Топ-10 лучших танков мира

Комментарии

  1. До Великой Отечественной и в ходе неё мотоциклы входили, в основном, в танковые соединения и части — на 22 июня 1941 в РККА насчитывалось 29 мотоциклетных полков, в которых было положено по штату более 300 мотоциклов (но полки были укомплектованы далеко не полностью). Все они находились в составе двадцати девяти механизированных корпусов (мехкорпусов) по одному на корпус, а также находились в разведывательных подразделениях и подразделениях связи двух танковых (по 380 мотоциклов) и одной моторизованной дивизии каждого мехкорпуса (всего в мехкорпусе полагалось иметь 1710 мотоциклов). Вне автобронетанковых войск мотоциклов было гораздо меньше — в стрелковой дивизии на 22 июня 1941 года по штату военного времени было положено 14 мотоциклов: 7 в разведывательном батальоне, 4 в автомобильном батальоне и 3 в батальоне связи. В ходе войны мотоциклы, в основном, находились в мотоциклетных батальонах танковых и механизированных корпусов и в мотоциклетных полках танковых армий, вероятно, поэтому их отнесли к БТТ.
  2. До 1931 года в Русской императорской Армии и, после неё, в РККА бронированные машины называли по-разному — бронемашинами, броневиками, блиндироваными машинами и т. д. (в том числе и бронепоезда и бронедрезины). С 1931 года называли обычно автобронетанковая техника, хотя были варианты из-за малого военного образования командиров и начальников (до 1917-го и с февраля 1943 года офицеров), в частности из-за ускоренной подготовки и частого перемещения в разные рода войск, особенно в Гражданскую и Великую Отечественную войны

Понятие «славяне»

Мы постараемся рассуждать объективно, можно сказать, с научной точки зрения, насколько вообще правомерно так говорить. Славяне – это этнос, а не народ. Отличие в том, что под этносом подразумевается совокупность народов, которые имеют общие исторические корни. Еще в начале 1 тысячелетия нашей эры славян уше подразделяли на три ветви: западных (совр. кашубы, лужичане, чехи, словаки и др.), южных (совр. сербы, хорваты, македонцы и др.), восточных (совр. русские, украинцы, белорусы). Конечно, название у многих историков было различным: анты, склавины и т. д. В истории нет достоверных сведений о едином праслявянском народе. О нем рассуждают только лингвисты на основании анализа языкового сходства и различия. Именно по ним определяется примерное отделение одной группы славян от другой, влияние других культур, местности и т. д. Нет ни одного настоящего ученого, который бы использовал термин «славяно-арии» в своем труде. Откуда такой миф? Постараемся разобраться.

Читайте так же

Ссылки

Формирования воздушных армий Фронтовой авиации после 1945 года

После Великой Отечественной войны воздушные армии сохранили своё назначение, сократив количественный состав. При этом дислокация воздушных армий после перехода на штат мирного времени претерпела изменение. Так было принято решение передать воздушные армии в оперативное подчинение военным округам (группам войск).

Воздушная армия Округ (группа войск) Наименование армии после 20.02.1949 г. Наименование армии после 01.04.1980 г. Наименование армии после 01.05.1988 г. Примечание
1-я воздушная армия Белорусский военный округ 26-я воздушная армия ВВС Белорусского военного округа 26-я воздушная армия
1-я воздушная армия Дальневосточный военный округ 1-я воздушная армия 1-я воздушная армия 1-я воздушная армия сформирована 01.04.1957
2-я воздушная армия Центральная группа войск 59-я воздушная армия 09.1955 г. расформирована
3-я воздушная армия Ленинградский военный округ в 1946 году часть соединений передана в 15-ю ВА на базе оставшихся соединений сформирована 1-я воздушная армия дальней авиации 50-я воздушная армия дальней авиации 50-я ракетная армия
4-я воздушная армия Северная группа войск 37-я воздушная армия ВВС Северной группы войск 4-я воздушная армия 4-я ВА ВГК ОН4-я армия ВВС и ПВО
5-я воздушная армия Одесский военный округ 48-я воздушная армия5-я воздушная армия ВВС Одесского военного округа 5-я воздушная армия
6-я воздушная армия 31 октября 1944 года переформирована в управление ВВС Войска Польского
6-я воздушная армия Туркестанский военный округ 73-я воздушная армия ВВС Туркестанского военного округа 73-я воздушная армия сформирована в 1946 году
7-я воздушная армия Дальняя авиация 3-я воздушная армия дальней авиации 65-я воздушная армия дальней авиации расформирована в середине 1953 года
7-я воздушная армия Бакинский военный округ 62-я воздушная армия 20 февраля 1950 года переформирована 42-я воздушная истребительная армия ПВО
8-я воздушная армия Дальняя авиация 2-я воздушная армия дальней авиации 43-я воздушная армия дальней авиации 43-я ракетная армия
9-я воздушная армия Забайкальско-Амурский военный округ 54-я воздушная армия 1 апреля 1957 года вошла в состав 1-й Краснознамённой воздушной армии
10-я воздушная армия Дальневосточный военный округ 29-я воздушная армия 1 апреля 1957 года вошла в состав 1-й Краснознамённой воздушной армии
11-я воздушная армия 20 декабря 1944 года преобразована в 18-й авиационный корпус
11-я воздушная армия Закавказский военный округ 34-я воздушная армия ВВС Закавказского военного округа 34-я воздушная армия
12-я воздушная армия Забайкальский военный округ 45-я воздушная армия ВВС Забайкальского военного округа23-я воздушная армия ВВС Забайкальского военного округа 23-я воздушная армия
13-я воздушная армия Ленинградский военный округ 76-я воздушная армия ВВС Ленинградского военного округа 76-я воздушная армия ВВС Ленинградского военного округа76-я воздушная армия
14-я воздушная армия Прикарпатский военный округ 57-я воздушная армия 14-я воздушная армия ВВС Прикарпатского военного округа 14-я воздушная армия
15-я воздушная армия Прибалтийский военный округ 30-я воздушная армия 15-я воздушная армия ВВС Прибалтийского военного округа 15-я воздушная армия
16-я воздушная армия Группа советских войск в Германии 24-я воздушная армия 16-я воздушная армия ВВС ГСВГ 16-я воздушная армия
17-я воздушная армия Киевский военный округ 69-я воздушная армия ВВС Киевского военного округа 69-я воздушная армия17-я воздушная армияВВС Киевского военного округа 17-я воздушная армия
22-я воздушная армия Северный военный округ сформирована в февраля 1952 года расформирована в августе 1960 года Управление армии обращено на формирование управления ВВС Приволжского военного округа
36-я воздушная армия Южная группа войск ВВС Южной группы войск 36-я воздушная армия сформирована в апреле 1967 года, расформирована в июле 1991 года
49-я воздушная армия Среднеазиатский военный округ 49-я воздушная армия ВВС Среднеазиатского военного округа 49-я воздушная армия создана 24 июня 1969 годана базе 73-й ВА, расформирована 01.06.1989.

Доктринальные дилеммы

Ко второй половине 20-х теоретические изыскания подкрепило развитие технологий. Бронетехника усовершенствовалась, стала быстрее и надёжнее, что создало предпосылки для внедрения независимых механизированных соединений и концепций их применения.

На ту же тему Бронеоскар-2018: самые крутые танкособытия года

Однако старая проблема никуда не исчезла — все без исключения страны, вступившие втанковую гонку», столкнулись с важнейшим доктринальным вопросом: как уравнять скорости быстрых механизированных соединений и медленных родов войск, таких как артиллерия или пехота?

Вопрос этот был важен по двум причинам. Во-первых, не было смысла стремительно наступать танкамина всю глубину боевого порядка» противника, если за ними не успевали все остальные. Во-вторых, основные козыри бронетанковых соединений — это их автономность и высокая подвижность. Все элементы должны двигаться с одинаково высокой скоростью. Намеренное ограничение подвижности — напримерпривязка» скорости танков к скорости пехоты — лишает соединение смысла существования.

В качестве очевидного ответа напрашиваласьфуллерианская» всеобщая механизация. Проблема была в том, что она требовала совершенно неприличных расходов. Даже Советский Союз со всеми его широкими возможностями в концентрации ресурсов и мобилизационной экономикой не мог себе этого позволить.

Танковые батальоны 1-й танковой бригады под командованием Перси Хобарта наступают в плотных боевых порядках во время манёвров в 1934 году

Менее радикальным вариантом стала частичная механизация и моторизация. Техникой максимально насыщали ударные соединения, а остальные… ну, насколько бюджета хватит.

Отечественная военная мысль склонялась к первому варианту. В начале 30-х советские механизированные войска переживали стремительный рост и имели на вооружении или в разработке все возможные виды боевой и вспомогательной техники, включая и БТР. К некоторым из разработок армия вернулась только в 60-е годы, а кое-каких до сих пор нет на вооружении.

Опытный санитарно-транспортный и десантный БА-22 на базе грузовика ГАЗ-ААА

К сожалению, с 1936 года РККА вошла в период почти непрерывных изменений и постепенной деградации в теории и практике применения бронетанковой техники, который продолжался до 1941 года. Именно из этого периода и растут ноги большинства странных решений и мифов, связанных с бронетранспортерами и БМП

К ним и перейдём.

Что планируется?

В качестве исполнителей выбраны BAE Systems и General Dynamics Land Systems. Компаниям выделяются бюджеты в $335 и $375,9 млн, соответственно. В течение ближайших пяти лет они должны будут продемонстрировать прототипы, что подразумевает производство и поставку 12 машин от каждого контрактора. Техника будет подвергнута тщательным всесторонним испытаниям, компания-победитель получит контракт на производство 504 боевых машин.

Обе компании уже имеют наработки по теме и принимают участие не в одном, а сразу в нескольких подпрограммах «Боевых машин нового поколения». Помимо работ над легкими танками, обе компании будут бороться за более «жирный» контракт по созданию перспективной БМП, которая заменит М2 «Брэдли», а General Dynamics, вероятно, займется еще и основным танком будущего.

Танк_7

БМП М2 «Брэдли» с комплектом навесной динамической защиты, Ирак, 2011 год

Фото: commons.wikimedia.org

Надо сказать, что конкурс практически лишен интриги. По ряду ключевых технических характеристик, так и по тактическому применению разница между БМП и легкими танками становится всё более эфемерной. Во многом оба класса перспективных боевых машин будут взаимопересекаться, поэтому компания, предлагающая универсальную модульную платформу, имеет больше шансов на победу в обоих конкурсах. Две машины на одной платформе — это серьезный аргумент в виде снижения нагрузки на логистику, упрощения учебы военных специалистов, а также взаимозаменяемости элементов боевых машин.

Здесь конкурсанты находятся в неравном положении. BAE, скорее всего, предложит разные машины — развитие танка М8 по программе MPF и что-то на базе уже использующейся многими европейскими армиями CV90 в качестве перспективной боевой машины пехоты.

В свою очередь, General Dynamics уже имеет наработки и по легким танкам, и по БМП на одной платформе. С 2016 по 2018 год на выставке-конференции AUSA показывали «Гриффин I» со 120-мм пушкой в облегченной и переработанной башне ОБТ М1 «Абрамс», годом позже «Гриффин II» со 105-мм пушкой и в этом году — «Гриффин III» в варианте БМП c 50-мм скорострельной пушкой в новой башне.

Танк_8

БМП «Гриффин III»

Фото: General Dynamics Land Systems

Какая машина победит, сказать пока сложно. На стороне М8 — проработанность конструкции, огромное количество времени на поиск и устранение недостатков и даже опыт частичного принятия на вооружение.

«Гриффины» пока были представлены только в форме демонстраторов. Впрочем, учитывая, что GDLS давний и опытный производитель бронетехники для армии США, а также озвученные на последней выставке возможности машин семейства «Гриффин», пока что «Дженерал Дайнемикс» выглядят более уверенно.

Нельзя не отметить и потенциальную возможность для «плана Б», на случай если у обоих отечественных производителей не получится реализовать требования армии. Модульные боевые платформы тем и хороши, что сменить один класс боевой машины на другой достаточно просто. К примеру, превратить БМП в легкий танк с помощью смены функционального модуля.

Желание принять участие в программе по созданию перспективной БМП уже выразила компания «Рейнметалл», и, что важно, модульная БМП — причём не прототип, а полноценный продукт — у них уже есть. Как и амбициозные виды на североамериканский рынок вооружений

Танк_1

Примеры заменяемости функциональных модулей на БМП «Линкс»

Фото: Rheinmetall Group

Комплексная система защиты

Система защиты танка Т-14 состоит из нескольких составляющих:

  • Броневой защиты. Новый танк на платформе «Армата» защищается специально разработанной броневой сталью. Её характеристики позволяют уменьшить толщину листа и общий вес конструкций.
  • Активной защиты «Афганит», принятой к внедрению в 2014 году. Специально предусмотренные заряды выпускаются против снарядов и ракет противника, поражая их на расстоянии не больше 20 метров. Пусковая установка выполнена из лафета, который вращается в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Ударное ядро наводится на цель при помощи программированного инициирования взрывателей.
  • Динамической защиты. Суть её заключается в том, что по бортам башни устанавливают по три блока. Это – контейнеры с элементами динамической защиты, которые разделены наполнителем. Борта защищаются установкой по семь аналогичных блоков. Кормовая зона закрывается решётчатыми экранами на корпусе и башне. Устанавливаются перед боевыми действиями в особых случаях, например, в условиях города. Дополнительный вес составляет почти тонну, однако это не особо снижает подвижность танка.

Т-14 — танк не просто новый, он определил перспективы танкостроения в России на десятилетия вперёд. В ближайшие годы планируется произвести не менее 2-3 тысячи танков этого типа и бронемашин на его базе.

Сравнение

Западные танки обладают гораздо больше массой и высоким силуэтом чем российские.

Отечественные машины имеют большую дистанцию огня за счёт использования управляемых ракет и более высокую скорострельность, не замедляющуюся со временем, благодаря автоматам заряжания. Впрочем, последние часто называются ахиллесовой пятой, поскольку при детонации мгновенно уничтожают танк вместе с экипажем.

Т-14 Армата стала работой над ошибками, получив отделённый от боеприпасов экипаж, высочайшую защищённость за счёт пассивной и динамической брони, а также комплекса активной защиты. При этом её размеры стали впечатлять даже на фоне зарубежных ОБТ.

Что хотят получить и зачем?

Опыт конфликтов с участием американских войск показал, что пехотные бригады слишком слабо вооружены и им недостает «защищенной огневой мощи». Трудно поспорить, если учесть, что их основной бронетехникой выступают армейские «Хамви».

Официально задачи легких танков описываются так: «обеспечивать легким пехотным бригадам возможность быстрого сближения и уничтожения противника, а также обеспечивать свободу маневра». Кроме того, боевые машины MPF предполагаются для поддержки действий воздушно-десантных соединений.

31 мая 2015 года Центр передового опыта армии США (Maneuver Center of Excellence, MCoE) сформулировал и озвучил требования к перспективной боевой машине MPF:

— Огневая мощь. Поддержка наступательных действий пехотных бригад. Способность поражать следующий набор целей: защитные сооружения (бункеры), цели типичные для городов (в т.ч. с поражающим эффектом за стенами), боевые бронированные машины — от легко до тяжело бронированных. Возможность ведения прицельного огня в движении в любую погоду и время суток;

— Авиатранспортабельность и возможность десантирования с малых высот. Готовность вести бой с помощью основного и вспомогательного вооружения сразу после высадки;

— Защита от огня стрелкового оружия и осколков снарядов в базой конфигурации. Возможность быстрого монтажа дополнительной брони, включая бронирование днища. Обеспечение возможности комплектования броней в зависимости от задач и обстановки;

— Маневренность, достаточная для ведения боевых действий и поддержки наступательных действий пехоты на сложной местности различных типов. Способность выполнять повороты маленького радиуса, характерные для города, леса, джунглей и горной местности. Скорость достаточная для сопровождения техники пехотных и «страйкер» бригад;

— Надежность. Обеспечение высокой оперативной готовности с помощью надежной конструкции, возможности быстрой замены модульных компонентов, и сниженными, по сравнению с текущей бронетехникой, требованиями к логистическому обеспечению;

— Автономность — достаточный запас топлива и боеприпасов, чтобы вести боевые действия в течение 24 часов с момента прибытия в зону высадки, без пополнения боекомплекта и дозаправки;

Американские военные надеются получить, начиная с 2025 года, по танковой роте (14 машин) в штат каждой из 30 пехотных бригад. Так каждое соединение сможет получить оперативную поддержку танков, хоть и не сравнимых по защищенности с ОБТ, но схожих по огневым возможностям.

В сущности, мы видим развитие идей Жана-Батиста Этьена и Эриха фон Манштейна. Не случайно в документе «Стратегия модернизации боевых машин армии США» от сентября 2015 года как раз упоминается знаменитое эстьеновское: «Победа в этой войне будет принадлежать тому из двух противников, кто первым окажется способен установить 75-мм пушку на машину, способную передвигаться по любой местности».

Справка «Известий»

Жан-Батист Эжен Этьен. Создатель танковых войск Франции, один из виднейших практиков и теоретиков применения танков начала XX века, видевший основную задачу легких танков в непосредственной поддержке пехоты.

Эрих фон Манштейн. Крупный немецкий военачальник, практик и теоретик применения танковых войск. Развил идеи Этьена и, фактически, создал штурмовую артиллерию и ее тактику. Самоходные орудия предназначались для непосредственной поддержки пехоты и стали одним из самых эффективных видов оружия такого типа во Второй мировой войне.

Как и 100 лет назад, пехота нуждается в самоходном орудии для непосредственной поддержки. Именно в выполнении этой задачи, но на другом техническом уровне, видится основная тактическая ниша легких танков.

Второй по значимости нишей будет использование легких танков на тех театрах военных действий, где использование ОБТ нецелесообразно или невозможно. То есть, фактически, в роли основного боевого танка. Впрочем они могут использоваться и совместно с ОБТ, в качестве хорошо вооруженной, но более подвижной компоненты.

Положение в Великобритании.

Военная бронетехника Великобритании развивается в рамках начатой в 1998 г. программы FRES (Future Rapid Effective System, рус. – «Перспективная система быстрого эффекта»).

Местное подразделение «Дженерал Дайнемикс» (General Dynamics-UK) в сентябре 2014 г. получало заказ на производство 589 ед. бронетехники семейства «Аякс» (Ajax) в шести различных вариантах. Начало поставки в войска модели БРМ (Ajax-SV) было запланировано на 2017 г.


БРМ Ajax-SV

Примечательно, что в этой программе активно участвует промышленность Германии. В частности, концерн «Райнметалл» (Rheinmetall) изготавливает орудийные башни, (Renk) поставляют, соответственно, двигатели (V 8 199 TE 21) и передаточные механизмы (HSWL 256B). В результате, впервые британская военная бронетехника оснащается немецким приводом.

Военная бронетехника для личного состава

В рамках программы FRES наряду со специальной техникой (Special-Vehicle, SV) среди прочего планируется производство обычных средств транспортировки личного состава (Utility-Vehicle). Эта часть программы в 2007 г. даже получила наивысший приоритет.

Как следствие, в течение нескольких месяцев модели VBCI 1, «Пиранья IV Эволюшн» (Piranha IV Evolution) и «Боксер» (Boxer) подвергались тяжелым сравнительным испытаниям (Trials of Truth). «Временным победителем» конкурса в 2008 г. стала «Пиранья IV». Однако, в декабре 2008 г., внезапно, предпочтение получила часть программы, касающаяся специальной бронетехники.

БТР VBCI

БТР Piranha IV Evolution

БТР Boxer

В 2020 г. запущен программный компонент «механизированной машины пехоты» (Mechanised Infantry Vehicle, MIV). Согласно публикациям, его целью является продолжение прерванной ранее части программы Utility-Vehicle под новым названием.

От компаний-производителей в 2020 г. запрошены соответствующие предложения. Частично, они остались прежними. Как и несколько лет назад на конкурс предложены «Боксер», VBCI, «Пиранья V». К ним добавилась военная бронетехника от финской (Patria) AMV-XP, «Террекс 3» (Terrex 3) от «ЭсТи Кинетикс» (ST Kinetics, Сингапур) и «Страйкер» (Stryker SDVH) производства GD-UK. Ожидается закупка 307 машин с 2022 г.

ББМ Patria AMV-XP

ББМ Terrex 3

БМП Stryker SDVH

Еще один компонент программы FRES – тяжелая бронетехника (Heavy Vehicle) со 120 мм орудием прямого огня прекращен в 2009 г.

Реализация многочисленных планов в рамках программы FRES характеризуется экспертами, как хаотическая. В основу проектов закладываются нечеткие и часто меняющиеся военные требования. Отмечается, что подобный подход создает наилучшие условия для того, чтобы факторы времени и затрат стали полностью не контролируемыми.

Особенности БТР “Бумеранг”

Одним из основных преимуществ, и в то же время недостатком машины, является ее броня. Конструкторы уменьшили количество стальных листов в корпусе БТР, заменив их керамическими плитами. Керамика значительно легче стали, такая подмена обеспечила “Бумерангу” большую мобильность. Машина с относительно меньшим весом значительно прибавила в скорости и маневренности.

Скептики в свою очередь настаивают, что использование керамических блоков исключает возможность полевого ремонта машины: при попадании снаряда в керамическую плиту, она гасит инерцию выстрела всей своей площадью. Такая встряска приводит к усталости материала и выходу его из строя. Заменить керамические щиты в полевых условиях нет возможности. Выбирая между надежностью и маневренностью, больше голосов за надежность. Впрочем, недовольство керамикой чисто условное. Конструкторы предусмотрительно сделали броню съемной. При желании листы керамики можно заменить на классическую сталь.

Фото с https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B3_(%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%91%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0)

Легкие танки: не только в США

Если говорить о всем мире, то последние несколько лет отмечены ростом популярности легких (иногда обозначаемых как средние) танков.

Танк_2

Шведская CV90 может быть и БМП CV9035 (справа) и легким танком CV90120 (слева)

Фото: avatars.mds.yandex.net

Связано это с несколькими причинами. Во-первых ОБТ потихоньку набирают массу и переходят в более тяжелый класс, что влечет за собой проблемы в мобильности и логистике перемещений на театры боевых действий. Во-вторых, места боевого применения большинства армий развитых государств находятся вдалеке от своих стран, поэтому есть определенная потребность в быстром перемещении бронетехники. Особенно в условиях современных маневренных конфликтов.

Для развивающихся стран — это способ сэкономить на ОБТ, стоимость которых растет еще быстрее, чем масса. Когда у вероятных противников нет ничего лучше Т-55 и AMX-13, есть ли смысл отдавать €7 млн за «Леопард» или даже меньшие деньги за Т-90МС «Прорыв»?

В этом направлении работают не только американцы и европейцы. Как пример турецко-индонезийский танк MMWT на базе БМП Kaplan, прототип которого активно пиарили на выставке «Индо Дефенс 2018» (в этом году он получил индонезийское название Harimau — «тигр»). Танк позиционируется как средний. Но суть та же — 120-мм танковая пушка на базе БМП.

Танк_3

Танк «Харимау»

Фото: bmpd.livejournal.com

Китай пошел несколько по-другому пути. Его легкий танк VT-5 конструктивно вырос из ОБТ и внешне напоминает реинкарнацию Т-55. И габариты, и масса соответствуют — не менее 33–35 тонн. В конце декабря в НОАК официально объявили, что принимают на вооружение этот танк под индексом «Тип-15». До этого момента машина предлагалась только на экспорт.

Танк_4

Танк VT-5

Фото: armyrecognition.com

Еще одна популярная концепция в нише легкого средства огневой поддержки — так называемый колесный танк. В силу ряда исторических причин этим давно и успешно занимается Франция. Бронемашины ERC-90 и AMX-10RC с танковым вооружением дали начало новому классу.

В ближайшие годы на вооружение поступит на боевая разведывательная колесная машина «Ягуар» в рамках международной программы Scorpion. Во французской части она предполагает обновление пехотных вооружений и техники по единым стандартам НАТО. Машина вооружена 40-мм автоматической пушкой, парой двойных блоков ПТУР, и размерами он напоминает скорее танк, чем БРМ.

Танк_5

Прототип разведывательно-боевой машины «Ягуар»

Фото: twitter.com/justine_degez

Ее примеру следуют многие: итальянская Centauro, американская M1128 MGS (на базе Stryker) и даже южноафриканский Ratel FSV90. Разве что теперь популярен формат танковой пушки на базе тяжелых четырехосных БТР. Японская машина «Тип-16» вообще должна заменить собой чуть ли не треть основных боевых танков в Силах самообороны Японии. А китайский колесный танк «Тип 11» активно покоряет непритязательный африканский рынок.

В России наиболее осязаемым проектом является воздушно-десантный «Спрут-СДМ1», который именуют то самоходной противотанковой пушкой (СПТП), то легким плавающим танком, в зависимости от того, кому его предлагают. В следующем году модернизированный авиадесантируемый легкий танк должен пройти государственные испытания.

Танк_6

«Спрут-СДМ1» на выставке «Армия-2016»

Фото: А.Тарасов

«Спрут» оснащен переработанным 125-мм танковым орудием и двумя пулеметами. Но при этом стал заложником странного набора требований, включающих авидесантируемость на парашютной системе, возможность плавать, сложную гидропневматическую подвеску с изменяемым клиренсом и ограничение по массе (до 20 тонн).

В итоге получилась дорогая и сложная в обслуживании машина, с габаритами, сравнимыми или превосходящими современные ОБТ (к примеру, «Спрут» выше чем М1А2 «Абрамс» или «Леопард 2» ), с противопульным бронированием и сложностями (а то и невозможностью) с оснащением машины КАЗ или блоками динамической защиты.

Всё это особенно странно для боевой машины, которая подразумевается для действий в т.ч. в отрыве от своих линий снабжения и которая предназначена для борьбы с танками противника.

Существует мнение, что при грамотной переработке «Спрут» может стать достаточно интересным для экспортных рынков плавающим танком. Впрочем, куда более интересен проект оснащения «спрутоподобной» башней с 125-мм орудием перспективного тяжелого БТР «Бумеранг». Вполне возможна разработка танко-БМП и на базе гусеничной платформы «Курганец».

Экипажи ракетоносцев Ту-95МС выполнили продолжительные полеты на Дальнем Востоке

См. также

Модернизируя это

Рядом сМанулом» примостился очереднойзаборинг-унд-дестроинг» — БМП-2М, усиленный не только решётками и ПТУРами, но и автоматическим гранатомётом. Это как раз более реальный вариант ближайшего будущего мотострелковых войск — что грустно, но более вероятно, чем разныекурганцы» ибумеранги».

(Фото: Алексей Бортников/WARHEAD.SU)

Ремдизель» порадовал танковым трейлером на базе бронированного грузовика иТайфуном» с модулем БМДУ, а также модернизированным тягачом МТ-ЛБ. В этой версии, дополнительно защищённой и вооружённой пулемётом 12,7 мм, тягач МГТТ-ЛБ предлагается после капремонта старых машин или тягачей с хранения. Но изрядно смущают незащищённые баки, расположенные в верхней задней части бортов.

МГТТ-ЛБ(фото: Алексей Бортников/WARHEAD.SU)

Возле нашумевшего автомобиля-амфибииДрозд» скромно расположился другой продукт творчества кружкаУмелые руки»: БТР, конверсированный для гражданских нужд, —Боец», в радикально чёрном цвете.

(Фото: Алексей Бортников/WARHEAD.SU)

Тут же — неизвестный науке ЗРК на базеТигра-М» и подвижной наблюдательный пункт на мотоциклеУрал».

(Фото: Алексей Бортников/WARHEAD.SU)

В экспозиции минобороны можно было наблюдать и другие новинки — самоходный миномёт на базе двухосногоТайфуна», а такжеТайфун-ПВО»,арктический» Т-80БВМ и Т-90М, который сравнительно недавно пошёл в войска и блистал на параде Победы, плюс САУКоалиция-СВ».

Т-90М(фото: Алексей Бортников/WARHEAD.SU)

Если с новизной явно были проблемы, то с историей всё ровно наоборот.Уралвагонзавод» организовал выставку, посвящённую столетию танкпрома, на которой можно было увидеть и уникальный лёгкий танк Т-50, и первый советский массовый танк МС-1(Т-18), и даже   Рено», который соседствовал с монструозными Т-14 и Т-15Армата». На их фоне он выглядел чем-то вроде дрона, которых БМП Т-15 может взять пару-тройку, не испытывая ни малейшего дискомфорта.

Современные танки России

Основу бронетанковых войск составляют созданные ещё в Советском Союзе ОБТ. В начале 1990 года в войсках и на консервации находилось около 63900 танков. В период с 2005 по 2010 годы количество сократилось с 23000 до 18000 машин, большая часть которых находится на хранении.

Армия использует примерно 2700 танков, большая часть которых – различные модификации Т-72, например, Т-72Б или Т-72Б3. Последний является дешёвой модификацией Т-72Б и неоднократно подвергался критике. Тем не менее, выпущен в количестве 800 единиц и по некоторым характеристикам догоняет Т-90.

Т-90 Владимир также создавался на базе Т-72Б, точнее является его очень глубокой модернизацией. Получил лучшую броню, КОЭП Штора-1, новую башню, мощный двигатель, современную систему управления огнём и множество других доработок.

Начиная с 2001 года, Т-90 9 лет был самым востребованным покупателями танком в мире. Всего выпустили более 1800 различных модификаций.

В 2011 году появилась модификация Т-90АМ Прорыв с новой башней, системой управления огня и динамической защитой Реликт.

О боевом применении Т-90 ничего неизвестно кроме войны в Сирии, где в 2016 году один из них был поражён ПТРК TOW-2A, но не получил серьёзных повреждений.

Стоит вспомнить и газотурбинный Т-80, не снискавший популярности в наших войсках, но являющийся очень интересной машиной. В армии на 2016 год находится около 450 таких танков и ещё 3000 на хранении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector