей.
- Во-первых, масса поезда – огромный вес мог деформировать железнодорожное полотно. Вес самой маленькой МБР (Межконтинентальная баллистическая ракета) составлял 100 тонн.
- Во-вторых, прямое пламя при запуске ракеты расплавляло поезд и рельсы, на которых он стоял.
- В-третьих, контактная сеть над вагоном, естественно, была препятствием для запуска ракеты. И это далеко не весь список проблем, с которыми столкнулись советские специалисты.
В БЖРК были использованы ракеты РТ-23У (по классификации НАТО СС-24 “Скальпель”). Для состава были изготовлены специальные ракеты, обладающие выдвижными соплом и обтекателем. Одна ракета несет разделяющуюся головную часть типа «MIRV» с 10 боеголовками мощностью 500 килотонн каждая.
Для распределения нагрузки на пути было принято оригинальное решение. Три вагона были соединены жесткой сцепкой, что обеспечило распределение веса ракеты на более длинный участок железнодорожного полотна. В боевом состоянии выдвигались специальные гидравлические лапы.
Для отведения контактной подвески сети, мешающей запуску было придумано специальное устройство, которое аккуратно убирало провода из зоны работы комплекса. Сеть перед запуском обесточивалась.
Для запуска ракеты было придумано также гениальное решение – минометный пуск. Пороховой заряд выбрасывал ракету на 20 метров над землей, после этого еще один заряд корректировал наклон сопла ракеты в сторону от поезда и уже после этого включался двигатель первой ступени. Таким образом столб пламени огромной температуры не наносил повреждений вагонам и путям, а был направлен в нужную сторону.
Автономность ракетного поезда составляла более 20 суток.
20 октября 1987 года, после проведенных на Семипалатинском полигоне испытаний, ракетный полк РТ-23УТТХ “Молодец” заступил на боевое дежурство. А уже к 1989 году на территории СССР были развернуты 3 дивизии БЖРК, рассредоточенные на расстоянии многих тысяч километров: в Костромской области, в Пермском и Красноярском краях.
Устройство БЖРК включает в себя железнодорожные модули различных назначений, а именно: 3 пусковых модуля МБР РТ-23УТТХ, 7 вагонов в составе командного модуля, модуль с запасами ГСМ в железнодорожной цистерне и 2 тепловоза модификации ДМ-62. Работа над усовершенствованием оборудования не прекращалась и после поступления в войска, и его боевой потенциал неуклонно рос.
БЖРК “Молодец” были кошмаром для американцев. На отслеживание поездов-призраков выделялись огромные средства. Спутники-разведчики искали 12 поездов-призраков по всей стране и никак не могли отличить боевой комплекс от состава с рефрижераторами (вагонами-холодильниками), везущими продукты питания.
После развала Советского Союза, уже в России все изменилось. 3 января 1993 года в Москве подписывается договор СНВ-2, согласно которому РФ должна уничтожить часть своего ракетного потенциала, в том числе и ракеты РТ-23У, поэтому к 2005 году, по официально версии, все БЖРК снимаются с боевого дежурства и уничтожаются, а несколько уцелевших отправляются на хранение для дальнейшей утилизации.
Комплекс официально стоял на боевом дежурстве в Советском Союзе в течение примерно 20 лет, до 2005 года.
Tактико технические характеристики БЖРК:
Дальность стрельбы, км 10100 | Дальность стрельбы, км 10100 |
Головная часть -10 боевых блоков: | |
мощность заряда, Мт | 10 х (0.3-0.55) |
вес головной части, кг | 4050 |
Длина ракеты, м | полная — 23,3без головной части — 19в ТПК — 22,6 |
Максимальный диаметр корпуса ракеты, м | 2,4 |
Стартовый вес, т | 104,50 |
Первая ступень (размеры), м: | длина — 9,7диаметр — 2,4 |
вес, т | 53,7 |
Вторая ступень (размеры), м: | длина — 4,8диаметр — 2,4 |
Третья ступень (размеры), м: | длина — 3,6диаметр — 2,4 |
Габариты ПУ, м | длина — 23,6ширина — 3,2высота — 5 |
К 1991 году развёрнуто три ракетные дивизии, вооруженных БЖРК с МБР РТ-23УТТХ:
В каждой из дивизий имелось по четыре ракетных полка (всего 12 составов БЖРК, по три пусковых установки в каждом). В радиусе 1500 км от мест базирования БЖРК были проведены совместные с МПС России мероприятия по замене изношенного железнодорожного полотна: уложены более тяжёлые рельсы, деревянные шпалы заменены на железобетонные, выполнено укрепление насыпей более плотной щебёнкой.
Примечания
История создания боевых железнодорожных ракетных комплексов
В конце 50-х годов прошлого века в США была разработана твердотопливная межконтинентальная баллистическая ракета LGM-30 Minuteman. От более ранних жидкостных носителей её отличали дешевизна, простота эксплуатации, а также компактность. Все эти качества позволили американским военным выдвинуть идею о размещении «Минитменов» на специальных поездах. Уже в 1960 году была проведена операция «Большая звезда», в ходе которой массогабаритные макеты, копировавшие LGM-30, перемещались по железным дорогам США. Несмотря на то что учения завершились вполне успешно, дальнейшего развития концепция не получила, поскольку поезд с ядерными ракетами был признан чересчур дорогостоящим.
Презентация модели поезда с ракетами LGM-30 в компании «Боинг». Всего предполагалось построить 30 таких поездов
Первые советские проекты «железнодорожного базирования» появились практически одновременно с американскими, причем занялись соответствующими разработками сразу три конструкторских бюро:
- ОКБ-586 (будущее КБ «Южное»). Предполагалось разместить на поезде ракеты РТ-12 средней дальности;
- ОКБ-301 (ныне АО «НПО имени С.А. Лавочкина). Самый необычный проект, предполагавший железнодорожное базирование крылатой ракеты «Буря»;
- ОКБ-1 (современное название – РКО «Энергия» имени С.П. Королёва). Комплекс создавался в расчете на использование ракет РТ-2, способных долететь до США.
Все три проекта пришлось закрыть на самой ранней стадии: для их реализации еще не пришло время. Вопрос о БЖРК вновь встал на повестку дня после того, как ОКБ-586 («Южное») приступило к созданию твердотопливной ракеты РТ-21. Но и здесь добиться успеха, к сожалению, не удалось. Ни РТ-21, ни РТ-22 не были поставлены на вооружение Советской армии. Поэтому и ракетные поезда появились лишь на чертежах.
Межконтинентальная крылатая ракета «Буря» — самый необычный вариант вооружения для БЖРК
Переломным в этой истории стал 1969 год, когда КБ «Южное» получило официальное задание от правительства, предусматривавшее создание спецпоезда под новую перспективную МБР РТ-23. Спустя два долгих десятилетия упорный труд советских конструкторов закончился полным успехом — в войска поступил «Молодец» — первый в мире БЖРК . Вот только достижение, как вскоре выяснилось, оказалось эфемерным. Уже в 1993 году Россия взяла на себя обязательство в течение десяти лет уничтожить эти поезда, что и было сделано – сохранились лишь два из них, да и то в качестве музейных экспонатов. Кроме того, по просьбе западных «друзей», ракетные поезда почти всё время своего существования провели в пунктах постоянной дислокации, практически не появляясь на ж/д.
В начале двадцать первого века США стали чувствовать себя на международной арене всё более свободно. Было официально объявлено о выходе из договора по противоракетной обороне, а затем и о создании доктрины «мгновенного глобального удара», направленного на полное уничтожение военного потенциала любого потенциального противника. В этих условиях российскому руководству поневоле пришлось вновь задуматься об утраченных поездах стратегического назначения. Восстановить уничтоженные «Молодцы» было уже невозможно, поскольку КБ «Южное» стало после распада СССР иностранной компанией. Единственным выходом было создание полностью нового комплекса, получившего название «Баргузин».
РТ-23 (она же РС-22) уже на колесах и в пусковом контейнере, но еще не в «рефрижераторе»
В литературе
- Комплекс описан в фантастическом постапокалипсическом романе В. Березина «Путевые знаки» из серии Вселенная Метро 2033. На Варшавском вокзале главные герои находят законсервированный «Скальпель» и отправляются из Санкт-Петербурга в Москву.
- В романе Д. Корецкого «Атомный поезд» описывается вымышленный современный БЖРК.
- В романе Дэйла Брауна «План Атаки» Россия в нарушение договоров о СНВ восстанавливает ракетные поезда, которые становятся для американцев одной из основных целей после удара российской стратегической авиации по США. Утверждается, что СССР располагал 150 БЖРК с тремя ракетами каждый, а также то, что ракета РТ-23 УТТХ представляла собой копию ракет американского БЖРК «Миротворец».
Тактико-технические характеристики
Дальность стрельбы,км | 10100 |
Головная часть | |
---|---|
мощность заряда, Мт | 10 х 0.43 |
вес головной части, кг | 4050 |
Длина ракеты, м | |
полная | 23.0 |
без головной части | 19.0 |
в ТПК | 21.9 |
Максимальный диаметр корпуса ракеты, м | 2.4 |
Стартовый вес , т | 104.80 |
Полетная надежность | 0.98 |
Коэффициент энерговесового совершенства ракеты Gпг/Go, кгс/тс | 31 |
Скорость движения, км/час | 80 |
Первая ступень | |
длина,м | 9.7 |
диаметр,м | 2.4 |
вес,т | 53.7 |
тяга ДУ (на земле/в пустоте),тс | 218/241 |
Вторая ступень | |
длина,м | 4.8 |
диаметр,м | 2.4 |
тяга ДУ,тс | 149 |
Третья ступень | |
длина,м | 3.6 |
диаметр,м | 2.4 |
тяга ДУ,тс | 44 |
Пусковая установка | |
длина,м | 23.6 |
ширина,м | 3.2 |
высота,м | 5.0 |
Стойкость БЖРК к ударной волне,кг/см2 | |
в продольном направлении | 0.3 |
в поперечном направлении | 0.2 |
В литературе
- Комплекс описан в фантастическом постапокалипсическом романе В. Березина «Путевые знаки» из серии Вселенная Метро 2033. На Варшавском вокзале главные герои находят законсервированный «Скальпель» и отправляются из Санкт-Петербурга в Москву.
- В романе Д. Корецкого «Атомный поезд» описывается вымышленный современный БЖРК.
- В романе Дэйла Брауна «План Атаки» Россия в нарушение договоров о СНВ восстанавливает ракетные поезда, которые становятся для американцев одной из основных целей после удара российской стратегической авиации по США. Утверждается, что СССР располагал 150 БЖРК с тремя ракетами каждый, а также то, что ракета РТ-23 УТТХ представляла собой копию ракет американского БЖРК «Миротворец».
Новый железнодорожный ракетный комплекс РФ
В настоящее время по разным причинам на вооружении ни одной из армий мира не стоят железнодорожные пусковые установки. Российская Федерация единственная, кто с 2012 года ведет работы по созданию указанного вида вооружения, и к настоящему времени разработала предварительные проекты железнодорожной пусковой установки, отвечающей всем современным требованиям, предъявляемым к стратегическому вооружению.
Известно, что проектное название нового БЖРК — «Баргузин». Проектная документация свидетельствует о том, что «Баргузин» будет собран из двух основных частей: железнодорожной пусковой установки и боевой ракеты.
Железнодорожная пусковая установка будет располагаться на железнодорожной платформе, к которой присоединена специальная балка с подъемной стрелой и механизмом управления. На железнодорожную стрелу крепится подъемная рама с возможностью продольного перемещения. ТПК (торпедный корпусный перфоратор) с ракетой будет держаться за счет опор, которые крепятся на опорных плитах и снабжены поворотными тягами.
Ракета приводится на старт из ТПК, команды на который подаются из специального вагона в составе БЖРК с выведенными к нему системами управления. При пуске ракеты крыша вагона раскрывается (откидывается), за счет чего образуется необходимое для производства запуска расстояние.
https://youtube.com/watch?v=Wn0Fi2toR70
Сравнительные характеристики
Параметр | БЖРК «Баргузин» | БЖРК «Молодец» |
Дата принятия на вооружение | 2009 | 1989 |
Длина ракеты, м | 22,7 | 22,6 |
Стартовая масса, т | 47,1 | 104,5 |
Максимальная дальность, км | 11000 | 10 100 |
Количество и мощность боевых блоков, Мт | 3-4 X 0.15; 3-4 X 0.3 | 10×0,55 |
Количество локомотивов | 1 | 3 |
Количество ракет | 6 | 3 |
Автономность, суток | 28 | 28 |
Преимущества нового БЖРК:
- Меньший вес поезда
- Современные навигационные системы
- Большая точность попадания ракет
Ракеты
На стадии разработки проектной документации, перед разработчиками и командованием стоял выбор – какую из современных ракет, состоящих на вооружении в российской армии, использовать в качестве снаряда на БЖРК «Баргузин». После многочисленных обсуждений были выбраны ракеты системы Ярс и Ярс-М. Данная ракета является твердотопливной баллистической ракетой шахтного и мобильного базирования с отделяющейся головной частью, максимальная дальность полета которой составляет 11 000 километров, а мощность заряда в тротиловом эквиваленте составляет от 150 до 300 килограммов. Указанная баллистическая ракета великолепно проявила себя в ходе предварительных испытаний.
Миф или реальность?
Не так давно появилась информация о приостановке дальнейших испытаний БЖРК «Баргузин». В чем же дело? В банальной нехватке средств или в чем-то еще? Давайте разберемся.
Изначально, при создании «Молодца» ставка делалась на неуловимость и повышенную живучесть объекта. По замыслу, он должен быть не отличим от составов общехозяйственного назначения. Но, так ли он был не заметен? Стоящий на запасных путях состав БЖРК, мог не отличить от общехозяйственных составов разве только обыватель. Любой специалист мог легко установить его принадлежность к РВСН. Это и повышенное количество колесных пар, и строенный локомотив, применяемый только в горной местности или при транспортировке БЖРК. В общем, отличий было достаточно, и любой специалист мог их легко заметить.
Новый «Баргузин», несмотря на его максимальную замаскированность, тоже имел свои отличительные черты. Поэтому, говорить о неуловимости этих составов очень сложно. В данный момент, появилась информация о новейших разработках ВПК, способных преодолевать ПВО и ПРО противника и, гарантировать доставку боевой части к месту назначения. А их скорость не дает противнику шансов на их перехват. Современная военная доктрина России базируется на качественно иных принципах. Подобные разработки, превосходящие по скорости ракеты-перехватчик ПВО и ПРО противника и их относительная независимость при преодолении ПВО и ПРО, дает качественно новые возможности не только для нанесения ответного удара, но и для перманентного подавления возможности первичного удара потенциального врага.
Может в будущем Российские ВПК еще вернуться к этому вопросу, имея за плечами массу современнейших военных разработок. И, вопрос о возрождении проекта «Баргузин» будет решен на качественно ином научно техническом уровне.
В данный момент, современные военные разработки способны охладить даже самые горячие головы агрессивного блока НАТО. Им придется много раз подумать прежде чем ввязаться в новую военную авантюру против нашей страны. Современные военные разработки России, способны нивелировать любую агрессию против нашей страны и гарантирую наш спокойный и сладкий сон.
Разновидности
Теперь, разобравшись в том, что такое МБР, рассмотрим некоторые распространенные ее разновидности.
Мастика МБР-100 применяется при укладке рулонных материалов для кровли, а также для залива гидроизоляционных стяжек. Число, указанное в ее маркировке, обозначает температуру, при которой происходит размягчение. Но при этом, стоит учитывать то, что подогревать мастику нужно до 200 °С. Все это делается для того, чтобы легко было наносить ее на скатные поверхности, а также на вертикально расположенные стены.
Тот, кто давно разобрался в том, битумная, хоть раз сталкивался с такой ее разновидностью, как МБР-Х. Особенностью такого материала, является то, что для его использования предварительный подогрев не требуется. Достигается это благодаря тому, что в состав входит специальный растворитель, который после нанесения испаряется самопроизвольно, и мастика застывает.
Ракетное вооружение является главенствующим направлением в военной обороне всех ведущих держав, поэтому так важно знать: МБР – что это? На сегодняшний день межконтинентальные баллистические ракеты являются самым мощным средством сдерживания угрозы ядерного нападения