Аббасидский халифат

Технические характеристики самолета Ан-158:

Халифат династии Аббасидов и ослабление халифата

Халифат династии Аббасидов является настоящим «золотым веком» в истории развития арабского государства. Воспоминания об этом времени до сих пор является гордостью всех мусульман. В эту эпоху на главенствующее место вышла не политическая власть, а религиозное влияние.

Уже в 9 веке в Арабском халифате были заложены основы тех процессов, которые в конечном итоге привели к его уничтожению. Эту ошибку совершил халиф Мутасим, который ещё до прихода власти начал готовиться, набирая для себя личную гвардию из тюрков. Для этого, он сначала скупил всех тюркских рабов в Багдаде. После прихода к власти, он продолжал выделять свою тюркскую гвардию, которая с годами сделалась подобной римской преторианской гвардии. Постепенно тюркская гвардия стала настолько влиятельной, что диктовала свои условия халифам, которые фактически потеряли реальную власть.

Распад халифата

Уже со второй половины 9 века в политической жизни халифата начались серьезные проблем, и он распался. После, основной целью правителей были завоевания, которые пытались не создавать халифаты, а подчинить их себе

Угнетение столь важной для культуры Ислам государственности, привело к серьезным народным распрям

В результате правители-халифы просто исчезли. В последствие только Османская Империя имела схожие условия в правлении что и у халифата.

Важно!

Халифат как государственность существовал недолго, так как власть, переданная человеку, всегда вела к его угнетению и появлению жажды наживы.

По большому счету народное осознание несостоятельности государственного управления халифатом привело к многочисленным восстаниям на Ближнем востоке. Сепаратистские течения все с большей силой и агрессией пытались побороть влияние халифов.

На данном этапе современности понимание того что такое халифат приводит к тому, что такой государственный строй можно приравнять к авторитаризму.

Литература

  • Аббасиды // Рыжов К. В. Все монархи мира. Мусульманский Восток VII—XV вв.. — М.: Вече, 2004.
  • Бартольд В. В. Халиф и султан // Бартольд В. В. Сочинения. — М.: Наука, 1966. — Т. VI: Работы по истории ислама и арабского халифата.
  • Альфан Л. Великие империи варваров: от Великого переселения народов до тюркских завоеваний XI века. — М.: Вече, 2006.
  • Фильштинский И. М. История арабов и Халифата (750-1517 гг.). — 3-е издание, исправленное и дополненное. — М.: АСТ: Восток-Запад, 2008. — 349,  с. — (Историческая библиотека). — 2000 экз. — ISBN 978-5-17-05-14-75-5.
  • Аббасидский халифат //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978..

На вооружении

Состоит на вооружении

Россия Россия:

  • Авиация ВМФ России — 27 Ка-29 на 2021 год, приписаны к , ТОФ и . 12 (или 6?) отремонтированных единиц на ТОФ на ноябрь 2017 года.
  • отряд отремонтированных вертолётов на (аэродром Донское в Калининградской области) на ноябрь 2021 года.

Украина Украина:

Авиация ВМС Украины — 4 Ка-29, по состоянию на 2021 год. После распада СССР Украине досталось 5 Ка-29, которые состояли на вооружении 555-го инструкторско-исследовательского противолодочного смешанного авиаполка (Очаков).

Экваториальная Гвинея Экваториальная Гвинея — 1 Ка-29 по состоянию на 2021 год, куплен у Украины в 2011 году.

География и климат

Климатическая диаграмма для Багдада

Багдад расположен почти в центре Ирака, на берегу реки Тигр, неподалёку от устья реки Дияла. Погодные условия в черте города и его окрестностях складываются под влиянием субтропического и средиземноморского климата. В январе средняя температура воздуха составляет около +10 °C, в июле — около +34 °C. Среднегодовой уровень осадков — от 160 до 180 мм. Наибольшее количество осадков выпадает в декабре — январе. Лето длится с мая по октябрь: в это время в Багдаде отмечается очень жаркая, знойная погода (в июле днём температура воздуха в среднем составляет около +43 градусов), дожди крайне редки. Зима длится с декабря по март; максимальная температура воздуха зимой не превышает +18 градусов. Бывали случаи выпадения снега (последний раз такое было в январе 2008 года). 21 января 2011 года зафиксированы заморозки: от −1 до −3 °C, что близко к абсолютным минимальным значениям.

В мае-июне отмечаются ветры, дующее с северо-запада; в этот период в Багдаде и его окрестностях часто случаются пыльные и песчаные бури — «хамсины».

Естественная растительность представлена в основном гребенщиком, финиковой пальмой, а в прибрежной зоне — солончаковыми травами, камышом, тростником, ивой. У берегов реки Тигр строят гнёзда водоплавающие птицы, в частности утки, цапли, пеликаны, гуси, в речных водах водятся промысловые рыбы: карп, сом и др. в окрестностях столицы встречаются мелкие грызуны и вараны, много вредных насекомых, особенно москитов и комаров, являющихся переносчиками малярии.

Климат Багдада
Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год
Абсолютный максимум, °C 24,8 27,1 30,9 38,6 43,5 48,8 50,0 49,9 47,7 40,2 35,6 25,3 50
Средний максимум, °C 15,9 18,2 24,3 31,1 37,1 41,9 44,8 46,1 41,1 35,0 27,4 18,5 31,8
Средняя температура, °C 9,7 12,0 16,6 22,6 28,3 32,3 34,8 34 30,5 24,7 16,5 11,2 22,77
Средний минимум, °C 3,8 5,5 9,6 15,2 20,1 23,3 25,5 24,5 20,7 15,9 9,2 5,1 14,9
Абсолютный минимум, °C −11 −10 −5,5 −0,6 8,3 14,6 22,4 20,6 15,3 6,2 −1,5 −8,7 −11
Норма осадков, мм 27,2 19,1 22,0 15,6 3,2 0,0 0,0 0,0 0,0 3,3 12,4 20,0 122,8

Солнечное сияние, часов за месяц
Месяц Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя Дек Год
Солнечное сияние, ч 192.2 203.3 244.9 244.9 300.7 348.0 347.2 353.4 315.0 272.8 213.0 195.3 3240.8

Аббасиды во времена монголов

Последним халифом в Багдаде, кто имел действительно значительную власть, был Ан-Насир. При нем в состав Аббасидского халифата были включены Хамадан, Рей и Хузестан. С иракскими Сельджукидами окончательно было покончено при помощи хорезмшаха Текеш: голову убитого в сражении с хорезмийцами султана Тогрула III в 1194 г. отправили в Багдад. Однако вскоре между халифом и хорезмшахом началась конфронтация: от Текеша Ан-Насир потребовал после того, как была одержана победа над Тогрулом, который распространял свое влияние на Хамадан и Рей, оставить себе Хорез, а Западную Персию очистить. Но хорезмшаху было недостаточно территории своих владений, даже если включить территории Ирака, чтобы содержать свое огромное войско, и он попросил у халифа еще Хузестан. На момент 1200-го г. в Ираке преобладали хорезмийцы, но после того, как в Ирак пришло известие о смерти Текеша, жители подняли восстание, и все хорезмийские воины, которые находились в этой области на тот момент, были перебиты.

Багдад был захвачен монгольскими воинами князя Хулагу в 1258-м г., а сам город был разгромлен. Казнь аль-Мустасима состоялась через десять дней после падения столицы Аббасидского халифата. Практически никто из его потомков не выжил: только супруга Хулагу смогла добиться, чтобы оставили в живых младшего сына халифа – в начале четырнадцатого века упоминается о сыне его и внуке.

Даже после того, как ильханы обратились в ислам, остатки Аббасидов не имели особого влияния при монгольском дворе. Доподлинно неизвестно, когда именно род аль-Мустасима прекратился.

«Бованенково — Ухта» и «Бованенково — Ухта — 2»

Боевой вертолет Ми-28

Особенности авиационной машины Ка-31

ВМФ использовал вертолет для обнаружения надводных кораблей и воздушных целей, при необходимости сопровождал их. Те экземпляры, которые базировались прямо на кораблях, использовали в качестве воздушной поддержки ПВО боевых соединений всего флота. Мощная РЛС установлена на твердотельные элементы и при поворотах во время полета может выпускать антенну вместе с ФАР (фазированная антенная решетка).

Благодаря установленному на вертолет бортовому радиоэлектронному комплексу Ка-31 может вести автоматический полет по запрограммированному маршруту вне зависимости от состояния погоды и климатических условий. Вертолет ДРЛО способен одновременно обнаружить и сопроводить до двадцати объектов.

Автоматизированный режим способствует быстрой, а главное, автоматической передаче информации о найденных целях в пункт управления. Передача осуществляется при помощи телекодового канала. Система «Око» или Е-801, созданная в НИИ радиотехники (Нижегородская область), позволяет обнаруживать на дальних радиолокационных частотах любой надводный или низкоплановый объект.

Антенну специально прикрепляют к днищу Ка-31, чтобы уменьшить аэродинамическое сопротивление и не дать испортиться при посадке. В рабочем состоянии антенна откидывается на 90 градусов, а стойки шасси приподнимаются. ФАР вместе с РЛС весят около 200 кг, площадь вращения антенны составляет шесть метров квадратных, а длина доходит до 5,75 метров. Надводный объект обнаруживается на расстоянии более чем 250 километров, а воздушный объект − до 150 км.

Специально для вертолетов обнаруживающего и разведывательного классов в КБ приборостроения (г. Саратов) разработали пилотажно-навигационный комплекс (ПНК). Режим общей работы РЛС и ПНК прост. Когда работает радиолокатор, ПН-комплекс устанавливает стабилизацию углового положения, отвечает за барометрическую или истинную высоту полета, определяет полет в дозорной зоне типовой траектории, автоматизированно выводит машину на корабль или аэродром, а также делает возможным вывод вертолета в точку посадки при помощи посадочных сигналов РЛС.

Передача полученной информации по закрытым и открытым каналам осуществляется установленным на ДРЛО Ка-31 специальным комплексом связи. Передача осуществляется телекодовым каналом. Вертолет может передать информацию на расстоянии 150 км от места базирования, и при этом высота может достигать отметки 1500−3000 метров. Полетные параметры регистрируются автоматически с помощью специализированной аппаратуры записи «Тестер-3К».

Помимо морского применения, вертолет можно использовать и для сухопутных войск. Ка-31 способен дислоцироваться на малых неподготовленных площадках, которые расположены поблизости мобильных зенитно-ракетных установок. ДРЛО обеспечивает указатели на цель.

Но серийное производство закончилось, не успев толком начаться. ВМФ России начал полную ликвидацию кораблей, спроектированных под номером 1143, что и привело к пропаже интереса к вертолету Ка-31. В эксплуатации только два экземпляра. Они находятся на базе ТАКР «Адмирал Кузнецов». Количество Ка-31 хотели увеличить в связи с закупкой у Франции специальных доков-вертолётоносцев «Мистраль», однако из-за наложенных европейских санкций этого не произойдет. Скандал произошел из-за поддержки Россией сепаратистов на территории Украины.

Экономика и культура

Спиральный минарет Самарры , построенный при аль-Мутаваккиле , является одним из важнейших архитектурных памятников периода Аббасидов.

Несмотря на постоянную борьбу за власть и восстания, империя Аббасидов пережила уникальный экономический рост в конце 8-го и начале 9-го веков, который привел к развитию процветающей городской культуры . Люди всех профессий поселились в новых экономических центрах, богатые и правительство были охвачены спекулятивной лихорадкой. За этим последовала строительная лихорадка, которая привела к строительству новых дворцов, рынков и жилых районов.

Была также торговля, в которой использовался общий язык, религия и национальность. На этот раз отметились потоки товаров с огромной прибылью, сопровождаемые банковскими операциями. Даже средний торговец тканями мог оставить в наследство до 1000 динаров . Кроме того, по их самооценке, торговцы платили налоги в то время, поэтому они платили слишком мало. За это время сельское хозяйство стабилизировалось за счет освоения новых земель с помощью ирригационных систем, осушения болот и последующего выращивания таких продуктов, как сахарный тростник , финики, апельсины и хлопок .

Однако процветающая городская культура привела к социальным проблемам в мусульманском обществе. Кто-то должен был добыть деньги, которые подпитали бы экономический рост. Проблема застряла в фермере. Налоговые фермеры любят устанавливать налоги произвольно, которые также должны были быть уплачены заранее. Налоги, которые должны были платить христиане, также были собраны с трудом (см. Хронику Псевдо-Дионисия из Телль-Маре, чтобы узнать об этих репрессиях ). Многие налоговые фермеры объединились с купцами, скупавшими урожай: фермерам платили слишком мало, а прибыль затем делили. Правительство Багдада немедленно удалило таких людей, когда они жаловались, но этого было недостаточно, потому что Багдад был далеко.

В ранний период Аббасидов также значительно возросла важность экспертов по фикху и стандартов, которые они разработали. Халиф заполнил как офис Кади в столице, так и соответствующие офисы в различных провинциях такими специалистами по правовым вопросам

После того, как аль-Махмун переселился в Багдад в 819 году, он посвятил себя в основном развитию науки до своей смерти в 833 году. Около 830 г. он основал для этой цели Дом Мудрости ( Бейт аль-Шикма ). В то время мусульмане переняли научное наследие Древней Греции и развили его. Теологи рационалистического движения Muʿtazila оказали сильное влияние на правителя и побудили его использовать Михна незадолго до его смерти , своего рода инквизицию, чтобы преследовать отклоняющиеся учения, которые были в первую очередь направлены против традиционных ученых. Эта религиозная политика продолжалась при двух его преемниках Мутасиме (833-842) и аль-Ватике би-Аллахе (842-847), но при аль-Мутаваккиле (847-861) наблюдалась суннитская реакция.

Развитие арабской империи до битвы при Пуатье

Халиф Муавия I, который назначил преемником своего сына, безжалостно расправлялся со всеми противниками ислама. Его сын Язид I ещё больше раздвинул границы империи, но был осуждён народом за убийство внука пророка Мухаммеда. Его сын продержался у власти не более года, после чего халифом стал представитель поддинастии Марванидов.

Арабская империя в этот период захватила огромные территории в Индии, Афганистане, на Кавказе, и даже часть Франции оказалась в руках у арабов. В Европе остановить завоевателей удалось только в 8 веке великому полководцу франков Карлу Мартелю. Его войска смогли разбить намного превосходящие силы противника в битве при Пуатье.

Ближе к концу данного периода уменьшилось количество военных походов. Роль профессиональных воинов уменьшилась, и они постепенно стали превращаться в помещиков. Так как раньше существовал запрет на покупку воинами земель, они были вынуждены всю свою жизнь проводить в битвах. После снятия запрета, количество помещиков резко возросло.

Распад государства

Халифат при Харун ар-Рашиде (—)

Распад единого Арабского халифата, начавшийся ещё при последних Омейядах, при Аббасидах продолжился.

Назначенный в 755 году губернатором аль-Андалуса один из немногих выживших омейадов Абд ар-Рахман отложился и создал Кордовский эмират в следующем же, 776 году. В 777 году от халифата отложился Магриб, где имам ибадитов Абд ар-Рахман ибн Рустам основал государство Рустамидов. В период 784—789 годов Идрис ибн Абдуллах установил власть над берберскими племенами западной Ифрикиййи, основав на её месте одноимённый шиитский эмират. К 800 году представители рода Аглабидов установили свою власть над восточной частью Ифрикийи, признавая власть Багдада лишь формально.

Таким образом, за первые пол-века правления Аббасидов (до конца правления Харуна ар-Рашида) от Халифата отложилась вся западная (до Египта включительно) часть. Во внутренней борьбе за власть потомки ар-Рашида в 809—827 годах развязали Четвёртую фитну; используя гражданскую войну как повод, в 819 году от Халифата отложились Хорасан и Мавераннахр, где к власти пришли Саманиды, создавшие собственное государство. В 885 году от Халифата откололась Армения, восстановившая таким образом независимость. Разгоревшееся в начале 900-х годов в государстве Аглабидов движение исмаилитов привело не только к падению государств Ифрикиййи, но и переходу Египта в состав Фатимидского Халифата из Аббасидского. В разгар аббасидско-фатимидской войны, в 945 году, шиитская конфедерация Буидов фактически захватила власть в Ираке, признавая верховенство Аббасидов лишь номинально.

С началом вторжения огузов под предводительством Тогрул-бека Халифат утратил последовательно Хорезм и Иран. В 1055 году Аббасиды сами признали верховенство власти Сельджукидов, сохранив за собой лишь духовный авторитет и номинальную автономию в рамках государства Сельджукидов. После начала Крестовых походов и краха Сельджукской империи в 1127 году под властью Аббасидов осталось лишь ядро Халифата — собственно Багдад и его окрестности. С этого времени Аббасиды пользовались покровительством сначала Зангидов, после 1171 года — Айюбидов, а после 1251 года — правителей Мамлюкского султаната, сохраняя за собой лишь верховенство духовного авторитета. Последний халиф из рода Аббасидов был убит войсками Хулагу в 1258 году при штурме Багдада; выжившие аббасиды переселились в Мамлюкский султанат, где к 1368 году их род пресёкся окончательно.

Династия Аббасидов достигла относительного расцвета при халифах аль-Мансуре (Абу Джафар, Абдаллах аль-Мансур, ок. —), аль-Махди (—), Харун ар-Рашиде (—), аль-Мамуне (—). В правление Аббасидов изменился характер верховной власти — из предводителя мусульманской армии халиф превратился в главу всей мусульманской общины, где вероисповедание значило больше, чем этническая принадлежность. При Аббасидах многие неарабы заняли высокие посты в государстве, началось возрождение и расцвет национальных культур. Из-за усиления феодального гнёта имели место народные восстания, которыми руководили Бабек, Муканна и др.

Примечания

Самый известный арабский халиф

Багдадский халиф Харун ар Рашид был самым знаменитым халифом в истории арабского государства. Считается, что именно при нём арабский халифат достиг вершины развития. Правитель очень благоволил к различным учёным, поэтам и литераторам. Однако, весьма развитый в духовной сфере правитель, был совершенно непригодным в качестве военачальника или жесткого администратора. При его правлении страна оказалась предоставленна рукам чиновников, которые спешили набить свои собственные карманы. Точно известно, что Харун ар Рашид послужил прообразом халифа из знаменитой на весь мир книги сказок «Тысяча и одна ночь».

Несмотря на все минусы правителя, именно он смог собрать в своей стране достижения знаменитых мировых культур различных эпох, объединив их на основе арабского языка. При Харуне ар Рашиде империя прекратила экспансию, поэтому бурно начала развиваться торговля. Так как богатому государству требовалось множество различных товаров, которых не было в арабском государстве, торговля послужила толчком к развитию мореплавания. Стали развиваться различные ремесла и искусства. В те времена арабские мастера прославились как лучшие оружейники. Знаменитые дамасские сабли и прочее богато украшенное оружие ценилось на вес золота.

История

Первый полёт прототипа, имевшего обозначение Ка-252ТБ состоялся в 1976 году.

За время серийного производства, с 1984 по 1991 год, на вертолётном заводе в г. Кумертау было выпущено 59 Ка-29.

Принят на вооружение авиации Военно-морского флота СССР 8 августа 1987 года. Вертолёты Ка-29 базировались на десантных кораблях проекта 1174.

С середины 1990-х годов часть вертолётов были переданы из состава Морской авиации в .

Литература

  • Аббасиды // Рыжов К. В. Все монархи мира. Мусульманский Восток VII—XV вв.. — М.: Вече, 2004.
  • Бартольд В. В. Халиф и султан // Бартольд В. В. Сочинения. — М.: Наука, 1966. — Т. VI: Работы по истории ислама и арабского халифата.
  • Альфан Л. Великие империи варваров: от Великого переселения народов до тюркских завоеваний XI века. — М.: Вече, 2006.
  • Фильштинский И. М. История арабов и Халифата (750-1517 гг.). — 3-е издание, исправленное и дополненное. — М.: АСТ: Восток-Запад, 2008. — 349,  с. — (Историческая библиотека). — 2000 экз. — ISBN 978-5-17-05-14-75-5.
  • Аббасидский халифат //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978..

Распад государства

Халифат при Харун ар-Рашиде (—)

Распад единого Арабского халифата, начавшийся ещё при последних Омейядах, при Аббасидах продолжился.

Назначенный в 755 году губернатором аль-Андалуса один из немногих выживших омейадов Абд ар-Рахман отложился и создал Кордовский эмират в следующем же, 776 году. В 777 году от халифата отложился Магриб, где имам ибадитов Абд ар-Рахман ибн Рустам основал государство Рустамидов. В период 784—789 годов Идрис ибн Абдуллах установил власть над берберскими племенами западной Ифрикиййи, основав на её месте одноимённый шиитский эмират. К 800 году представители рода Аглабидов установили свою власть над восточной частью Ифрикийи, признавая власть Багдада лишь формально.

Таким образом, за первые пол-века правления Аббасидов (до конца правления Харуна ар-Рашида) от Халифата отложилась вся западная (до Египта включительно) часть. Во внутренней борьбе за власть потомки ар-Рашида в 809—827 годах развязали Четвёртую фитну; используя гражданскую войну как повод, в 819 году от Халифата отложились Хорасан и Мавераннахр, где к власти пришли Саманиды, создавшие собственное государство. В 885 году от Халифата откололась Армения, восстановившая таким образом независимость. Разгоревшееся в начале 900-х годов в государстве Аглабидов движение исмаилитов привело не только к падению государств Ифрикиййи, но и переходу Египта в состав Фатимидского Халифата из Аббасидского. В разгар аббасидско-фатимидской войны, в 945 году, шиитская конфедерация Буидов фактически захватила власть в Ираке, признавая верховенство Аббасидов лишь номинально.

С началом вторжения огузов под предводительством Тогрул-бека Халифат утратил последовательно Хорезм и Иран. В 1055 году Аббасиды сами признали верховенство власти Сельджукидов, сохранив за собой лишь духовный авторитет и номинальную автономию в рамках государства Сельджукидов. После начала Крестовых походов и краха Сельджукской империи в 1127 году под властью Аббасидов осталось лишь ядро Халифата — собственно Багдад и его окрестности. С этого времени Аббасиды пользовались покровительством сначала Зангидов, после 1171 года — Айюбидов, а после 1251 года — правителей Мамлюкского султаната, сохраняя за собой лишь верховенство духовного авторитета. Последний халиф из рода Аббасидов был убит войсками Хулагу в 1258 году при штурме Багдада; выжившие аббасиды переселились в Мамлюкский султанат, где к 1368 году их род пресёкся окончательно.

Династия Аббасидов достигла относительного расцвета при халифах аль-Мансуре (Абу Джафар, Абдаллах аль-Мансур, ок. —), аль-Махди (—), Харун ар-Рашиде (—), аль-Мамуне (—). В правление Аббасидов изменился характер верховной власти — из предводителя мусульманской армии халиф превратился в главу всей мусульманской общины, где вероисповедание значило больше, чем этническая принадлежность. При Аббасидах многие неарабы заняли высокие посты в государстве, началось возрождение и расцвет национальных культур. Из-за усиления феодального гнёта имели место народные восстания, которыми руководили Бабек, Муканна и др.

Упадок власти

После аль-Мамуна правил его брат аль-Мутасим (833-842). Два заговора побудили его в 836 году построить новую столицу, Самарру , и поставить турецких телохранителей мамлюков . В последующие годы влияние этой гвардии на халифов росло. Преемник Мутасима аль-Мутаваккиль был убит ею в 861 году по наущению собственного сына.

Подобные восстания по очереди совершали бессильные халифы. Халиф бежал в Багдад и был осажден там в 866 году, а затем казнен. Затем произошел внутренний распад империи. Армия потребляла половину доходов государства и требовала надежных источников денег, поэтому Мамун уже основал личную вотчину своему достойному генералу Тахиру (в Хорасане). В последующий период стало обычным отдавать такие вотчины ( икта ) турецким военачальникам, которые вскоре стали править своими землями как независимые феодальные князья.

История

Аварию на газопроводе “Сахалина-1” ликвидировали за неполные сутки

См. также

Расцвет

В 750 году к власти пришла династия Аббасидов, происходившая от дяди пророка Мухаммеда. При них Арабский халифат стал общемусульманским государством, а ислам – интернациональной религией. Столица халифата была перенесена в Багдад.

Халиф в Арабском халифате обладал неограниченной верховной властью. Он был не только главой государства, но и религиозным лидером, главнокомандующим, судьей и прочее. Провинциями халифата управляли эмиры и султаны, назначаемые лично халифом. В их обязанности входили сбор налогов, руководство местной администрацией и командование армией.

В период правления Аббасидов бурное развитие получили наука и культура. С конца VIII века началась активная работа по переводу значимых греческих, персидских и индийских трудов на арабский язык. Халифы всячески поощряли развитие науки и искусств, допуская свободу мысли.

В начале VII века повсеместно стал использоваться арабский язык и были составлены первые упорядоченные грамматики. Благодаря этому ученые из разных регионов халифата получили возможность общаться на одном языке.

В эпоху «Золотого века ислама» мусульманские ученые, философы, поэты, инженеры и купцы внесли весомый вклад в мировую науку, медицину, математику, астрономию, философию, сельское хозяйство и другие отрасли. Практическое значение их достижений помогло развитию халифата.

Власть Буидов

В 945 году Багдад захватили дейлемские горцы армии Буидов (араб. Бувейхиды), шиитской династии, основанной в 920—930-е годы. К этому времени владения халифов включали лишь столицу и её окрестности. Основанным ими государством буидские «эмиры эмиров» управляли от имени халифа, имя которого по-прежнему чеканилось на монетах и поминалось в хутбе первым. В действительности Аббасиды были лишены светской власти, сохраняя лишь духовный авторитет. Теперь им пришлось обходиться без гвардии, пышного двора и родовых поместий, получая средства с одного поместья, переданного на правах икта.

Этимология

Центр Багдада

Есть несколько версий происхождения названия. Наименование «Баград» упоминалось на ассирийских клинописных записях девятого века до нашей эры и на вавилонских кирпичах, отмеченных печатью царя Навуходоносора II (VI век до н. э.).

Значение поселения Багдад резко возросло со времени его основания халифом Абу Джафар аль-Мансуром. Халиф выбрал название Мадинат аль-Салаам, что в переводе с арабского означает «город мира». Это было официальное название, оно чеканилось на монетах и использовалось в других официальных целях, хотя большинство людей продолжали использовать старое название. К XI веку «Багдад» стал почти единственным названием всемирно известного мегаполиса.

Наиболее широко распространённая версия происхождения названия — из среднеперсидского языка от слов bagh ()— «бог» и dād ()— «данный», то есть переводится как «божий дар» или «богом данный». Это, в свою очередь, прослеживается и в древнем персидском языке. Менее распространённая версия говорит о том, что слово образовано от сочетания слов bāgh — «сад» и dād — «данный», и переводится как «подаренный сад», «данный сад».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector