Бункеры москвы. жильё под землей

Считается, что секретное метро реально существует

На этой карте пунктиром отмечены линии Метро-2 по данным американской разведки

«Я бы удивился, если бы его не существовало», — именно такой ответ на этот вопрос в 2007 дал бывший начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев.

Держать в секрете немаленький подземный объект под самым большим городом Европы нереально. Чтобы его обслуживать, нужны тысячи человек, и никакие документы о неразглашении не смогли бы сдержать поток информации.

Более того, в сети то и дело появляется информация, которая косвенно подтверждает существование Метро-2.

Рельсовый автобус 730.05, который может использоваться в Метро-2

Например, по контракту № 2480/1/07 ещё в 2007 году за гос. счет обучили семь машинистов. Заказ на эту работу поступил от «Войсковой части 95006», которую контролирует лично чуть ли не сам президент.

Эта же организация заказывала и ремонтировала рельсовые автобусы и мотодрезины, которые могут использоваться в тайном метро.

Текущее положение дел

По настоящему законодательству пенсионные отчисления за стаж работы могут назначаться служащим военной структуры, которые проходят службу и увольняющимся в запас после 20 лет пребывания на определенной должности. Увольнение считается обязательным требованием: служить и обретать пенсию по военной выслуге не разрешается по закону.

Когда пенсионер по стажу уже после отставки хочет возвратиться к службе, выплата пенсионных отчислений заканчивается, и он обретает финансовое довольствие от Министерства обороны до момента повторного увольнения и посещения ПФР.

Не во всех случаях военные пенсионные отчисления представляют собой пенсию по выслуге определенного стажа работы. Она может назначаться по получению инвалидности в момент прохождения службы. При этом получение инвалидности обязано подтверждаться определенными документами.

Адреса бомбоубежищ в Москве

Времени, когда информированность о местоположении бомбоубежищ была актуальной, давно прошли, но все же знать фактические адреса необходимо на случай непредвиденной угрозы, ведь именно они в чрезвычайной ситуации могут спасти жизнь.

Главным бомбоубежищем города являются станции место, именно сюда нужно бежать при незнании точного адреса, закрепленного за каждым домом.

Остальные защитные сооружения можно найти по следующим адресам:

Северо-Восточный округ

  1. Полковая ул., 14
  2. Белозерская ул., 23-А — Запечатан
  3. Алтуфьевское шоссе, 18-А
  4. Широкая ул., 3, к. 3 — Мобил центр (сервис, запчасти)
  5. Проходчиков ул., 17-А — Автосервис
  6. Холмогорская ул., 2, к. 3 — Подземная автостоянка
  7. Полярная ул., 34, к. 3 — ТехЦентр (сервис, мойка)
  8. ул. Лескова, 9, к. А — Автосервис, склады
  9. Милашенкова ул., 12-Е
  10. Шенкурский пр., 11 — Автосервис
  11. Алтуфьевское шоссе, 87/80 — Запечатан (по не проверенной информации продан частному лицу)
  12. Олонецкая ул., 21-А
  13. Шереметьевская ул., 30
  14. Алтуфьевское ш., 77 — стройплощадка ЖК «Резидент»
  15. Снежная ул., 27, к.2 — скорее всего принадлежит экспериментальному заводу ВНИИЖТ

Северный округ

  1. 1-й Дмитровский пр., 11
  2. ул. С. Ковалевской, 14
  3. Петрозаводская ул., 15
  4. Флотская ул., 54А
  5. Базовская ул., 20-А
  6. Вагоноремонтная ул., 9/25
  7. Керамический пр., 57-А

Северо-Западный округ

  1. Катукова ул., 3
  2. Катукова ул., 9А
  3. Катукова ул., 15
  4. Катукова ул., 21
  5. Донелайтиса пр., 12
  6. Планерная ул., 18, к. 1
  7. Н.-Тушинский пр., 8, стр. А
  8. Фомичевой ул., 6
  9. Донелайтиса пр., 39
  10. Пятницкое шоссе, 29, к. 5
  11. Барышиха ул., 42, к. 3
  12. Народного Ополчения ул., 33

Западный округ

  1. Славянский бульв., 1/3
  2. Рублевское шоссе, 12
  3. Крылатские холмы, 14
  4. Крылатская ул., 29, к. 3
  5. Гришина ул., 23, к. 7, 9
  6. ул. Новоорловская, 5а
  7. ул. Пельше, 22а
  8. ул. Раменки, 20 — Построен жилой дом с подземным гаражом
  9. ул. Шолохова, 1а
  10. ул. Шолохова, 9а
  11. ул. Федосьино, дом 1
  12. ул. Приречная, 1, к.1
  13. Чоботовская ул., 19
  14. ул. Коштоянца, д. 10
  15. ул. Удальцова, д. 87 — Построен жилой дом с подземным гаражом
  16. ул. Никулинская, 5
  17. ул. Нежинская, д. 6.

Юго-Западный округ

  1. ул. Ремизова, 12а
  2. ул. Теплый Стан, 25, к. 2
  3. ул. Коктебельская, 3Г
  4. ул. Ак. Пилюгина, 8, к. 16
  5. ул. Ратная, 6г
  6. ул. Болотниковская, д. 47а
  7. ул. Ратная, 14в — визуально признаков убежища не обнаружено
  8. ул. Ак. Пилюгина, 8, к. 17
  9. ул. Островитянова, 34
  10. ул. Винокурова, 12 — бомбоубежище обнаружено, о техническом состоянии неизвестно.
  11. ул. Каховка, 28а — автосервис
  12. ул. Введенского, 14/11
  13. ул. Теплый Стан, 3, к. 2
  14. ул. Генерала Тюленева, 27
  15. Севастопольский просп., 28
  16. Севастопольский просп., 35
  17. ул. Теплый Стан, 15, к. 8
  18. ул. Куликовская, д. 9-В — фирмы различного назначения
  19. Бульвар Дмитрия Донского, дом 6 — фирмы различного назначения
  20. ул. Академика Глушко около д. 12А — недострой

Юго-Восточный округ

  1. Ферганская ул., 13
  2. Ферганская ул., 11
  3. Ферганский пр., 6-А
  4. Волжский бульв., 114, к. 5
  5. Грайвороново, кв. 90А, к. 12А
  6. Подольская ул., 6
  7. Новочеркасскийбульв., 42А
  8. Краснодонская ул., 40
  9. Пронская ул., 4, к. 3
  10. Люблинская ул., 53
  11. 12-я Новокузьминская, 6А
  12. Привольная ул., 17, к. 3
  13. Красноказарменная, 13 — здание МЭИ, бомбоубежище обнаружено, о техническом состоянии неизвестно.

Восточный округ

  1. Вешняковская ул., 6/8
  2. Камчатская ул., 5А
  3. Суздальская ул., 16-Б
  4. Суздальская ул., 26-Б
  5. Челябинская ул., 15
  6. Саянская ул., 13
  7. Сталеваров ул., 14
  8. Зеленый проспект, 22

Южный округ

  1. ул. Булатниковская, 2а
  2. ул. Кировоградская, 22б — автосалон Автоспеццентр
  3. ул. Кировоградская, 9, к. 5
  4. ул. Медынская, 5, корп. 3
  5. ул. Алма-Атинская, к. 3а
  6. ул. Михневская, 21, к. 28;
  7. Ореховый пр., 29а
  8. ул. Кировоградская, д. 10
  9. Ореховый пр., д. 45а
  10. ул. Ясеневая, 30
  11. Борисовские пруды, 22, к. 4
  12. Борисовские пруды, 32, к. 3а
  13. Сумской пр., д. 21а
  14. Кавказскийбульв., 17 — подземная автостоянка
  15. ул. Россошанская, 13 — оптовый склад детских игрушек
  16. Варшавское шоссе, 133а
  17. Варшавское шоссе, дом 116
  18. Северное Чертаново 4 Б — гаражи, склады
  19. ул. Дорожная, 18/20
  20. Чертановская ул., 48 — 50
  21. ул. Элеваторная, 8а
  22. Задонский пр., 32, к. 2
  23. Липецкая ул., 44
  24. ул.Кировоградская, 36

Подземный город в Раменках

“Раменки-43” – засекреченный подземный город, располагающийся прямо в Москве под Ломоносовским проспектом.

По информации, поступавшей из различных источников, известно, что объект представляет из себя огромное бомбоубежище, строящееся во времена процветания Советского Союза.

Вся информация о нем была строго засекречена, но после распада СССР упоминания о подземном городе в Раменках всплывали в различных изданиях, в том числе и в зарубежных.

Бункер способен вместить в себя около 20 тысяч человек. Помещения оснащены всем необходимым для проживания, имеются огромные запасы провианта.

По словам журналистов убежище строилось с целью пережить возможную ядерную катастрофу.

У подземного города имеется даже собственное метро под названием «Метро-2», созданное с целью перемещения внутри огромного бункера.

В случае ядерной угрозы, все представители правительственных структур смогут покинуть поверхность земли через станции, расположенные в Кремле, главных научных институтах, у объектов силовых структур, в правительственном аэропорту и у государственных дач.

На данный момент есть серьезные сомнения в эффективности объекта “Раменки-43”.

По словам экспертов, даже если бомбоубежище и существует, то все внутренние коммуникации безнадежно устарели и не смогут защитить от современного ядерного оружия.

Внутри метро

Метро — это огромный живой организм, существующий сам по себе, который нужно обслуживать, следить за состоянием. Пассажир видит процентов 40–50 от того, что построено: станция, вестибюль станции, вагон. Там есть еще большой объем вещей, который почти в два раза превышает станцию — и все это функционирует для пассажиров.

Судя по всему, некоторые вещи построили и забыли: мы находили каморки со слоем пыли толщиной в палец. Было видно: как в 1950-м это сделали, так там больше никто и не появлялся.

По сути, само метро — это объект гражданской обороны, который в случае чего превращается в большое бомбоубежище. Есть средства для обеспечения функционирования этой системы, способной поддерживать жизнь людей на протяжении двух-трех дней: артезианская вода и системы фильтрации воздуха.

 

В ТУННЕЛЕ МОЖНО ЛЕГКО ПЕРЕЙТИС ЛИНИИ НА ЛИНИЮ. СУЩЕСТВУЮТ СРЕДСТВА ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ СОСТАВА С ВЕТКИ НА ВЕТКУ, А МОЖНО ПЕРЕПОЛЗТИ ПО КАБЕЛЬНЫМ КОЛЛЕКТОРАМ 

 

Таганка строилась именно на случай атомной войны, нападения инопланетян и еще каких-то катаклизмов (Александр имеет в виду бункер-42, находящемся в районе станции «Таганская». — Прим. ред.). Не для повседневного использования, естественно. Многие эти места пришли в негодность в 1990-е, когда банально не было денег на реставрацию и поддержание метро в надлежащем состоянии. Сейчас все более-менее восстанавливают: по косвенным признакам можно судить о том, что проводится какой-то ремонт.

Спрос на бомбоубежища в условиях современности

События 11 сентября заставили население вновь заинтересоваться бомбоубежищами. Вид взрываемого здания заставил многих почувствовать себя слишком уязвимыми, что привело к более интенсивному развитию сферы гражданской обороны.

В 2002 году в Калифорнии была проведена специализированная выставка, в ходе которой граждан знакомили с бомбоубежищами Калифорнии от атомных взрывов в 50-70-х года ХХ века. Помимо снимков и исторических экскурсов также предоставлялись макеты и планы укрытий разных специалистов гражданской обороны.

Как утверждают производители укрытий в США, присутствовал рост продаж на 500%!  Минимальное убежище, которое мог бы себе позволить среднестатистический гражданин – цистерна, вкапываемая в землю.

Часто использовались морские контейнеры, в среднем обустройство стоило около 30 тысяч долларов. Предела обустройству не было – внутри можно было поддерживать любой уровень комфорта в зависимости от финансовых возможностей заказчика.

Бомбоубежища II категории

До войны считалось, что большинству убежищ нецелесообразно придавать прочность от прямого попадания боеприпасов, так как это требовало специального строительства, много строительных материалов и времени, обходилось очень дорого, и не могло быть сделано в приемлемые сроки. Потому такие убежища выполнялись только для особо важных учреждений. Вероятность прямого попадания бомбы в конкретный дом была мала, возможность же обрушения стен от ударной волны и сейсмической подвижки грунта гораздо больше; особенно велик радиус разбивания стёкол и опасного разлёта их осколков.

Большинство подготовленных ко Второй мировой войне бомбоубежищ для населения были II-й категории, то есть для защиты в основном только от ударной волны близкого взрыва, падения обломков домов и попадания ядовитых газов и дыма. Такое убежище может быть обустроено в подвале любого добротного каменного и кирпичного дома и ему достаточно иметь прочное и герметичное перекрытие, способное удержать обломки рухнувшего здания, и прочные двери. Для этого перекрытие подвала укрепляли всевозможными стяжками, подпорками, дополнительным слоем железобетона, предпочитали подвалы со сводчатыми и бетонными перекрытиями. Окна и лишние дверные проёмы заделывали.

Согласно немецким правилам(С. 53)(С. 31), перекрытие бомбоубежища в подвале в случае обрушения кирпичного дома должно выдерживать следующую дополнительную нагрузку:

  • здание до 2 этажей 1500 кг/м²;
  • здание до 4 этажей 2000 кг/м²;
  • здание до 6 этажей 2500 кг/м².

По другим данным(С. 87) немецкие нормы гласили следующее:

  • здание до 3 этажей 2000 кг/м²;
  • здание до 4—5 этажей 2500 кг/м²;
  • здание свыше 5 этажей 3000 кг/м².

Швейцарские правила(С. 87):

  • здание в 1 этаж 2200 кг/м²;
  • на каждый следующий этаж добавляется по 1000 кг/м².

Английские нормы (1939 г.)(С. 86, 87):

  • здание 2 этажа 1000 кг/м²;
  • здание 3—4 этажа 1500 кг/м²;
  • здание свыше 4 этажей 2000 кг/м²;
  • здание каркасного типа (независимо от этажности) 1000 кг/м².

Некоторые иностранные авторы полагали необходимость повышения нормы для четырёхэтажного здания до 5000—6000 кг/м²(С. 31), вероятно, для придания бомбоубежищу запаса прочности для противостояния ударной волне и на случай падения в отдельных местах крупных обломков с острыми краями.

В СССР были предложены свои методы расчёта. Один из расчётов давал следующие нормы нагрузки на подвальное перекрытие при высоте этажа 3,5 м, расстоянии между несущими стенами 5 м, толщине кирпичных стен 0,54 м, деревянных межэтажных и железобетонном чердачном перекрытиях(С. 33):

  • здание в 2 этажа 1000 кг/м²;
  • здание в 3 этажа 1600 кг/м²;
  • здание в 4 этажа 2200 кг/м²;
  • здание в 5 этажей 2800 кг/м²;
  • здание в 6 этажей 3400 кг/м²;
  • здание в 7 этажа 2200 кг/м², с дальнейшим увеличением этажности нагрузка уменьшается и начиная с 9-го этажа стабилизируется на уровне 1600 кг/м².

Требования к стенам убежища второй категории были следующие (Германия)(С. 67):

  • наружные стены из кирпича должны быть толщиной не менее 0,51 м (в два кирпича), из армированного бетона не менее 0,4 м;
  • внутренние стены соответственно не менее 0,38 (1,5 кирпича) и 0,3 м ж/б.

Например, многокомнатное убежище (Германия), расположенное на первом этаже в здании без подвала, при толщине железобетонных стен и перекрытия 0,4 м и минимальном пролёте потолков 3—4 м по расчёту могло выдержать нагрузку от обрушения до 3500 кг/м² (0,035 МПа) и достаточно сильную ударную волну(С. 38, 42).

Вход в ленинградское подвальное бомбоубежище. Видна металлическая защитная дверь

Принятые в дореволюционном российском и довоенном советском строительстве бутовые фундаменты толщиной 0,75—0,95 м вполне соответствовали требованиям прочности убежища второй категории. Например, фундаментная стена толщиной 0,75 м из каменной кладки могла выдержать взрыв бомбы 50 кг на расстоянии до 2 м, 100 кг 3 м, 250 кг не ближе 5 м(С. 115).

Как показала война, ориентирование на сделанные на скорую руку малопрочные, но зато многочисленные бомбоубежища для населения почти в каждом дворе оказалось правильным. В Ленинграде при крайне интенсивных бомбардировках и артобстрелах случаи прямого попадания фугасных авиабомб в здание с подвальным бомбоубежищем были редки, из них только около 20 % закончились тяжёлыми повреждениями убежищ, в ~40—45 % случаев были местные повреждения, остальные эпизоды ограничились обрушением наземной части дома(С. 125, 126). Вероятно, относительно редкое полное разрушение убежищ, несмотря на хорошую пробиваемость деревянных перекрытий (см. выше), объясняется тем, что убежища занимали не весь подвал попавшего под бомбу дома.

Использованная литература и источники

Город-призрак «Адуляр»

Недалеко от Волоколамска располагается заброшенный город «Адуляр», пустующий уже более 10 лет.

Когда то это был военный гарнизон, жители которого были персоналом, обслуживающим ракетные установки.

Но в 2005 году по неизвестным причинам военную часть закрыли, а все население эвакуировали.

С тех пор призрачный город пустовал, но в последние несколько лет его стали активно использовать для тренировок силовых структур.

На данный момент в городке сохранились несколько пятиэтажек и множество зданий инфраструктуры.

Есть административные постройки, магазины, собственная котельная. За десяток лет все здания пришли в негодность и имеют аварийный статус.

Сейчас беспрепятственно попасть в Город-призрак «Адуляр» практически невозможно.

Как не попасть в неприятности внутри метро

Первое правило в «подземелье» — думать головой. Многие диггеры со временем расслабляются, начинают там пить, устраивать сейшены, дни рождения, водить девушек — это обычно ни к чему хорошему не приводит. Были и смертельные случаи.

В Киеве подземные реки могут подняться вверх и смыть всех людей в тоннеле. Киев расположен на высоком берегу Днепра, который весь пронизан дренажной системой. Иногда в туннелях метро из-за дождя может образоваться огромная течь, и удержаться в таком потоке просто невозможно. Маленького, безопасного для находящихся снаружи людей дождя достаточно, чтобы смыть тех, кто в этот момент в туннелях метро.

В Питере в «Метрострое» люди угнали маленький легковой электровоз. Ехали по коллектору, кто-то высунул голову и наткнулся на арматуру. Получил травму несовместимую с жизнью. В Москве печально известны раздолбаи, катавшиеся на вагонах. 

Недавно знакомый вывалился из двери — отжал зачем-то дверь на перегоне, и то ли поезд качнулся, то ли он не удержался. Выпал на путь на скорости около 40 км/час.

Фотографии: из архива Александра Попова

Особенности правого регулирования существующих бомбоубежищ

Довольно часто встречаются юридические проблемы с имеющимися объектами гражданской обороны, у которых нет документального учета как объекта ЗСГО. Типовая проверка ЕГРН, при помощи которой можно получить статус этого объекта, не приносит результатов, а кадастровые оценки не проводились никогда, поэтому безрезультативны.

Если на территории или определенной местности обнаруживается объект, напоминающий своим видом и параметрами бомбоубежище, то начинается поиск документов  и сведений. Часто поиски не заканчиваются успехом, поэтому необходимо знать, как работать с таким сооружением с точки зрения законодательства.

Снос бомбоубежища

Самый простой способ – снос строения, довольно радикальное решение. Последствия не столь радостны, как простота выбранного метода. Хотя этот объект и был без документации, но он является государственным имуществом, поэтому акт будет признан неправомерным уничтожением. Поскольку нет бумаг и документального подтверждения объекта как сооружения ГО, допускается и безнаказанность, если снос был не замечен правоохранительными органами.

По закону, рассуждая формально, снос бомбоубежища является уничтожением государственного имущества и  требует денежных выплат в сторону государства, компенсации, в противном случае это чревато открытием уголовного дела. Рекомендуется не выбирать этот способ, а искать правомерные решения.

Законные способы работы с бомбоубежищем

Правомерные методики работы с объектами гражданской обороны и бомбоубежищем следующие:

  • в ЕГРН отправляется запрос на получение информации по кадастровому учету и правах собственности на объект;
  • в органы МЧС направляется запрос об адресах в реестре ЗСГО, поскольку именно МЧС отвечает за контроль таких сооружений;
  • при отсутствии в реестре МЧС рассматриваемого бомбоубежища как объекта ГО, сооружение считается собственностью государства, поэтому необходимо искать его в планах приватизации. Часто бывает, что организация не закончила оформления прав на убежище. Также необходимо исходить из последствий государственной собственности – допускается продажа через открытые торги, или же поиск других законных способов;
  • при обнаружении рассматриваемого бомбоубежища в реестрах гражданской обороны, даже отсутствие информации о нем в ЕГРН, объект признается собственностью государства и не подлежит приватизации.

Спорные моменты в юридической практике с объектами гражданской обороны

Формально, если у сооружения есть признак и статус ЗСГО, то его нельзя приватизировать. Возможна ли приватизация иным путем? Да, если снять этот правовой статус бомбоубежище и сделать соответствующие пометки в реестре, который ведет МЧС. Есть специальные Правила (№583), в которых регламентируется снятие правового статуса с ЗСГО.

Когда с объекта гражданской обороны может быть снят статус:

  1. если конструкции, на которых держится строение, или его ограждения перестают нести защитные свойства, предполагаемые при проектировании, восстановить их невозможно или слишком затратно;
  2. если предполагается новое строительство, ремонт или оборудование современными техническими системами здания по указу представителей власти – регионального или федерального уровня, а также управлением на местах. В планах должно быть предусмотрено восполнение сооружения ГО, которое снимается с учета;
  3. если у предприятия нет возможности принять оперативное управление или ведение хозяйственной деятельности, а также удовлетворять потребности гражданской обороны для защиты населения. Подробная информация находится в Постановлении Правительства РФ №1309;
  4. если сооружения гражданской обороны не обнаружено по указанному адресу. Проводится расследование, в ходе которого фиксируется отсутствие объекта на этом адреса. Результаты проверки прилагают к акту о снятии ЗСГО;
  5. создается особая комиссия, в состав включаются представители органов МЧС и территориальных органов Росимущества. Специалисты занимаются подготовкой документации для снятия ЗСГО с учета в реестрах, которые ведутся в МЧС.

По итогам работы комиссии составляется пакет документов, описывающих снятие с учета сооружения как объекта ГО. При этом оценивается подготовленность объекта к эксплуатации, использованию в прямом назначении и в мирное время. По результатам выдается акт о снятии с учета или об отказе в этой процедуре. Как показывает практика, время выдачи такого решения никак не ограничены по срокам, чем часто пользуются представители власти, затягивая решение.

История бомбоубежищ

Укрытия в городах появились еще в глубокой древности. Они служили для защиты населения от огня баллист, катапульт и других аналогичных механизмов, которые использовались во время осад и штурмов. 

Настоящая «революция» произошла во время Первой мировой войны, после появления авиации, отравляющих газов и дальнобойной артиллерии. Уже в начале конфликта немцы стали использовать дирижабли для бомбардировок Лондона и других английских городов. 

Тогда же появились первые бомбоубежища. Поначалу их оборудовали в подвалах, погребах. Они не могли защитить от прямого попадания бомбы серьезного калибра, но спасали от осколков и разлетающихся обломков. 

Так выглядели наземные башни-бомбоубежища в Германии. Их строили в середине 30-х годов.

Примерно в это же время появились первые бункеры для руководства государств. Это были капитальные строения с отличной защитой, оборудованные системами жизнеобеспечения, связью.

В начале 30-х годов была разработана «концепция Дуэ», которая предусматривала масштабные воздушные удары по крупным городам неприятеля. Ее создатель итальянский военный теоретик Джулио Дуэ считал, что таким образом можно посеять панику среди населения противника и подорвать его экономический потенциал. 

Было очевидно, что следующий конфликт станет настоящей «войной против городов». Поэтому европейские страны занялись активным строительством бомбоубежищ, особенно много внимания этому уделяли в СССР, Германии и Англии. 

В Москве первое бомбоубежище было построено под знаменитым Домом на Набережной. 

В качестве бомбоубежищ часто использовалось городское метро. Например, Московский метрополитен изначально проектировался с учетом его использования для укрытия населения от авианалетов. 

Немцы прятали под землей не только гражданское население и свое руководство, но и целые промышленные комплексы. 

Во время войны метро Москвы превратилось в большое бомбоубежище.

Появление ядерного оружия выдвинуло к объектам гражданской обороны новые требования. Для защиты от радиации на дверях бомбоубежищ стали устанавливать гермозатворы, добавлять в систему вентиляции специальные фильтры, которые улавливали радиоактивную пыль.  

На всей территории бывшего СССР остались тысячи заброшенных бомбоубежищ. Некоторые из этих объектов впечатляют своими размерами. Например, под Севастополем есть противоатомный бункер, который был построен для укрытия подводных лодок. 

Имеются в России и действующие бомбоубежища, их список можно очень легко найти в интернете, а также посмотреть по карте, где находится ближайшее к вам укрытие. 

Старые бомбоубежища времен Холодной войны есть и на Западе. Большинство из них заброшены или используются не по назначения. Однако есть и действующие объекты. К ним, например, относится убежище в горе Шайен. Оно является частью американской системы ПРО. 

Большое количество действующих бомбоубежищ есть в Израиле. Их активно строят в Пакистане и Индии – странах, балансирующих на гране войны.  

Гермозатвор в метро

Гермозатвор – это двери, закрывающиеся герметично, которые перекрывают тоннель, вестибюль, шахту или вентиляцию метрополитена в военное время или при угрозе жизни людей. Помимо оборонительной, эти двери несут и сугубо мирную функцию — они призваны предотвратить затопление тоннелей и станций в случае наводнения, прорыва плывуна и прочих подобных неприятностей.

В официальных документах эти гермозатворы именуются просто «металлоконструкциями», или сокращенно м/к. В обиходе прижилось название «гермуха», «герма», «затвор».
Установка гермозатвора необходима не только для герметизации внутренних помещений от улицы, но и для разделения всей системы метро на несколько секций.

Все секторы могут использоваться как убежище для людей вне зависимости от состояния соседней территории.

Состав гермозатвора любой конфигурации всегда одинаков:

  • дверное полотно
  • оклад двери, сделанный из стали и бетона. Именно к нему герметично прилегает дверное полотно
  • привод открытия обеспечивает раскрытие гермозатвора при необходимости. Большая часть крупных затворов сделана с механическим устройством открытия, а в маленьких они открываются сотрудниками метрополитена
  • устройство замка представляет собой систему ригелей, которые прижимают затвор к устроенному окладу. Визуально это напоминает дверной замок стандартной конфигурации, но гигантских размеров. Закрытие двери производится специальным приводом и носит название герметизации. Привод работает в трех режимах – открытие, закрытие и герметизация;
  • полоса уплотнителя по периметру гермозатвора позволяет полотну максимально плотно прижаться к окладу. К обустройству этот элемент нее обязателен, поскольку многие затворы работают плотно и без него.

Самыми интересными в плане конструкции являются тоннельные гермозатворы.
Чаще всего тоннельные гермозатворы выполнены в виде распашных ворот, реже встречаются затворы, отъезжающие вбок в специальную нишу.

Тоннельный гермозатвор
Тоннельный гермозатвор
Тоннельный гермозатвор
Хорошо виден двигатель привода закрытия гермозатвора
Тоннельный гермозатвор
Хорошо виден двигатель привода закрытия гермозатвора
Закрытый тоннельный гермозатвор
Тоннельный гермозатвор отъезжающий вбок
Тоннельный гермозатвор отъезжающий вбок
Видно затвор в нише

С обеих сторон гермоворот всегда установлены светофоры (семофоры) и таблички, предупреждающие о наличии гермодвери.

Когда включается привод, гермодверь начинает ехать по специальнопроложенным для нее рельсам, тем самым, не задевая основные рельсы, как бы над ними.
Рельсы под гермозатвором, когда тот закрывается уходят вниз в оклад, а в образовавшиеся щели, по которым проходят колеса поезда, опускаются специальные засовы.

Заранее загерметизированные рельсы у гермозатвора
Засовы на рельсы у тоннельного гермозатвора
Гермозатвор в метро
Хорошо видно привод закрытия гермозатвора
Гермозатвор в метро

Отдельно стоит упомянуть о станционных гермозатворах. В отличие от тоннельных, типов станционных гермозатворов существует намного больше: они поднимаются снизу, опускаются сверху, выдвигаются сбоку и, конечно, распахиваются, как обычные ворота. Причём некоторые — распахиваются снизу вверх.

Каждый станционный затвор оснащён шлюзом, позволяющим выйти на поверхность, не открывая основные ворота. Обычно это пара небольших гермодверей, между которыми находится помещение для раздевалки и дезинфекционной камеры, которые там будут размещены в военное время. Через шлюз наружу будут выходить подразделения радиационной и химической разведки.

Гермозатвор станции «Арсенальная» Киевского метрополитена в открытом состоянии
Гермозатвор на станции «Новокузнецкая» Московского метрополитена в открытом состоянии
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector