Фаб-1000

Каменные и чугунные ядра

В качестве первых снарядов артиллерийского вооружения на кораблях выступали каменные ядра. Они представляли собой шары, вытесанные из твердых пород камня. Для большей прочности их оковывали железными пластинами. В 15 веке, когда появилась возможность плавления металлов, началась повсеместная замена таких боеприпасов на чугунные или свинцовые ядра. Еще позже стали использовать железные снаряды.

Необходимо было повредить судно в нескольких местах, чтобы оно было обездвижено. Для уничтожения цели требовались более усовершенствованные снаряды. Тогда умельцы придумали запускать раскаленные металлические ядра – при попадании в цель увеличивался шанс возгорания судна неприятеля. Однако скорость перезарядки бомбарды и первых пушек были слишком медленны. Некоторые устройства могли стрелять не чаще одного раза в сутки. Разумеется, этого было недостаточно во время боевых столкновений. Поэтому все еще был распространен абордаж и рукопашный бой.

Рассекречено

БЕТАБ-500ШП – штурмовая с реактивным ускорителем бетонобойная бомба. Применяется с любых высот (в том числе малых) для поражения ж/б укрытий (бункеров) и ВПП. За счет парашюта наклоняется до 60 градусов, после чего он отстегивается, включается реактивный ускоритель. Может пробивать перекрытия толщиной более десяти метров. Масса – 424/350 килограммов ВВ, в одной бомбе БЕТАБ-500 12 ударных блоков.

КАБ-500С – фугасная управляемая (корректируемая) авиационная бомба «сбросил-забыл». Предназначена для поражения стационарных наземных и надводных целей типа складов, военно-промышленных объектов, кораблей на стоянках. Может применяться круглосуточно при любой погоде. В отличие от зарубежных аналогов основная модель построена не на спутниковой навигации GPS/GLONASS, а на распознавании карты местности. Головка самонаведения КАБ использует не сам объект, а ориентиры, чтобы знать свои точные координаты и наводиться на цель, которая не выделяется из ландшафта. Это делает ее более надежной при применении современных средств РЭБ, когда сигналы GPS/GLONASS могут быть подавлены. Масса – 560/195 килограммов ВВ.

КАБ-250С/ЛГ – самая компактная в своем классе корректируемая авиационная бомба. Оснащена как системой приема спутниковых координат, так и собственной тепловизионной головкой самонаведения. Модификация ЛГ позволяет наводить ее при помощи лазерного целеуказания. Масса – 250/127 килограммов ВВ.

РБК-500 СПБЭ – разовая бомбовая кассета. Снаряжена 15 автономными самонаводящимися противотанковыми боевыми элементами, которые оснащены двухрежимными инфракрасными координаторами цели. Предназначена для поражения бронетехники в условиях естественных и искусственных помех. После выброса поражающих элементов из РБК-500 они выпускают парашюты и начинают вращаться вокруг своей оси в поисках целей. Угол обзора ИК координатора составляет 30 градусов и сканирует зону со скоростью 6–9 об/мин. После обнаружения цели и определения точки подрыва боевой части с помощью бортового вычислителя (приблизительно на высоте 150 м) осуществляется поражение. Медная болванка диаметром 173 миллиметра и весом один килограмм разгоняется до двух тысяч метров в секунду и способна пробить до 70 миллиметров брони, удар наносится в относительно слабобронированные области (крыши башен и моторно-трансмиссионных отделений). Масса – 500/15 килограммов элементов по 14,5 килограмма.

ОДАБ-500 – объемно-детонирующая авиационная бомба. Разновидность фугасных авиабомб. Но ее эффективность существенно выше. В носовой части находится электромеханическое устройство, предназначенное для распыления ВВ. Авиабомба содержит 193 килограмма высокоэнергетической летучей жидкости. После сброса через установленное время начинается распыление боевого вещества, которое создает облако смеси ВВ с воздухом и подрывается детонатором. Объемный взрыв создает мощнейшую волну избыточного давления, а затем обратную волну, которая затягивает воздух в образовавшийся вакуум (поэтому такие авиабомбы часто называют вакуумными). Эффективный радиус действия взрывной волны против живой силы противника на открытой местности – более 50 метров. Масса – 500/193 килограмма ВВ.

Х-29Л – ракета класса «воздух-поверхность». Обладает повышенным поражающим фактором фугасного и осколочного действия. Оснащена лазерной ГСН. Цель подсвечивается лазером, по которому производится наведение, при этом ракета воспринимает только нужную длину световой волны, что обеспечивает высокую устойчивость захвата цели. Изображение, пойманное ГСН, транслируется на телевизионный экран в кабине летчика. Удержание луча подсветки обеспечивается автоматической следящей системой. Ракета сама выбирает наиболее выгодную траекторию захода на цель, стремясь поразить ее под как можно более высоким углом, чтобы пробить наименее защищенные перекрытия сооружений и броню транспортных средств. Масса – 660/116 килограммов ВВ. Дальность полета – 8–10 километров.

Х-25МЛ – ракета «воздух-поверхность». Наводится на цель с помощью полуактивной лазерной ГСН. Подсветка цели может осуществляться бортовой или наземной станцией целеуказания. Конструкция станции подсветки и ГСН ракеты исключает влияние лазерного излучения от других источников. В задачу летчиков входит только обнаружение и маркирование поражаемого объекта на ТВ-индикаторе. Точное удержание луча на цели обеспечивается автоматической следящей системой. На конечном участке траектории ракета делает «горку». Предназначена для поражения малоразмерных подвижных и неподвижных целей. Масса – 300/90 килограммов ВВ. Дальность полета – 8–10 километров.

Бомба на разделочном столе

Не следует понимать буквально эту фразу и подходить с ножовкой и болгаркой к случайно найденному боеприпасу, если у вас, совершенно случайно, в дедушкином сарае завалялась бетонобойная авиабомба, и вы непременно хотите знать ее устройство.

Классическая отечественная бетонобойная бомба в разрезе позволяет оценить толщину корпуса в головной, самой нагруженной части

Современный классический бетонобойный снаряд подразделяется на два основных типа: бомба свободного падения и боеприпас, оснащенный реактивным ускорителем.

На эшелоне больших высот

Использование боеприпасов свободного падения позволяет значительно упростить и удешевить конструкцию, за счет отказа от разгонного реактивного блока. Дело в том, что для придания достаточных качеств для проникания в грунт и пробития преград, снаряд бетонобойный должен обладать достаточной кинетической энергией.

Расплата за простоту – метание свободно падающих сейсмических бомб с больших высот

Кинетическая энергия это произведение массы снаряда на его скорость у поверхности земли. Для усредненного типа боеприпаса, скорость у земной поверхности должна быть близка к сверхзвуковой. Соответственно, высота бомбометания в условиях свободного падения боеприпаса должна составлять порядка 10000 метров, что очень критично для точности.

Более того, многие стратегические цели, например командные пункты, капониры для техники, укрытия для личного состава, ракетные пусковые шахты имеют очень небольшие размеры, а эффективность поражения часто обусловлена непосредственно прямым попаданием.

С парашютом со сверхнизких

Другая концепция применения, в котором выступают бетонобойные снаряды, предусматривает штурмовое бомбометание на низких скоростях со сверхмалых высот. Точность работы в таких условиях повышается, однако пропорционально возрастает риск поражения носителя ударной волной и осколками от детонации собственного боеприпаса.

Для этой цели в конструкцию дополнительно введен тормозной парашют, он снижает скорость сброшенного боеприпаса и одновременно стабилизирует угол вхождения последнего в эллипс цели, максимально приводя его к нормали.

В хвостовой части видно парашютную укладку, в боевой работе успешно выполняющую роль эффективного аэродинамического тормоза

Однако, как можно верно возразить, при падении скорости критично снижается показатель значения кинетической энергии, и как следствие — глубина проникаемости авиабомбы.

На представленном фото хорошо виден реактивный разгонный блок в задней части корпуса боеприпаса

Для приведения показателей скорости к номинальному достаточному значению в корпус бомбы встроен разгонный реактивный блок, который при кратковременном включении придает телу необходимый динамический импульс.

Разложим по полочкам

Классическая конструкция современной бетонобойной бомбы состоит из:

  • Корпус, который изготовлен из высокопрочной высоколегированной стали с высоким индексом вязкости, что гарантирует его сохранность при динамическом ударе о препятствие с высокой энергией. Соотношение длины и диаметра корпуса сдвинуты в сторону длины, для придания изделию необходимых динамических и кинематических качеств.
  • В передней части корпуса расположен наконечник из сплава высокой твердости, который обеспечивает образование проникающего канала в толще грунта. В некоторых конструкциях, в наконечнике обустроен кумулятивный блок, который так же выполняет роль по улучшению проникаемости боеприпаса сквозь преграды.
  • На наружной части корпуса и его наконечника расположены аэродинамические элементы, обеспечивающие курсовую устойчивость и подруливание в условиях применения управляемого варианта.
  • В задней части корпуса обустроен отсек тормозного парашюта.

В дополнении к тормозному парашюту в задней части корпуса на современных моделях бомб располагаются аэродинамические тормоза

  • Кроме этого там же расположен пиропатрон отстрела парашюта и блок реактивного ускорителя с системой его интеллектуальной активации.
  • Сзади расположен взрыватель с программируемым замедлителем, который устанавливается на срабатывание на заданной глубине.
  • Передняя часть корпуса занята боевой частью с достаточным количеством высокоэффективного взрывчатого вещества. Часто фугасное и термобарическое действие боевой части усиливается дополнительным блоком, содержащим поражающие элементы, энергия которых сохраняется в радиусе до 100 м от эпицентра.
  • Система наведения по лазерному лучу, которая требует тандемного использования источника и приемника излучения.

Оптические и телевизионные головки наведения бетонобойных боеприпасов — пока очень редкое конструкторское решение

[править] Новейшие достижения

Вакуумная бомба в России Однажды в Российской Федерации была взорвана самая мощная вакуумная бомба в мире. Учитывая поцреотический запал, с которым СМИ осветили этот, без сомнения, большой успех российских оружейников, а также памятуя о необходимости неукоснительного соблюдения взаимоисключающих параграфов, острословы нарекли её нанобомбой. Официальная пропаганда окрестила вундервафлю «Папа всех бомб», в пику американцам, у которых самое мощное их изделие называлось «Мама всех бомб» (MOAB, Mother Of All Bombs). Между прочим, «Мамаша» нифига не объёмно-детонирующий девайс, а таки да, обычный фугасный.

Соль

  • Антиправительственные выступления в Сирии, направленные против режима президента Башара Асада, начались в марте 2011 года, став логичным продолжением серии революций, охвативших Ближний Восток (так называемая «арабская весна»).
  • Очень быстро острая ситуация в Сирии переросла в полномасштабную гражданскую войну с участием различных группировок: с одной стороны правительственные войска под руководством Асада, с другой Свободная Сирийская Армия (ССА) состоящая из десятков разных организаций.
  • К конфликту подключилась Аль-Каида и множество ее местных филиалов. В результате территория страны погрузилась в анархию и хаос. На благодатной почве как грибы стали расти различные террористические группировки, в том числе с участием огромного количества иностранцев.
  • В 2013 году на севере Сирии появилась штаб-квартира инфернального «Исламского государства». Чем дальше, тем стремительнее ситуация в Сирии превращалась в локальный апокалипсис.
  • В июне 2014 года сирийская армия контролировала 12 из 14 провинций страны (70% ее территории), но уже весной 2020 года последовали поражение за поражением, в результате которых оппозиция и боевики захватили почти половину страны, в том числе крупные северные города Идлиб и Джиср аш-Шугур. На юге страны сирийской армии также не удалось добиться успехов — под контролем экстремистов остается провинция Дераа.
  • Вооруженную оппозицию финансово и материально поддерживают США, Франция, Великобритания, Турция и Саудовская Аравия, которые также занимаются и борьбой с «Исламским государством».
  • Режим Башара Асада пользуется поддержкой (в основном политической) со стороны России, Китая, Бразилии, Индии, Ирана и ряда латиноамериканских стран.
  • Количество жертв конфликта с 2011 г. составило 210 тысяч человек, более 840 тысяч получили ранения.
  • Численность сирийских беженцев во всем мире превысила 4 миллиона человек. В гуманитарной помощи нуждаются 12 миллионов жителей страны.

Зачем шотландские мужики надевают юбки?

Израиль

В начале 2012 году широкой общественности была представлена новая израильская противобункерная бомба MPR-500, разработанная компанией IMI. Общий вес боеприпаса составляет 270 кг, она может пробивать слой железобетона толщиной до одного метра или же проникать сквозь четыре бетонных перекрытия с толщиной до 200 мм каждое.

Авиабомба MPR-500 после взрыва дает больше тысячи осколков, которые весьма эффективно поражают живую силу противника на дистанциях до ста метров.

https://youtube.com/watch?v=lUuQb0riOz0

Автор статьи:
Егоров Дмитрий

Увлекаюсь военной историей, боевой техникой, оружием и другими вопросами, связанными с армией. Люблю печатное слово во всех его формах.

Шрапнель

В 19 веке был создан усовершенствованный вид картечи, который получил название шрапнель. Боеприпас начинялся разрывными пулями. Можно сказать, что это были первые попытки создания гранаты. Конструкция имела вид пустой сферы. Внутри нее помещались пули и деревянная или латунная трубка, начиненная порохом. В момент выстрела порох в трубке зажигался и взрыв капсулы замедлялся до того момента, пока весь порох не выгорит. Таким образом разрыв сферы происходил в момент достижения цели, что позволяло поразить большее количество вражеского экипажа.

От длины запальной трубки зависело время взрыва. Ее размер можно было корректировать непосредственно перед выстрелом, просчитывая какое расстояние необходимо преодолеть снаряду. Однако следует отметить, что в качестве корабельной артиллерии данный боеприпас применялся нечасто.

Американские F-15 и F-16 получат «лучи смерти»

Авиабомбы, особенности их конструкции и классификация

Авиационная бомба – это тип боеприпаса, который состоит из корпуса, стабилизатора, снаряжения и одного или нескольких взрывателей. Чаще всего корпус имеет овально-цилиндрическую форму с конической хвостовой частью. Корпуса осколочных, фугасных и осколочно-фугасных авиационных бомб (ОФАБ) изготовлены таким образом, чтобы при взрыве давать максимальное количество осколков. В донной и носовой частях корпуса обычно находятся специальные стаканы для установки взрывателей, некоторые виды бомб имеют и боковые взрыватели.

Взрывчатые вещества, которые используются в авиационных бомбах, весьма различны. Чаще всего это тротил или его сплавы с гексогеном, аммонийная селитра и др. В зажигательных боеприпасах боевая часть заполнена зажигательными составами или горючими жидкостями.

Для подвески на корпусе авиабомб имеются специальные ушки, исключения составляют боеприпасы малого калибра, которые размещаются в кассетах или связках.

Стабилизатор предназначен для обеспечения устойчивого полета боеприпаса, уверенного срабатывания взрывателя и более эффективного поражения цели. Стабилизаторы современных авиабомб могут иметь сложную конструкцию: коробчатую, перистую или цилиндрическую. Авиабомбы, которые применяются с малых высот, часто имеют зонтичные стабилизаторы, раскрывающиеся сразу после сброса. Их задача – замедлить полет боеприпаса, чтобы дать возможность летательному аппарату отойти на безопасное расстояние от точки взрыва.

Современные авиационные бомбы оснащаются разными типами взрывателей: ударного действия, неконтактные, дистанционные и др.

  • основные;
  • вспомогательные.

Основные авиационные бомбы предназначены для непосредственного поражения различных целей.

Вспомогательные способствуют решению той или иной боевой задачи или же они используются при подготовке войск. К ним относятся осветительные, дымовые, агитационные, сигнальные, ориентирно-морские, учебные и имитационные.

Основные авиационные бомбы можно разделить по типу поражающего воздействия, которое они наносят:

  1. Обычные. К ним относятся боеприпасы, начиненные обычным взрывчатыми или зажигательными веществами. Поражения целей происходит за счет взрывной волны, осколков, высокой температуры.
  2. Химические. К этой категории авиационных авиабомб относятся боеприпасы, начиненные химическими отравляющими веществами. Химические бомбы никогда масштабно не применялись.
  3. Бактериологические. Начинены биологическими возбудителями различных заболеваний или же их носителями и также никогда не использовались масштабно.
  4. Ядерные. Имеют ядерную или термоядерную боевую часть, поражение происходит за счет ударной волны, светового излучения, радиации, электромагнитной волны.
  • фугасными;
  • осколочно-фугасными;
  • осколочными;
  • фугасными проникающими (имеют толстый корпус);
  • бетонобойными;
  • бронебойными;
  • зажигательными;
  • фугасно-зажигательными;
  • отравляющими;
  • объемно-детонирующими;
  • осколочно-отравляющими.

Это список можно продолжить.

К основным характеристикам авиабомб относятся: калибр, показатели эффективности, коэффициент наполнения, характеристическое время и диапазон условий боевого применения.

Одной из главных характеристик любой авиабомбы является ее калибр. Это масса боеприпаса в килограммах. Довольно условно бомбы делятся на боеприпасы малого, среднего и крупного калибра. К какой именно группе относится та или иная авиабомба во многом зависит от ее типа. Так, например, стокилограммовая фугасная бомба относится к малому калибру, а ее осколочный или зажигательный аналог – к среднему.

Коэффициент наполнения – это отношение массы взрывчатого вещества бомбы к ее общему весу. У тонкостенных фугасных боеприпасов он выше (примерно 0,7), а у толстостенных – осколочных и бетонобойных бомб – ниже (примерно 0,1-0,2).

Характеристическое время – параметр, который связан с баллистическими свойствами бомбы. Это время ее падения при сбросе с летательного аппарата, летящего горизонтально со скоростью 40 м/с, с высоты 2 тыс. метров.

Ожидаемая эффективность также довольно условный параметр авиационных бомб. Он отличается для разных типов этих боеприпасов. Оценка может быть связана с размером воронки, количеством очагов пожаров, толщиной пробитой брони, площадью зоны поражения и др.

Диапазон условий боевого применения показывает характеристики, на которых возможно проведение бомбометания: максимальную и минимальную скорость, высоту.

Из артиллерии в авиацию

Реконструкция облика бомбы БЕТАБ-150ДС.

Примечательные результаты в деле борьбы с корабельной броней и бетонными укреплениями показывала 203-мм артиллерия. По этой причине основой для новых бомб стали существующие снаряды соответствующих калибров. Бетонобойную бомбу построили на основе снаряда Г-620 аналогичного назначения. Последний весил около 100 кг, имел толстостенный корпус и нес 15,36 кг взрывчатого вещества. Снаряд комплектовался ударной трубкой УТ-36. После определенной переработки конструкции и установки дополнительных агрегатов снаряд превратился в бомбу.

Новое изделие получило название БЕТАБ-150ДС – «бетонобойная авиационная бомба калибром 150 кг». Литеры «ДС» означали «дополнительная скорость» – так обозначалось наличие разгонного твердотопливного двигателя, предназначенного для повышения характеристик пробития и заглубления.

Бетонобойная бомба нового типа получила стальной корпус, основанный на детали существующего артиллерийского снаряда. Он имел головную часть заостренной формы с цилиндрической поверхностью в задней части. Сзади к снаряду предлагалось присоединять цилиндрический корпус с твердотопливным двигателем, оснащенным дистанционной трубкой ТМ-4. Снаружи на нем установили Х-образное оперение. Любопытно, что, в отличие от более поздних БЕТАБ, первое изделие этого класса не имело тормозной системы.

Бомба БЕТАБ-150ДС имела длину чуть менее 2,1 м при диаметре корпуса 203-205 мм. Снаряженная масса – 165 кг. Ракетный двигатель получил заряд твердого топлива массой 17,4 кг. После сброса с самолета-носителя бомба должна была выходить на расчетную траекторию и включать двигатель, при помощи которого достигалась скорость 210 м/с. Испытания показали, что при падении на мраморный скальный массив перспективное изделие может уйти на глубину 1,65 м. После взрыва в массиве появлялась воронка диаметром 1,8 и глубиной 2,5 м.

Послевоенная БЕТАБ-500 под крылом самолета.

По ряду причин, первая отечественная бетонобойная бомба не успела на Советско-финскую войну. В ходе этого конфликта Красная Армия столкнулась с проблемой в виде многочисленных вражеских укреплений, и при этом не могла рассчитывать на реальную помощь бомбардировочной авиации. Бомбу нового типа приняли на вооружение уже во время Великой Отечественной. По имеющимся данным, советские бомбардировщики регулярно использовали такое оружие против различных объектов противника, и в большинстве случаев речь шла об успешном поражении цели.

В тот же период разрабатывалась более крупная бетонобойная бомба БЕТАБ-750ДС. Она отличалась увеличенной до 4 м длиной и была больше похожа на снаряды реактивных минометов. Однако при освоении производства такого оружия возникли серьезные проблемы, и вскоре от него отказались. В результате этого в линейке БЕТАБ осталось только одно серийное изделие.

Старые идеи и новые технологии

Бетонобойные бомбы БЕТАБ-250 и БЕТАБ-500 показывали, в целом, высокие характеристики, но со временем перестали полностью отвечать требованиям. Прежде всего, возникали претензии к точности попаданий и реальному воздействию на цель. Для максимального разгона бомбы до момента встречи с целью, обеспечивающего максимальное заглубление, бомбометание приходилось осуществлять с больших высот, что сказывалось на точности свободнопадающего боеприпаса. Кроме того, развитие противовоздушной обороны вынуждало самолеты работать на малых высотах, и это тоже негативно влияло на применение БЕТАБ.

Разрезной макет бомбы БЕТАБ-500ШП. Желтым цветом обозначен заряд ВВ боевой части, коричневым — взрыватель, черным — твердотопливный двигатель. В заднем контейнере уложен парашют.

По результатам очередных исследовательских и конструкторских работ были созданы несколько новых бетонобойных бомб с разными особенностями конструкции. Они разрабатывались с использованием некоторых элементов изделия БЕТАБ-500, и потому могут считаться ее глубокой модернизацией.

Идеи, предложенные еще в начале сороковых годов, были вновь реализованы в бомбе БЕТАБ-500ШП («штурмовая, с парашютом»). В ее основе лежала боевая часть существующей БЕТАБ-500, которую дополнили новыми устройствами. В одном корпусе с боезарядом, в его хвостовой части, поместили реактивный двигатель с 2,2 кг твердого топлива. За двигателем установили сбрасываемый контейнер с парашютом площадью 6 кв.м. Бомба имела длину 2,51 м и весила 380 кг, из которых 77 кг приходилось на заряд боевой части.

Изделие БЕТАБ-500ШП после сброса с носителя должно выпускать тормозной парашют, задачей которого является изменение траектории полета. Для повышения боевых качеств авиабомба должна падать на цель под минимальным углом к вертикали. После выхода на подобную траекторию осуществляется сброс парашютной системы и запуск твердотопливного двигателя. С его помощью бомба в минимальное время развивает достаточную скорость. За счет нововведений конструкции БЕТАБ-500ШП может применяться на высотах от 170 м. При этом она пробивает до 550 мм железобетона, а по прочим характеристикам сопоставима с базовой БЕТАБ-500.

Общий вид изделия БЕТАБ-500Ш. Заметны сопла двигателя, направленные вперед и тормозная система в сложенном положении.

Не менее интересный вариант бетонобойной бомбы был предложен в проекте БЕТАБ-500Ш («штурмовая»). В этом случае к основному корпусу с усиленной головной частью и боезарядом предлагалось присоединять специальное тормозное устройство комбинированного действия. В крупном цилиндрическом корпусе устройства помещался твердотопливный двигатель, причем его сопла находились на переднем торце. Сзади на корпусе поместили воздушный тормоз т.н. зонтичного типа, состоящий из нескольких подвижных плоскостей. БЕТАБ-500Ш имела длину 2,8 м при диаметре 325 мм. Масса – 424 кг, заряд – 70 кг. Как и БЕТАБ-500ШП, это изделие могло сбрасываться со сравнительно малых высот.

После отделения от носителя БЕТАБ-500Ш самостоятельно затормаживается при помощи реактивного двигателя и зонтичного воздушного тормоза. Падение скорости приводит к изменению траектории. Затем плоскости тормоза складываются вдоль корпуса. Бомба получает возможность разогнаться и упасть на цель. По известным данным, с точки зрения боевых качеств БЕТАБ-500Ш похожа на другое оружие своего класса.

МАЛЫЕ ОСКОЛОЧНЫЕ АВИАБОМБЫ ВРЕМЕН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Осколочная бомба: 1-взрыватель; 2-головка; 3-дополнительный детонатор; 4-гильза; 5-заряд; 6-корпус; 7- стабилизатор.

В ходе Великой Отечественной войны советская авиация использовала осколочные авиационные бомбы весом 2,5 кг, 5, 10, 15 и 20 кг.

Любопытно, что часть авиабомб АО-2,5 представляла собой 45-мм осколочный снаряд О-240 от противотанковой пушки, к которому был приварен штампованный железный корпус с 4-перым стабилизатором. Длина такой авиабомбы 370 мм, диаметр корпуса 45 мм, размах стабилизатора 61 мм. Взрыватель АМ-А или АГМ-1.

Наряду с такими бомбами были и АО-2,5 специального изготовления с литыми корпусами из сталистого чугуна. Длина этой бомбы 378 мм, диаметр корпуса 52 мм, размах 4-перого стабилизатора 60 мм. Взрыватель АМ-А или АГМ-1.

Бомбы АО-8М4 и АО-8М6 выпускались в двух вариантах каждая. Один вариант имел 4-перый стабилизатор, а другой — коробчатый. Длина бомбы типа АО-8М от 480 до 606 мм, диаметр корпуса около 76 мм, размах стабилизатора 100 мм. Взрыватели АРМ-1, АВ-4 и АМ-А. Бомба АО-8М представляла собой 76-мм осколочный снаряд с приваренным стабилизатором.

Осколочная бомба АОХ-10 с насыпными осколками имела длину 612 мм, размах 4-перого стабилизатора 125 мм. Взрыватель АГМ-1, АВ-4, АМ-А.

Осколочная бомба АО-10 из сталистого чугуна имела длину 480 мм, диаметр корпуса 90 мм и коробчатый стабилизатор с размахом 110 мм. Взрыватели те же, что и у АОХ-10.

Осколочная бомба АОХ-15 имела длину 610 мм, диаметр корпуса 107 мм, размах 4-перого стабилизатора 125 мм. Взрыватели те же, что и у АОХ-10.

Осколочная бомба АО-20М имела длину 1030 мм, диаметр корпуса 106 мм, размах 4-перого стабилизатора 130 мм. Взрыватели те же, что и у АОХ-10.

Бомба АО-20М представляла собой 107-мм осколочно-фугасный снаряд с приваренным стабилизатором.

РБК-500АО 380 кг

БК — разовые бомбовые кассеты. Представляют собой тонкостенные авиабомбы, предназначены для применения авиабомб малого калибра (до 20 кг.). Название состоит из сокращенного наименования и типа снаряжения.

Некоторые РБК имеют в комплекте съёмный обтекатель позволяющий эффективно устанавливать РБК на самолёты как с внешней подвеской так и с внутренним отсеком вооружения. РБК по способу разбрасывания боевых элементов делятся на два вида:

Обтюраторного типа — имеют в своей конструкции жёстко закреплённый обтюраторный диск, который после срабатывания дистанционного взрывателя и воспламенения им вышибного заряда под действием пороховых газов отделяется от стакана и перемещается внутри корпуса бомбы вместе с центральной трубой вокруг которой размещаются мелкие авиабомбы. Отделяется хвостовой конус, и боевые элементы выходят за пределы кассеты.

С центральным воспламенительно-разрывным зарядом (ВРЗ) — в конструкции бомбы есть центральная перфорированная труба с ВРЗ и боковое ослабленное сечение, закрытое планкой. При срабатывании взрывателя, инициируется ВРЗ. Образовавшиеся газы разрушают корпус бомбы по сечению и разбрасывают авиабомбы, при этом достигается больша́я площадь рассевания авиабомб.

https://www.youtube.com/watch?v=XGiueaVucrI

Фургон хлебный ГАЗ-3309 | ТСС Кавказ (АвтоГАЗсервис) (26auto.ru)

Зажигательные ядра

И все-таки железные ядра не могли нанести желаемый ущерб противнику. Вражеский корабль оставался на плаву. Необходимо было придумать способ, при котором он будет уничтожен. Средневековые деревянные судна хорошо горели, но как на них устроить пожар, если находишься вдали от них? Можно выстрелить горящим снарядом.

Каменное ядро покрывали зажигательными веществами, и в таком виде стреляли из пушек. Во время вылета ядро загоралось – огненный шар летел на корабль противника. При попадании пожар был неминуем. В 17 веке такие ядра усовершенствовали. Основной зажигательный состав помещался в специальный мешочек, который наматывали на ядро. Полученный снаряд окунали в расплавленную серу и снова обрабатывали зажигательной смесью.

Грузовик ГАЗ-3309: описание и технические характеристики

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector